К чему приводит радикализм мелких хозяйчиков?

Ответ на статью А. Герасимова «Молох»

Поскольку в 90-е годы мне в качестве реализатора пришлось пройти ад базара, я знаю контингент мелких хозяйчиков изнутри. Не стоит слишком переоценивать их способность к самоорганизации.
Да, мелкие торговцы угнетены, но сами, в свою очередь, используют наёмную рабочую силу, эксплуатируя её нещадно. «Единоличники» остались в начале 90-х. Мне довелось работать на хозяйку, которая одна из первых перешла к найму реализаторов, и я видела, как с каждым годом «единоличников» становилось всё меньше и меньше, и к концу 90-х они практически исчезли во-все. Сейчас на базарах, кого не спроси, сплошь стоят реализаторы. Эту категорию, являющуюся, по сути, торговым пролетариатом, стоит звать в союзники, но никак не мелких хозяйчиков.
Да, они, эти мелкие хозяйчики, эксплуататоры и эксплуатируемые одновременно, но их активная жизненная позиция за рамки капитализма не выходит. Их всех вполне устраивает идейка «улучшения» капитализма, если это «улучшение» даст им возможность более активно наращивать прибыли. Именно потому все псевдолевые партии так усиленно пропагандируют «капитализм с человеческим лицом», что хотят отвечать интересам этого слоя в связи с его относительной многочисленностью, что, в свою очередь, может очень недурно помочь во время выборов и дать несколько дополнительных мест в парламенте. В массовом порядке класс мелких торговцев никогда не поддержит прогрессивных общественных изменений. Его удел – совершение «оранжевых», «синих», и других переворотов. Представители этого класса будут отстаивать своё «добро» и возможность извлекать собственные мелкие прибыли до последней капли крови иногда ожесточённее крупных капиталистов.
Да, этому слою нынешнего общества свойственен радикализм, но исключительно буржуазный. Практически весь слой мелких торговцев на выборах поддерживает исключительно праворадикальные партии (БЮТ, «Свободу», «НУНС»). В своё время Гитлер делал ставку именно на этот слой. И не прогадал. Склонность к массовой истерии, вызванная именно тем, что рыночная стихия ставит их всех на грань выживания, загоняя в зависимость от любой случайности и даже от прихоти местного чиновника, делает их особо восприимчивыми к идеологии фашизма во всех её трансформациях. Буржуазный радикализм в сущности своей противоположен пролетарскому, и приводит к противоположным следствиям. Первый приводит к фашистской диктатуре, а второй – к диктатуре пролетариата. Также слой мелких хозяйчиков не только быстро вспыхивает, но и быстро гаснет (борьба занимает силы и время, а товар быстро залёживается), т.е. не способен к серьёзной организованной борьбе. В этом слое каждый за себя. Торговцы объединяются, лишь гонимые страхом разорения, чтоб отстоять свой базар или противостоять произволу местного чинуши, если этот произвол касается всего базара, а не отдельного торговца или их группы. Но потом тотчас вновь распадаются на атомы, и готовы за 3 гр. перегрызть друг другу глотки. Никогда в массе своей они встанут на защиту интересов всего общества, особенно, если эти интересы идут вразрез с их мелкой торговой выгодой.
Революционность этого слоя исчерпала себя ещё после Великой Французской революции, а на сегодняшний день – это питательная среда для роста фашизма и, следовательно, контрреволюционности.
И беда нашего пролетариата в том, что он вплотную смыкается с этим слоем, и потому зачастую является носителем именно подобного типа сознания, что очень тормозит процесс его самоорганизации и превращение из «класса в себе» в  «класс для себя». В наших условиях эти слои взаимно перетекают друг в друга. Рабочие стремятся стать мелкими торговцами, а те, в свою очередь, в случае неудачи идут в рабочие. Но именно мелкие хозяйчики, исконные носители несовместимой с прогрессивными преобразованиями общества «американской мечты», заражают ею все окружающие их слои общества.
Тот факт, что крестьянство как класс уже не существует, ещё не говорит о том, что союзником пролетариата может стать класс мелких торговцев. Переход единичных элементов из этого класса на сторону прогрессивных сил ещё задолго до их победы неизбежен. Но в массовом порядке мелкие торговцы могут поддержать изменение парадигмы общественного развития только постфактум. И толчком к такой поддержке явится отнюдь не трансформация их сознания, а желание приспособиться и выжить в изменившихся условиях.
Класс мелких торговцев – весьма иллюзорный союзник в деле совершенствования общественной системы, не потому, что кто-то недооценивает его радикализм, а потому, что коренное изменение общественной ситуации не вписывается в его интересы.

2008 г.


Рецензии
Вопрос только один. А есть ли сейчас класс способный на революцию? Георгий.

Георгий Лагутин   20.01.2016 20:26     Заявить о нарушении
Потенциально есть - это рабочий класс, но пока он находится в состоянии класса в себе, т.е. не осознаёт свои коренные интересы. И в силу этого своего состояния не способен и он. Но это не значит, что так будет вечно. Сейчас есть, пусть слабая, но надежда, особенно для России, что не будут дожидаться действия снизу, а проведут все необходимые общественные изменения сверху. Повторюсь, эта надежда слаба, но она есть. И вот, если она в ближайшее время не осуществится, колесо Истории повернёт к уже испытанной схеме. Это как бы своеобразный экзамен для человечества: готово или оно перейти от катастрофического развития к развитию сознательному и поступательному? Ну, если не готово - тогда на новый круг - учить уроки Истории.

Елена Киянка   20.01.2016 20:40   Заявить о нарушении