ХР Единство первобытных традиций Техника движения

ХР. 2.7.78.6. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Единство первобытных традиций. Техника движения.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 78.6. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Единство первобытных традиций. Техника движения.


Иллюстрация из открытой сети Интернет.

База данных главы:

Проект: «Анатомия армии»: Из военной истории, науки, практики, Ю. Веремеев, http://army.armor.kiev.ua/hist/ierarx.shtml.

Проект: "Военная литература": http://militera.lib.ru/. Издание: Тактика — М.: Воениздат, 1987. Книга на сайте: http://militera.lib.ru/science/tactic/index.html.

Тактика / Под ред. В.Г. Резниченко. — 2-е изд., перераб. и доп. .  — М.: Воениздат. 1987. — 496 с, 8 л. ил. — (Библиотека офицера). Тираж 100.000 экз. Авторы: В.Г. Резниченко, генерал-лейтенант, д-р воен. наук, проф., засл. деят. науки РСФСР (введение, глава первая); И. Н. Воробьев, генерал-майор, д-р воен. наук, проф. (глава четвертая); Н. Ф. Мирошниченко, полковник, канд. воен. наук, ст. науч. сотр. (главы шестая и восьмая); Ю. С. Надиров, полковник, канд. воен. наук, ст. науч. сотр. (главы вторая, третья, седьмая, заключение); А. А. Сидоренко, генерал-майор, д-р воен. наук, проф., засл. деят. науки РСФСР (глава пятая). Рецензент: М. А. Гареев, генерал-полковник, д-р воен. наук.

Книга капитана Горбунова П.И. «Передвижение и маскировка разведчика». Военное издательство МВС Союза ССР, М., 1947. http://vrazvedka.ru/



Земля. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Единство первобытных традиций. Техника движения. 47 000 до н.э.


Продолжение стадии древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.), Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.), стадии потепления «интергляциал Вюрм II Мурсхофд (Перигор VII)» (51 000-46 500 до н.э.).

Уровень мирового океана на 60-61 м ниже современного уровня. Вся территория будущей Канады покрыта мощным слоем круглогодичного оледенения, а большая часть Северной Америки находится внутри полярного круга вблизи от «допотопного» Северного полюса, центр которого располагается на юго-западном побережье Гренландии.

«Допотопный» Южный полюс в данное время (50 000-40 000 до н.э.) находится в восточной части Антарктиды (Восточная или Большая Антарктида), обращённой к Австралии и Новой Зеландии.


Способность и умение ходить пешком, совершать короткие прогулки и пробежки, играть в подвижные игры, заниматься бытовыми и хозяйственными делами на ногах, приседать, подпрыгивать, вскакивать и соскакивать, перешагивать и перепрыгивать, а также совершать ещё множество разнообразных движений руками, ногами и всем телом – это общечеловеческие способности и умения, которые постигаются и совершенствуются человеком в течение всей его земной жизни.

Особую значимость имеют способности и умения, техника и технология совершения длительных переходов, маршей, походов, путешествий, странствий и миграций. Здесь без специальной подготовки, экипировки и организации не обойтись…

Современные генетические исследования доказательно подтверждают – древние, древнейшие гоминиды и самые архаичные первобытные люди человечества (человечеств) были способны и умели ходить по пересечённой местности, преодолевать природные препятствия, находиться в различных климатических и экологических условиях, проникать в самые удалённые уголки Ойкумены (обитаемого мира).

При этом носители определённых генов и мутаций умели странствовать, путешествовать и мигрировать на огромных территориях, пересекать пешком не только страны, но и континенты. Их не останавливали даже широкие проливы, сильные течения и бурное волнение на море…

Как они это делали? Как они могли это делать? Какова была или могла быть техника пешего и иного движения первобытных людей?


Те, кто ходил или пытался ходить босиком по стерне или жнивью знает, как больно и трудно правильно ступать на твёрдые остатки стеблей зерновых культур или жёсткой травы.
 

Те же муки испытывали те, кто ходил или пытался ходить босиком по острым рассыпным камням, гальке, хворосту и шишкам, по горячему песку и холодной болотной жиже.


Первобытным обитателям африканских джунглей и саванн, азиатских степей и предгорий, австралийских речных, озёрных и морских прибрежий тоже хорошо было известно, как трудно босиком ходить, передвигаться, бегать, прыгать и скакать по пересечённой местности.

Поэтому они так же, как и вы, несомненно, выработали мягкий, невысокий, стелющийся по жнивью, крадущийся осторожный шаг, при котором нога, ступня и пальцы ног почти мгновенно ощущают, оценивают и «обнимают» мелкие препятствия на пути…

Это генетическая врождённая способность и умение всех людей любых человечеств ходить босиком…

Даже маленькие дети, только что вставшие на ножки, уже умеют ощущать помехи на своём пути и выбирать наиболее удобный способ их преодоления.


Способность и умение ходить босиком и пешком настолько естественное и простое, что современные люди практически не думают и не задумываются об этом – ходят и всё…

На самом деле способность и умение правильно ходить – это физиологическое искусство, в котором можно и нужно достигать совершенства, иначе – мозоли, стоптанные и распластанные подошвы, расплющенные пятки, кривые пальцы, ранения и болезни ног.


Например, естественное самочувствие позволяет всем людям заметить, что:

ходьба (особенно босиком) легко регулируется человеком, воздействует на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную и умственную деятельность;
утренние часы после пробуждения – самые подходящие для ходьбы и в течение получаса человек может пройти значительный путь практически без усталости;
лучшая походка для любого вида ходьбы – это спокойный, умеренный темп, невысокие прямые шаги, умеренное движение руками в такт шагам и правильное дыхание;
правильное дыхание при ходьбе – это вдох на два-три шага и более длительный спокойный выдох на четыре-шесть шагов;
правильная ходьба по ровной твёрдой поверхности – это уверенный, динамичный, сильный шаг;
правильная ходьба по неровной, острой поверхности – это мягкий, стелющийся, осторожный, крадущийся или игривый шаг;
правильная ходьба на- или под уклон – это мелкий, острожный, но твёрдый шаг;
правильное дыхание при усиленной ходьбе (беге) – это свободное и глубокое дыхание без задержки естественного ритма, но без учащения спазматического (зажатого) дыхания, вызванного страхом;
дневная усталость и нервное напряжение (стресс) смягчается от неторопливой ходьбы во время прогулки, особенно по незнакомому маршруту (переключение внимания);
лучше всего творчески мыслится, воображается, моделируется, анализируется и планируется во время праздной (безопасной, неутомительной и бесцельной) прогулки на природе.


