Научный подход Из сборника Вид из окна

Я преподаватель МГУ. Мой сын физик – ядерщик уехал в Новосибирск в аспирантуру и, женившись на прекрасной девушке, занимающейся прикладной математикой, остался жить и работать в Сибири. Ввиду того, что в нашей стране зарплаты ученым не отличаются щедростью, виделись мы не часто и даже крайне редко. Но скайп и другие средства связи не дали мне почувствовать своего одиночества. Своего единственного внучика Андрюшу я не нянчила, но могу похвастаться, что сказки на ночь ему читала, а после сказки вместо меня его целовал папа. Рос Андрюша умницей, что не странно. В школу пошел в 5 лет, перескочил через шестой, и в неполные 14 закончил 9 классов. За успехи в учебе был послан ко мне в Москву на летние каникулы. У Николая отпуск начинался первого июля, а Андрюша прилетел восьмого июня. Наконец не на экране монитора, а в живую я могла увидеть и даже поцеловать своего ненаглядного, единственного в мире внука. В аэропорту ко мне подошел худощавый, бледный мальчик слегка смущаясь, но когда я набросилась с поцелуями и ласковыми речами, оттаял и тоже приласкался ко мне. Всю дорогу домой он рассказывал, как ему завидовали одноклассники и как он мечтает поскорее побывать в музее имени Пушкина и в библиотеке. Моя соседка и старинная подруга Ирина удивлялась интересам «представителя молодежи». Хотя могла бы и не удивляться, потому как всегда считала моего сына-своего крестника занудой и зубрилкой. Почему его сын не должен походить на своего отца? Я не очень-то обращала внимание на слова Андрея, потому что имела свой собственный план развлечений. Мой план включал в себя все музеи, зоопарк, парки и худ.галереи. И главное, магазины модной одежды. Прямо со следующего утра мы приступили к активному отдыху. Поехали в магазины, которые мне посоветовали мои студенты. Накупили массу порваных джинс, с заплатками и без и 12 маек разных диких неоновых цветов. Андрюша сопративлялся и смущался, но я видела как ему нравилась эта сумашедшая одежда, и не жалела денег на радость в глазах мальчика. Преобразив сибиряка в столичную штучку, поехали на ВДНХ. Гуляли, ели мороженое, и внук рассказывал, как он прошлым летом с родителями сплавлялся по реке и чуть не утонул вместе с отцом. Год назад они мне этого не сказали. И когда я ужаснулась, мальчик спохватился и начал извиняться и просил не рассказывать родителям, что выдал тайну. Эта просьба насторожила меня. Когда бы я не заговаривала с ним о семье, он тупил взгляд и пытался перевести разговор на другую тему. В один из вечеров я решила напрямую спросить, какие у него отношения с родителями. Наливая чай в его любимую чашку с пингвинами, спросила:
– Ты дружишь с родителями? Каковы ваши отношения?
Мальчик долго молчал, а потом ответил, что отношения их отличаются от наших и что мой сын- его отец совсем на меня не похож.
– Мне у тебя очень хорошо, ба – грустно и ласково сказал Андрюша. Ни столько из слов, сколь из интонации я сделала вывод, что дома ему не очень-то комфортно, но решила тему, явно неприятную моему собеседнику, не развивать, а поговорить с сыном, когда тот приедет. Стала рассказывать внуку, каким мальчиком был его папка, в его годы. Мне казалось, сам Андрей намного серьезней и эмоционально более развит. 30 июня мы вернулись из аквапарка, где были с большой компанией моих коллег, их детей и внуков. Со всеми перезнакомила я внука и даже стала отпускать его со сверстниками погулять вечерами. Вернувшись обнаружили смс от Николая: «Мамуля, завтра в час дня наконец обниму и расцелую тебя». Я радовалась, как может радоваться долгожданной встрече с единственным сыном старая мать. Андрей же занервничал и стал искать что-то у себя в чемодане. Выскочил в холл, где у меня библиотека около 7000 томов.
