ХР Единство первобытных традиций Структура движени

ХР. 2.7.78.5. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Единство первобытных традиций. Структура движения.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 78.5. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Единство первобытных традиций. Структура движения.


Иллюстрация из открытой сети Интернет.

Полчища орков. Кадр из кинофильма «Хоббит. Битва Пяти Воинств», Питер Джексон, США, Новая Зеландия, 2014.


База данных главы:

Проект: «Анатомия армии»: Из военной истории, науки, практики, Ю. Веремеев, http://army.armor.kiev.ua/hist/ierarx.shtml.

Проект: "Военная литература": http://militera.lib.ru/. Издание: Тактика — М.: Воениздат, 1987. Книга на сайте: http://militera.lib.ru/science/tactic/index.html.

Тактика / Под ред. В.Г. Резниченко. — 2-е изд., перераб. и доп. .  — М.: Воениздат. 1987. — 496 с, 8 л. ил. — (Библиотека офицера). Тираж 100.000 экз. Авторы: В.Г. Резниченко, генерал-лейтенант, д-р воен. наук, проф., засл. деят. науки РСФСР (введение, глава первая); И. Н. Воробьев, генерал-майор, д-р воен. наук, проф. (глава четвертая); Н. Ф. Мирошниченко, полковник, канд. воен. наук, ст. науч. сотр. (главы шестая и восьмая); Ю. С. Надиров, полковник, канд. воен. наук, ст. науч. сотр. (главы вторая, третья, седьмая, заключение); А. А. Сидоренко, генерал-майор, д-р воен. наук, проф., засл. деят. науки РСФСР (глава пятая). Рецензент: М. А. Гареев, генерал-полковник, д-р воен. наук.

Википедия.



Земля. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Единство первобытных традиций. Структура движения. 47 000 до н.э.


Продолжение стадии древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.), Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.), стадии потепления «интергляциал Вюрм II Мурсхофд (Перигор VII)» (51 000-46 500 до н.э.).

Уровень мирового океана на 60-61 м ниже современного уровня. Вся территория будущей Канады покрыта мощным слоем круглогодичного оледенения, а большая часть Северной Америки находится внутри полярного круга вблизи от «допотопного» Северного полюса, центр которого располагается на юго-западном побережье Гренландии.

«Допотопный» Южный полюс в данное время (50 000-40 000 до н.э.) находится в восточной части Антарктиды (Восточная или Большая Антарктида), обращённой к Австралии и Новой Зеландии.

Несомненно, передвижение первобытных людей по земле, по местам и территориям, по районам, областям и странам осуществлялось естественным образом организованно, а именно, коллективно: группой, семьёй, общиной, командой, ватагой, стаей, дружиной, родом, кланом, племенем, толпой, стадом, народом, массой.

Каким же было или могло быть внутренне устройство, пространственное строение и организация коллективного движения-передвижения первобытных людей данного (50 000-40 000 до н.э.) и последующего времени? Какой была структура движения человеческих объединений первобытных людей, в частности, классических кроманьонцев?

Структура (от лат. struct;ra — «строение») – это «совокупность связей между частями какого-либо объекта», их взаимодействие, взаимообусловленность, взаимодополняемость, а также расположение в пространстве и времени, организация и конструкция, размеры и формы частей чего-либо целого (объединённого, составного).

Ясно без доказательств, что элементарная, первичная, основная или традиционная семья в структуре человечества, например, состоит из мужчины-мужа, женщины-жены и ребёнка (детей). Эта семейная ячейка дополняется родственниками – близкими и дальними. Структура семьи усложняется. В большой по численности кровнородственной семье появляются: бабушки, дедушки, братья, сёстры, разновозрастные дети, их мужья и жёны, дети родственников, внуки.

Большие родовитые семьи разрастаются во времени и пространстве, наполняются родичами и пришлыми людьми (женихами и невестами) из других семей. Так, постепенно возникает кровнородственная семья-община, в которой кровное родство сменяется на родовое, то есть родственную связь по имени родоначальника (родоначальников, прапредков).

Разросшиеся во времени и пространстве семьи-общины ещё более разделяются, от них отходят другие семьи-общины со своими родоначальниками, которые в свою очередь становятся предками и прапредками своих родов.

Однако традиционно во все времена и у всех народов-наций современного человечества (человечеств) родство и незримую связь между родителями и детьми определяли по «зову крови» или «по крови».

Изначально, вероятнее всего, близкое родство определялось классическими неандертальцами и классическими кроманьонцами данного времени (50 000-40 000 до н.э.) по материнской линии, то есть по матери.

При этом родовитость, то есть знатность, именитость, сановитость, значимость, похожесть, принадлежность к какой-либо знатной семье или роду определялась по самцу-главарю, по отцу-родоначальнику.

Дело в том, что в кочевых семьях-общинах, которые путешествовали, перемещались и мигрировали в условиях опасностей и помех окружающей среды и мира, естественно, неизбежно и закономерно возникло и традиционно сохранялись близкие половые отношения между членами семьи и родственниками, формировались кровнородственные гаремные семьи-общины.

Кровнородственные браки, половые союзы и половые отношения неизбежны, когда нет никакой замены родственникам, когда большие семьи-общины кочуют по безлюдным местам, когда первобытная жизнь и жизнедеятельность семьи-общины зависит от количества рабочих рук и ног, от количества охотников-воинов и матерей-рожаниц.

Завоеватели всех времён и весей традиционно насиловали женщин завоёванных народов, уводили их в плен, похищали (воровали) молодых красивых и знатных женщин.

Делалось это потому, что издревле практически все первобытные люди всех человечеств фактически, действительно и реально ведали-знали – браки между кровными родственниками увеличивают риск рождения потомства с тяжёлыми врождёнными заболеваниями, пороками, уродствами и изменениями (мутациями). При этом дети, рождённые от неродственных браков, рождались здоровыми, нормальными, красивыми…


Однако изначально и ещё очень долгое время (практически до современности) браки между двоюродными сёстрами и братьями, между дальними родственниками будут считаться нормальными, естественными и даже желательными в целях сохранения «чистоты крови и родовитости»…

Современные научные данные доказательно свидетельствуют, что «от брачного союза двоюродных братьев и сестёр дети с пороками рождаются на 2% чаще, а смертность таких детей на 4% выше, чем в обычных, традиционных, неродственных семьях». Это считается «небольшими рисками», однако во многих странах и у многих народов кровнородственные браки запрещены…

Причина в том, что породистость, генотип или фенотип «внутри замкнутого круга людей на протяжении всего времени существования поколений такой кровнородственной популяции» не обновляется.

Потомство близких кровных родственников только с виду может быть здоровым, красивым и типично схожим с предками-родоначальниками, а на самом деле они могут быть носителями генетических пороков-мутаций.

Если «дефектный ген» получен по наследству от одного только родителя, то генетическое заболевание может не проявиться. Если дефектные гены получены от обоих родителей, то порочный дефект в потомстве обязательно проявится…

Так наследуются внешние физические дефекты-пороки, глухонемота, альбинизм, заболевания нервной системы и другие врождённые и наследственные болезни.

Потомство, рождённое в кровнородственных семьях, страдают от различных заболеваний в 10 раз чаще и сильнее, чем дети, рождённые в неродственных семьях. Кроме этого, такое потомство чаще всего погибает сразу после рождения, страдает от различных пороков, плохо развивается и обучается, беспомощное в обычной жизни.

Хуже всего то, что повзрослев, мужчины и женщины, рождённые в кровнородственных семьях, чаще других страдают от бесплодия, преждевременных родов и выкидышей…

Таким образом, физиологические и генетические закономерности существования и развития человеческих организмов (любых живых организмов) естественно, неизбежно, реально и действительно пагубно влияют на браки между близкими родственниками – отца с дочерью, матери с сыном, родных братьев и сестёр.

Вот почему гаремные семьи-общины разделяются и объединяются в неродственные человеческие объединения. Вот почему неизбежно возникают путешествия, странствия, переходы в поисках не только обетованных «мест богатых дичью», но и новых людей, неродственных «невест» и «женихов».


Кстати, общечеловеческая традиционность кровнородственных, но не близкородственных браков, подтверждается в современной истории: английский учёный натуралист и путешественник Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) и американский государственный деятель и 16-й президент США Авраам Линкольн (1809-1865) были детьми от родственных браков, а величайший национальный русский поэт, драматург и прозаик Александр Сергеевич Пушкин «родился от брака дяди с троюродной племянницей».

Знаменитый древнеегипетский фараон Тутанхамон был сыном своей сводной сестры, от которой наследовал тяжёлое врождённое заболевание, а вырождение династии греко-египетских правителей Птолемеев будет следствием единокровных браков…


Закономерность объединения кровнородственных семей-общин обусловлена не только традицией удачных родственных браков, но и особенностью наследственных генов определять физические, умственные и интеллектуальные особенности индивида-личности в новых поколениях.