Однако бесцельные расслабляющие прогулки – это редкость не только для первобытного, но и для современного человека. Большую часть дневного времени люди совершают деловые переходы, походы, марши, путешествия и странствия, для которых требуется специальная подготовка...


Любое перемещение человека пешком требует подготовки по трём элементам структуры-системы пешего движения – это самочувствие, состояние ног и груз, который несёт-переносит человек.

Если нет приспособлений для переноски груза на спине, плечах, ногах или на поясе человека, то он вынужден нести груз на руках или в руках.

На спине средний по возрасту и весу человек может нести груз до 70 кг, но только на относительно небольшие расстояния и в соответствующей обуви (сильное давление на ноги и ступни). При этом за каждый переход неизбежно накапливается хроническая усталость и изменения в работе мышечной и сердечно-сосудистой системах организма человека.

Те, кто практически постоянно (ежедневно) носит тяжёлые грузы, вскоре накапливает столько нарушений в работе организма, что становится неспособным участвовать в длительных пеших походах-переходах. Если при этом человек не имеет защиты от погодных, климатических и экологических условий походной жизни, то это неизбежно приведёт к потере сил, к травмам и увечьям.

Кроме этого, пешие походы-переходы по открытой местности требуют остановок, стоянок, ночлегов, причём обустроенных и защищённых. Таким образом путешествующие обязаны так рассчитать время и расстояние дневного перехода, чтобы прийти в нужную точку маршрута с запасом сил, необходимых для бытового обустройства и обеспечения безопасности.

Несомненно, первобытные люди совершали походы-переходы с комплектом необходимых в пути орудий труда и оружия, которые надо было нести.

Следы археологических стоянок доказательно подтверждают – первобытные люди издревле (200 000 лет до н.э.) носили с собой в походах-переходах либо готовые каменные орудия, либо заготовки к ним. Дело в том, что каменные орудия труда быстро тупятся и легко ломаются при их использовании.

Однако без таких орудий практически невозможно добыть и освежевать охотничью добычу, поэтому, несомненно, первобытные люди данного и последующего времени (50 000-5000 до н.э.) в походах-переходах были вооружены всем необходимым для жизни и быта.

Также, несомненно, путешествующие первобытные люди несли с собой запасы пищи, еды и сырья для обеспечения своей жизнедеятельности. Вероятнее всего, это было: сушёное толчёное мясо, зёрна злаковых растений, съедобные корни, плоды и лекарственные растения.

Вероятнее всего запасы пищи и еды первобытные люди-путешественники несли в сушёном виде (для уменьшения веса и обеспечения длительного хранения) и использовали для этого либо плетёные корзины-короба, либо кожаные сумки-котомки.

Во время стоянок и ночёвок первобытные путешественники отдыхали и вероятнее всего – лёжа. Несомненно, первобытные люди отдыхали и спали либо на голой земле, либо на каких-либо подстилках-постелях.

Так же, несомненно, они должны были чем-то накрываться от ночного холода, влажной утренней прохлады и непогоды. Поэтому первобытные путешественники, вероятнее всего, имели либо растительные накидки-циновки, либо кожаные или меховые плащи-подстилки.

В последующих главах «Хронологии» автором будут представлены доказательные артефакты и свидетельства традиционной первобытной экипировки охотников-воинов разных рас, племён и народов. При этом состав и арсенал традиционной экипировки выработан жизненной практикой многих поколений первобытных кочевников-мигрантов.

Вот почему общепринято считается – оптимальный груз пешего взрослого мужчины-охотника-воина не должен превышать 25 кг, а пешей взрослой женщины-собирательницы-матери – 20 кг.

Обязательной ношей каждого первобытного путешественника-пешехода является:

орудия труда и оружие для боя (нож, скребки, наконечники копий, проколки, рубило и т.д.),
запас расходных материалов для изготовления и ремонта орудий-оружия,
одежда, головной убор и обувь (если таковые есть),
плащ-накидка и циновка-подстилка,
личные вещи и ценные предметы (например, знаки отличия, амулеты-обереги),
запас питания и лекарств (например, «первобытные консервы» - сушёное мясо и зёрна злаков),
запас воды либо в кожаном бурдюке, либо в каком-либо сосуде-фляге,
орудия и средства для добычи огня, а также
какая-либо часть-частица общей или общественной ноши-груза.


Естественно, неизбежно и обязательно количество переносимых вещей, предметов и общественного груза на одного человека распределяется в соответствии с его физическими возможностями, наклонностями и иными его обязанностями.

Например, вожак-главарь не может быть загружен-перегружен грузом, так как он естественно обязан всё время быть начеку, внимательно за всем наблюдать, контролировать и вовремя реагировать. Кстати, издревле забота о безопасности пути следования, об отдыхе и ночлеге, о приёме горячей пищи, о помощи заболевшим и раненым является обязанностью вожака-главаря, командира-руководителя похода-перехода... 

В переходах между стоянками и ночёвками количество и характер переносимого груза может меняться, например, если впереди есть опасные животные или враги-противники, то бытовые и хозяйственные тяжести прячутся в схроны и тайники, и охотники-воины идут к месту охоты или боя только с оружием.

Пока достоверно неизвестно, носили ли первобытные люди данного и последующего времени (50 000-5000 до н.э.) грузы и тяжести на каких-либо транспортных средствах передвижения. Однако если ещё у питекантропов и неандертальцев были палки, посохи и колы-копья, то несомненно, эти орудия естественно использовались или могли использоваться для переноски тяжестей, как перекладины, коромысла, носилки и волокуши.

Если пеший строй или относительно большая колонна людей оставляет за собой почти незаметный след примятой травы или вытоптанной тропинки, то применение волокуш неизбежно, естественно, реально и физически оставляет за собой глубокий параллельный след от жердей-полозьев.

