Ещё раз о причинах поражения социализма
Обозначим основные экономические причины. Социалистическая экономика базируется на обобществлённой собственности на средства производства, планировании и отсутствии эксплуатации человека человеком, и потому призвана способствовать не выколачиванию прибыли, как при капитализме, а – формированию (путем высвобождения творческой энергии масс) нового человека. По мере развития социализма обобществление должно становиться более полным, а рыночные элементы, в том числе и товарно-денежные отношения, исчезать. Если эти принципы нарушаются, то экономика неминуемо перестаёт быть социалистической. Со времен Хрущева в нашей стране проводилась политика системного нарушения выше перечисленных принципов. Сначала целью социалистического производства был объявлен уровень потребления, по которому мы обязательно должны были перегнать капиталистическую Америку. Потом вместо дальнейшего обобществления началась постепенное разобобществление: продажа в 1958 году МТС колхозам, затем – в 1965 году была проведена экономическая реформа, названная по имени тогдашнего Председателя Совета Министров СССР – косыгинской, в результате которой главным показателем эффективности деятельности социалистических предприятий были объявлены объём продаж, прибыль и рентабельность. Экономический гибрид социалистических средств и капиталистических целей не мог не привести к реставрации капитализма сверху, потому что способствовал разрастанию среди партийного и хозяйственного руководства буржуазных властно-собственнических амбиций, а на уровне массового сознания – укреплению мелкособственнической психологии. Но подобно тому, как экономика оказывает влияние на формирование человеческого сознания, оно, в свою очередь, оказывает влияние на развитие экономики.
Вернемся к косыгинской реформе. У Советского правительства был выбор: либо стимулировать развитие экономики при помощи рыночных механизмов, либо реформировать управление на основании программы, получившей название Общегосударственной Автоматизированной Системы Управления (ОГАС), которую разработала группа учёных во главе с академиком В.М. Глушковым.
Суть ОГАС состояла в том, чтобы постепенно отказаться от присущих товарному производству методов управления и от товарно-денежных отношений вообще. В качестве технической основы новой системы управления и планирования народного хозяйства предлагалась всесоюзная сеть электронно-вычислительных машин, которая позволила бы собирать и обрабатывать информацию со всех крупных и средних предприятий, органов государственного управления на местах. В перспективе предполагалось, что доступ к этой информации смогут получить не только государственные и научные учреждения, но и любой гражданин со своего домашнего компьютера. В условиях общественной собственности на средства производства и отсутствии коммерческой тайны это было вполне возможно. Имея полную информацию о своих потребностях и ресурсах, общество получало возможность отказаться от рыночных механизмов и товарно-денежных отношений.
Внедрение системы в народное хозяйство предполагалось провести за три пятилетки. Реализация ОГАС явилась бы решительным шагом к коммунизму и в смысле отмирания государства, и в смысле ликвидации рудиментарных элементов рынка. Однако восторжествовало мнение до того никому не известного харьковского профессора Либермана, который предложил целью социалистического производства объявить прибыль. Восторжествовало потому, что не затрагивало властных амбиций бюрократии и не требовало для своего осуществления никаких денежных средств.
Если бы представители советской верхушки были грамотными теоретиками, они никогда не соблазнились бы мнимой дешевизной рыночных преобразований, а пошли бы по пути дальнейшего продвижения к коммунизму.
Второе. Если бы они действительно были носителями коммунистической этики (а именно такие люди должны были бы находиться у руля Советского государства), они никогда не поставили бы свои личные властные амбиции выше общего блага.
Вопрос: как на верхушке властной пирамиды смогли оказаться люди, являющиеся носителями не коммунистического, а мелкобуржуазного сознания?
Этот вопрос вплотную подводит к рассмотрению внутриполитических причин поражения в «холодной войне».
Всем достаточно хорошо известно, что строительство коммунизма возможно только на принципах общественного самоуправления, что социализм – это «живое творчество масс». Однако в нашей стране необходимость продиктовала несколько иные условия. Кровопролитнейшая гражданская война, голод, разруха, полная экономическая и политическая изоляция, террор, организованный внутренними врагами, экономическая отсталость, которую необходимо было ликвидировать в кратчайшие сроки и, наконец, 90% неграмотность населения сделали почти невозможной организацию общества на принципах самоуправления.