Современные исследования доказательно свидетельствуют: вероятность рождения талантливых детей (вундеркиндов) от 50-летних отцов (родоначальников) гораздо выше по сравнению с 20-летними здоровыми мужчинами, но у женщин всё наоборот – самые здоровые и талантливые дети рождаются от 20-летних, а самые проблемные дети – у 40-летних…

Эта эволюционная генетическая закономерность будет основополагающей практически во всех феноменах и факторах общечеловеческой жизнедеятельности на все времена…


Таким образом, на структурную организацию больших человеческих объединений, на их движение в пространстве и времени, на их кочевой образ жизни, на их путешествия, странствия и миграции влияют не только наследственные и благоприобретённые обычаи и традиции жизнедеятельности людей, но, прежде всего, генетическая и наследственная эволюция в развитии человечества (человечеств).

Вот почему любые по численности человеческие объединения (от двух человек, до массы) обязательно, неизбежно и естественно структурируются или системно организуются, упорядочиваются, становятся традиционными, устойчиво сохраняют в потомстве свою целостность и тождественность самому себе, то есть изначальной форме человеческого объединения.

Причём анализ структуры любого человеческого объединения позволяет исследовать структуру (системную взаимосвязь) развития этого объединения и структуру (системную взаимосвязь) самого процесса развития, то есть процесса человеческой жизнедеятельности в пространстве и во времени.


Действительно, любое объединение живых существ, в том числе и любое человеческое объединение, естественно возникает, образуется или намеренно создаётся-образуется (структурируется) при условии совокупности устойчивых взаимосвязей и с определённой целью, обеспечивающих целостность такого объединения. Как только цель достигнута или нарушается устойчивость связей – объединение распадается…

Простое знакомство, мимолётная встреча, совместное выполнение трудовой операции или участие в каком-либо общем деле – это тоже системное структурирование, образование временных человеческих объединений.

Вот почему человеческие отношения, ощущения и чувственные переживания тоже структурируются, организуются, становится привычными, обычными и традиционными. Вот почему в первобытной (генетической, врождённой, наследственной) и современной (моментальной, оперативной, рабочей) памяти возникает структурная системная связь «переживаемого опыта с предшествовавшим опытом, а также с приобретённой или врождённой предрасположенностью».

Вот эта «приобретённая или врождённая предрасположенность» и есть традиция, структурная традиционность, в частности, возникновения и формирования супружеских или брачных пар мужчин и женщин…

Кстати генетически врождённая, наследственная и благоприобретённая «предрасположенность» является структурной конституцией, типичностью, нравом и характером индивида и личности, его структурным (целенаправленным) поведением в семье, в личных, дружеских и родственных отношениях, в быту и в обществе.


По закону подобия (всё подобно всему) структура, как единство, организация и упорядочивание каких-либо элементов, например основных инстинктов, входит в отношения, свойства и феномены более сложной структуры – системы или сложносоставного комплекса проявляющихся инстинктов. Так, например, возникает структура-система жизненных функций человеческого организма…

Таким образом, на основе генетических, врождённых, наследственных, инстинктивных и традиционных «предрасположенностей» возникают и формируются структуры-системы отношений разных человеческих объединений - дружеских, половых, брачных, семейных, бытовых, товарищеских, трудовых, культурных, общественных, социальных, религиозных, экономических, правовых, идеологических и политических.


Так неизбежно, несомненно, обязательно, естественно и закономерно структура или организация элементов чего-либо целого неотделима от системности или жизнедеятельности (функционирования) этого целого. Структура не может быть вне системы так же, как система не может быть неструктурной.


Вот почему автор исследует и реконструирует структуру-систему движения первобытных людей данного времени (50 000-40 000 до н.э.) на основе общечеловеческой системности возрастного физиологического и интеллектуального функционирования и жизнедеятельности типичного человеческого организма (организмов) и типичных, естественных и традиционных человеческих объединений.

Вот почему автор утверждает, что строение, расположение и порядок движения и жизнедеятельности первобытных и современных людей в процессе переходов, путешествий, странствий, кочевий и миграций всегда были и являются совокупностью устойчивых во времени, пространстве и в памяти поколений структурно-системных связей, их традиций и их истории развития.

Эти устойчивые инстинктивно-сознательные структурно-системные связи-традиции обеспечивают неизбежное, естественное и закономерное сохранение основных свойств общечеловеческой и национальной жизнедеятельности при различных катастрофических, революционных или эволюционных внешних и внутренних изменениях. Вот как структурно-системное единство обеспечивает преемственность общечеловеческих традиций…


Итак, структура движения первобытных людей…


Минимальной и оптимальной по численности группой отдельных странников, путешественников и мигрантов, способной постоять за себя в случае опасности, способной обеспечить себя всем необходимым в походе, способной распределить время движения, отдыха и поочерёдной круглосуточной охраны, является «отделение» - отдельная группа в количестве от 2 до 3-5 человек.

Действительно, например, в группе из трёх охотников-воинов передний занят тем, что торит активно дорогу, средний – контролирует обстановку и оберегает впереди идущего товарища, а замыкающий, уверенный, что передние двое надёжно обеспечивают ему защиту и правильный путь, чутко ощущает спиной (спиной, гузкой) опасность и оберегает тыл группы.

Группа из трёх человек – это минимальная семейная ячейка: отец, мать и ребёнок.

На троих лучше всего «соображать», обдумывать ситуацию, обсуждать, искать правильное решение.

Для полной устойчивости любой системы необходимы минимум «три точки опоры».

Делить на три части любую нагрузку (ответственность) лучше, чем пополам, так как точно пополам никогда не получается.

При выборе решения, мнение двоих (большинства) более весомое (решающее), чем мнение одного и действия группы лучше согласуются.

Кроме этого, «бог любит троицу», поэтому любому «уму» (человеку) требуется «разум» (первый ум, царь в голове, отец-командир), а им обоим – «святой дух» (структура-образ матери-родины, совесть, память предков, традиции).

Вот почему по закону подобия (всё подобно всему) в группе-отделении первобытных охотников-воинов из трёх человек обязательно есть самый авторитетный, сильный и опытный вожак-командир (Илья Муромец), надёжный, умелый и знающий охотник-воин-ведун (Добрыня Никитич) и ловкий, быстрый и находчивый воин-стрелец (Алёша Попович).


Следующая группа-отделение уже может быть небольшим отрядом (отдельным рядом), в котором обычно бывает от 3-5 до 7-9 человек. Семь человек, объединённых общими жизненными интересами, заботами и обязанностями, – это уже семья, братство, содружество, команда.

В такой «братской семье» охотников-воинов-мигрантов по закону подобия (всё подобно всему), как правило, неизбежно и естественно складываются почти родственные близкие отношения, потому что такое количество людей находится практически в одном месте, вместе, едино и едят они «из одного котла».

Если развести среднего размера костёр-очаг, который будет экономично расходовать заготовленное топливо, одновременно приготавливая пищу и обогревая пространство, то вокруг такого костра удобно и справедливо (в равной близости от огня, света, тепла и котла), могут в тесноте, но не в обиде расположиться до 7-9 человек.

Тоже самое происходит во временном, переносном или постоянном первобытном жилище-шалаше, в котором вокруг центрального костра-очага располагаются члены семьи (смотри «ХР. 2.7.19. Эпоха мифических цивилизаций. Устройство первобытных жилищ»).

Небольшой отряд-отделение из 7-9 человек уже нуждается в хорошем опытном вожаке-командире и помощниках, которые командуют-управляют отделениями по три человека. Здесь уже обязанности по безопасному продвижению и жизнеобеспечению распределяются между отделениями-тройками в зависимости от условий окружающей среды и мира.

Трудовые и боевые возможности такого отряда-отделения из 7-9 человек уже более значительные, чем тройки охотников-бойцов и они могут сразиться практически с любым хищным зверем, например, с пещерным медведем, бизоном, носорогом и мамонтом.


Однако гарантированный успех локальной охотничьей или боевой операции (засады, набега, вылазки) может быть только у оперативно-тактической группы – отряда-отделения из 9-15 человек. При этом в составе такого отряда-отделения могут быть не только одни охотники-воины, но и их помощники, например, проводники, специалисты, мастера, ведуны, лекари, шаманы.

Такой отряд-отделение охотников-воинов или странников-путешественников может действовать как небольшая сплочённая стая хищников, которая может легко «рассыпаться» на тройки или небольшие отряды-отделения, «раствориться» в складках местности, а потом неожиданно быстро соединяться в плотный и сильный отряд-стаю.

Такие группы охотников-воинов-людей численностью от 3 до 15 человек потому и называются «отделениями», потому что могут существовать отдельно от более крупных человеческих объединений – отрядов-общин.