– Бабуля! Помоги мне, пожалуйста! – крикнул Андрюша срывающимся голосом.
– Что с тобой? Какую книгу ты ищешь?
– Вот эти все.
Взглянув на тетрадный листок, испещреный Колиным мелким почерком, я обомлела. Список состоял из 46 пунктов. Русских и зарубежных классиков внесеных в школьную программу и очень взрослые произведения содержал он.
– Это что, список на всю жизнь? – смеясь спросила я
– На лето – совершенно серьезно ответил мальчик.
Я стала подавать ему том за томом
– Зачем все сразу?
– Отец приедет и сразу спросит, что читаю. И что я ему отвечу? – нервно переминаясь ответил Андрюша
– Ну не будет же он тебя ругать за то что просто отдохнул две недельки?
– Ругать? Ругать наверно не будет – ответил внук и забрав пять книг ушел к себе в комнату. К ужину не вышел.
Детская, была когда-то Колиной комнатой. Сначала тоже детской, потом студенческой «берлогой», кабинетом, а теперь опять детской. Я любила эту комнату. К приезду внука отремонтировала ее, обклеив обоями с новомодными героями мультиков. Андрюша улыбался рассматривая стены. Он даже не всех героев знал, чем удивил меня и Ирину.
Ночью, проходя мимо детской, я увидела свет и решила, что уставший мальчик уснул, забыв погасить ночник. Приоткрыв дверь вздрогнула. Андрей сидел на кровати с ногами и читал «Преступление и наказание»
– Сейчас же ложись – приказала я и погасила свет
– Бабуля! Пожалуйста!
– Спаать!
Действительно ровно в час дня я обнималась со своим сыном, и он крепко сжимал меня и своего мальчика. Коля стал огромным. Он высокий почти 2 метра ростом, к тому же поправился и выглядел как Голиаф. До вечера мы наслаждались друг другом. Андрюша красочно рассказывал отцу наши похождения, показывал подарки и хвастал новыму товарищами. Я получала удовольствие наблюдая теплое общение моих мальчиков. Глядя на них подумала, мне показалось, что Андрей напрягается при разговоре о семье и говорить мне с сыном не о чем, кроме как хвалить его и внука. Вечером Николай попросил не обижаться на него и позвонив одноклассникам ушел на встречу с ними на всю ночь. От переполнявших меня эмоций никак не могла уснуть. Андрей тоже не спал, и опять я застала его с книгой в руках.
– Что ты читаешь? Может, ляжешь наконец?
– Бабуля, я скорочтением читаю. Уже три книги закончил. Подогнать же надо. Только ты меня не выдавай, ладно. «Войну и мир» каждый вечер официально читаю – Андрей говорил так серьезно, что мне стало смешно. -Если папа поймет мой обман, не до смеха мне будет – буркнул он
– Спи лучше, профессор – я выключила свет его ночника и прикрыла за собой дверь. Попив воды возвращалась к себе, мне послышался плач, но я решила не заходить.
Весь следующий день мы провели на даче у Иры. Ее дача была уникальным строением. Сложеная из бревен без единого гвоздя и клея. Много говорили о российской науке, о ее проблемах и развитии. Андрюша поведал нам массу интересных подробностей о Кижах. И когда Ира поинтересовалась, откуда такие познания, Коля с гордостью заявил, что Андрей много читает и что подбором литературы занят он – отец – лично. Ира стала подтрунивать над Колей, как делала это всегда, когда он переходил в режим «отличника-зануды».
– Подбираешь литературу, а потом экзаменуешь? – ехидно улыбаясь спросила она
– Конечно – абсолютно серьезно, делая вид, что не замечает издевки, ответил Коля
Вечером он опять ушел, на этот раз его пригласили однокурсники. Когда под утро, часов в 5 в дверь поскреблись, я не спала. Ждала моего мальчика. Спать совершенно не хотелось, и Коля, извинившись за столь ранний или поздний приход, попросил чаю. Я была счастлива, что могу напоить его мною заваренным чаем и посидеть рядом с сыном. Когда- то давным давно мы любили чаевничать вдвоем.