Затем грянула война, которая тем более не способствовала развитию самоуправления. Таким образом, в нашей стране сложился своеобразный общественный строй: бюрократический по форме и социалистический по содержанию. Образовалась достаточно замкнутая бюрократическая прослойка, названная Сталиным «проклятой кастой», которая фактически управляла страной от имени рабочего класса. И ради справедливости надо признать, что во времена Сталина эта «проклятая каста», в основном, таки вынуждена была представлять интересы опекаемого ею класса. Но Сталин умер, а «проклятая каста» осталась. И начала от имени рабочего класса защищать уже не его, а свои собственные интересы. Здесь необходимо отметить, что к концу 50-х годов были практически преодолены все те условия, которые в своё время помешали организовать общественную жизнь на началах самоуправления. Настал срок переходить к самоуправлению не на словах, а на деле, но этот шаг означал для «проклятой касты» самоликвидацию. Опять-таки, если бы большинство из этой «касты» было теоретиками не по должности, а по убеждению и носителями коммунистической нравственности не на языке, а в сердце, административная власть из рук бюрократии плавно перетекла бы к Советам Рабочих и Крестьянских депутатов, организованным по производственному принципу. Но, увы, большинство представителей бюрократии обладало мелкобуржуазной психологией и выше своих «кастовых» интересов подняться не могло и не хотело. Поэтому в 1961 году с трибуны ХХII съезда было отменено положение о диктатуре пролетариата, а затем, в 1962 году для усмирения рабочих волнений в Новочеркасске были использованы воинские подразделения, что вбило ещё один клин между Компартией и рабочим классом.
Нельзя не отметить, что в брежневские времена рабочему классу были созданы отменные условия жизни (высокие зарплаты, внеочередное жилье, добротная социальная сфера, льготы при поступлении в ВУЗы и т.д.), но делалось это для того, чтобы он вёл себя смирно и забыл о том, что управлять страной полагается именно ему. Так номенклатурные носители мелкособственнической психологии стали исподволь насаждать её во всех слоях советского общества и, особенно, в рядах рабочего класса. А мы теперь удивляемся: почему рабочие такие пассивные – дальше собственного носа не видят и своей всемирно-исторической миссии не осознают? Если бы в Советском государстве своевременно была проведена в жизнь идея самоуправления, то, возможно, не пришлось бы нам столкнуться с массовым предательством на стыке 80-х – 90-х годов ХХ века.
Но главное вредительство развернулось в идеологической сфере.
Хитрый матёрый враг Советской власти У. Черчилль после смерти Сталина заявил: «Первый камень, брошенный в Сталина, будет началом конца Советской власти». И этот камень был брошен Хрущевым на ХХ съезде КПСС.
Дело не в Сталине и не в его культе, а в том, что именно при нём в душах людей стали всходить ростки коммунистического сознания, именно при нём народ совершил великий трудовой и великий ратный подвиги. А Хрущев побил эти ростки гиперболизированными и однобокими «откровениями», как смертоносным градом, и тем самым вызвал в душах людей чувство бессмысленности и ненужности проявленного ими героизма и энтузиазма.
Вообще, весь хрущевско-брежневский период нашей истории можно назвать периодом скрытого идеологического предательства. Горбачёвщина – это открытое разрушение, время сбрасывания масок. Ведь недаром почти все представители идеологической сферы позже переметнулись в стан врагов Советской власти, и теперь описывают в своих чёрных мемуарах, как лукаво и хитро разрушали нашу Родину.
Крупное идеологическое вредительство было допущено в партийном строительстве. Партбилет из документа, свидетельствующего о том, что человек посвятил свою жизнь служению народу, был превращён в пропуск, позволяющий занимать высокие посты. В партию изо всех углов полезли карьеристы и обыватели, далекие от коммунистического мировоззрения и от коммунистической нравственности. Карьерист и обыватель на высоком посту неминуемо становится вредителем.
