Мир движения частной собственности

Мир движения частной собственности и движение по её преодолению

Западные ценности, западная культура, разглагольствуя о которых, 20 лет назад советских граждан заманили в капитализм, по существу основаны лишь на движении частной собственности. Всем нам рассказывали и продолжают о том, как чудесно и замечательно жить в рыночном «раю». Но в реальности в нём - очень плохо и жутко. Почему? Почему с расстояния 20 пройденных лет даже недостатки, которых хватало в СССР, выглядят достоинствами? А потому, что ещё советский философ Э.В. Ильенков в своей работе «Маркс и западный мир» отмечал: «Альтернатива, о которой на самом деле идёт речь, - это не альтернатива между «западным» и «восточным» миром с их традициями. Быть или не быть частной собственности – вот в чём вопрос. Такова жесткая дилемма, такова неумолимая альтернатива, перед которой, в конце концов, оказывается в наши дни любая страна, любая нация, а в последнем итоге – и любой индивид. Безразлично где – на Западе или на Востоке».
СССР после революции 1917 года двигался по пути преодоления частной собственности. И недостатки, присущие этому движению, были преодолимы в перспективе, и свидетельствовали лишь о том, что частная собственность в стране не была снята окончательно. Все эти недостатки – лишь не изжитые рыночные атавизмы, доставшиеся стране в наследство от капиталистического и докапиталистического прошлого.
Недостатки же нынешней системы неустранимы в рамках системы движения частной собственности в принципе, поскольку имманентно присущи ей.
Следовательно, западный мир, который нам предлагали как альтернативу, на самом деле не являлся и не мог являться ей. Для культурно-экономического пространства СССР такая, с позволения сказать, альтернатива означала лишь катастрофический откат назад – в тиски господства частной собственности. И, спустя 20 лет, можно с уверенностью сказать, что этот откат оказался даже более катастрофичным, чем можно было предположить.
Безусловно, идти по пути преодоления движения частной собственности нелегко – это ответственность, преодоление трудностей по изменению существующей реальности, бессонные ночи и многое другое.  И возникает иллюзия, что проще и легче двигаться «по столбовой дороге цивилизации» (как внушали людям в период развала СССР). Но историческая практика показывает, что, если преодолевать частную собственность трудно и ответственно, то попасть под колёса этой самой частной собственности – мало того, что смертельно, но и омерзительно, потому что перед смертью приходится валяться лицом в грязи и торговом мусоре.
Движение частной собственности, другими словами – капитализм, предполагает снятие самого себя в качестве своей прямой антитезы – общественной формы собственности. И первый необходимый шаг в процессе этого снятия – присвоение частной собственности статуса всеобщей, т.е. её национализация, огосударствление.
Многие заблуждаются, думая, что этот первый необходимый шаг является единственным на пути превращения частной собственности в свою противоположность. На самом деле первый шаг не есть весь путь. После него должны следовать другие – более широкие и трудные, которые реально превратят частную собственность в собственность всего общества, т.е. «каждого индивида, каждого члена этого общества».
В данном контексте речь идёт именно о конкретном присвоении каждым членом общества всех богатств деятельных способностей, которые овеществлены в материальных богатствах, созданных человеком, но отчужденных от него движением частной собственности.
Именно снятие всех слоев отчуждения посредством преодоления общественного разделения труда есть самое трудное в процессе перехода от капитализма к коммунизму. Именно этот процесс в Советском Союзе сначала затормозился, а потом, в середине 60-х годов ХХ века, и вовсе остановился.
Но поскольку остановка на тракте истории невозможна в принципе, началось ускоренное обратное движение, углубляющее и усиливающее отчуждение. Что, в свою очередь, сделало советское общество чувствительным к восприятию идей, характерных для капиталистического способа производства – «западные ценности», базирующиеся на частной собственности, и антикоммунистическая пропаганда стали ему близки и понятны. А это обстоятельство позволило «горбостройщикам» беспрепятственно провести в стране рыночные реформы.
Для наглядности ужаса происшедшей в начале 90-х социальной катастрофы приведу выдержки из статистики ЮНЕСКО по РФ как самому существенному и самодостаточному осколку бывшего Советского Союза. Итак, Россия занимает 1-е место в мире по величине национального богатства (при любом методе расчёта, как по абсолютной величине, так и на душу населения), но при этом – лишь 97-е место в мире по доходам на душу населения. Почему так, ведь во времена Союза страна входила в первую двадцатку стран по этому показателю? А потому, что сейчас Россия занимает 1-е место в мире по темпам роста числа долларовых миллиардеров и 2-е (после США) по их непосредственному числу, т.е. полным ходом идёт движение частной собственности, а в Союзе шло обратное движение. А вот другие показатели, касающиеся человеческого фактора. Сейчас среди 207 стран мира Россия занимает 182-е место в мире по уровню смертности и 1-е место по абсолютной величине убыли населения, т.е. никакой войны - а народ вымирает. А во времена Союза смертность была низка, и по этому показателю страна занимала 4-е место в мире, а по убыли населения она занимала одно из последних мест – 202-е! Сейчас, как видим, ситуация прямо противоположна. Так же ныне за Россией - 1-е место в мире по заболеваниям психики, по количеству самоубийств среди детей, подростков и пожилых людей (за 20 лет капитализма в России зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств), а так же по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции. Хотя при социализме по заболеваниям психики и количеству самоубийств страна занимала одно из последних мест в мире, т.е. была одной из самых благополучных. О чём свидетельствуют все эти данные? О том, что степень отчуждения человека от всех деятельных сил общества стала максимально высока и продолжает углубляться.
Капитализм был прогрессивен и исторически оправдан, когда являлся выражением развития производительных сил. Сейчас – это не просто тормоз, а – угроза всей человеческой цивилизации, потому что производительные силы уже давно переросли его и требуют иной формы движения собственности и иного способа организации общественной жизни. И эта иная форма не может быть ничем другим, кроме как социализмом – движением по преодолению частной собственности.