– Мамуль, ты наливай, а я умоюсь – ласково по-детски получилась эта фраза у огромного седеющего дядьки. Он сам почувствовал дисбаланс слов и своего вида и улыбнулся. Я стала хлопотать на кухне, а он вошел в ванную и тут же позвал меня.
Сидя на крышке унитаза, с книгой в руках, спал Андрюша. Я улыбнулась и стала будить внука.
– Он читает ночами?
– Да хочет наверстать непрочитаное из твоего дурацкого списка.
– Мама, ты покрываешь обман! Не ожидал от тебя. Разбуди же его!
Я стала легонько трясти мальчика за плечо, он приоткрыл глаза и, увидев нас, вскочил на ноги. Книга упала на пол. Коля, совершенно чужим для меня голосом, приказал сыну немедлено ложиться спать. Но Андрей вместо этого зашел мне за спину. Не успела я оценить ситуацию, как Николай рывком вытащил сына на середину ванной комнаты, сильно сжимая его ухо. Поскольку внук мой невысокого роста, отец почти оторвал бедного мальчика от пола. Трепал его за ухо и грозно упрекал.
– Ты неблагодарный трус и лжец. Твоя лень перешла уже все возможные пределы и разумные рамки. Пошли-ка!
Я не знала как реагировать. Андрюша плакал, просил прощения, но Николай был непокалебим.
Вытянув сына в коридор, закинул его в детскую и приказал мне выйти.
– Что ты собираешься делать?! – почти кричала я
– То что делаю всегда, когда этот негодник пытается обманывать или ленится. Мама, займись наконец чаем! Ну-у! – рявкнул он на сына.
Все еще бормоча просьбу о прощении и всхлипывая, Андрей разделся догола, лег ничком на кровать сцепив руки на затылке и глубоко вздохнув закусил подушку. Мой интеллигентный сын, завкафедрой ведущего университета страны, доктор наук, как последний мужлан, безпощадно и без тени сомнения выпорол ремнем своего сына. Минут десять продолжалась экзекуция, но ни единого звука не издал мой бедный внучек. Подушку прокусил, я потом видела след. По тому как четко он исполнял движения предворявшие пытку, я поняла, что если не часто, то уж точно регулярно он получает такие уроки. Андрей после порки не пошевелился, только опустил руки и прикрылся одеялом. Поучив таким образом сына уму-разуму, Николай вынес ему стакан воды и погасил в комнате свет. Вышел ко мне на кухню пить чай. Проговорили с сыном до 9 утра. Я говорила о невозможности подобного обращения с ребенком, приводила ужасающие примеры подросткового суицида и т.п. На что получила довольно сухой и строгий ответ. Николай поведал мне, что он с Зинаидой, перебрав множество педагогических методик воспитания детей, пришли к выводу, что ремень и розги наилучшим образом влияют на психомоциональное развитие детей.
– Порем, мам – говорил он – всегда объясняя, за что, и всегда вместе. Чтобы не было игры в хорошего и плохого полицейского. Дома порет сначала мать тонкой резиновой указкой, а потом я – ремнем. Всегда делаем это в зале. Демонстративно и без злости.
– Я тебя так не воспитывала! Откуда в тебе эта гадость, сынок?! – плакала я, выпивая уже не первую рюмку корвалола. Слушать Колю я больше не могла. Хлопнула дверью и оставила «педагога-новатора-садиста» в одиночестве. Вошла ко внуку. Андрюша лежал почти не изменив позы, только когда я вошла, уткнулся лицом в подушку.
– Маленький мой – погладила внука по головке – как ты?