Возможно, именно следы или колея от полозьев простейших волокуш стали первыми путеводными дорогами путешественников, странников и мигрантов данного времени (50 000-40 000 до н.э.)…

Использование носилок, перекладин, коромысел и волокуш, несомненно, облегчало труд пешеходов-путешественников, позволяло переносить относительно большие, громоздкие и тяжёлые вещи и грузы.

Более подробно использование первобытными людьми носилок, перекладин, коромысел и волокуш исследовано в главе «ХР. 2.7.48.1. Жизнедеятельность неандертальцев и кроманьонцев. Приоритеты. Перемещение грузов».

Несомненно, такие группы пеших путешественников как общины-взводы, обязательно имели ручные и подручные транспортные средства переноски и перемещения различных грузов, например, длинных жердей для остова-каркаса жилищ-шалашей и тяжёлых шкур для их покрытия. В пешем строю для этого лучше всего подходят носилки, перекладины, коромысла и волокуши.


Естественно, чем меньше переносимый груз, тем большее расстояние может пройти пешеход. Обычный человек без особого груза походным шагом по ровной дороге или местности (например, степь) и без помех может свободно пройти 4,5-5 км за один час. С грузом 20-21 кг такой пешеход сможет пройти 3,5-4 км за один час.

Обычный и традиционный суточный пеший переход осуществляется в светлое время суток и длится не более 8 часов. Остальные 16 часов используются для отдыха, приёма пищи, гигиенических процедур, обустройства стоянки и ночлега, на сон.

Минимальная группа пешеходов (2-5 человек) может двигаться со скоростью 4,5-5 км/час, но большее количество людей (5-15 человек), да ещё обременённая грузом, движется медленнее, со скоростью от 3 до 4,5 км/час.

При этом на скорость пешего хода влияют погодные, климатические и экологические условия движения, рельеф и состояние пути и местности. Например, мороз, глубокий снег, холод, весенняя и осенняя распутица и грязь, сильный ветер, дождь, гроза, буря или солнцепёк и сушь – всё это резко влияет на скорость и характер пешего движения.

Как правило, в экстремальных погодных, климатических и экологических условиях пешее движение средней по численности группы людей (группа-отделение, община-взвод) по пересечённой местности осуществляется со скоростью 2-3 км/час, а большего коллектива (род-рота, орда-батальон) – до 1-2 км/час.

Исходя из таких практических, фактических, реальных и действительных средних параметров пешего движения групп и коллективов людей, обременённых каким-либо грузом (из расчёта 16-21 кг на человека), можно рассчитать среднее расстояние дневного перехода первобытных пеших охотников-воинов, странников, путешественников и мигрантов данного и последующего времени (50 000-5000 до н.э.).


За один световой «рабочий» день группы-отделения не обременённых грузом первобытных охотников-воинов в нормальных условиях окружающей среды и мира могли совершать переходы на расстояние от 36 до 40 км, а группы-отделения, обременённые грузом, - от 24 до 36 км.

Средние и большие по численности группы-отряды-отделения и общины-взводы, обременённые грузом, за один световой «рабочий» день в нормальных условиях пути могли совершать переходы на расстояние от 16 до 24 км, а большие роды-роты, обременённые не только грузом, но и разновозрастными детьми, беременными женщинами и стариками, - от 8 до 16 км.

Расстояние, на которое могли за день пройти пешком более крупные человеческие объединения, например, орды-батальоны или племена-полки, определяется результативностью переходов групп-отделений и общин-взводов, которые исследуют местность, торят тропы, обозначают знаки-ориентиры, закладывают тайники и схроны, разведывают места отдыха, приёма пищи, переправы и ночлега.

Поэтому большие массы людей, обременённые грузом и заботами, могут либо осторожно медленно брести, преодолевая за день всего 1-2 км пути, а могут «ходко» идти походным маршем на расстояние до 3-4 км и более от места начала движения.

Показательным и доказательным примером такого реального и одновременно традиционного пешего движения больших масс людей являются походы-переходы современных мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока на дорогах Балкан и Западной Европы…


На скорость и длину пути пешего следования сильно влияет способ размещения груза на теле пешехода…

Нести в руках много предметов и вещей не получится. Всем известны комические случаи, когда один человек пытается удержать в руках много разновеликих вещей, а они всё время выпадают из рук.

Поэтому, несомненно, неизбежно, обязательно, реально, фактически и действительно первобытные люди всех времён и весей «изобрели» способы переноски вещей и предметов не в руках, а на своём теле.

Например, ребёнок взобрался на плечи мужчины-отца или женщины-матери и с комфортом путешествует вместе с ними на их плечах и шее.

Охотник вскинул на свои плечи и шею добытую антилопу или кабанчика. Воин-охотник положил на одно плечо древки своих копий и дротиков. Девушка-женщина поставила себе на голову и так несёт сосуд-тыкву или корзину-короб. Дети нанизали на травинки или тонкие прутики грибы, плоды или ягоды, свили их в кольцо и повесили себе на шею как ожерелья.

Настоящим революционным первобытным изобретением для организации ношения грузов стали витые шнурки, верёвки, пояса и умение вязать узлы…

Действительно, свитые вместе длинные тонкие волосы, волокна растений, тонкие полоски лыка, сухожилий, кишок или кожи шкуры животных, а в последствии пряди шерсти, «подарили» человечеству возможность плести прочные шнурки, верёвки, ремни, канаты.

Самым простым, естественным, удобным и эффективным способом хранения и переноски таких шнурков, верёвочек и верёвок является их размещение на талии человека в виде пояса.

Вероятно так практически, а не для красоты, изначально возникли травяные «юбочки» африканских первобытных женщин и «боевые пояса» - африканских мужчин-охотников. К таким поясам и юбкам удобно было привязывать-подвешивать какие угодно мелкие предметы и вещи, мешочки, кошельки, футляры, обереги, амулеты, украшения, а также крепить к поясам мелкую охотничью добычу, орудия и оружие.

До сих пор современные охотники традиционно носят с охоты добытых уток и перепелов, подвешивая их к охотничьему поясу, а все полицейские и воины всех стран мира  крепят на своём поясе своё личное оружие, дубинки и боевые ножи…

В развитие первобытных поясов, вероятно, практически сразу возникли так называемые «перевязи» и «портупеи».

