О подругах девушек

Борис Родоман

О ПОДРУГАХ ДЕВУШЕК

Мини-трактат

        Нормальная девушка не старше 25 лет должна иметь подругу, с которой она делится сердечными тайнами, обсуждает проблемы человеческих отношений, ходит в кино и в театр, а в училище и на работе – в столовую, в уборную [и на лестничную площадку – покурить].  Подруг и приятельниц разной степени близости обычно бывает несколько, но одна из них – главная. Она может быть главной вообще или в данном коллективе. Бывает, что главная подруга (обычно школьная) теперь далека и недоступна для частого общения, и тогда её заменяет подруга в данном коллективе.
        Подругами обзаводятся как правило до 25 лет. Стремление и способность к завязыванию дружбы детско-юношеского типа в более позднем возрасте встречается реже и обычно свидетельствует об отставании в сфере жизненного опыта или о склонности к романтике, игнорирующей прозаическую реальность.
        Инфантильная девушка, попадая в новый коллектив [боится оказаться одинокой, без поддержки старших, поэтому] стремится тотчас же объединиться с одной из женщин. Это прекрасно удаётся, если женщин в коллективе было только две. Если же их много, а две из них слишком рьяно и демонстративно сблизились, то это вызовет неприязнь остальных женщин и они могут объединиться, чтобы осудить пару новоиспечённых подружек и дискредитировать их перед мужчинами.
        Множества, или агломераты подруг, различаются по количеству участниц и по структуре: пары, энки и цепи. Энка – множество из более чем двух подруг (тройка, четвёрка, пятёрка), которые [более или менее] равноправны (среди них нет явного лидера) и всё стараются делать вместе. Сепаратные встречи, прогулки, мероприятия, в которых участвуют не все, могут восприниматься неучастницами как предательство. Случай, когда подруг в группе больше пяти,  встречается столь же редко, как шестерня при родах. Существуют, видимо, какие-то кибернетические законы, ограничивающие численность членов в группе. Агломераты с числом подруг более двух – это обычно не энки (тройки, четвёрки), а цепи, например, триумвират, в котором А дружит с В, а В дружит с С, но А с С считаются подругами лишь номинально, поскольку их связывает только В, служащая средним звеном. Эта роль наиболее благоприятна, и почти каждый человек к ней стремится или имеет её. В тройственной цепи средний член обычно является объектом ревности крайних членов [и выдвигается на роль лидера в микрогруппе. Эта закономерность касается не только подружек, но и любых множеств лиц (незавиcимо от пола), групп, организаций, действует и в политике, и в международных отношениях].
        Подруги в паре редко бывают всесторонне равными: обычно одна ведущая, а другая ведомая. Они дополняют одна другую функционально. Ведущая, как правило, более хорошенькая, активная, опытная, экстравертная, а ведомая – менее хорошенькая, более пассивная, неопытная, интровертная.
        Ведущая нужна ведомой, чтобы пользоваться плодами её успеха, кадрить при её помощи молодых людей, [подбирать парней, подругою брошенных, доказывать им своё преимущество]; завидовать и подражать подруге, стимулируя своё собственное сексуальное развитие, переживать её успехи, испытывая от этого половое возбуждение, быть жалеемой и просвещаемой, но иногда и злорадствовать от неудач подруги.
        Ведомая нужна ведущей, чтобы выглядеть рядом с ней преуспевающей, самоутверждаться, рассказывать о своих успехах (дабы быть счастливой, надо, чтобы кто-то считал тебя таковой), проявляя превосходство, власть, жалость, снисходительность, сочувствие, помощь, покровительствовать, просвещать, показывать, обучать.
        Аналогичные отношения нередко складываются в семье между старшей и младшей сестрой – [как оптимальная ситуация, как желанная норма].
        Часто бывает, что дополняющие функции раздроблены, и девушка в одних свойствах является ведущей, а в других ведомой. Например, одна хорошенькая, но пассивная, а другая не хорошенькая, но активная. В таком случае девушки особенно хорошо дополняют одна другую, образуя устойчивую и эффективную пару почти равных партнёров.