– Прости меня, ба – глухо в подушку сказал мальчик, – Мне очень стыдно. Я не хотел, чтоб так вышло.
Я бросилась перед внуком на колени
– За что ты, маленький, прощение просишь? Это я старая дура, должна за себя и сына своего, прощение перед тобой просить – рыдала я.
Давление подскочило до кретического. Чуть не теряя сознание я увидела полный недоумения и страха взгляд внука
– Бабуленька, что ты говоришь? Я виноват, и папа правильно меня наказал. Не плачь! Я не хотел чтоб все так вышло. Я думал, успею. Бабуля, я должен был еще и 150 задач решить, а сам прохлаждаюсь. Если они узнают... – он всхлипнул и опять уткнулся лицом в подушку. Все тело мальчика содрогалось в беззвучном плаче.
– Я помогу тебе – взбодрившись от нависшей угрозы, пообещала я, – Мы все решим. Когда сдавать то?
– Вчера. Я должен был делать по пять штук в день. У тебя я почти месяц. Считай. Сотня должна быть готова. Но математика мамина епархия. Она ведь не приезжает?
– Собиралась на несколько дней, но когда, не знаю. Не бойся, все успеем. Я студентов своих завтра приведу, за два-три часа будет готово. А ты перепишешь. Ок?!
– Спасибо! – радостно, утирая слезы, проскулил Андрюша.
Я помогла ему встать и дала мазь от ожогов, может, поможет в быстрой реабилитации. Вся попка была в пунцовых полосах. Когда, в час дня, пришли трое студентов -«хвостовиков» Николай еще спал, а мы: я, Андрюша и ребята заперлись на кухне, и каждый взял по двадцать задач, и понеслась. Студенты мои были только рады помочь таким образом и заработать трояки. Так и подмывало рассказать им, как надо поступать с лентяями по опыту «прикладной» педагогики. Они не первый раз подтягивали "хвостики". Зачем эти трое мучаются сами и издеваются над преподавателями, было загадкой не только для нас, но и для них самих. Валерий собирался открыть свой небольшой бизнес. Михаил – будет таможенником, как и его отец. А вот что будет с Женей, никому не известно. Однажды он высказался на эту тему. "Если меня не отчислят с пятого курса, я наверно в учителя пойду. А что, учитель математики пятого класса из меня выйдет хоть куда". Надеюсь, он шутил. Через полтора часа все было готово, и Андрей переписывал задачки в столистовую тетрадь в хронологическом порядке. Заслышав, что проснулся Николай, я вынесла ему кофе и попросила нас не беспокоить, сказав что на кухне импровизированный экзамен, и Андрюша моим оболтусам с задачами помогает. Николай расплылся в гордой улыбке и, расцеловав меня, ушел, пообещав вернуться с сюрпризом. После окончания «экзамена» попили чаю с вареньем. Ни один из студентов не забыл зачетку, не то что на экзамене. Убрав следы нашего «преступления», я отпустила ребят на концерт каких-то роккеров. Обещали вернуть Андрея в целосте и здравии. Андрюша шепнул уходя – «надеюсь, сидеть не придется» и беззаботно махнув рукой удалился. Весь день провалялась одна. Поспала. Вечером вернулся Коля, и не один, а с Зиной. Она оказывается прилетела на двое суток по делам кафедры. Расцеловались. Я искрене любила эту симпатичную, милую, улыбчиваю девочку. Она казалась очень молодой рядом с моим сыном, хотя она старше его на полгода. Он поправился, а она наоборот, похудела. И так невысокого роста, казалась маленькой девочкой. Зиночку удивило отсутствие сына.
– Не удивляйся. Мама считает, что он вполне взрослый и может не только рапоряжаться своим временем, но и решать глобальные вопросы. Так ведь, мам? – хохотал Николай
– Я считаю, что здесь я главная, и мне решать, как развлекать мальчика. Я считаю, что юноша ни только писать и читать должен уметь, но и жить – пробурчала я обиженно, – он у вас очень хороший. Читал и решал задачки на каникулах. Умница!