Перевязь – от французского слова-понятия ;charpe – это «носимая поверх верхней одежды широкая лента из различных видов ткани или кожи» (Википедия).

Перевязь является традиционным элементом одеяния очень многих древних народов – армян, болгар, греков, индусов, японцев, а также используется в разных формах племенами коренных народов Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании.

Перевязь, как правило, носится вокруг стана человека, как пояс, либо через правое плечо к левому бедру. Делается это для того, чтобы перевязь и всё, что на ней закреплено, не мешало правой руке свободно действовать. При этом правой рукой очень удобно выхватывать что-то, помещённое на конце перевязи в какой-либо сумку-футляр (котомка, торба, колчан, ножны).

В таком виде и при таком использовании перевязь превращается в портупею…

Портупея – от французского слова-понятия porte-;p;e (дословно porter – «носить» и ;p;e – «меч») – это часть военного снаряжения, ременная или галунная перевязь в виде ремней (галуна) различной длины и ширины, перекинутая через плечо (плечи) для ношения оружия или иного груза (данные из Википедии).

На перевязь или портупею, перекинутую через одно плечо, также удобно было нанизывать (привязывать) мелкие вещи и предметы, как на пояс и перевязь, но они при этом не намокали при переправе через мелкие водные преграды. Поэтому иногда ремень-пояс распускался и превращался в перевязь-портупею.

Кроме этого перевязь-портупея, перекинутая через плечо, может выдержать вес более тяжёлого груза, нежели пояс на талии. Пояс-ремень с тяжестью давит на бока, сковывает движения, а груз, привязанный к перевязи-портупее, давит только на плечо и распределяется на сильные мышцы спины и стана человека.

Вот почему мужчины-охотники-воины к перевязи-портупее традиционно подвешивают тяжёлые дубинки, палки, футляры с тяжёлыми рубилами-топорами, ножи-кинжалы-мечи, а женщины-собирательницы – сумки-торбы, котомки, корзины-короба.

Кроме этого перевязи-портупеи естественно служили для бахвальства, хвастовства, гордости и украшения человека – на них привешивали трофеи, знаки отличия, амулеты и обереги, ценные предметы, а в современной истории – награды…


Настоятельная необходимость простого и надёжного скрепления концов поясов, ремней, перевязей и портупей неизбежно, естественно и закономерно привела к изобретению всякого рода первобытных застёжек, креплений, пряжек, замков…

Несомненно, первыми такими застёжками были простые веточки-колючки растений, которые вставлялись в совмещённые отверстия-дырочки в поясах, ремнях, перевязях и портупеях. Чтобы колючки-косточки-веточки не ломались и не выскакивали, их концы, вероятно, обматывались тонкими шнурками или витыми «суровыми нитками». Впоследствии появятся различные пряжки…

Вообще, вероятнее всего, края шкур и кож первобытные люди данного времени скрепляли самым простым и естественным образом – прокалывая костяными или каменными проколками отверстия и пропуская через них гибкие веточки, стебли, витые шнурки или высушенные сухожилия и кишки животных.

Несомненно, уже в данное время (50 000-40 000 до н.э.) первобытные люди всей Ойкумены (обитаемого мира), в частности классические кроманьонцы, ведают-знают, что такое «стежок».

Стежок – это «расстояние между проколами иглы-проколки» (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. 1949-1992), «длинный узкий след, оставляемый чем-либо (Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000), «отдельный прямолинейный участок нити от прокола до прокола» (Словарь синонимов русского языка).


Незакреплённая на плече перевязь или портупея при неловком движении стремилась спасть с плеча, поэтому её неизбежно и естественно стали крепить либо к шее (шейному платку, обручу, ошейнику) либо к ещё одной перевязи-портупее, переброшенной через другое плечо. Такое крепление перевязей получилось наиболее удобным и эффективным, появилась настоящая портупея – командирские ремни…

Традиционно и естественно удобно и эффективно перевязи и портупеи крестообразно крепятся-соединяются друг с другом (образуя командирские ремни, портупею) на спине, в районе ниже лопаток. К такой двойной перевязи-портупее удобно прикреплять и ремень-пояс на талии. Получается настоящая ременно-поясная конструкция для переноски значительных тяжестей из различных вещей и предметов.

Кстати, лучшая портупея делается из выбеленной мягкой и в то же время прочной лосиной кожи шириной около 9-9,5 см…

Несомненно, края ремней, перевязей и портупей от тяжести и нагрузки коробились, вытягивались, поэтому их обмётывали, обшивали, или протачивали тонкими или суровыми витыми нитями, а саму кожу – закаляли в дыму костра и пропитывали сохраняющими гибкость и прочность водоотталкивающими веществами…


Все эти естественные первобытные изобретения и конструкции появились для того, чтобы равномерно поместить переносимый груз-нагрузку на теле человека. Ведическим, то есть практическим, опытным путём первобытные люди всех времён и весей определили, что лучше всего тяжёлый груз переносится на спине и плечах (примерно в месте посередине между поясницей и лопатками плеч).

При взваливании груза на спину и плечи, человек неизбежно пригибается, опускает вниз голову, немного сгибает ноги и размещает груз на спине и плечах так, чтобы обеспечить устойчивость и равновесие при ходьбе. При этом грудь человека должна быть абсолютно свободна, чтобы лёгкие могли дышать.

Дело в том, что основная работа грудных мышц – это вдох. Когда человек выдыхает, особенно с грузом на плечах, то мышцы грудной клетки расслабляются. Вот почему первобытные и современные люди традиционно не любят нагружать грузом грудь и боятся всякого «стеснения в груди»…

Кстати, одним из первобытных и традиционных приёмов классической силовой борьбы является захват противника сзади за грудь и тяжкое её сдавливание, вплоть до потери сознания противником от кислородного голодания мышц и мозга…

Путешествующих человек или охотник-воин со стеснённой грузом или переживаниями грудью, учащённым или тяжёлым поверхностным дыханием, очень быстро устаёт, подвержен тепловым и солнечным ударам, потере сознания.

Вот почему могучие грудастые и плечистые неандертальцы, вероятно, легко переносили на крестообразных перевязях-портупеях большие грузы, а узкогрудые и стройные кроманьонцы заменят крестообразные перевязи-портупеи на параллельные. Кстати, это будет сделано повсеместно только в XVIII - в первой половине XIX века н.э.