Кстати, отделения первобытных охотников-воинов могут быть кровнородственными и даже семейными, если семьи достаточно большие…


Как несколько объединённых разнородных семей составляют общину, так и несколько отделений охотников-воинов составляют отряд-взвод.

По современным научным понятиям «община – это добровольное объединение, общность людей, сплотившихся на межэтнической, профессиональной, производственной, территориальной и т.п. основе для совместной деятельности», тоже самое, что «братство», «содружество» или «объединение животных: стая, стадо либо самоуправляемая организация жителей какой-либо территориальной единицы» (Новый словарь русского языка Т.Ф. Ефремова).

В  том же «Новом словаре русского языка» даётся другое определение понятия: «община - это форма организации общества, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным трудом и уравнительным распределением, а также полным или частичным самоуправлением (при первобытнообщинном строе)».

В толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова и Д.Н. Ушакова определения понятия «община» такие же –
«при первобытнообщинном строе: форма организации общества, характеризующаяся коллективным владением средствами производства, совместным ведением хозяйства, полным или частичным самоуправлением». Приводятся примеры общин: родовая община, крестьянская община, земляческая община, негритянская община (в США), религиозная община, сектантская община (организация).

По Словарю русских синонимов «община» - это:

общество,
общность,
коммуна,
фаланга,
организация,
клан,
союз,
кагал,
консорция,
бегетрия,
септ,
товарищество,
ассоциация,
группа,
вервь,
приход,
сообщество,
синагога,
задруга,
монастырь,
братство,
землячество,
печище,
мир,
шэ,
лига,
громада,
артель.


Общность определений понятия «община» и количество разнообразных синонимов этому понятию доказательно свидетельствует о традиционном понимании и признании добровольности братского содружества организованного человеческого объединения, истоком и примером которого, несомненно, являлась стая или стадо человекоподобных гоминид.

Каждое из приведённых слов-синонимов слову-понятию «община» является самостоятельной структурой-образом, понятием, имеющим определённое смысловое содержание, определяющее форму и организацию конкретного человеческого объединения.

Для целей «Хронологии» и задачи данной главы важно то, что несколько отделений охотников-воинов составляют отряд-взвод – общину с коллективной собственностью на орудия труда и боя, совместным трудом и уравнительным распределением, а также полным или частичным самоуправлением.

Только, в случае целенаправленного передвижения по незнакомой местности полной опасности, эта община уже не мирное сообщество людей, а стая охотников-воинов действительно «взвод» - «на взводе», то есть настороже…


В современном военном взводе от 2 до 4 отделений или от 6 до 60 человек (может быть больше), причём такая структура и численность взводов традиционна для всех видов и родов войск. По закону подобия (всё подобно всему) такую же структуру и численность имеют отдельные территориальные добровольные объединения семей, родов или иных групп людей.

Характерно и традиционно во главе общин-взводов стоят не просто авторитетные, сильные и умелые вожаки-специалисты (по современной терминологии – сержанты, старшины, мичманы, прапорщики), но уже профессиональные организаторы, начальники, командиры, то есть офицеры на уровне младшего лейтенанта, лейтенанта или старшего лейтенанта.

(О структуре, чинах и званиях военной и гражданской службы с первобытных времён будет поведано автором в последующих главах «Хронологии»).


Неизбежное наличие единого начала или командования всеми отделениями-группами-семьями, входящими в общину-взвод, естественно, обязательно и закономерно обосновано тем, что жизненно необходима координация-согласование действий отделений-групп в едином движении всей стаи-стада.

В стадах различных животных (в том числе в стаях-стадах человекообразных обезьян) функцию такого единого начальника-командира, как правило, выполняет самый крупный, самый опытный, самый боеспособный самец-вожак. На такого самца-вожака поглядывают, заглядываются и равняются все остальные самцы, особенно самки.

Кстати, все современные женщины всех времён и народов инстинктивно продолжают следовать единой общечеловеческой традиции поглядывать-заглядываться на самых крупных, самых сильных, самых брутальных (привлекательных, горячих, ярых, хулиганистых), самых удачных и успешных мужчин-героев, сравнивать своих мужчин с ними, ставить их в пример своим мужьям и детям…

В человеческих объединениях, особенно в объединениях кочевников, странников, путешественников, завоевателей, мигрантов, обязательно возникают авторитетные начальники-командиры, которым естественно и традиционно начинают подчиняться все вожаки всех групп-отделений, входящих в объединение. Причём отношения в таком объединении среди вожаков и начальников-командиров строится по древнейшим традициям естественных отношений доминирования (соподчинения).
Истоки таких естественных отношений доминирования (соподчинения) находятся во времени в периоде 19 000 000-14 800 000 лет до н.э. (Смотри «ХР 1. 20 Неогеновый период. Средний Миоцен. Плиоцен»).

Как правило, такими начальниками-командирами традиционно становятся герои-демиурги, герои-вдохновители, герои-вожаки-вожди. Они наделены природой не только большой физической силой, ловкостью, храбростью, силой воли и харизматическим (привлекательным) характером, но и выдающейся сексуальностью – плодовитостью потомством, необузданностью нрава, сексуальной энергией, выдающимися «причиндалами»…

Кстати, это ведическое наблюдение-вывод относится не только к мужчинам, но и к женщинам, которые часто, если не всегда, тоже становятся героинями-демиургами, героинями-воительницами, героинями-начальницами и командиршами, а также знаменитыми героинями-блудницами или авторитетными Великими Матерями – рожаницами-роданицами…


Начальники-командиры общин-взводов:

принимают решения, которым подчиняются все члены общины-взвода;
замышляют цель передвижения, охоты или боя;
определяют тактику и порядок передвижений отделений-групп;
организуют подготовку общины-взвода к движению;
расставляют группы-отделения на местности;
ставят им тактические и конкретные задачи;
следят за состоянием здоровья, подготовкой и готовностью членов общины-взвода;
координируют действия и передвижение отделений-групп и
выполняют ещё массу различных функций, задач и дел.


Порядок действий общины-взвода на охоте или в бою будет исследован в отдельных главах «Хронологии», а здесь автором предлагается реконструкция вероятной задачи и порядка действий общины-взвода в путешествии, в странствии, во время миграции по незнакомой местности. Данная реконструкция по закону подобия (всё подобно всему) будет выполнена на основе традиционных «боевых задач и боевого порядка взвода в наступлении».

Несомненно, тактические задачи каждой группы-отделения определяются общим замыслом организации путешествия, целью суточного перехода, характером пути следования и местности, наличием помех и сопротивления, а также уровнем подготовки и возможностями членов групп-отделений и простых (рядовых) участников путешествия.

Конкретные функции и задачи групп-отделений общины-взвода определяются, вероятно, некоторой специализацией (умениями и возможностями), тактическим замыслом движения по незнакомой местности, шириной и глубиной конкретного района событий путешествия («район охоты», «поле боя», «место действия»).

Содержание конкретной дневной задачи путешествия – достижение определённого места (пункта, ориентира) в конкретном районе на местности и выполнение определённой работы, например, добыча мяса на охоте, зерна – на поле, топлива – в лесу, воды – из ручья.

Целью суточного перехода является достижение и овладение определённым дальним местом (местностью, рубежом, территорией) на пути следования. Овладение так, чтобы нахождение на новом месте всех и каждого было безопасным, удобным и сытным.

Так как целью путешествия-странствия является овладение определённого места, местности, рубежа или территории, то передвижение групп-отделений общины-взвода, как правило, осуществляется фронтом, то есть относительно широкой полосой – до 300 метров, а в узких местах – до 150 м.

При этом каждая группа-отделение либо выбирает, либо каждому поручается достижение определённого объекта на местности и наиболее удобное направление движения к нему. Если на пути следования общины-взвода есть объект охоты, помехи или активное сопротивление, то группы-отделения действуют в так называемом «боевом порядке».

Боевой порядок общины-взвода – это заранее оговорённое (организованное, опробованное, отрепетированное) расположение на местности групп-отделений для ведения эффективной охоты, боя или преодоления помехи. Боевой порядок общины-взвода по закону подобия (всё подобно всему), например, соответствует порядку расположения стада животных во время угрозы нападения хищников или расположению стада животных на марше в опасной местности.

Боевой порядок общины-взвода всегда соответствует сложившейся обстановке, так как в большей степени создаётся врождёнными и благоприобретёнными инстинктами, традиционными и заученными действиями, жизненным опытом и специализацией, а также личными способностями и возможностями всех и каждого.

Начальник-командир общины-взвода так строит свою общину-взвод, чтобы обеспечить успешную добычу объекта охоты, преодоление помех и подавление сопротивления. При этом решающее значение имеет умение начальника-командира сочетать и использовать глазомер, быстроту и натиск.