        Таким образом, отношения в паре подруг представляют собой диалектическое сочетание кооперации и конкуренции, но первая часто предшествует второй. Кооперация скрепляет дружбу, а конкуренция её разрушает.
        Конформисты, застенчивые, робкие, нерешительные, несмелые, неопытные, скромные люди больше нуждаются в ведущих друзьях. Нонконформисты, «пассионарии» [по Л.Н. Гумилёву], эгоцентричные, авторитарные, решительные, смелые, опытные нуждаются в ведомых. Порою мне кажется, что безудержная жажда власти и лидерства проистекает от неумения приспособиться к среде, от известной душевной слабости, оборачивающейся своеобразной силой. Жить в разладе со средой трудно. Кто не может к ней приспособиться, тот [или погибает, или] приспосабливает среду к себе, [радикально её изменяя], а это и есть творчество, влияние, власть. [Беспомощный в общении с «родными и близкими», но поражающий воображение толпы] параноик становится героем, пророком, святым, вождём.
        Если человек не удовлетворяется положением только ведомого, то он вступает в другую пару или формирует себе коллектив, где он является лидером. Возможны ли циклические цепи, в которых, положим, В зависит от А, С от В, а А от С?  В чисто сексуальных связях такие цепи возможны, но как они будут проявляться в сфере власти и подчинения? Может ли такая группа быть не центрированной?         
        Различаются два компонента девичьей дружбы: 1) общечеловеческий, когда девушек связывают те же интересы, что и людей вообще; 2) эрогенный, когда их объединяет половое чувство, направленное а) на мужчин, б) у одной на другую. Дружба между женщинами в целом более эрогенна, чем между мужчинами, потому что, благодаря материнству и по причине недопущения женщин ко многим мужским ролям и занятиям, половая сфера в их личности занимает, как правило, более значительное место. Этим женщины отличаются от большинства мужчин, кроме «артистических натур», которые сознательно культивируют эротику как средство творческой сублимации и самоутверждения.
        Поскольку девочки завязывают дружбу в том периоде, когда они мало или вовсе не общаются с сексуально развитыми мужчинами, то их половые чувства, особенно же проявления заботливости и нежности, находят выход во взаимной привязанности. Иными словами, дружба между девушками всегда в какой-то степени гомосексуальна, тем более, что мужчины на этой стадии развития девушек не удовлетворяют их эмоциональные потребности. Горячая любовь к подруге так же обычна и нормальна, как и частая у отроковиц  любовь к собакам и лошадям, [тоже имеющая сексуальную подоплёку, о которой говорить «не положено»]. «Опасности» стать чисто гомосексуальной дружба ровесниц как правило не содержит, но девушка, жаждущая ласки, легко попадает в сети женщины старшего возраста.
        Девочка! [Если вполне осознанно и, быть может, на основании собственного личного опыта,  или, напротив, по внушению твоих «воспитателей» ты отвергаешь лесбийскую любовь, то] опасайся дружить с одинокой женщиной, значительно старше тебя, бездетной, необщительной в формальном коллективе, плохо отзывающейся обо всех мужчинах. Она внушит тебе к ним неприязнь и отвлечёт тебя от главной задачи [быть женой и матерью, навязываемой тебе обычаями традиционного патриархального общества].
        Бойся старой девы! Она завлечёт тебя театрами, выставками, художниками, артистами, книгами, дисками, затянувшимися беседами о жизни, будет часто оставлять у себя ночевать, восхищаться тобой, спать с тобой на одной кровати, и… Не злоупотребляй банями и банными знакомствами, не позволяй старшим женщинам проявлять «нездоровый» интерес к твоему телу и белью, не пьянствуй в чисто женской компании, которой заправляет не имеющая своей семьи бойкая баба, с ненавистью отзывающаяся о мужчинах. Дружи с ровесницами, а из старших – с экстравертными сексуально развитыми и хорошо одетыми замужними или разведёнными женщинами, имеющими приятных тебе детей и любовников.