Откуда взялись добровольно-принудительные методы в отношении всех коммунистических мероприятий? На субботник – добровольно-принудительно, в колхоз и на первомайскую демонстрацию – так же. В результате то, что должно было вызывать радость, стало вызывать глухое раздражение.
К чему нелепые запреты на чтение отдельных книг? В результате этих запретов в стране появился самиздат, и вся литература, проходящая под этой рубрикой, воспринималась людьми, как истина в последней инстанции. И если поначалу в самиздате читали Пастернака и Булгакова, то потом их сменили сфабрикованные на Западе фальшивки.
Зачем бесконечные бюрократические препоны, встававшие на пути многих творческих людей? Не для того ли, чтобы настроить интеллигенцию против Советской власти?
К чему замалчивание некоторых страниц отечественной истории? Не для того ли, чтоб в должный срок сделать их опорным пунктом контрреволюции?
Эти вопросы можно множить и множить, но суть ясна. В хрущевско-брежневскую эпоху в жизнь начали проводиться губительные для страны экономические, политические и идеологические решения. Это стало возможным, на мой взгляд, из-за боязни узкого слоя партийных бюрократов начать организованное на основах науки управление общественной жизнью, руководствуясь принципом самоуправления. А так же из-за нежелания того же узкого слоя уделять первоочередное внимание воспитанию социалистического сознания в широких массах и обучению этих масс искусству диалектического мышления. То, якобы воспитание и якобы обучение, которое проводилось для галочки, вследствие своего формализма, кондовости, схоластичности и добровольно-принудительных методов, оказывало противоположный эффект и лишь способствовало одеревенению мышления и разрушению коммунистического отношения к жизни.
В работе Ленина «Что делать?», содержащей реалистический план построения партии, социалистическое сознание рабочих масс определялось как «единственный базис, который может обеспечить нам победу». Сейчас, век спустя, зададим себе два вопроса: не является ли данное высказывание лишь метафорой, «красным словцом», соответствует ли оно материалистическому мировоззрению? А если оно всё-таки соответствует материализму, то достаточно ли серьёзно мы отнеслись к нему в последние десятилетия?
Ответим себе честно: положение Ленина подтвердилось на практике. Именно тогда, когда социалистическое сознание рабочих масс крепло и развивалось, мы одерживали блестящие победы во всех сферах жизни. Но, как только, вследствие неадекватного и безответственного отношения к нему, оно стало угасать и трансформироваться в мелкобуржуазное, мы потерпели сокрушительное поражение.
2004 г.
Свидетельство о публикации №216012100119
http://www.proza.ru/2016/01/16/801
Аникеев Александр Борисович 21.01.2016 08:20 Заявить о нарушении
Так вот ТО, ЧТО БЫЛО, очень выгодно отличается от того, как стало, не в смысле количества долларовых миллиардеров, а в смысле ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, СПРАВЕДЛИВОСТИ,РАВНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ для всех раскрыть свой творческий потенциал и ещё очень многих вещей. Просто не всем это выгодно признавать.
Елена Киянка 21.01.2016 10:06 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2016/01/20/365
Аникеев Александр Борисович 21.01.2016 14:34 Заявить о нарушении
А насчёт Королёва, то если бы не Советская власть, которая давала всем образование, о нём бы вообще никто и не знал - он сам родом из глухого села на Житомирщине, и в царское время был пастухом, так бы им и остался, если б не Октябрь 17-го. А насчёт колючей проволоки, так не был он за колючей проволокой, просто те разработки, в которых он участвовал, имели сверхсекретный характер и велись далеко от всех центров страны. Вы Раушенбаха (тоже советского академика) почитайте, чтоб иметь представление о том, в каких условиях трудились советские учёные сверхсекретных направлений. А то ж эти дешёвые пропагандистские штампы 90-х уже только майдауны воспринимают, остальные - нет.