Вероятнее всего, первобытные люди данного (50 000-40 000 до н.э.) и последующего времени (вплоть до современности) так или иначе переносили тяжёлые посильные грузы на спине и плечах, используя плетёные корзины-короба или мешки из рогожи и лыка.

Структура-образ такого плетёного из прутьев или лыка большого короба-корзины очень древний…

Например, в русской народной сказке «Маша и медведь» девочка, попав случайно в лес в жилище медведя, напекла пирожков для бабушки и дедушки и предложила медведю отнести их. При этом Машенька предупредила медведя, что «влезет на дубок и будет следить за медведем, чтобы он не открывал короб и не ел пирожки».

Медведь согласился, отвернулся посмотреть на погоду, а Маша залезла в короб и блюдо с пирожками поставила себе на голову. Вернулся медведь, видит – короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню к бабушке и дедушке.

Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:

— Сяду на пенёк,
Съем пирожок!

А Машенька из короба:

— Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!

— Ишь, какая глазастая, — говорит медведь, — все видит!

Поднял он короб и пошёл дальше…

Пришёл медведь в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.

— Что это в коробе? — говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит — и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит, живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!



В этой сказке очень много структур-образов характерного, обычного и традиционного поведения людей и животных, в том числе и техники ходьбы и переноски грузов. Причём структура-образ медведя указывает на глубинный, первобытный, изначальный, тотемный источник этой сказки-мифа.

Такое могло быть в те времена, когда люди и звери, в частности, медведи или иные человекоподобные существа-гоминиды, жили бок о бок и воспринимались людьми, как близкие, родственные, хотя и неуклюже-глуповатые души…

Для темы данной главы «Хронологии» важно то, что в изначальной народной памяти-сознании имеется структура-образ вместительного короба, который носится на спине…


Кстати, короб – это «гнутая, а иногда и плетёная укладка разного вида: сундук лубяной, или выгнутый из драни; тележный лубяной кузов или ящик; сани обшитые лубком, обшевни или пошевни; плетёная корзиниша на дрогах, для возки углей; кузовок, лукошко, берестянка, лубочник, лубяной еороб с коврижками» (Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866).

Характерно, что в историческом мировоззрении северных окраинных народов России сохранилась структура-образ короба, как символа нищеты и бедности, сумы для подаяний: «Свело коробом, скрючило, согнуло», «Ни из короба, ни в короб, ни туда, ни сюда», Из короба не лезет, а в короб не идёт, и короба не отдаёт», «Мозговина (голова) с короб, а ума с орех», «Наговорил с три короба» и т.д.

Вероятнее всего, плетёные корзины-короба с крышками вместе с кожаными мешками-сумками-котомками были одними из первых транспортных ёмкостей первобытных людей, «ранцами» охотников-воинов, «рюкзаками» первобытных путешественников, странников и мигрантов...


Нередко для увеличения грузоподъёмности груз размещается равномерно на спине и на груди, но это неприемлемо для длительных пеших походов и переходов, тем более для длительных маршей. Вот почему в будущем кожаные и металлические доспехи, защищающие спину и грудь, будут использовать не в походе и на марше, а только в атаке или в битве.

Признаками нерационального размещения груза и притеснения грузом груди являются: «быстро нарастающие вялость, слабость, учащённое дыхание, помутнение сознания, усиленное потоотделение, «куринная слепота», нарушение координации движений». Причём эти симптомы возникают в походе малозаметно и проявляются в виде отдышки.

Вот почему, несомненно, умению правильно распределять и нести груз молодёжь учили опытные охотники-воины и женщины-собирательницы. Далее практика кочевой жизни естественным образом «обучала» первобытных людей технике, технологии, культуре и искусству правильной ходьбы, переноски грузов, путешествий, переходов, походов, странствий и миграций.


Общепринято считается, что обувь впервые появилась у первобытных людей в период 40 000-12 000 лет до н.э. Об этом, возможно, свидетельствует характерное изменение костей скелета древних евразийцев, в частности размера и формы мизинцев, которые сдавливались тесной обувью (?).

Считается, что постоянное ношение обуви начинается 30 000-26 000 лет назад, потому что возникли характерные изменения и деформации формы стопы и пальцев ног человека.

Археологические артефакты разных времён доказательно свидетельствуют, что обувь изготваливалась по всей Ойкумене из множества различных материалов: древесная кора, береста, лыко, камыш, папирус, растительные волокна, солома, трава, пряжа, войлок, дерево (голландские колодки и японские гэта).

Североамериканские индейцы в пещере Ламос (штат Невада, США) 9000 лет до н.э. оставят в схроне 300 пар красивых и удобных плетёных из травы сандалий-мокасин (по их образцу и подобию сегодня плетутся сувениры для туристов).

В России (российская Евразия) до сих пор умеют плести и плетут из лыка знаменитые русские лапти.


Лапти или лапоть – это очень старинная простая самодельная обувь сплетённая из древесного лыка.

Лыко – это луб молодой липы и других лиственных деревьев, подкорье, «исподняя кора дерева», тонкий слой веретенообразных растительных клеток камбия (флоэма), который вместе с основной древесиной (ксилема) участвуют в транспортировке воды, химических веществ, минеральных солей и соков в растении (дереве).

Лыко или луб добывается очень просто: на стволе молодого деревца как можно выше и ниже поперёк ствола делается кольцевой надрез молодой коры до твёрдой древесины. Затем продольными надрезами определяется ширина будущих полос лыка-луба. Затем сырую кору, как кожу, «по живому» сдирают снизу до самого верха. Получаются длинные полосы или полоски коры с подкорьем. Затем, пока кора не высохла, отделяют белый луб-подкорье от коры. В результате, получается сырое лыко. Лыко сушат в полупрохладе и полутени на ветерке, а для ровности полоски лыка подвешивают на ветки деревьев, привязав к их нижним концам тяжёлые ветки или поленья. В итоге высушенное лыко сворачивают в бухты и используют по назначению.