Успех любого дела в общине-взводе всегда зависит от тесного взаимодействия групп-отделений и непрерывного управления ими начальника-командира общины-взвода. В этом отличие организации деятельности общины-взвода от деятельности более крупного по численности объединения людей – рода-роты.

Обычно общины-взводы входят в состав рода-роты, но могут быть вполне самостоятельными во всех отношениях, так как уже могут защитить и обеспечить себя сами.

Однако исконная первобытная традиция властью основных инстинктов вынуждает людей создавать семьи. Ранее, в эпоху гоминид и архантропов, - гаремные семьи-стаи с одним самцом-главарём, несколькими подчинёнными самцами и самками, затем в эпоху питекантропов и неандертальцев – кровнородственные общинные семьи с доминирующим мужчиной-самцом, несколькими мужчинами-родственниками и несколькими (многими) общими женщинами-жёнами, а теперь, в данное время (50 000-40 000 до н.э.), в эпоху классических неандертальцев и классических кроманьонцев – кровнородственные общинные объединения семей, имеющие единых общих первопредков (рода-праотца и прамать-роданицу).

Такое объединение родных и родственников, ведущих своё кровное родство, как по отцовской, так и по материнской линии, через несколько или многие поколения, является родом в обычном понимании (толковании) и ротой – в военном.

Военные матросы традиционно называют друг друга «братишками», а сухопутные военные – «братцами», потому что у них у всех есть общее начало – отчизна-отец и родина-мать, и они все ощущают общее родство своей страны, земли, мира, нации, народа (земляки).


Несколько общин-взводов составляют род-роту. Обычно род-рота объединяет от 2 до 4 общин-взводов или от 12 до 240 человек. При этом в род-роту могут входить и несколько отдельных семей-отделений, не входящих ни в одну из общин-взводов.

Дело в том, что такое человеческое объединение занимает уже относительно большую территорию обитания-кормления. Так, по примеру современных племён, ведущих традиционный первобытнообщинный образ жизни, для обеспечения пропитанием и необходимым сырьём жизнеобеспечения одной семьи-отделения (от 3-5 до 7-9 человек) в условиях присваивающего первобытного хозяйства (охота и собирательство), необходима площадь кормовых и сырьевых угодий не менее чем 20 кв. км.

Для жизнеобеспечения рода-роты из 12 человек требуется не менее 40 кв. км кормовой территории, а для первобытного рода-роты из 240 человек – 400 кв. км (сравните - площадь современного города Калуга с населением 342 960 человек всего 170 кв. км).

Перемещения и местные миграции групп охотников-воинов, семей-отделений и общин-взводов на расстояния дневного перехода (20-30 км) на относительно большой территории требуют: большей координации и связи; длительных переходов и путей сообщений; мест ночёвок, стоянок, водопоя и кормления; схронов и баз снабжения.

Естественно, неизбежно и закономерно кто-то один или несколько человек должны знать-ведать, понимать и осознавать всю картину расположения, размещения и обеспечения всех общин-взводов и семей-групп-отделений рода-роты. Этот «кто-то» является либо родоначальником рода-роты, либо его прямым потомком, наместником, то есть вождём или «отцом-командиром».

В современной воинской структуре начальником-командиром роты является офицер в звании «капитан».

Хотя это слово (лат. capitaneus) появится только в Средние века во Франции, а России - в XVI веке н.э., само понятие начальника-командира какой-либо объединённой группы-подразделения какого-либо ещё большего объединения-организации возникло, вероятно, в данное время (50 000-40 000 до н.э.) – в период активных миграций человеческих объединений классических кроманьонцев по всей Ойкумене, в период формирования генетических родоначальников всех современных народов мира.

Характерно, что в традиционном современном толковании понятие «капитан» является определением «офицерского звания или чина, а также лица, имеющего это звание и чин». Происходит это от того, что изначально «капитан» являлся «главой какой-либо команды, избираемый ею из своих рядов».

Например, традиционно на флоте (особенно среди вольных, своевольных и разгульных пиратов) капитаном-командиром судна-корабля выбирался самый авторитетный, умный, сильный, грамотный, умеющий, волевой и привлекательный человек.

Слово-понятие «капитан» созвучно со словами-понятиями «капитал», «копилка», «копить», «капище», и это не случайно.

Капитал (лат. Capitalis) – это «главный», «доминирующий», «основной». В современном толковании «капитал» - это «совокупность имущества, используемого для получения прибыли». Поэтому «капиталист» - это человек, который «направляет активы (капиталовложения, инвестиции) в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли».

Капитал, как совокупность имущества, используемого для получения прибыли (экономического эффекта), формируется за счёт взноса владельца этого капитала в производство, в дело, например, в путешествие-исследование новых месторождений сырья, в миграцию на новые места «богатые дичью», в захват новых территорий-стран…

Кроме этого, капитал формируется за счёт переоценки обществом, людьми, потребителями какого-либо имущества, например, запасы зерна или мяса у какого-либо владельца-капиталиста приобретают «добавочный капитал» (ценность, «вес», значимость, доходность).

При этом капитал неизбежно, обязательно и естественно формируется за счёт «нераспределённой прибыли и резервов», которые образуются от приобретённой прибыли имущества, ценностей, сырья и материальных возможностей (экономической силы).

Например, охотники-воины-путешественники-мигранты, снабжённые владельцем-капиталистом продуктовых запасов, снаряжения, экипировки, орудий труда и боя, вернулись домой с богатой добычей и тем самым привнесли этому владельцу-капиталисту прибыль или результаты своей охоты, боя, путешествия-миграции. Теперь эта прибыль и эти результаты подлежат справедливому распределению, делёжке…

В гаремных семьях древнейших гоминид практически вся прибыль или результаты охоты и собирательства в первую очередь доставались самому сильному и главному самцу, а затем распределялись (делились) между членами семьи-гаремы, естественно, с учётом близости к главарю-самцу (смотри «ХР 2.4.22. Эпоха человека разумного. Ритуал делёжки»).

В первобытных семьях-общинах и общинах-родах традиционно вся прибыль и результаты охоты, собирательства, труда и жизнедеятельности (кроме личных вещей, предметов, украшений, памятных вещиц, амулетов, оберегов, чуринг, сувениров и личных орудий-оружия), принадлежит всей семье и находится во владении-распоряжении-управлении кого-то главного – главы семьи, родоначальника, вожака группы-отделения, общины-взвода, рода-роты.

Когда имущества-капитала немного, то с ним может справиться глава-начальник-командир семьи-отделения или общины-взвода. Когда общего имущества-капитала много, например, запасов продовольствия или сырья для изготовления орудий труда и боя, одежды-экипировки, вещей и предметов быта и т.п., тогда нужен кто-то один, который этим всем заведует, то есть ведает-знает, где, что и как хранится, сколько этого, в каком оно состоянии.

Для того, чтобы ведать-знать «где-что лежит» нужна хорошая зрительная память, пространственное воображение и понимание, знание примет, ориентиров и тайных знаков, отмечающих места схронов – мест, ям, пещер, тайников, где спрятаны дорогие, нужные и полезные вещи и предметы.

Несомненно, естественно, неизбежно и закономерно люди (первобытные или современные) традиционно могут доверить хранение, сбережение, управление, владение и распоряжение прибылью, добытым имуществом и результатами своего труда только авторитетным и доверенным людям (либо подчиниться насилию, давлению).

Естественно, что наиболее важное имущество и ценные вещи, от которых зависит благополучие и жизнь людей, семьи, общины и/или рода, хранятся там и так, чтобы о них не узнали крайне нуждающиеся, голодные, недоброжелатели, воры, грабители, противники или враги. Для организации тайного или сакрального сохранения, хранения и использования общим имуществом нужна думающая и знающая «голова»…

Так, самым простым и естественным образом из жизненной практики возникло слово-понятие «голова» как организатор и руководитель пользования, владения и распоряжения (делёжки) общим имуществом-капиталом. Вот почему старо-латинское слово «capitaneus» (капитан) возникло из такого же старого слова «caput» - голова.

Капитаны или главы родов-рот – это первые из начальников-командиров-руководителей, которые сами непосредственно не участвуют в тех действиях и делах, которые осуществляют на местности или на поле боя группы-семьи-отделения и/или общины-взводы, но организуют и направляют их действия, обеспечивают их всем необходимым из общего имущества-капитала рода-роты (семей-отделений и общин-взводов).

В мирное время эти капитаны-главы родов-рот получают общепризнанный статус родоначальника или «головы», наделённой не просто умом, как начальники-командиры-главы семей-групп-отделений и общин-взводов, а разумом, то есть «первым умом среди всех умов».