Елена Киянка 21.01.2016 18:16 Заявить о нарушении
Аникеев Александр Борисович 21.01.2016 18:46 Заявить о нарушении
Я родилась и выросла в Советском Союзе, потому мне не надо ничего рассказывать - я знаю, что как было, и кто, как жил. Те чиновники по сравнению с нынешними - как небо и земля.
Елена Киянка 21.01.2016 19:38 Заявить о нарушении
Аникеев Александр Борисович 22.01.2016 00:06 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2014/09/04/413
Аникеев Александр Борисович 22.01.2016 00:09 Заявить о нарушении
В укре там немножко ментальность другая, из серии: "дурни думкой богатеют". Вот они уже и добогателись думками до дегенерации, их за эти думки хватают, и вертят, как хотят.
Елена Киянка 22.01.2016 04:12 Заявить о нарушении
Аникеев Александр Борисович 22.01.2016 08:53 Заявить о нарушении
Елена Киянка 22.01.2016 10:24 Заявить о нарушении
Аникеев Александр Борисович 22.01.2016 11:00 Заявить о нарушении
Елена Киянка 23.01.2016 00:25 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2016/01/23/609
Аникеев Александр Борисович 23.01.2016 10:33 Заявить о нарушении
Союзным республикам предлагалось рассмотреть вопрос о введении логики в школах во всех городах, где есть квалифицированные преподаватели
Действовать предлагалось, как и положено было в сталинском СССР, ударными темпами. К 1 марта 1947 года приказали издать учебник логики для ВУЗов, к 1 июля — учебник для школ. Предлагалось создавать кафедры логики и психологии в университетах. А в 1951 году ожидался первый выпуск учителей логики и психологии.
Это было неожиданное решение. Уже в следующем номере «Учительской газеты» его пришлось объяснить: «Громадное значение для дисциплинирования нашего мышления имеет логика. Как наука о законах правильного мышления, логика устанавливает те принципы, следуя которым мы можем избежать ошибок в наших суждениях и умозаключениях и прийти к правильным, логически обоснованным доказательствам… Изучение логики мышления является необходимой ступенью для изучения диалектической логики». Школьные учителя тут же стали писать письма о том, что ученикам не хватает умения логически рассуждать.
В общем, вся советская школа начала претворять решение в жизнь. А формальная логика при этом была полностью реабилитированаВ начале 1950-х годов логика и психология преподавались в более чем 600 советских школах. В других школах учителя математики стали внедрять в свой предмет правила формальной логики
После смерти Сталина на логику так же, как и в 1920–1930-е годы, обрушилась критика диалектиков. После внутрикремлевской борьбы к власти приходит Никита Хрущев, верный революционным идеалам, поэтому судьба «буржуазных» логики и психологии в школах были предрешена. При этом она исключалась из большинства вузовских программ. Под вопросом стояло и ее преподавание для математиков. Считалось, что логика не способна разрешить спорные ситуации в математике — на это способен только диалектический материализм.
В 1959 году обязательно преподавание логики и психологии в советских школах было полностью свернуто. Попытки некоторых энтузиастов вернуть их в школьную программу до сих пор ни к чему не привели. Однако фактически все современные российские социальные науки обязаны этим школьным предметам тем, что в конце 1940-х они открыли брешь в советской действительности для всех остальных форм свободного гуманитарного знания.
Татьяна Петрова 6 17.05.2019 18:57 Заявить о нарушении
« 22 мая 1919 г.Николин день, день моих именин. На столе пшеничные пироги, ватрушки, торты, сыр, масло, конфеты, прекрасный обед. Полная иллюзия мирного времени», — удовлетворенно записывает в дневнике Н. Дружинин.
В этот же день в Кремле В. И. Ленин ограничивается кусочком черного хлеба в 150 г, густо посыпанного солью, а присланную его земляками-волжанами рыбину — астраханский залом — велит отправить в детдом, детям. Конечно, наивность Ильича очевидна — до детей копченая рыбка не дойдет, будет съедена по дороге до детдома лакеем-посыльным, а глава государства останется голодным и дома, в полночь, сможет съесть лишь тарелку плохо приготовленной сестрой, Марией Ильиничной, манной кашки с комками, на воде!