2011 г.


Рецензии
Но реальность в Древнем Риме, как свидетельствуют историки, была не такой радужной и гламурной. Санитария и медицина находились на зачаточном уровне, а это не могло не отражаться на быте римских граждан.
Полоскание рта
В Древнем Риме малая нужда было настолько развитым бизнесом, что правительство ввело специальные налоги на продажу мочи. Были люди, которые зарабатывали на жизнь только сбором мочи. Некоторые собирали ее в общественных писсуарах, а другие ходили по домам с большим чаном и просили людей заполнить его. Способы использования собранной мочи сегодня даже трудно представить себе. Например, ей чистили одежду.

Рабочие заполняли чан одеждой, после чего заливали ее мочой. После этого один человек залезал в чан и топтался по одежде, чтобы отстирать ее. Но это ничто по сравнению с тем, как римляне чистили зубы. В некоторых районах люди использовали мочу в качестве жидкости для полоскания рта. Утверждалось, что это делает зубы блестящими и белыми.Общественные туалеты были отвратительными. Археологи считают, что туалеты в Риме почти никогда не чистили, поэтому они просто кишели паразитами.В римской медицине было немало чудачеств. Несколько римских авторов писали о том, что после гладиаторских боев зачастую собирали кровь мертвых гладиаторов и продавали ее как лекарство. Римляне считали, что гладиаторская кровь могла вылечить эпилепсию и пили ее как лекарство.

И это был еще относительно цивилизованный пример. В других случаях и вовсе вырезали печень мертвых гладиаторов и ели ее в сыром виде. Как ни странно, некоторые римские врачи фактически сообщают, что это лечение работало. Они утверждают, что видели людей, которые пили человеческую кровь и излечивались от эпилептических припадков.Город был полон эротического искусства в самых сумасшедших формах.
К примеру, можно было увидеть статую Пана, который совокупляется с козлом. Кроме того, в городе было полным-полно проституток, что нашло отражение на… тротуарах. И сегодня можно посетить развалины Помпей и увидеть то, что римляне видели каждый день — пенисы, высеченные в дорогах, которые указывали путь к ближайшему борделю.
Римляне вывели понятие избытка во всем на новый уровень. По словам Сенеки, римляне на банкетах ели до тех пор, пока в них просто «не лезло больше», а потом искусственно вызывали рвоту, чтобы продолжать есть. Некоторые люди тошнили в миски, которые они держали возле стола, но другие не «заморачивались» и рвали прямо на пол рядом со столом, после чего продолжали есть.

