Анализ Страны 03

На экраны страны вышла давно обещанная комедия режиссёра В. Сигарёва, получившая название «Страна 03» не смотря на то, что под таким названием уже есть сериал о «буднях» скорой помощи. Но если написать «Страна Оз» - а на эту игру слов рассчитывали авторы фильма – то проблемы с плагиатом нет.
Фильм вышел на экраны  к Новому году, и может показаться, что  с претензией если не свергнуть, то потеснить в традиционном новогоднем  репертуаре «Иронию судьбы…» и «Ёлки»…
Скорее всего, у авторов не было иллюзий: они не ставили перед собой цель посмешить людей и дать им «отдохнуть» от всего, что утомляет,  огорчает  и «заставляет задуматься».
Более того, принцип витаминки, в которой под сладкой оболочкой прячется нечто горькое, здесь применён наоборот: в фильме столько мерзостей и матерщины, будто авторы хотят оттолкнуть от себя всех, для кого приличия - не пустой звук… А есть ли что приятное на вкус внутри – ещё большой вопрос…
У детей бывала такая шутка: наполнят  старый кошелёк  самым настоящим  г-ном,  положат его на тротуаре, и смотрят издали, как прохожий сначала, оглядываясь, поднимет и откроет его, а потом с отвращением выбросит…   
Именно такое впечатление выносят многие зрители от фильма.
Героиня его едет искать в Екатеринбурге киоск на улице Торфорезов, где ей обещана работа….
В Екатеринбурге, как ни в каком другом городе, много улиц носят имя героев революции. Но авторы избегают всяких ассоциаций с политикой, лишь мельком показывая надпись на памятнике центральной площади с упоминанием эпохи рабочих и крестьян. 
Утром 31 декабря, когда многие в стране по обычаю знаменитой комедии «…с лёгким паром» собираются в баню, старшую сестру главной героини фильма выбросил со второго этажа её любовник. При падении она сломала копчик, и девушка пытается поделиться своим впечатлением от этого со всеми, кто ей встречается на пути.
 Будет ли вознаграждён тот из зрителей, кто стерпит сцены и реплики, оскорбляющие чувства приличия, и попытается искать глубоко запрятанный в фильме смысл?
Сказочный ледовый Дворец на главной площади Екатеринбурга, обычная новогодняя панорама города, за кадром звучит знакомое изречение про заливное  из фильма «Ирония судьбы…»– это фон, на котором нам, будто бы, хотят показать суровую правду жизни…
А в чём, по мнению авторов, правда?
В том, что в провинции нет работы для молодой девушки,  что она рада бежать из дома, в котором её бьёт муж;
 в том, что за рулём дорогих машин могут сидеть наркоманы, а в продуктовых киосках, не оборудованных туалетом, люди работают сутки…
в том, что продавцом киоска может оказаться и будущий писатель,  и бывший зэк с полным  набором самых неприглядных тюремных манер…
Что лица национальностей бывших братских республик  палят прицельно по людям пока из травматики от избытка новогодних эмоций и уверенности в себе…
- Нет ни одного сюжетного шага, который бы так или иначе привёл зрителя к чему-то неизведанному или показал известное с необычной стороны.      
Слабые попытки юмора и превосходная игра исполнительницы главной роли могут удержать некоторых зрителей у экрана до самого конца фильма, но не могут избавить от  чувства  недоумения  о замысле режиссёра. Неактуальность критических или сатирических выпадов граничит с неадекватностью: в канун любимого всеми праздника просто бросить стране в лицо  обвинение в том, что она пьянствует, ругается матом  и гадит где попало  - это ещё можно понять…
Но рассчитывать за это окупить затраты на кино и не утратить уважения – это, как минимум, ошибочно…  Но не может же такой режиссёр так тупо выплёскивать свой дар и проблемный характер по ничтожному литературному поводу…
В одном из сюжетов пожилого ловеласа и героиню застаёт врасплох возвращение домой жены.
В анекдотах обычно внезапно возвращается муж. А тут наоборот. Возвращение жены было вдвойне обидным, потому что секс  не состоялся по причине мужской несостоятельности, которую режиссёр изобразил так наглядно, что тем, кто ещё смотрел фильм, в очередной раз захотелось встать и уйти.
Девушка по настойчивой просьбе хозяина или по его молитвам о помощи к Богородице спускается через балкон в квартиру этажом ниже. Там её встречает хозяйка, мать троих великовозрастных детей. Роль её исполняет И.Чурикова.  Она принимает девушку  за проститутку, вызванную её взрослыми сыновьями, но заверяет её в полной толерантности: «Те не бл-ди, которые хлеба ради…».
Принимает тепло, угощает пельменями… Пытается продать ей недорого парфюмерию…  И девушка сообщает ей, как и всем в знак доброго расположения, что её сестра сломала копчик…
Сообщение, как и во всех предшествующих случаях, не производит ожидаемого впечатления.
Героиня вообще остаётся на втором плане, а на первом – типовая малогабаритная квартирка, где туалет непосредственно граничит с кухней. И всё безобразие этого соседства как бы поясняют поочерёдно своим посещением туалета полуголые и полутрезвые сыновья хозяйки.
И трудно сказать, чего больше в этой сцене: обличения нашей бытовой неустроенности с намёком на то, что типовая квартира лишь чуть лучше тюремной камеры с её общей парашей, или обвинения в таком нравственном падении, за которое даже в тюрьме    жестоко наказывают тех, кто идёт «на парашу», когда люди едят…
            На улице девушка просит у мальчишки телефон, чтобы позвонить. Тот послушно и безропотно его даёт и убегает. Но вскоре возвращается с двумя полицейскими, которые смело укладывают девушку лицом в снег и доставляют в «участок» за попытку отнять телефон у ребёнка. -  Так она оказывается в «обезъяннике»  вместе с двумя проститутками в костюмах снегурочек.
Там служители закона заставляют «жриц любви» отработать «по специальности» за свободу. Сцена не удивляет даже попытками «снегурочек» издевательски посмеяться с высоты их нравственного падения над растерянной и огорчённой провинциалкой.
 