В 1921 г. шофер В. И. Ленина Гиль записывает, что впервые за четыре года (с 1917 г.!) Ильич ел горячий, домашний обед, который предложила им жена егеря. Ленин долго смущался и отнекивался от «богатого обеда», состоящего из тарелки домашних кислых щей с мясом, но в конце концов согласившись, ел, как пишет Гиль, «с огромным удовольствием давно изголодавшегося человека».
В это же самое время мелкий репетитор записывает в своем дневнике:
« 6 июня 1919 г.Не замечаю никакого продовольственного кризиса.
19 и 28 августа.Праздничное кофе. Превосходный обед у Сергея Петровича.
27 сентября.Слишком плотный ужин.
5 октября.Обильный поминальный обед.
26 октября.Слишком много еды.
8 декабря.Двойной обед. Обильный ужин.
10 декабря.Два ужина.
14 декабря.Праздничный обед.
17 декабря.На именинах у Ляли. Роскошное угощение: пшеничный пирог со сливочным маслом, кофе со сливками, пирожное, печенье. Возврат домой и ужин».
Татьяна Петрова 6 09.09.2019 07:31 Заявить о нарушении
Второе по Ленину и мелкой буржуазии. Всё правильно. Ленин и большевики давали пример другим в том, как надо поступать по-новому. А то, что тогда ещё была буржуазия, так ведь и Ленин этого в своих работах не скрывает. Для него это не является секретом. Кто был по его декрету лишен избирательных прав? Буржуа. Кого по его декрету заставляли участвовать в общественно-полезном труде? Их же. За два года буржуазия никуда не могла деться, и образ её жизни не мог измениться.(Помните, встречу Павки Корчагина с его первой любовью Тоней на той узкоколейке, которую он с товарищами строил в нечеловеческих лишениях, а Тоню в пикантной шубке с её мужем в бобровой шапке вместе со всеми, такими же, как они, сняли с поезда и приказали расчищать снег, по поводу чего они все ужасно возмущались?)Ленин и большевики вели народ к новому обществу и не только руководили, но и нравственный пример народу показывали. Так что отказ Ленина от того, чего не видело тогда большинство народа, это не наивность, а сознательное действие во имя будущего. Потому люди и шли за Лениным и большевиками, что в его словах не было фальши, и они не расходились с делами.
Елена Киянка 09.09.2019 11:43 Заявить о нарушении
http://proza.ru/2013/04/30/1042
Аникеев Александр Борисович 09.09.2019 16:58 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2017/01/22/9009
Елена Киянка 09.09.2019 18:54 Заявить о нарушении
В этой стране всюду сырость и плесень,
Она заползает в квартиры, дома,
Больше не слышно ни шуток, ни песен,
Ею земля страны всюду полна!
В плесени люди, собаки и кошки,
В плесени птицы, деревья, цветы,
Плесень разносят все бабочки, мошки,
В плесени храмы, иконы, кресты…
В плесени всё там, и хлеб, и картошка,
Варят из плесени суп и компот,
Даже на сердце своём понемножку
Плесень сырую находит народ.
Всюду от плесени горько и сыро,
Только правительству сухо, тепло,
Всюду твердят, что лишь солнце над миром,
Как в жизни этой нам всем повезло!
Что жизнь у каждого — радостный праздник,
Что не больны все, а счастьем полны!
Это не плесень, а счастья рассадник,
И что для счастья мы все рождены!
Но только в душах, что в плесени всюду,
Нет больше веры ни в счастье, ни в мир…
Страх поселился, все видят Иуду,
В том, кто для многих был вождь и кумир…
Аникеев Александр Борисович 10.09.2019 01:18 Заявить о нарушении
Елена Киянка 10.09.2019 06:05 Заявить о нарушении
Аникеев Александр Борисович 10.09.2019 07:35 Заявить о нарушении
А в России НИКОГДА не было монополии закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда даже в социально-бытовой сфере...
Аникеев Александр Борисович 10.09.2019 07:44 Заявить о нарушении
Насчет того, кому, где нравится или не нравится, я Вам ответила в переписке на "стихах.ру".