Характерно, что люди традиционно признают авторитет и первенство ума того, кто умеет справедливо, то есть без обид и ощущения несчастья, разделить что-то общее на всех по заслугам, по чести и званию, по потребностям и необходимости.

Отсюда, например, возник общепринятый принцип-закон – всё лучшее детям, самое питательное и полезное беременным и кормящим матерям, самое острое, эффективное и прочное – охотникам-воинам, а самое красивое – любимым…

Справедливое распределение-делёжка общих благ, прибыли, результатов общего труда – это настоящее искусство жизненной (бытовой) политики, выражение общепринятых врождённых традиций и обычаев благоприобретённого господствующего мировоззрения.

Вот почему неформальная должность «хлебореза» в армии и на флоте является одной из самых почитаемых, желанных и подконтрольных обществу. Хранитель и распорядитель хлеба (благ, питания, ресурсов, имущества, капитала) является самым важным лицом в структуре и иерархии человеческого объединения любого вида и формы.

Естественно и неизбежно хранитель и распорядитель благ питается и живёт за счёт этих благ, поэтому практически любого главу или «голову», начальника-чиновника среднего уровня, люди ещё называют «жрец».

По современным научным понятиям «жрец» - это «служитель культа, посредник в общении людей с миром духов, божеств и богов». Считается, что старославянское слово «жрец» происходит от слова-понятия «жрьти» - «приносить жертву».

Действительно, начальник-командир, глава рода-роты, который сам непосредственно не участвует в реальном, фактическом и действительном движении на передовой линии, в охоте или в бою, но организует, снабжает и обеспечивает движение, охоту или боевое столкновение групп-отделений, общин-взводов и рода-роты, - вольно или невольно отправляет людей, охотников и воинов в опасный путь, приносит их в жертву необходимости или обстоятельств.

При этом глава рода-роты остаётся тем человеком, который пользуется, владеет и распоряжается плодами коллективной охоты и собирательства, добычей, прибылью, общим имуществом, капиталом всего рода-роты – совокупности общин-взводов, семей и групп-отделений.

В общечеловеческой традиции всех весей, времён, наций и народов сохраняется принцип совершения религиозно-магических обрядов и ритуалов преимущественно главами самых многочисленных родовых групп-семей-общин от имени всего рода либо особо одарёнными и подготовленными людьми (шаманами, ведунами, знахарями, жрецами, магами, волхвами, ясновидцами, прорицателями, пророками, волшебниками, колдунами, астрологами, святыми, священниками, экстрасенсами).

Умение и талант тактически видеть и мыслить, представлять и планировать, моделировать и прогнозировать – вот качества, необходимые хорошему руководителю любого человеческого объединения, особенно такого сложного, как разнородные семьи, люди, группы, коллективы-стаи или толпа-стадо.

Главы родов-рот – это первые начальники-командиры первобытного времени, которые естественно или намеренно являются специально освобождёнными от тягот реальной фактической бытовой жизни, от необходимости добывать своим личным трудом средства питания и жизнеобеспечения. Они получают в виде жертвы из «общего котла», из общей коллективной собственности рода-роты всё необходимое для жизни и успешного выполнения возложенных на них функций.

Вот почему ещё одно фактическое содержание слова-понятия, звания-чина «капитан» - это собиратель и хранитель жертв от «общего котла», от общего результата, от прибыли коллективной охоты-боя, которые собираются в хранятся в тайных скрытых и защищённых сакральных местах – в тайниках, схронах, ямах, пещерах, закромах, капищах. Здесь копится и накапливается общее имущество общины-взвода, рода-роты, которым заведует глава рода-роты – капитан.

Вот почему, кстати, возникло и сохраняется слово-понятие, звание-чин «каптенармус» - заведующий цейхаузом, мундирами и вообще амуницией, «цейхгаузный смотритель». Цейхауз или армерия (нем. Zeughaus – «дом для оборудования») – это «военная кладовая для оружия или амуниции» (Википедия).


Начиная с объединения первобытных людей в роды-роты, из среды родоначальников, глав многочисленных и могущественных семейств-взводов, начали выделяться профессиональные организаторы-смотрители-хранители, начальники-командиры-жрецы-вожди.

Это были, как правило, старейшие родоначальники, хранители и ревнители традиций, коллективного житейского опыта, ведических знаний, обычаев, ритуалов и культов, бытовых правил общежития и исторической мифологии рода-народа, организаторы и вдохновители коллективных действий – миграций, переселений, набегов, коллективной сезонной охоты и коллективного сбора-собирательства дикорастущего урожая съедобных растений.

Избегая активных рискованных действий, не участвуя непосредственно в опасной охоте или в бою, не получая травм и увечий, наоборот, получая гарантированное полноценное питание, защиту и заботу, эти люди (родоначальники-командиры, организаторы, смотрители, хранители, жрецы-вожди) естественно и закономерно жили дольше окружающих их людей.

Автор напоминает, что по расчётам современных учёных на протяжении практически всего Каменного века (4 700 000-500 лет до н.э.) средняя продолжительность жизни первобытных людей равнялась 19-25 годам. При этом уже в захоронениях классических неандертальцев (74 000-50 000 до н.э.) находят костные останки пожилых и старых людей, при жизни потерявших зубы, но проживших в заботе окружающих долгие годы (45-50 лет).

Вероятно, пожилых людей и старейшин, родоначальников и глав семей-общин-родов берегли до последнего, так как они были хранителями сакральных общинных и родовых тайн и традиций.

В дальнейшем, особенно после глобальных бед Конца света (40 000-30 000 лет до н.э.), последнего Великого оледенения (30 000-12 000 лет до н.э.) и Всемирного потопа (12 000-5000 лет до н.э.), ценность родоначальников и хранителей исторических традиций неизмеримо возросла.

Вот почему с развитием социальной организации первобытнообщинного и родового строя выделились профессиональные начальники-командиры, устроители-руководители, ведуны-жрецы, воспитатели-учителя. Они из поколения в поколение передавали сакральные веды-знания, священные предметы и вещи, орудия и оружие, техники и технологии (в том числе магические), а также право, методы и способы общения с духами-предками, духами-божествами, духами-богами.

Так естественно и закономерно возникла родовая преемственность звания-чина, профессиональных функций-обязанностей ведовства-жречества, возникли структуры-образы героических личностей-демиургов, отцов-командиров, перво-начальников, священных и мудрых вождей-жрецов.


Начиная с уровня организации человеческого объединения в форме рода-роты, отношения между членами-участниками рода-роты и родоначальником строятся на подчинении и дисциплине, порождёнными не только инстинктами и древнейшей системой отношений физического доминирования, но уже общепринятыми традициями, обычаями, ритуалами и культами, мифологическим мышлением и мировоззрением, традиционной мифологией, ведической жизненной практикой трудовых, бытовых и общественных отношений.

Начиная с уровня рода-роты, управленческие отношения людей в таком человеческом объединении становятся социальными – общественными, общественно-культурными, религиозными, политическими и идеологическими.

Дело в том, что любое властное управленческое или организационное решение на уровне рода-роты возникает, формулируется и принимается родоначальником-капитаном уже без непосредственного участия рядовых участников-членов групп-семей-отделений и общин-взводов, поэтому им приходится воспринимать эти решения доверительно или на веру, как приказ, передаваемый через кого-то.

Естественно и традиционно эти решения-приказы родоначальника-капитана (командира рода-роты) передаются через начальников-командиров общин-взводов и групп-семей-отделений либо через специальных уполномоченных доверенных лиц – помощников родоначальника-капитана рода-роты.

Кто может быть такими лицами?

Ответ на этот вопрос очевиден, понятен и не требует специального обоснования.

Вся дальнейшая история человеческих отношений доказательно и фактически подтверждает – вокруг любого и каждого доминирующего самца-главаря, вожака-вождя, начальника-командира, героя-лидера естественно, традиционно, обязательно и закономерно возникают, организуются и сплачиваются помощники-заместители, друзья-товарищи, а также заводятся фавориты-любимчики и слуги-лакеи…


Рода-роты, как правило, традиционно входят в состав более крупных по численности и мощи человеческих объединений, но могут существовать как самостоятельные популяции, успешно совершать странствия, путешествия-рейды по местам, территориям, районам, областям и даже странам. Обычно мобильные или кочующие рода-роты состоят из 130-135 человек.

Кстати, в современной армии рота в артиллерии называется «батарея», в кавалерии – эскадрон, а у некоторых народов род имеет наименование «клан».

Клан (по определению толковых словарей) – это кровный или кровнородственный одноимённый или однофамильный род (гэльск. clann – «отпрыск», «потомство»), «у кельтских народов наименование рода, реже - племени; в период разложения родовых отношений - группа кровных родственников, носивших имя предполагаемого родоначальника».

Традиционной особенностью рода-клана является «общая родовая или клановая собственность на землю, общие обычаи родового строя» (например «кровная месть», круговая порука).