Лыко-луб использую для изготовления рогожи, циновок, ковриков, дорожек, подстилок, лаптей, утвари. Широкие полосы луба использовались для покрытия крыш шалашей-жилищ и для изготовления плетёных стенок жилищ и ветровых заслонов. Из тонких ленточек луба с молодых лип делали мочала-мочалки.

Кстати, лубом являются и называются волокна конопли, льна, крапивы, которые, несомненно, первобытные женщины также использовали для плетения тканеподобных рогож и циновок, мешков, кулей, островерхих плащей-накидок, набедренных юбок и фартуков и ещё бог знает чего-то полезного и нужного в первобытном хозяйстве.

Главное, - тонкий луб липы, конопли, льна и крапивы использовался для приготовления пряжи и свивания нитей, шнурков и верёвок.

Подробнее о плетении и витье верёвок, шнурков, пряжи и нитей в главах: «ХР. 2.6.3. Эпоха первобытных цивилизаций. Плетение» и «ХР. 2.7.47.3. Места стоянок. Верёвки и узлы».


Русские лапти и другие плетёные из лыка традиционные предметы и вещи требуют отдельной главы в соответствующем месте «Хронологии», потому что их место и роль в истории, в культуре, в традиции и в быту народов российской Евразии одно из основных.

Дело в том, что босиком можно ходить и путешествовать только в странах с тёплым и жарким климатом – в тропиках и субтропиках. В зонах с умеренным климатом босиком человеку можно ходить только в летний сезон, в остальные сезоны – весна, осень и зима, - требуется какая-то обувь, защита ног от грязи, холода и влаги.

Кроме этого неровности на земле, камни, ветки, шишки, колючки, насекомые, пресмыкающиеся и множество иных помех затрудняют хождение босиком по земле. Особенно травмоопасно хождение босиком по лесному бурелому, по камнепаду, лазанье по скалам и деревьям, хождение по глубокому снегу и топкой топи…

Возможно, что самые первые мигранты-гоминиды путешествовали босиком и только по удобным для такого вида хождения местам, например, по морским и речным песчаным пляжам. Однако следы и артефакты мест стоянок и захоронений гоминидов, архантропов, питекантропов и неандертальцев доказательно свидетельствуют – эти человекообразные и человекоподобные, а также древнейшие первобытные люди могли ходить практически везде, по любой земной поверхности.

Вероятно, ступни и пальцы ног древнейших первобытных людей (например, неандертальцев) были очень грубыми, покрытыми мозолями настолько, что превращались в толстые и прочные подошвы…

Вероятно, древнейшие первобытные люди (неандертальцы) были привычны к сырости, холоду и неудобству земной поверхности и ходили-бегали-прыгали босиком…

Однако даже закалённые древнейшие первобытные люди, особенно классические неандертальцы и классические кроманьонцы данного времени (50 000-40 000 до н.э.), использовали подручные средства, траву, солому, листву, звериные шкуры, меха и выделанные кожи для защиты головы, тела, рук и ног от мороза, холода, сырости и влаги.


Есть реальное, фактической и действительное доказательство-артефакт, подтверждающее наличие у первобытных людей-путешественников настоящей походной обуви – это экипировка Эци (Этци, Отци) или «Тирольского ледяного человека», или «Симилаунского человека», жившего в Тирольских Альпах около 5300 лет назад (3285 лет до н.э.).

В своё время «ледяному человеку» Эци будет посвящена отдельная глава, а здесь следует сообщить, что Эци был обут в настоящие непромокаемые кожаные «мокасины». Широкая подошва «мокасин», предназначавшаяся для хождения по снегу, была выделана из медвежьей шкуры, верхняя часть «мокасин» - из оленьей кожи, а подошва и борта «мокасин» были скреплены лыком в качестве шнуровки.

Ноги Эци были обёрнуты и обвязаны мягкой травой-сеном в форме «тёплых носков», трава-сено заполняла всё свободное пространство «мокасин».

Возможно, кожаные «мокасины» Эци были частью совместной конструкции «снегоступов», потому что рядом с мумией Эци была деревянная рама, которую современные учёные-археологи осторожно называют «рамой рюкзака» Эци.

Кстати, в экипировку Эци входили две корзины-короба, сплетённые из берёзовой коры-луба…


Таким образом, несомненно, первобытные путешественники и ходоки на дальние расстояния традиционно использовали различные средства для защиты ног от тягот пути. Самыми простейшими и подходящими для этого средствами являются какие-либо твёрдые, но гибкие и лёгкие подошвы и их надёжное и простое крепление к ноге.

Главное, чтобы подошва не болталась, не сворачивалась, не терялась, а точно была под ступнёй. Как это сделать?

Очень просто… Подложить под ступню кожаную подошву-стельку и обернуть-обмотать её вместе с ногой портянками или онучами…

В жарком климате лучше всего прикрепить кожаную или плетёную из лыка подошву к ноге шнурками-ремешками или петлёй на один большой палец, либо петлёй-лямкой поверх ступни, то есть сделать простейшие походные (туристические) сандалии.

Согласно археологическим находкам сандалии – это один из самых древних видов обуви у народов, живших в тёплом климате (Википедия).

Например, под слоем вулканического пепла в пещере Форт-Рок в штате Орегон на северо-западе США будут найдены сандалии возрастом около 10 000 лет назад (7985 лет до н.э.). Древние вавилоняне, египтяне, обитатели Ближнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима традиционно будут ходить в сандалиях. Причём древние египтяне будут плести свои сандалии (лапти?) из соломы, лыка и папируса…

Самые простые сандалии-лапти – это плетёная «плоская подошва (иногда с загнутым вверх носком), к которой крепились два ремешка: один ремешок начинался у большого пальца и соединялся с другим, охватывавшим подъём ноги, благодаря чему обувь напоминала стремя» (Википедия).

Любую обувь первобытные и современные люди прошлого очень берегли и использовали её только в случае крайней нужды, обычно предпочитали ходить босиком. Даже знатные люди всех времён и народов предпочитают ходить босиком, особенно у себя дома или в святых местах…


Несомненно, обувь, подобная обуви «ледяного человека Эци» из Тирольских Альп, применялась или могла применяться практически всеми обитателями Евразии, в том числе классическими неандертальцами и кроманьонцами. Тем более, что в зонах с умеренным или холодным климатом в сандалиях-лаптях без обмоток, портянок или онучей долго не проходишь…

Дело в том, что все участки тела человека, особенно ноги, подошвы и места между пальцами ног при ходьбе и беге постоянно потеют, отсыревают. Например, за сутки у мужчин, проведших весь день на ногах, выделяется около 200 мл пота.