– Я знаю. Спасибо – ласкаясь и целуя меня, благодарила невестка
Тут вернулся Адрей и замер, увидев мать. Она сама подбежала к нему, расцеловала и сообщила растерянному мальчику, что я его хвалила.
– Значит, ты все мои задания выполнял, сынок?
– Да – срывающимся голосом ответил мальчик
– Когда только успевал? Ночами, что ли? – ехидно спросил Николай
– Не смей! – прикрикнула я на сына.
Андрюша с восторгом рассказал, как хорошо провел время со студентами. Собирались разойтись по комнатам, когда Зина шлёпнула сына, и все мы увидели, какую боль это ему доставило.
– Что с тобой? – нервно спросила мать
– Ничего, мам – покосившись на отца ответил мой маленький.
– Милая, я расскажу тебе в спальне – обняв жену за плечи пообещал Николай.
Когда все разошлись по кроватям, ко мне на цыпочках вбежал Андрей.
– Ба, спасибо, моя милая. Спасибо. Как успели?! Будто знали, что приедет. Если б не ты...-чмокнул меня и убежал стараясь не шуметь.
«Да.Слава Богу!» – подумала я и уснула спокойным сном.
Утро началось недоброе. Зина строго поглядывала на сына во время завтрака и как только окончилась трапеза, позвала его в залу. Попросила оставить ее наедине с сыном. Андрей вошел в залу без кровинки в лице.
– Что там? Что происходит?-спрашивала я сына
Он не успел ответить, а может, и не собирался, когда я услышала сдавленый стон. Метнулась к двери, но она оказалась запертой. Сквозь стекло увидела обнаженного по пояс Андрюшку, перекинутого через подлокотник дивана. Зина секла его тонким резиновым прутом. Я стала колотить в дверь, потом побежала на кухню к сыну.
– Немедленно прекрати это! Слышишь?!! – орала я как резаная, перекрывая стоны мальчика.
– Пожалуйста не нервничайте – обнимая меня за плечи, проникновенно попросила вошедшая невестка, – я уезжаю завтра, и если вы не хотите, чтобы я увезла сына, не вынуждайте делать это.
Я поняла, это своеобразный шантаж и замолчала. Оттолкнула Зину и вышла в зал. Андрей стоял со спущенными штанами в углу и тихо плакал. Выбежала назад, и тут меня перехватил Коля, усадил на диванчик, Зина подала валерианку и начала спокойно объяснять мне преимущества их метода воспитания. Я пыталась возражать. На что моя невестка заявила, что ее родители были с нею более строги, чем они с Андрюшей и что она точно так же, как и ее сын, не боялась своих родителей, а боялась наказания. Рассказала, как ее пороли с трехлетнего возраста и последний раз били за два дня до свадьбы. Только сейчас я узнала, что до свадьбы мой сын жил с Зиной почти два месяца, и об этом узнал ее отец. За это и высекли бедную невесту.
– Я на них не в обиде, всегда за дело влетало.
Мне стало совсем плохо, теперь от жалости к моей Зиночке. Пока невестка повествовала ужасные истории своего детства, мой сын помалкивал, а как только она окончила, вступил в разговор.
– Ты, мам, говоришь, в твоем доме детей не били никогда? А когда я котенка домой принес? Не помнишь? По щекам отхлестала и вмете с котенком под дождь выбросила. Вернуться приказала без животного. А красный ремешок по сей день на спине у себя помню. И этого не помнишь? Ты с тетей Ирой кофе пили, а я со случайной тройкой по химии из школы вернулся. Ты при ней дневник потребовала. Оценку увидела, и давай орать, как бывало, я огрызнулся. Ты ремень сняла и колотила им пока сорочку не порвала. Тетя Ира умоляла остановиться, а ты все била и била. Я тебя, именно тебя, после так боялся. Не знал в какой момент яростью вспыхнешь. Со страху химию подтянул. Честное слово!