Татьяна Петрова 6   24.08.2019 20:20     Заявить о нарушении
король был обязан следовать ряду предписаний, которые можно условно охарактеризовать как "ритуальные". Важнейшими из них были следующие.

1. Король должен был раз в году объехать все свои владения в определенной последовательности, Раз в году король должен был устраивать для всех своих подданных большое празднество - народное собрание, или ?энах (?enach), сопровождавшееся пиром, ярмаркой, поэтическими и спортивными состязаниями. Кроме того, на таких собраниях вершился королевский суд, заключались торговые сделки и межплеменные договоры.

3. Король должен был содержать на своей земле "заезжий дом", или бруиден (bruiden), в котором любой гость был вправе рассчитывать на приют и угощение. Кроме того, всякий, находившийся в бруидене, находился под личной защитой короля и был неприкосновенен.
У кельтов был закон - надо быть худым, а потому многие занимались спортом. Кому не налезал "стандартный" пояс, того штрафовали.
Кельтки занимались не только домом, подворьем и детьми, но и работали во всех сферах хозяйства и играли активную роль в политической, социальной и религиозной жизни своих племен.
Женщины владели ремеслами – лепили кухонную и столовую утварь, плели корзины и рыболовные сети. Выделывали кожи и ткали холсты. Шили обувь и одежду. Работали в поле, растили скот, мололи зерно, взбивали масло и готовили сыр. Могли быть воительницами, целительницами, судьями, поэтессами, жрицами и провидицами. Известны те, кто «поворачивал назад поток войны» – возможно, миротворицы. Кроме того, женщины были в состоянии управлять войском и племенем. Кельтки владели собственностью и, что совершенно немыслимо для культур того времени, могли сохранить свое состояние за собой, даже выйдя замуж.Любопытно, что бесплодие у кельтов считалось виной мужа, тогда как во многих других культурах бремя вины переносилось автоматически на жену. Вопрос о грудном молоке предположительно относился только к бракам в бедных слоях кельтского общества, где не могли позволить себе нанять кормилицу.
Одна из общих причин развода – бездетность. Все отношения, в результате которых появились дети – даже если это было изнасилование или одна ночь любви, переводились в правовой статус брака с целью защиты ребенка.
За появление мыла современные люди должны благодарить древних кельтов , которые из жира овец сварили первые образцы мыла и тем самым открыли путь к совершенствованию одного из главных помощников гигиены.Вот перечень вершин производства, которые были доступны лишь кельтским мастерам.

- Они единственные среди других народов делали из расплавленного стекла браслеты, не имеющие швов.

- Кельты получали медь, олово, свинец, ртуть из глубокозалегающих месторождений.

- Их повозки под лошадиную упряжь были лучшими в Европе.

- Кельты-металлурги первыми научились получать железо и сталь.

- Кельты-кузнецы первыми отковали стальные мечи, шлемы и кольчуги - лучшее оружие в тогдашней Европе.
Уже в начале войны, при нападении на племена кельтов число жертв среди них поразило даже римлян: из 360 000 человек уцелело лишь 110 000. В сенате Рима Цезаря даже обвинили в уничтожении народа. Но вся эта критика была утоплена в потоке золота, хлынувшего с фронтов в Рим. Легионы грабили сокровища, накопленные в культовых местах. Своим легионерам Цезарь пожизненно удвоил жалованье, а гражданам Рима построил арену для гладиаторских боев за 100 миллионов сестерциев. Археолог Хаффнер пишет: "Перед военным походом сам Цезарь был весь в долгах, после похода он стал одним из самых богатых граждан Рима".

Татьяна Петрова 6   24.08.2019 20:39   Заявить о нарушении
Кельтские женщины участвовали в политической и общественной жизни в такой мере, что это противоречило римским понятиям о благопристойности. Плутарх, к примеру, пишет, что вольки в Северной Италии в IV в. до н. э. послали женщин-послов для переговоров с карфагенским генералом Ганнибалом: «В своем договоре с Ганнибалом они записали условие, согласно которому, если кельты пожалуются на карфагенян, то правители и военачальники Карфагена в Испании будут судьями, а если карфагеняне пожалуются на кельтов, то судьями будут кельтские женщины»[55].

Татьяна Петрова 6   27.08.2019 19:48   Заявить о нарушении