Вероятнее всего, значение одного наименования, «имени» или «фамилии» при формировании и самоорганизации кровнородственного одноимённого или однофамильного рода-клана заключалось в названии тотема – избранной кем-то структуры-образа, характеризующего нравы, обычаи и обычное поведение человеческого объединения.

Действительно, тотем – это (по определению толковых словарей) «изображение какого-нибудь предмета, растения, животного, существа или феномена природы, служащее вместо герба, надписи или подписи», «объект религиозного почитания или культа», «родовое имя», «родоначальник», «предок рода», «покровитель», «герб племени», «идол», «фетиш», «божество», «кобонг», «предок».

Причиной такой тотемной самоорганизации первобытных человеческих объединений, вероятно, является естественный и жизненно необходимый запрет (табу, экзогамия) половых и брачных отношений между членами кровнородственной семьи, общины или рода-клана.

Экзогамия или запрет-табу на близкородственные половые или брачные отношения возник естественно, необходимо, обязательно и неизбежно, потому что позволял избежать «вредных последствий от браков между близкими кровными родственниками». Никто не хочет порождать порочное потомство…

Вот почему также естественно, необходимо, неизбежно и закономерно возникло стремление первобытных людей к взаимообмену своими «женихами» и «невестами», обычай и традиция искать себе мужа или жену «на стороне», в другой стране, в другом роде, клане или племени.

Острая необходимость в здоровом потомстве вызвала стремление первобытных людей установить и расширить в пространстве и во времени половые, культурные и социальные контакты между семьями, общинами и родами, наладить отношения с другими человеческими объединениями, в том числе с представителями иных человечеств.
Последнему утверждению есть достоверные доказательства даже из современной истории – это «дикая женщина» или реликтовый гоминоид «Зана» из Очамчирского района Республики Абхазия (1855 (?) – 1890 год н.э.). Потомки Заны до сих пор живут в Абхазии и сохраняют черты африканского реликтового фенотипа Заны.
Вот почему естественно, неизбежно и необходимо возникли походы, набеги, нашествия, странствия, путешествия, переходы, миграции первобытных людей (одна из основных причин).


Кроме этого, традиционной общечеловеческой и естественно-закономерной причиной исхода или ухода людей на новые места пребывания и жительства являются неизбежные бытовые, половые и статусные конфликты, ссоры, соперничество, конкуренция близких родных и родственников в уплотнённых семьях, общинах и родах.

Нарушение запрета или табу (например, изнасилование) неизбежно влечёт за собой справедливое наказание, например, изгнание (причём, обоих согрешивших…).

Поэтому естественное и закономерное желание установить, сохранить и обеспечить порядок, лад, мир и согласие в сплочённой группе, коллективе, семье, общине или в роде-клане осуществляется путём вынесения конфликта за пределы человеческого объединения. При этом упорствующих наглецов или упрямых нарушителей табу просто приносили в жертву и съедали…


Самой традиционной или классической формой экзогамии (запрета на кровнородственные браки) является «дуальная экзогамия» - разделение общины-рода-клана-племени на две части-половины. При этом каждый человек знает – он принадлежит к определённой части или половине общины-рода-клана-племени.

Как правило, такое разделение на части или половины осуществляется путём территориального разграничения, например, поселение членов общины-рода-клана-племени на противоположных берегах одной реки, озера, оврага или иного ландшафтного препятствия. Такое территориальное разделение неизбежно, естественно и необходимо, потому что каждой семье, группе, общине, клану или племени требуется своя кормовая территория.

Несмотря на кровное родство и естественные кровные, то есть врождённые, наследственные родственные отношения и ощущения близости и единства, всё равно необходимость обеспечения жизни с кормовой территории порождает неизбежное, естественное и закономерное соперничество, конкуренцию, состязательность, конфликтность и даже междоусобную вражду.

Каждый глава семьи-общины-рода-клана стремится обеспечить всем необходимым, прежде всего, своих детей, родных, близких, нужных, необходимых членов своего человеческого объединения.

Вот почему сильные и многочисленные кровнородственные семьи-общины закрепляются на своих кормовых территориях, метят их, ограничивают их своими знаками-тотемами, защищают и охраняют их от «чужаков».

Вот почему увеличивающиеся в численности и усиливающиеся семьи-общины-роды-кланы стремятся на новые незаселённые места-территории, чтобы завладеть и овладеть ими, кормиться с них и никого не пускать на «своё место»…

Первобытные люди, живущие только охотой и собирательством, неизбежно и обязательно должны были переходить с места на место, осваивать, овладевать и завоёвывать всё новые и новые кормовые территории. Иначе они бы не выжили…


В результате, «женихов» и «невест» для обеспечения здорового потомства, первобытные люди обычно и традиционно берут из «других мест», из других семейств, общин, родов и кланов.

Поэтому повсеместно в Ойкумене (обитаемый мир) изначально, несомненно, естественно, неизбежно, обязательно и закономерно возникли свадебные обычаи-праздники, смотрины-ярмарки, состязание-соперничество «женихов» и «невест», семей-общин-родов-кланов. По закону подобия (всё подобно всему) на такие же состязания-смотрины собираются в определённое время животные – самцы и самки…


Конечно, в общественно-значимых делах, например, в сезонной загонной охоте или путине, участвуют или могут участвовать практически все семьи, общины, рода и кланы, так как огромных стад и масс мигрирующих животных хватит всем – и хищникам, и людям.

При этом между территориально разделёнными семьями-общинами, родами-кланами, а также между племенами-народами всегда сохраняется некоторое противостояние-соперничество, состязательность и обособленность, выражаемая в тысячах мелочах языковых, обычных, ритуальных, традиционных или культурных различий (в частности – тотемов).

Особенно остро и ярко эти различия проявляются в костюмах, манерах, повадках, примерном поведении «женихов» и «невест», охотников-героев, соперников-претендентов на статусные или властные места во время общих праздников-ярмарок-смотрин потомства.

Нередко бравада, вызывающее или непочтительное поведение, подтрунивание, подшучивание, розыгрыши и состязательные игры-танцы, бахвальство и хвастовство, сведение счётов о давних обидах и притеснениях, несомненно, вызывают в среде и обществе первобытных людей недопонимание, напряжённость, стычки, конфликты, ссоры и драки. Этим они ничем не отличаются от современных людей…


Вот почему даже в Средние века на Руси будет традиционная «межкончанская рознь» в Великом Новгороде, «противостояние между жителями противоположных берегов реки Волхов, кулачные бои на мосту или на льду реки. Кстати, эти традиционные кулачные бои новгородских молодцов являлись частью ритуалов «тризны по богу Перуну»…

До современности сохраняется традиционное врождённое соперничество-вражда обитателей разных концов улиц и деревень («верхние» и «нижние», «ближние» и «дальние»), разных районов поселения («богатые» и «бедные»), разных общин, родов, кланов, племён и народов (например, враждующие старинные итальянские роды-кланы Монтекки и Капулетти).


Всегда и во все времена вокруг героев-демиургов, героев-вожаков, героев-вождей, героев-родоначальников естественно и закономерно возникали, «кучковались», объединялись, поселялись и формировались территориальные семьи-общины, роды-кланы – дуальные или разделённые на части (пополам) родовые объединения, например, античные «фратрии» или «братства» в Древней Греции.

Фратрии (греч. ;;;;;;;, phratr;a — братство) – это некая промежуточная форма организации-объединения общин-взводов и родов-рот в более крупные человеческие родовые или общинные объединения, форма уже по настоящему социальной организации вокруг доминирующего героя-демиурга, устроителя-вождя, вокруг его сильных и многочисленных потомков.

Тотем или герб этого героя-демиурга-устроителя-вождя (родоначальника фамилии, имени, названия, наименования) фратрии или социального человеческого объединения становится символом-знаком, структурой-образом если не родства, то братского единства, братской взаимопомощи, братского участия.

Вот почему именно фратрии и большие по численности и территории обитания структурно-системные человеческие объединения (филы, племена, народы) естественно и неизбежно будут иметь авторитарные органы самоуправления и власти, а также специализированные религиозно-властные культы.

Биологической и физиологической основой таких структурно-системных человеческих объединений являются табу или запрет мужчинам и женщинам одной фратрии-братства (экзогамной группы общин, родов, кланов, тотемов, гербов) вступать в брачные отношения друг с другом, – только с членами какого-либо другого братства-фратрии.

Кстати, в палеонтологии фратриями иногда называют вымершие, то есть обособленные биологические виды организмов…

Таким образом, табу или строгий запрет на внутрисемейные и внутриродовые браки привёл первобытных людей к структуре-системе дуальной организации человеческих объединений, то есть к родоплеменным экзогамным объединениям-братствам-фратриям.


