Житейская история

Старик лежал неподвижно. Даже дыхание не ощущалось. Казалось, что он не спит, а уже умер и, это наводило какой-то ужас.
Я совсем недавно закончила медицинский институт, но работаю в больнице уже пятый год – пришла сюда сначала медсестрой, когда в колледже училась, а теперь вот - врач. К смерти нельзя привыкнуть, но история этого пожилого человека, которому по всему осталось жить несколько дней, потрясла меня, пожалуй, не меньше, чем смерть.
«Будто кто-то умер», - подумала я, впервые услышав этот рассказ, и озноб пробежал по всему моему телу. Вроде бы «житейская история», как сказали мои коллеги, но мне она, почему-то, не даёт уснуть уже третью ночь.
Я прихожу на работу уставшая и что-то тянет меня к старику: подойти, посмотреть в лицо, поговорить, если он не спит, своим страшным сном.
Вот она – «житейская история», которая так потрясла меня и которая для многих банальна. Может поделившись ею с кем-то мне станет легче, а может быть она кому-то поможет не сделать ошибки…
Ему было уже за пятьдесят. Свой бизнес. Семья – бывшая жена и две дочки, внуки.
Почему жена бывшая? Да, ещё в молодости, когда дети в садик ходили, для получения двух квартир – развелись. Формально! Дедушка даже, кажется, обиделся на моё удивление: «А что? Нормально! И тогда, в советское время было «нормально», а уж сейчас тем более! Чего только люди не делают ради квартир?! Помните, как у М.Булгакова: «…погубит квартирный вопрос» Штамп в паспорте ничего ведь не даёт!».
«Да, странные «нормы» у этих людей!» - мелькнуло в голове…
Всё шло в жизни «как у всех». Частые командировки, иногда на полгода позволяли супругам…не мешать друг другу жить. Знаете, читатель, может дед бы и обиделся на меня за эти фразы, но я рассказываю историю от себя, со своей точки зрения, как я её слышала и вижу. Просто мне никогда не понять, как можно развестись ради жилплощади и потом двадцать лет жить…в гражданском браке. Нет, я не говорю про семью: детей, родителей или общество: «Как посмотрят?», всё-таки советское время было, да, и людям не двадцать лет, дети общие…Нет, я не об этом! Я про женское самолюбие! Неужели не задевало, не хотелось ещё раз услышать предложение от любимого мужчины, почувствовать себя невестой…Да, просто получить опять права жены! Быть «законной»!
Дед опять обиделся: «Не было надобности в штампах! Мы доверяли друг другу!» А мне, стыдно признаться, смешно стало: «В командировках по полгода доверяли?» Вопрос сам вырвался: «А почему жена с Вами не ездила? А женщины как, ведь молодой, холостой – по паспорту?»
«Я не когда не был Казанова!» - гордо ответил он. «Полгода? Ну, конечно, я здоровый, нормальный мужчина…- старик замялся и вдруг выдал- Я начальником был. Мне по статусу нельзя было не иметь любовницу!»
Я рассмеялась – вот это нормально! И не надо сказки рассказывать, что жена этого не знала или, хотя бы, не понимала всего. Проще говоря – ей было абсолютно на это наплевать. Или, если хотите, более красиво: не до этого.
Жена детей растила, домом занималась, работала, как все в советское время…
Вопросы задавать не хотелось – я видела, что его мучит какое-то чувство вины и он сильно страдает. Словно не он сейчас лежит одинокий и всеми забытый в этой больничной палате, имея права на несколько домов, квартир и машин, что занимают и используют «его девочки».
Было за пятьдесят. Жена постоянно занята внуками и проблемами дочерей: старшая с первым разошлась. Осталась одна с ребёнком. Ладно, хоть квартира от бабки освободилась. Уж, не замуж ли второй раз дочка собралась?! Что за человек? Что имеет? А как же ребёнок?