 Что-то вроде философского обобщения  -  короткий ответ на вопрос, почему девушка не могла прижиться в городе, где есть такой красивый сказочный ледовый дворец: «Не умею жить…».
Если попытаться, как в школе, дать характеристику главной героине, то начать надо с того, что она выглядит с небольшим «приветом»: никто не поверит, что такая наивность ещё  бывает…
Главное, -  готова идти в квартиру пожилого мужчины, не скрывающего своего вожделения… Тут уже даже самой деревенской наивности мало… Значит, есть ещё тайная мечта о принце на коне  или корабле с алыми парусами…  А кто без греха?
Когда казалось, что фильм идёт к относительно счастливой развязке, в героиню из крутой машины стреляет человек. Пуля попадает в голову… Кровь… Стрелок скрывается с машиной, из которой с кавказским акцентом доносится : «Это же травматика…»
В этом городе нет проблемы переселенцев. Есть проблема  коренного местного населения...
           Несостоявшийся писатель (и, по факту, автор сценария фильма), он же и продавец сгоревшего киоска видит перед собой выплывающий из-за панельного типового дома большой белый корабль. С его высокой палубы героиня в костюме восточной красавицы своей обычной  вежливой интонацией с уральской певучестью спрашивает: «А вы не скажете, где
 улица Торфорезов?». -  Видение пришло не к писателю, а к девушке, которая с забинтованной головой приходит в сознание на больничной койке…  Киоска нет уже – сгорел. И поиск  улицы  уже теряет смысл, но об этом знает только писатель… -  И кому захочется разгадывать этот ребус из  аллегорий? Особенно, когда не знаешь, есть ли отгадка…
Намёк на исчезнувшую страну, о которой не стоит сожалеть?
И что вместо неё? Сказочный ледовый дворец   в большом городе с множеством ещё не сгоревших киосков?
          В начале фильма девушка после аварии с водителем –наркоманом идёт поздним вечером вдоль автотрассы. Притормаживает крутая машина, водитель предлагает подвезти, но девушка решительно отказывается: «Хватит, уже подвёз один наркоман…»
«Я мэр города, вообще-то…» – обиженно возражает реальный мэр Екатеринбурга  Е.Ройзман.
«Что уж не президент…» - ворчит про себя, не поворачивая головы, решительная в своём недоверии  девушка. А если бы поверила?
У отзывчивого мэра в городе киоски всё равно время от времени горят… В людей стреляют… А жители, празднуя Новый год, как Дед Мороз из фильма, зажигают  коробки с петардами под названием «Хиросима»… Разве что, не всегда на голове…
Есть ещё одна сцена, в которой хочется видеть глубокий смысл. Упомянутый неудачливый и несостоятельный ловелас на стадии первичного ухаживания за девушкой завёл разговор о социальных сетях. «Ты где есть – спрашивает он – в «Контакте»? В «Одноклассниках»?
У девушки никогда не было компьютера. И она наивно ответила: «Я здесь есть….»   
Вроде бы – тема потерянного маленького человека…  Но слишком мало общего с тем ощущением этой проблемы, которое было у Достоевского, Гоголя или Чехова.
      Финал фильма оптимистичен, если можно назвать оптимистичной встречу в больничной палате поющего Деда Мороза с обгоревшим от петард лицом (актёр Г.Куценко) и девушку Лену с забинтованной головой, подпевающей ему одними губами…
И получается, что все положительные герои фильма немножко больны на голову.
Герой  Г.Куценко страдает за свою безшабашность или безбашенность, а героиня Я.Трояновой – за свою наивность и беспомощность… Это близко к реальностям.
Но это никак не свидетельствует в пользу фильма: не возвышает он, не выводит из беспросветности. Он даже почти не сочувствует. В нём только отвращение к тому, что, безусловно его заслуживает. Но разве надо показывать то, к чему отвращение естественно?
            Фильм получил несколько наград Российского кинофестиваля.
Его везут на показ за границу… Фильм нельзя назвать клеветой на страну. Медики  человеческие выделения исследуют под микроскопом для правильного диагноза. Авторы фильма это делают так, будто хотят доказать, что человек это то, что он выделяет. Возможно, рассчитывая на то, что такой диагноз польстит западному зрителю. 
В рекламных отзывах пишут, что в кинозалах часто звучит смех от гомерического до колик в животе. Дети, например, могут долго смеяться над вариациями слова «задница».
И это явно не тот случай, когда надо быть, как дети…
«Не надо так делать!» - говорила девушка Деду Морозу, когда он поджигал на своей голове коробку с петардами…
Напрашивается предположение, что наивная девушка Лена – это народ, который по-детски застенчиво говорит иногда своим правителям: «Не надо так делать…»
Авторы фильма не далеко ушли от этого дедамороза.    С той разницей, что проводят свои творческие эксперименты над головами кинозрителей.
        В связи с  названием фильма нельзя не вспомнить о Волшебной стране Оз из книги американского писателя Баума. В той книге литературные критики находили политическую сатиру… Волшебник той страны признавался в том, что он обманщик, что изумрудным город кажется только потому, что все жители обязаны носить очки… Под ведьмами подразумевались олигархи, правящие страной…