Минимум две фратрии или два экзогамных рода-роты, которые строго соблюдают табу (запрет) на родственные браки, образуют одно родоплеменное человеческое объединение – орду.


Структура-образ и слово-понятие «орда» по Толковому словарю В.И. Даля (1863-1866) означает – «кочующее племя», «часть кочевого народа», «кочующее племя под управлением хана или султана». Функционально слово-понятие «орда» означает и толкуется как: «толпа», «арава», «ватага», «скопище народа», «зыбучее болото», «трясина», «зыбун».

К этим определениям и толкованиям, из-за присутствия движущего начала в слове-понятии «орда», можно добавить, что орда – это хаотически движущаяся стая или перемещающееся стадо, толпа, войско.

Если экзогамный род-рота является строго традиционным и управляемым человеческим объединением, то орда – это структура-образ не рода-роты, а чего-то большего, хаотичного, переменчивого, большего, коллективного, массового, стадного.

Вот почему любое скопище людей, тем более возбуждённое, воинственное или агрессивное, традиционно воспринимается как толпа, арава, орава или орущее стадо людей, ведущих себя не по-человечески…

Весьма близкими к слову «орда» являются слова-понятия-синонимы – армия, банда, войско, гурьба, орава, полчище, сборище, ставка, становище, стоянка.

Последнее определение (стоянка, становище) доказательно подтверждается археологическими артефактами и историческими хрониками – так тюркским словом-понятием «орда» в средние века новой эры назывались:
 
ставка хана,
становище кочевников,
территория, занятая определённым кочевым племенным или политическим (государственным) образованием»,
место периодических сборов родственных кочевий,
начальная форма родоплеменной организации,
беспорядочное, неорганизованное скопище людей,
государственный союз нескольких кочевых тюркских племён.


Нетрудно заметить, что увеличение количества отделений и подразделений (семей-групп, общин-взводов и родов-рот) в относительно крупном по численности и территории обитания человеческом объединении, несомненно, неизбежно, естественно и обязательно влечёт за собой усложнение структуры-системы организации и управления (самоуправления).

Таким образом, кочующие человеческие объединения, несомненно, неизбежно и закономерно, в силу действия основного инстинкта самосохранения, должны были и породили «культуру», то есть упорядоченную человеческую жизнедеятельность во всех формах, способах и методах человеческого самовыражения и самопознания, накопления людьми (каждым и всеми) жизненного практического опыта, навыков и умений, обычаев, традиций, ведических (опытных, экспериментальных) знаний (вед).


Структура-образ и форма-содержание слова-понятия «культура» будут исследованы в последующих главах «Хронологии», а данной главе следующим структурно-системным подразделением человеческих объединений является родоплеменное образование – орда-племя.

В современной военной структуре-системе традиционно две-четыре роты входят в состав одного батальона. По закону подобия (всё подобно всему) – минимум две фратрии или два рода-роты составляют орду-племя-батальон.


Несомненно, структуры-образы слов-понятий орда, племя и батальон связаны со структурами-образами движения, перемещения, битвы, боя, сражения.

Батальон – от французского слова «Bataille» - битва, бой, сражение – «самостоятельная военная единица, состоящая из нескольких рот или из рот и отдельных взводов, общей численностью до 800 человек (например, 4 подразделения-роты по 200 человек).

Поэтому неизбежно, естественно, обязательно и закономерно для организации и управления движением, перемещением, битвой, боем и сражением такого количества людей и подразделений необходима соответствующая структура-система управления.

Вот почему батальон – это первое самостоятельное воинское подразделение или воинская часть, имеющее свой штаб.


Конечно, в период 50 000-40 000 лет до н.э. (вплоть до современности), вероятно, не существовало конкретного слова-лексемы «штаб», однако структура-образ некоего «коллегиального органа управления людьми», несомненно, было, бытовало и имело своё наименование и значение.

Автор напоминает, что устные и письменные языки племён, народов, национальных групп и других человеческих объединений могут быть разными по звучанию, по звукосочетанию фонем и конструкции лексем (слов), но совершенно разные слова-звукосочетания разных языков могут обозначать одни и те же феномены окружающей среды и мира.

Например, русское слово-лексема «небо» имеет однозначное толкование или единую структуру-образ во всех без исключения языках народов мира – это бесконечное пространство вверху над землёй.

Вот почему общечеловеческим праязыком или протобашенным праязыком «Турит» был язык структур-образов, корневых звукосочетаний – слов-понятий.

Вот почему слово «штаб» имеет не только звуковое (фонетическое) и конструктивное (лексические) созвучие со словами «стаб», «стоп», «столб», но, главное, близкое понятийное и смысловое содержание.


Действительно, штаб – это:

трость, валёк, валик, золочёная жёрдочка для украшенья (Толковый словарь В. Даля);
палка, шестик, жезл, начальство (немецкий язык);
руководящий орган чего-нибудь, орган управления войсками, место расположения такого органа, лица, входящие в него (Толковый словарь С. Ожегова);
штаб-квартира, центр, средоточие, руководящий орган, ставка, сердце (Словарь русских синонимов);
место и личный состав управления различных частей военного ведомства (Словарь иностранных слов русского языка);
мера длины (ок. 112,5 см);
орган командования (Толковый словарь Ушакова);
место нахождения военачальника-командира;
временные и чрезвычайные органы управления (комиссии, комитеты);
самостоятельная воинская часть.


Орда-племя-батальон, все входящие в эту структуру-систему человеческого объединения, нуждаются в едином согласованном управлении, организации и командовании, чтобы все, как один, могли реализовать и успешно осуществить целенаправленное движение, переход, путешествие и странствие.

Небольшие по численности семьи-группы-отделения, общины-взвода и ладе роды-роты могут управляться и направляться одним общим вожаком-главарём, героем-лидером или начальником-командиром. При этом он мог непосредственно наблюдать движение своих людей (отделений-подразделений) на местности.

При необходимости непосредственные руководители, главы семейств и родов могли встречаться с вожаком-главарём, советоваться с ним, получать помощь, разъяснение, конкретные задачи и команды-приказы, а потом быстро возвращаться в свои отделения и подразделения.

Другое дело, когда передвигающаяся масса людей обременена вещами, припасами, предметами быта и хозяйствования, детьми, стариками и женщинами. Тогда перемещение в пространстве и во времени неизбежно происходит размеренно, упорядоченно, организованно, в соответствии с условиями окружающей среды и мира.

Вот почему в больших по численности и сложных по структуре кочующих человеческих объединениях неизбежно, естественно и закономерно возникновение руководящих, организующих и управляющих органов, состоящих из специальных людей – управленцев.

Кстати, из этой категории людей-управленцев неизбежно возникают ведуны, жрецы, волхвы, маги, волшебники, астрологи, учёные, посвящённые, мудрецы, пророки, члены тайных обществ, а также специалисты-служащие, спецы, чиновники и бюрократы и т.д. Их всех объединяет одно умение и талант – управление или манипулирование людьми…


Функционально неизбежно в органах управления ордами-племенем-батальоном появляются разного рода специалисты-организаторы-управленцы. Их статус, должность и чин (значимость, степень служебного положения, звание, значение, достоинство, класс) зависит от выполняемых задач и функций.


Во все времена и у всех народов, в том числе у кочевых первобытных родоплеменных орд данного времени (50 000-40 000 до н.э.), основными задачами специализированных органов управления (штабов) были:

сбор, хранение и изучение (анализ) различной информации об окружающей среде и мире;
изучение места, местности и территории обитания или передвижения орды-племени-батальона;
составление словесных или иных описаний (схем, карт) мест, местности, территории;
определение безопасных путей следования, мест преодоления препятствий, ориентиров;
установление мест тайников, схронов, водопоев, пастбищ, засад, загонов, ловушек;
установление местонахождения и/или месторождений сырья, средств жизнеобеспечения, орудий труда и оружия для боя;
подготовка групп-отделений, общин-взводов и родов-рот для выполнения различных заданий-задач (стратегических, тактических и оперативных);
подготовка и обеспечение постоянной способности орды-племени-батальона собраться (мобилизоваться);
подготовка советов-предложений вождю-начальнику или совету вождей-начальников для принятия им (ими) решения;
планирование, подготовка и организация выполнения принятых вождём-начальником или советом вождей-начальников решений;
планирование и организация совместного движения (переходов), распределение нагрузки, функций и обязанностей между частями-подразделениями орды-племени-батальона;
своевременное доведение до всех главарей-вожаков, начальников-командиров отделений и подразделений принятых решений руководства-начальства, необходимых заданий и указаний;
организация управления частями и подразделениями орды-племени-батальона;
своевременное реагирование на изменение оперативной и тактической обстановки, координация и изменение совместных действий частей и подразделений;
обеспечение надёжной связи и взаимодействия с частями и подразделениями орды-племени-батальона;
организация охраны и обороны тайников, схронов, мест хранения ценных, памятных, священных, продовольственных, сырьевых и иных припасов-запасов;
издание общеобязательных указаний, установлений и правил, регламентирующих порядок движения, жизнедеятельности, быта, обучения и воспитания, подготовки и самоподготовки;
организация и управление хозяйственной и иной трудовой деятельности по возведению защитных и оборонительных сооружений, жилья, хозяйственных построек, мастерских, ловушек, засад, загонов, схронов;
организация защиты и охрана секретов, тайн и священных предметов-символов орды-племени-батальона;
обеспечение строгой дисциплины, правопорядка, организованности и насыщенности обычной мирной жизни людей;
установление и обеспечение строгой подчинённости и единоначалия в структуре-системе отношений доминирования вождей-начальников-командиров разного уровня;
поиск, выращивание, воспитание и обучение специалистов-управленцев для работы-службы в органе управления (штабе).