И опять проблема: младшая никак с мужем не уживётся. Всё мыкаются с ребёнком - три-четыре месяца у свекрови, три-четыре месяца у мамы живут. То сойдутся, то разойдутся - беда!
Да, и сама жена из больниц не вылазила – возраст, женские дела, а тут работа ещё нагрузка…Дочкам помочь надо! И денег всё не хватает – как работу бросишь? Одной пенсии мало – дочкам помочь надо!
Так и жили. И это было «нормально». Две квартиры «сколотили», одна от бабушки осталась, две должны после родителей перейти, да и дома от родителей его и её в деревне, два своих построили... Свой бизнес, ГАЗель прикупили, бетономешалку, себе дед машину купил, дочке каждой. Младшенькой ещё и дом построил…
Молодые – везде им побывать охота, а у старшей второй ребёнок народился. Как же на курорты ездить без помощи? Детей бабушке, деньги папа даст, а чтобы каждый раз разборки-просьбы не устраивать бизнес на младшенькую оформили – ООО открыли. Правда, работал то дед сам всегда, но зять как бухгалтер был, помогал в подсчётах, а дочка – директор – 80% - ей.
Жили…Очередная командировка. Впрочем, уже и не совсем командировка – за тысячу вёрст от дома уже был свой офис. Город тот стал почти родным. Появились там друзья, знакомые, женщина…Дома все довольны – младшенькая решила второго родить, благо папа работает и проценты исправно ей отдаёт, бетономешалку подарил – муж этим бизнесом занялся. Стали чаще заграницей бывать…Чем же ещё заниматься, как не детей рожать?!
До Нового года оставались какие-то две недели. Настроение было предпраздничное, а вот пойти некуда. Точнее не с кем. Дома, в трёх комнатной квартире, вечно готовка, уборка, хлопоты, внук бегает: «Поиграй!»
Всё хорошо вроде, но… «как у всех»…А может это уже старость? Может больше ничего и нет? Расти внуков, работай на дочек…Ну, работал же всю жизнь «на семью», а теперь что?! Чего-то не хватало…Даже играми компьютерными так увлёкся, что домашние ругать стали: ни спит, ни ест, по дому не помогает…
Всё-таки кто-то ТАМ есть! И ОН встретил – ЕЁ! Моложе его на пятнадцать лет, одинокую, но, похоже, всё равно счастливую.
Жизнь закрутилась с такой скоростью, что даже голова начала кружиться. Сначала показалось, что встретил просто умную, молодую и красивую женщину, но потом…
Он впервые начал читать книги…Ох, как трудно давалось это занятие! Набегаешься за день, а тут она: «Расскажи! Ну, что ты думаешь о герое?!» Первую книгу: Ремарка «Триумфальная арка», аж, полгода читал! Не было в его доме книг, ни в доме его родителей. Не читал у них никто! «Деньги надо было зарабатывать! Уставал, работал допоздна…В общем не было в нашем доме книг!» - пояснил дед.
 Начали бегать вечерами, разгрузочные дни проводить вместе и с первых дней путешествовать куда-то на машине. Театры, кино, бильярд, кафе…
Было что-то новое в этой жизни, а, главное, появилось радость и ощущение нужности. Нужности не ради денег – кроме еды и цветов ничего не давал ей, а она и не просила. Даже в кафе, порой, сама приглашала: «Это я приглашаю! Я и оплачиваю!»
В жизни появилось что-то интересное, необычное и…страстное. Даже в постели все фантазии превзошли себя. Да, ему бы просто никто не поверил, что в таком возрасте это возможно!
Он не удержался и поделился со старшим братом. Брату уже седьмой десяток, как мужчина, должен же он его понять, порадоваться за него! Но уже на завтра позвонила сестра и начала причитать-учить…
Ситуация сложилась так, что надо было что-то решать в жизни. Он не привык решать сам! Были родители, которым, кстати, по девяносто лет и они всё ещё в здравии, была «семья» состоящая из кучи родственников его и жены.