Сам пот – это просто жидкие отходы жизнедеятельности клеток и органов организма, состоящие практически из структурированной воды, органических останков и солей. Обычный пот практически не имеет запаха либо имеет характерный человеческий запах. Неприятный запах поту придают отходы жизнедеятельности и гибели бактерий, микробов, грибков и вирусов, живущих на теле или в коже человека…

Какие инфекции и угрозы подстерегают человека-путешественника в любом походе-переходе, особенно при длительном марше?

Чрезмерная и болезненная потливость ступней и пальцев ног является следствием следующих причин:

ношение слишком тесной обуви и слишком тёплых обмоток-портянок-онучей-носков;
неряшливость в уходе за ногами, чрезмерной загрязнение ног органической грязью;
слишком сильная нагрузка на ноги, чрезвычайное волнение и стресс;
травмы ступней и пальцев ног, инфекции, кожные заболевания, грибок ногтей.

Вот почему, вероятнее всего, первобытные люди всех времён и весей следили за состоянием своих ступней, пальцев и ног, мыли их водой, смазывали их какими-то мазями, парили в горячих настоях лекарственных трав. При этом главным и простейшим средством сохранения ног в порядке является их регулярное очищение и омовение от пыли и грязи.

Первобытные люди не напрасно выбрали для себя открытые, свободные и простые плетёные или кожаные изделия для ног. Вероятнее всего, ведическая практика пешего хождения, походов и переходов сама-собой привела первобытных людей к изобретению наиболее простых и эффективных средств защиты ног – обуви.

Например, открытые плетёные сандалии хорошо защищают подошву ступни от колкостей и неровностей дороги, а свободные прорехи между полосками лыка или соломы обеспечивают ногам хорошую вентиляцию-проветривание.

То же самое происходит в мягких кожаных мокасинах с плотной кожаной подошвой. Только в них ступня, пальцы ног, лодыжка и голень ноги защищаются пористым слоем мягкой травы, внутренним и/или наружным мехом.

Несомненно, первобытные охотники-воины, путешественники, странники и мигранты в походе и на марше меняли и сушили обувь и обмотки-портянки-онучи, чистили и стирали их. Вероятно, они так же, как современные пешие туристы, опускали уставшие ноги в воду, делали для них размягчающие или лечебные ванночки, прикладывали к ногам и мозолям примочки из лекарственных настоев или порошковые мази из лечебных растений и грибов.

Например, настои шалфея, крапивы, мяты, рябины, полыни, берёзовых почек, овса, коры дуба и ивы, кислые соки плодов очень хорошо заживляет ранки на ногах, убивает бактерии, уплотняет кожу стоп.


Таким образом, ведическая практика кочевого образа жизни, когда множество поколений первобытных людей исходили пешком множество мест и территорий, природных и климатических сред, выработались естественные бытовые общечеловеческие правила ухода за ногами.

Первое из них – ноги всегда должны быть чистыми и сухими, лучше всего, - помытыми…

Второе правило – правильный выбор тканевой защитной прослойки между кожей ног и стенками-подошвами обуви. Носки-портянки-обмотки-онучи должны быть мягкими, пористыми, чистыми и сухими.

Третье правило – выбор подходящей обуви для определённых типов дорожной поверхности, погодных и климатических условий. При этом любая обувь должна быть относительно свободной, «дышащей», прочной, сухой и чистой, особенно внутри.

Четвёртое правило – регулярное тренировочное хождение босиком по земле, траве, гальке, камням. Ноги, ступни и пальцы ног не должны «забывать» первобытный опыт пешей ходьбы, должны иметь плотный здоровый защитный подошвенный слой…


За время существования современной человеческой цивилизации миллионы-миллионов солдат, путешественников, странников и туристов прошагали, прошли, пробежали, пропрыгали и проскакали миллионы-миллионов километров разных троп, путей и дорог.

Поэтому, несомненно, неизбежно и закономерно, в общечеловеческой традиции-памяти сохранились умения и опыт сбережения ног, в частности, ношения портянок, обмоток, онучей.

Действительно, что может быть проще и естественней простому обёртыванию ступни ноги прямоугольным куском мягкой кожи или ткани? Нога при этом получает как бы «вторую прочную кожу-броню».

Твёрдая подошва сандалии-лаптя ещё больше защищает ступню и ноги от воздействия окружающей среды. При этом человек приобретает возможность ступать, ходить, бегать и прыгать так и там, где босиком это сделать практически невозможно. Например, в сандалиях-лаптях с портянками-обмотками-онучами, можно форсировать водные преграды, идти по топкому болоту, рыхлому и мокрому снегу.

Однако применение любой обуви, портянок, обмоток и онучей неизбежно влечёт за собой появление опрелостей, потёртостей, мозолей, водянистых пузырей и кровавых «натоптышей». Вот почему до сих пор правильное , без складов и морщин обёртывание ног портянками – это считается воинским и бытовым искусством…


Потливость в походе, переходе и на марше всегда связана с питьевым режимом. Недостаток воды в организме вызывает жажду, сильную боль «под ложечкой» и пахучую сигнальную потливость, избыток воды в организме – выражается потоковым усиленным потоотделением, слабостью и отдышкой.

Многотысячелетняя ведическая практика научила все поколения первобытных и современных людей традиционно перед тяжёлым походом, переходом или маршем пить горячую воду (цветочный или обычный чай) и брать с собой воду про запас в походную флягу.

Во время похода-перехода-марша на первых остановках для отдыха, как правило, воду или питьё не пьют, только полощут водой рот и умывают лицо и запорошённые пылью глаза. Этого, обычно, достаточно, чтобы после краткого отдыха чувствовать себя бодрым и сильным.

На следующих привалах, если мучит жажда, то выпивают по самочувствию несколько глотков воды (примерно, половину фляги). Только на месте ночлега, во время работ по благоустройству стоянки и перед сном, выпивают воду и вечерний горячий чай после сытного обеда-ужина.