Кто-то может возразить автору и усомниться в столь сложной организации движения и действий первобытных людей данного времени (50 000-40 000 до н.э.), которые в лучшем случае могли делать только простейшие каменные орудия…

Возможно, эти сомневающиеся правы…

Только пусть они сами попробуют своими руками изготовить «простейшие» орудия из камня, освежевать ими хотя бы умершее животное, снять с него шкуру и голыми руками превратить окровавленную сыромять в мягкое и надёжное кожаное изделие-одежду.

Пусть сомневающиеся в цивилизованности первобытных людей, какого угодно периода прошлого, сами попробуют организовать движение-передвижение, путешествие, странствие, миграцию полуголых и беззащитных людей по пересечённой незнакомой местности, населённой не только мирными травоядными животными, но хищниками и другими такими же полуголыми и полуголодными охотниками-собирателями, которым всё равно, чем и каким мясом они могут утолить свой голод, накормить своих женщин и детей…

Пусть сомневающиеся придумают и воплотят в жизнь свои структуры-системы организации движения, удержания в повиновении и эффективной жизнедеятельности большую массу разновозрастных людей, которые тоже хотят, жаждут, а некоторые требуют защиты, охраны и справедливого распределения (делёжки) всего жизненно необходимого и потребного.


Не получается даже в воображении?

Тогда внимательнее обратитесь к ведической практике общечеловеческих инстинктивных и исторических традиций.

Обратитесь к жизненной практике современных племён и народов, ведущих традиционный образ жизни.

Исследуйте естественное врождённое игровое поведение современных детей и подростков, которые сохраняют в себе генетическую, врождённую, наследственную и эйдетическую (фотографическую) память-сознание-способности предков.

И вам многое откроется…


Автор сам не рискует по закону подобия (всё подобно всему) перейти грань-черту допущения численности или скученности массы первобытных людей большей, чем орда-батальон или несколько орд-батальонов.

Дело в том, что традиционно первобытные человеческие объединения, живущие и существующие по всей Ойкумене (обитаемому миру) исключительно только за счёт охоты, собирательства и рыболовства, должны быть небольшими по численности, иначе возникнет неизбежная и закономерная конкуренция, соперничество и вражда за обладание лучшими кормовыми территориями и местами.

Когда стая или стадо животных, человекообразных обезьян и человекоподобных гоминид переживает голод или недостаток в пище из-за увеличения их численности, то неизбежно из этой стаи или стада начинают отделяться или изгоняться «лишние рты»…

То же традиционно происходит в любых человеческих объединениях, даже в самых крепких и сплочённых родственных семьях, группах, коллективах. В истории современного человечества существует бесконечное количество случаев изгнаний, избавлений и даже убийств «лишних» соперников-конкурентов…

Поэтому, вероятнее всего, объединение человеческих семей, групп-отделений, общин-взводов, родов-рот и орд-батальонов в более крупные соединения-объединения (полки-племена) происходило в силу крайней необходимости или большой нужды, счастливой возможности или катастрофических обстоятельств.

Например, катастрофическое суперизвержение супервулкана Тоба (74 0000 до н.э.) неизбежно, естественно и обязательно побудило всех первобытных людей и животных, попавших в зону падения вулканических выбросов и выпадений, срочно прийти в движение и устремиться прочь от смертельной опасности.

Как во время стихийного лесного или степного пожара различные животные, не обращая внимания друг на друга, все вместе дружно спасаются и бегут прочь от огня, так и первобытные люди стадами и толпами спешили или брели по удобным, протоптанным предшественниками тропам и дорогам, в поисках «мест богатых дичью» или сытной и безопасной «земли обетованной»…

Кто или что могло объединить первобытных людей данного и последующего времени (50 000-5000 до н.э.) в большие по численности стаи, стада, общины-взвода, роды-роты, орды-батальоны или племена – полки и соединения и побудить их к движению, странствиям, путешествиям и миграциям?

Конечно, - голод, катастрофические природные феномены, глобальные и устойчивые изменения климата, опустошительные войны, глобальные эпидемии, угроза вымирания, сезонная массовая охота и собирательство, а также генетические и врождённые инстинкты, основной и главный из которых – инстинкт самосохранения.

Доказательный, фактический, действительный и исторический пример массового движения людей – это «Великое переселение народов» или «совокупность этнических перемещений в Европе в IV-VII веках н.э., главным образом с периферии территории Римской империи, инициированное вторжением гуннов с Востока в середине IV века н.э.» (Википедия).



Вот почему относительно самостоятельные, свободные и независимые семьи-группы-отделения объединяются в общины-взвода, общины-взвода – в роды-роты, роды-роты – в орды-фратрии-батальоны, а орды-батальоны – в племена-полки, стоящие в системе-структуре движения человеческих объединений над родом.

Так, по закону подобия (всё подобно всему) неизбежно, естественно и закономерно возникает масштабное во времени и пространстве человеческое объединение – племя-полк, народ-войско-воинство.


Последнее вероятное по максимальной численности организованное человеческое объединение первобытных людей данного и последующего времени (50 000-5000 до н.э.) – это племя-полк, народ-войско-воинство.


Племя – это форма этнической, социальной или политической самоорганизации людей, как правило, с самоопределением территории их компактного обитания, проживания или существования. При этом территория обитания, проживания или существования племени не обязательно может или должна быть единой (неразрывной).

Вот почему считается, что племя – это человеческое объединение не по родству и не по крови, а по обычаям и традициям, языку, вероисповеданию, исторической мифологии, мировоззрению, религии и генетическому потомственному происхождению.

Современные генетические исследования показали, что первобытные племена и племенные союзы – это больше адаптивные, приспособительные или культурно-политические человеческие объединения, нежели генетически-исторические.

Традиционно у всех народов Ойкумены существует вера в первопредков – родоначальников, героев-демиургов, богов-создателей или первоисточников конкретных племён и народов. Как правило, это один-единственный дух-тотем-божество-предок или пара духов-божеств-предков-прародителей – родоначальников всего племени-народа.


Полк – это крупное структурно-системное профессионально организованное вооружённое воинское формирование, соединение или воинская часть, традиционно состоящая из нескольких батальонов и возглавляемое военачальником – вождём, воеводой, полководцем или офицером в чине полковника.

Характерно, что минимальной численностью племени и полка традиционно считается около 500 человек, а максимальной –2600-3200 человек (например, четыре орды-батальона по 650-800 человек в каждом).


Также современной наукой общепринято считается, что племя не является государством, если у него нет «регулярного профессионального войска», то есть профессиональных охотников-воинов, объединённых в группы-отделения, ватаги-взводы, отряды-роты, орды-батальоны и племена-полки.

Однако это не так. По закону подобия (всё подобно всему) в годины тяжелейших испытаний, активное боеспособное население, как правило, инстинктивно и традиционно мобилизуется и на время организуется-превращается в профессиональное войско со всеми необходимыми органами управления хозяйственной и военной деятельности (вождями, начальниками, командирами, управленцами и штабами).

Таким образом, в истории современного человечества постоянно и регулярно возникали, существовали и исчезали из истории различные племена, племенные союзы и племенные государства. Такими же племенными государствами могли быть крупные кочевые человеческие объединения-союзы первобытных людей данного времени (50 000-40 000 до н.э.).

Их отличие от современных людей, народов и государств только в видах и формах орудий труда и боя (оружия), а всё остальное, например, естественные человеческие отправления, потребности, интересы, ценности, ощущения, мышление и отношения – всё общечеловеческое, всё практически одинаковое.


В следующей главе «Хронологии» мы доказательно исследуем общечеловеческий феномен техники группового и/или коллективного пешего движения, перемещения, перехода, похода, путешествия, странствования и миграции, и убедимся в инстинктивной естественности, неизбежности и закономерности самоорганизации и административно-командного управления-регулирования этим движением.


Рецензии