Ледовый дворец реально возводят каждый новый год в Екатеринбурге…  Москва под Новый год разукрашена ещё ярче и сказочней…
Но никому не приходит в голову, что жизнь наша всюду так же прекрасна и сказочна, как праздничные декорации…
 Склонность  смотреть на  человека в самых неприглядных моментах его интимных ситуаций настораживала и в предыдущих фильмах В.Сигарёва. Здесь он пришёл дать  ей полную волю.
Фильм вызвал полное разочарование в этических и нравственных критериях режиссёра.
Но оставляет ещё маленькую надежду на то, что «Страна оз» - это всего лишь творческая неудача,  а не повод для тяжёлого диагноза режиссёру и тем, кто даёт награды за такие сценарии.
Зачем же было и писать об этом фильме? Мало ли что выходит в прокат сегодня и получает награды…
Просто  показалось, что В. Сигарёв ещё не утомлён солнцем,  под которым  заняли место  многие известные кинодеятели, и не пытается заставить служить искусство себе…      
Конечно, человека оскверняет, в первую очередь, то, что исходит из уст…
Но если из уст и с экранов исходит то, что его оскверняет, то скверней уже некуда…
От того и тревожно. И зрители, уходящие из зала, не досмотрев фильм до конца, как бы говорят его авторам: «Не надо так делать…»…


Рецензии
На многое, что сегодня делается, можно и нужно сказать: "Не надо так делать..."
Сегодня "пошло то, что пОшло"
Отличная статья, Геннадий!
С уважением
НИК

Николай Иванович Кирсанов   29.09.2019 15:20     Заявить о нарушении
У Чехова в "Шинели" гл.герой сетовал: "За что вы меня обижаете?"
А хочется, как В.Сурков в своей статье, бросить в лицо власти:"Всё тернии и тернии... Б-дь,когда же будут звёзды?"

Геннадий Гаврилов   29.09.2019 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.