Группа-отряд, команда или колонна путешественников-мигрантов традиционно двигается спокойным размеренным «дружным» шагом, почти нога в ногу. Это делается для того, чтобы не сбиться с ритма общего целенаправленного движения, «поймать» этот ритм, почувствовать общий настрой.

При этом вожаку-главарю и другим лицам, ответственным за организацию движения, хорошо видно любое и каждое нарушение установленного ритма движения. Этот эффект-феномен «стадного движения», хорошо известен первобытным охотникам-воинам и станет почти инстинктивным ощущением для будущих скотоводов-пастухов.

Вот почему любое отклонение от маршрута, отступление с тропы или пути следования, выход из группы-отряда-команды-колонны (стада) сразу же пресекается окриком, знаком-сигналом, звонким щелчком кнута…

Какое-либо прерывание пешего движения в группе-отряде-колонне «по нужде» чревато отставанием и потерей ориентации, стрессовым волнением, страхом встретить неожиданную опасность, а также необходимостью тратить силы и время на то, чтобы догнать ушедших вперёд. Причём догонять иногда приходится бегом. Вот почему остановки «по необходимости» традиционно происходят одновременно для всех путешествующих.

На кратких остановках в начале пути-следования, как правило, люди отдыхают стоя, чтобы не прервать настрой движения. На остановках «по нужде» и «по необходимости» также садиться или ложиться на землю нельзя, - иначе собьётся ритм целенаправленного похода-перехода-марша.

Только на привалах для отдыха, принятия пищи и для других необходимых дел (разведка местности, поиск переправы, охота, сбор съедобных растений и т.д.) традиционно все незанятые участники похода-перехода-привала «валятся» на землю и стараются максимально отдохнуть телом, расслабиться. При этом, как правило, никто не переобувается и не меняет портянки-обмотки-онучи (слишком хлопотно и второпях можно неправильно обуться).

На большом привале (примерно в середине запланированного на день пути) только с ведома-разрешения вожака-главаря участники похода-перехода-марша могут снять с себя закреплённую поклажу-груз, раздеться, разуться, сменить портянки-обмотки-онучи, омыть ноги, развести костёр и просушить одежду и обувь.

При этом лучшее средство для отдыха и получения дополнительной бодрости – купание и обтирание обнажённого тела (особенно сокровенных тайных мест) чистой водой. Кстати, традиционно купание, умывание и омывание рук и ног осуществляется до принятия пищи…


На большом привале никогда не принимается много пищи, - только столько, сколько нужно для удовлетворения чувства голода. Для этого нужны порции пищи, которые свободно могут уместиться в сложенных вместе ладонях рук.

Традиционно порции пищи между участниками похода-перехода делят именно так – по размеру сложенных вместе ладоней рук. Это физиологически оправдано, потому что обладатель больших ладоней, как правило, большого роста или большого веса и ему естественно нужно больше калорий, чтобы возместить потери жизненной энергии.

Кроме этого, наиболее сильные и выносливые участники похода-перехода-марша, как правило, традиционно нагружаются дополнительной нагрузкой-грузом, поэтому они «заработали» дополнительную еду.


Пища на большом привале в походе-переходе или на марше, как правило, изготавливается быстро, поэтому это может быть: либо обжаренное свежее мясо, добытое на охоте во время похода; либо каша-тюря из распаренных зёрен злаковых растений, перемешанных с размолотым сухим мясом; либо просто сушёное или солёное мясо, сухие фрукты, плоды или иные съедобные растения. Главным на этом привале являются обильные горячие напитки, чай.

После принятия сухой, тяжёлой и быстро приготовленной пищи организм человека «отвлекается» на её переваривание и усвоение, поэтому естественно, неизбежно и обязательно работоспособность и внимание человека уменьшается. Ему нужен послеобеденный отдых…

Характерно, что обеденным временем для большинства людей современного человечества является время половины дня, то есть время наивысшего стояния солнца над головой. Это жаркое время и в субтропиках и тропиках в эти часы всё живое прячется в тень, чтобы отдохнуть. Это время сиесты…

Сиеста (испанское слово siesta и глагол sestear происходят от латинского hora sexta — «шестой час», в смысле «полдень») – время после полудня, когда делался перерыв в работе, чтобы отдохнуть и восполнить силы (Википедия).


После большого привала, как правило, трудно вставать, опять «впрягаться» в ношу, одевать обувь, строиться, вновь входить в ритм и темп движения, похода-перехода-марша. Однако через некоторое время традиционной «раскачки» движение вновь становится размеренным, организованным, спокойным.

При этом техника пешего движения становится всё более традиционной, дисциплинированной, строевой…

Как правило, все идущие уже знают и заняли свои места в шеренге, либо в цепочке, либо в колонне идущих. Распределились роли, привязанности, знакомства, люди приспособились друг к другу. Некоторые помогают слабеющим, подбадривают и чутко следят за ними.

Техника ходьбы в цепочке или в маршевой колонне проста и традиционна:

каждый точно занимает своё место и держит установленную дистанцию;
каждый идёт в таком темпе и ритме шагов, чтобы не наступать на пятки впереди идущего человека, не мешать заднему;
каждый несёт своё оружие или ношу так, чтобы не повредить товарищей по походу;
каждый разговаривает, окликает, веселится или как-нибудь иначе выражает свои эмоции только с разрешения вожака-главаря-командира;
каждый не покидает строй-колонну без разрешения вожака-главаря-командира;
каждый быстро и точно передаёт указания-приказания по цепочке-колонне;
каждый немедленно докладывает или передаёт устное сообщение вожаку-главарю-командиру о любой помехе, могущей приостановить, задержать или остановить движение.

Вот и вся изначальная, традиционная, первобытная техника пешего движения охотников-воинов, странников, путешественников или мигрантов, которая сохраняется сотни тысяч лет до сегодняшнего дня не специально, а естественно, реально и действительно, потому что гениальна в своей простоте…


Гораздо сложнее техника, механизм или алгоритм организации и управления пешим движением групп-отделений, общин-взводов, родов-рот, орд-батальонов и племён-полков, то есть работа и забота вожака-главаря-командира, начальника-руководителя, вождя-военачальника, специалистов штаба, но об этом в следующей главе «Хронологии».


Рецензии