Елена Киянка 11.09.2019 19:16 Заявить о нарушении
В любой западной стране социальных гарантий к девяностым годам ХХ ВЕКА у населения было больше, чем в СССР!
http://www.proza.ru/2019/09/11/629
Аникеев Александр Борисович 11.09.2019 19:48 Заявить о нарушении
Елена Киянка 11.09.2019 21:55 Заявить о нарушении
http://ria.ru/20190911/1558587708.html
И такой информации много...
Аникеев Александр Борисович 11.09.2019 22:20 Заявить о нарушении
Аникеев Александр Борисович 11.09.2019 23:42 Заявить о нарушении
А насчет того, что право на труд не подтверждалось гарантиями бытового смысла. Так тоже Вы пишете неправду. Всё подтверждалось. И квартиры бесплатные были, и молодым людям предоставляли комнату в общежитии сразу и фактически бесплатно, и рассрочки на всё были беспроцентные, и кооператив можно было построить безболезненно (не сравнить с нынешней ипотекой). И на отдых отправляли по символическим ценам. И с детьми - точно так же: бесплатные обеды (или за символическую плату), пионерлагеря (моя путевка в пионерлагерь, помню, 9 рублей стоила). Транспорт - копейки. Обед в ресторане - 1,5 -2 рубля, а в столовой, так, 50 копеек. Медицина бесплатная, что ты не боялся к врачу ходить. Сейчас же страшно: есть деньги - начнут потрошить ненужными обследованиями и лекарствами, нет денег - просто не будут лечить. И этот список можно продолжать и продолжать. У меня в СССР было счастливое детство и прекрасная юность. Я на свою скромную зарплату почти пол европейской части Союза смогла объездить. Как говорится, дай бог, кому-то те гарантии, что у нас в СССР для нас были. Это-то перевертышей горбачевских и не устраивало: им надо было, чтоб только у них гарантии на всё это были.
Елена Киянка 12.09.2019 00:12 Заявить о нарушении
А когда в отпуске ездил на своей машине по СССР, то даже социализма нигде не видел, кроме столичных и областных городов, где жизнь тоже была у всех разная, не позавидуешь.
Да и на Крайнем Севере люди жили в разных условиях.
А в СССР даже на юге далеко не все могли жить так, как сегодня живут сингапурцы -
http://proza.ru/2015/09/14/750
Аникеев Александр Борисович 12.09.2019 07:23 Заявить о нарушении
В Сибири упал вертолёт Путина.
Все погибли, один он живой остался.
Нашел его охотник и тащит домой на своих лыжах.
Путин: «Мне бы в больницу»
- Да вы что, Владимир Владимирович, как нашу местную больницу закрыли, так сейчас ближайшая за 150 км.
- А доехать есть на чём?
- Доехать-то есть на чём, но дороги нет!
- А как же вы добираетесь?
- Ждём весны, а там на лодках, плотах.
- Да уж. Надо позвонить, за мной прилетят.
- Дык как всё развалилось люди все тащить стали, чтоб как-то выжить и вышку сотовую сперли.
- Да как же вы здесь живёте?!
- А сейчас до хаты доедем, я телевизор включу и вы сами убедитесь, что живем мы хорошо и проблем у нас, кроме Украины и Сирии, больше нет...
Аникеев Александр Борисович 12.09.2019 08:50 Заявить о нарушении
А насчет анекдота про Путина. Понятно, что сейчас не социализм, а капитализм. Но я бы посмотрела, что человек бы сочинял и как бы смеялся, если бы к власти пришли силы подобные тем, что пришли на волне майдана в Украине. Всё познается в сравнении. Безусловно, у России много внутренних проблем, но их станет на несколько порядков больше, если не будут решаться проблемы в Сирии и в Украине, да и во многих других местах. Этого могут не понимать или далекие от политики люди, или 5-колоночники, которых содержат через американское посольство те, кто заинтересован в распаде России.
Елена Киянка 12.09.2019 22:34 Заявить о нарушении