Наревелась я в то утро. Прощение просила у сына, у Зины и у Андрюши, когда его через час из угла освободили. В общем, разобрались как-будто, а вечером Зина тетрадь показать потребовала. Я вся дрожать начала и из комнаты поспешила выйти, чтоб внука не выдать своим поведением. Стала под дверью подслушивать. Коля в магазин вышел. И вдруг, пока мать условия задачи изучала, Андрей ей и говорит
– Мам, ты прости, но я должен сознаться. Из всех задач я только 20 сам решил, а остальные....
– Бабушка помогла? – спокойно спросила Зина
– Не только. Еще ее студенты. Ты лучше знаешь, как со мной поступить за лень глупую, только умоляю, не увози меня. Я исправлюсь!
– Вот молодец, что сам признался, а то ведь я уже подозревать начала.
– Почему?
– Многие задачи неправильно решены, и таким способом, о котором ты представления не имеешь. На втором или третьем курсе проходят этот метод. Твои последние 20?
– Да. Ма, ты высечешь меня? -все же спросил срывающимся голосом мой маленький, отважный мальчик
– Все верно решены. Умница! Я с папой посоветуюсь и отвечу. Все сначала решай сам – громко захлопнула она тетрадь – До окончания каникул еще много времени. Если в день потратить час на задачки и столько же на чтение, все успеешь, и бит не будешь. Разве это трудно, мой мальчик? Дюша, ты меня слушаешь?
– Нет. То есть да. Слушаю. Не трудно – вяло как-то ответил он
Я не выдержала и вошла в комнату
– Прости, Зина, вам с сыном моим не приходило в голову, что мальчик переутомлен?
– Приходило. Потому к Вам, нашей любимой либералке, его и послали – вскрикнула невестка и бросилась на меня с поцелуями, внук присоединился к матери. Они целовали меня в щеки с обоих сторон. Андрей целовал руки. Тут вернулся Коля и с криком –"Отвалите!!!! Это моя мама!!!" сгреб меня в объятия и целовал и обнимал пока не устали все. Я была счастлива! Только мысль о предстоящем наказании внука не давала расслабиться. Теперь уже я, на цыпочках, в ночи прокралась ко внуку
– Спишь, солнышко?
– Нет, не спится – шепотом ответил мальчик
– Почему? И мне не спится.
– Я о папином решении думаю. А тебе почему?
– И мне поэтому. – Мы обнялись с малышом. Он легонько дрожал
– Зачем ты признался?
– Стыдно стало.
– Боже мой, какой ты хороший! Ты не бойся. Я попрошу, чтоб не сильно пороли.
Андрюша уткнулся мне в плечо и тихо, но горько заплакал. Сердце готово было лопнуть.
Наутро мы узнали, что "репрессии" заменены удвоением количества задач. Решение было таковым, поскольку, как объяснил Николай, урок был воспринят верно и имел результатом стыд и отсутствие страха перед заслуженным наказанием. Андрею был вручен еще один задачник с указание даты сдачи.


Рецензии
Я против физического насилия над детьми, и морального тоже. Но и баловство ужасает: позднеродивший зять всё разрешает младшему внуку, растит маленького разбойника.Самое неприятное, что он, чтобы не играть с разбалованным ребёнком, сует ему гаджеты.

Ольга Анисимова 2   26.11.2020 00:18     Заявить о нарушении
Не переживайте . Мой сын все детство играл в компьютерную игру ужасно раздражающую его бабушку. Играл часами ночами. А сейчас он работает педагогом в этой игре. Так что гаджеты это просто способ развития а не отупения. Не переживайте. Уверена мальчик вырастит программистом.

Даилда Летодиани   26.11.2020 09:53   Заявить о нарушении
Спасибо, хоть бы так и было!

Ольга Анисимова 2   26.11.2020 14:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.