Он всё рассказал ЕЙ. А ОНА пожала лишь плечами, улыбнулась и сказала: «Я тебя люблю! Решай!»
И он решил: мне почти шестьдесят. Я вырастил детей. Я всем их обеспечил, всё им дал. У них свои дети, свои семьи и…моя жизнь их не касается. Жена? Но ведь она более двадцати лет – бывшая. Да, и я её ни как человек, ни как мужчина, много лет уже не волную. Она живёт всю жизнь лишь дочерьми, их заботами…Кажется, и раньше-то моего ухода никто бы не заметил, а сейчас тем более. Деньги? Так бизнес и так на дочери…
«Дедушка! А разве Ваши дочери инвалиды? А мужья дочерей? Ваши зятья? Они на кой? Они не должны своих жён – Ваших дочерей обеспечивать? Да, вообще-то уже и Вас самого?! Зачем они плодят детей? Кого они вырастят и чему научат?» - вдруг захотелось мне крикнуть, но я решила не делать больно старику, который и без того чувствовал себя виноватым.
Словно перед кем-то оправдываясь он продолжал: «Я решил, что всё оставляю бывшей и дочерям. Было страшно на шестом десятке уйти ни с чем: «Как сложатся наши отношения с НЕЙ? Не выгонит ли ОНА меня с пустыми руками? Что будет дальше?»
Приехав с одним чемоданом в чужой дом, он услышал лишь: «Ты действительно веришь, что нам дадут вместе жить? Не сердись! Но даже по твоему виду сейчас могу с уверенностью сказать: ты для всех добытчик, рабочая лошадь, проще говоря! Тебе не дали даже твою же технику необходимую для работы! Для зарабатывания денег для них же! Всё, похоже, всегда решали за тебя. Нам много предстоит вынести. Ты готов к этому?»
ОН тогда не поверил ЕЙ. Счёл, что сердится – пустой пришёл. И только! Что ж, каждый судит по себе…
Сначала дочь заблокировала счёт и стало нечем рассчитываться с рабочими. Это было не просто странно, но глупо – заказы продолжали поступать и они теряли деньги. Попытки объясниться с младшенькой ни к чему не привели. «Ты мать обидел! На какую-то шлюху променял!» - слышался крик в трубке. «Ни рубля эта б…не получит!» Пошли звонки от родителей. Он очень переживал. Родителям уже за девяносто – не дай Бог переволнуются! Но дочерям этого казалось мало! Начали названивать друзья-знакомые: «Надо поговорить! Одумайся!»
Сначала было очень тяжело в этом аду, но кроме любимой женщины, чтения книг и путешествий, согревала надежда. «Да, им за мать обидно! Они правы – я виновен! Через месяц-другой они успокоятся и мы обо всём поговорим. Я объясню им всё! Они не могут меня не понять, мою душу…Постараюсь познакомить родителей с любимой и они поймут! Примут, пусть и не сразу! Потерплю!» - успокаивал ОН себя.
Уже через неделю дочка с зятем ощутили отсутствие канала халявных поступлений в бюджет семьи. ЕМУ позвонил зять о восстановление совместного бизнеса или, проще говоря, продолжении работы на них. Дочь не хотела разговаривать с «подонком, обидевшим маму».
Не знаю, как Вам, а мне стало сразу мерзко: «Подонок, обидевший маму, мы согласны чтобы ты дальше на нас работал! Разрешаем!» - это так звучит? " Он обидел мать, которая болеет, но будучи на пенсии продолжает работать на вас?! Так?" – кипело в голове. Не стала спрашивать деда, он и так с трудом произносил слова.
ОН возликовал – дочь согласна с ним работать, значит, она его простила, поняла.«Я был просто счастлив – меня поняла моя девочка! Она ищет повод со мной пообщаться…Она любит меня!» - вздохнул старик и продолжил, не поднимая глаз, - «Я не переставал верить, что я нужен, что я любим своими детьми, что они обязательно поймут меня. К концу месяца стало очевидным, что «двухнедельный перерыв» в бизнесе дал себя знать – бизнес затрещал по швам».
Его зарплата составляла двадцать процентов, что в рублях сейчас равнялось зарплате муниципального служащего.
Этих денег не хватило бы даже на проживание одному, ни говоря уже о семье, содержании машины, поездках и подарках любимой женщине.
Через пару месяцев, решив, что все немного успокоились, ОН попытался поговорить с дочерью, но попытка не увенчалась успехом. ОНА постоянно утешала ЕГО: «Потерпи! Время всё решит! Просто никто не верит в любовь в таком возрасте! Потерпи! Все считают, что «седина в бороду…», вот и всё! Потерпи, ведь мама и отец не могут тебя не понять…»
"Уже нельзя было не понять, что единственное, почему обо мне вспоминали, для чего я был ещё нужен, это были деньги..." - закончил старик с горьким вздохом. Я видела, что дальше он не в силах говорить. Он закрыл глаза и лёг.
ЕГО принимали лишь родители, а они жили с ЕГО сестрой и, видимо, также подвергались постоянной обработке: «Встретил  б..!На его жильё рассчитывает – всё ясно! Обобрать хочет – лохов нашла!» Родители также сердились на него и, хотя жили на другом конце города, еженедельно требовали чтобы он приехал: «Справку надо из поликлиники забрать!», «Папа в магазин хочет съездить!», «Приезжай на праздник!» «Нам надо с огородом в деревне помочь!»
Обижались, если задерживался или по какой-то причине не мог приехать: «Почему не можешь? Что значит у тебя работа?! Какие у тебя могут быть дела?!»
С родителями было много разговоров, но понимать никто ничего не хотел: если тебя кто-то принял – значит, от тебя что-то хотят.
Разрываемый прошлым и настоящим ОН прожил год с любимой женщиной. Далее ОНА стала его женой – законной. Не было свадьбы, пира. Всё было с душой, но скромно. Семейный вечер…
ЕГО лишили всего! Родители переделали завещание, не оставив ЕМУ даже гаража, который ОН содержал и оплачивал. Чтобы не мог ничего своего забрать – даже замок новый вставили…Все, кто считался когда-то родным и близким, как хищники вцепляются в добычу, вцепились зубами в движимое и недвижимое имущество. На все попытки: «Я всю жизнь работал на вас. Мне слишком много лет, чтобы начинать всё сначала строить и зарабатывать!» Бросали лишь: «Обязан был! Никто тебя не гнал! Проживёшь! Пусть ОНА тебя и содержит!»
ОНИ прожили пятнадцать лет вместе. Уже на восьмом десятке он остался один…ОНА умерла. Сразу. Сердце.
Не было сил ни с кем судиться, разбираться. Он просто позвонил дочерям. Сначала одной…Потом другой…
Вам лучше, читатель, не знать, что он услышал от дочек и от тех, кого они вырастили.
А кого они могли вырастить, такие «дочки»? «От осинки не родятся апельсинки!» Долгие месяцы скитаний и переживаний окончательно подорвали его здоровье…Он умер здесь, в городской больнице. Один…Нищий...Никому не нужный... Всеми брошенный… Лишь иногда шепча чуть слышно: «Не поняли! Они меня не поняли!»
А может в этом его утешение: верить в то, что «не поняли», чем понимать «кого вырастил»? Чувствовать вину за то, что «мать обидел», чем за то, каких циничных и расчётливых...дал обществу?
"Современный отец Горио"- вздыхаю я.
PS Господи! Среди кого приходится жить?! Что будет завтра, если жизнь близкого человека, отца, кормильца ни во что не ставится?! Где понимание, тепло?
Единственное, что меня немного утешает – всё всегда возвращается! Обязательно!


Рецензии
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.