        [Но если ты вкусила радости однополой любви, если бесконечные нежные ласки женщины тебе несравненно приятнее, чем грубые натиски мужчины, стремящегося удачно «кончить», то, как говорится, дай тебе бог счастья! Проблемы возникнут, если под действием инстинкта или под давлением обычаев ты захочешь стать матерью. В нашей стране ребёнку лучше иметь в семье натурального отца, нежели какую-то «вторую маму». Прекрасный выход видится в бисексуальности. Встречаться, быть в половой связи ты можешь и с мужчиной, и с женщиной; той и другому дашь то, что ему нужно и приятно. Suum cuique].
        Наилучшие возможности для эмоционального самовыражения и веселья девушек имеются к компаниях двух типов: 1) две-три девушки плюс один развитый мужчина, одинаково хорошо ко всем относящийся [дружеский квазигарем]; 2) число мужчин равно числу девушек или мужчин немного больше, компания не разбита на разнополые пары и микрогруппы, девушек не меньше двух, в их числе две подруги, общее число людей от четырёх до семи. Надо стремиться к тому, чтобы никакая девушка не чувствовала себя лишней и/или подавленной, так как это неизбежно отразится пагубно на самочувствии всего коллектива.
        Различия между подругами в паре должны быть умеренными. Дружба не возникает, если  различий слишком мало или слишком много. Как правило, в дружбе девушек наступает кризис, когда одна из них резко поднимается на новую ступень своего сексуального развития, например, начинает половую жизнь или выходит замуж.
        Различаются три порога, знаменующие подъём на новую ступень: 1) начало активных эротических контактов и петтинга, который в традиционном обществе не считается половой связью, так что всегда можно сказать, как бы не прибегая ко лжи: «У меня с ним ничего не было»; 2) начало «настоящей» половой связи в узком и традиционном значении слова, т.е. вагинальной; 3) полное сексуальное пробуждение, когда женщина получает полноценный оргазм. Каждый такой переход, причём каждый следующий – гораздо больше, чем предыдущий, является для женщины революцией. Её взгляды резко изменяются, и то, что раньше казалось важным, становится незначительным, и наоборот, появляются новые убеждения и ценности.
        Если дружба двух девушек была узко функциональной и чисто эрогенной, то после сексуального скачка одной из них, при условии, что вскоре не последует такой же скачок у другой подруги, дружба рушится. Её убивает зависть, чувство неравенства, несправедливости, комплекс неполноценности у одной из подруг.
        Любовь заразительна, особенно в момент зарождения. Чем она моложе и сильнее, тем больше вероятность, что ты отобьёшь или у тебя отобьют возлюбленного. Десятки мужчин на моих глазах сходились и женились не на той из двух подруг, которую кадрили раньше.
        Крах дружбы девушек больше всего вызывается увеличившимся разрывом между уровнями развития. Этот разрыв может быть: 1) прямым, когда ведущая далеко опережает ведомую, им становится труднее понять одной другую или стало неинтересно общаться из-за расхождений в оценках; 2) инверсионным, когда более удачливой и развитой оказывается та, которая была ведомой. Нет ничего ужаснее для девушки, если её подчинённая, опекаемая, ведомая подруга выходит замуж раньше и оказывается сексуально более опытной.
        Ещё б;льшая трагедия разыгрывается в семье, где младшая сестра выходит замуж раньше старшей, поскольку такая ситуация становится предметом обсуждений и переживаний родителей и родственников. Особенно невыносимо положение старшей сестры, если она к моменту выхода замуж младшей ещё остаётся девственницей и вынуждена жить в одной квартире, доме с молодожёнами или часто с ними общаться. Такая ситуация способствует уходу старшей дочери из семьи, нередко толкает её на поспешный, неравный, корыстный брак без достаточной любви и без надлежащей сексуальной тренировки со всеми вытекающими последствиями. В старину такие девушки иногда уходили в монастырь.
        [Мне довелось гостить в одной кавказской семье, где старшую дочь, не вышедшую замуж, превратили в служанку, в жалкую рабыню её брата, его молодой жены и их многочисленных детей. Подозреваю, что в патриархальных семьях многих народов одну из дочерей специально для такой роли не выдавали замуж].
        На девушку очень действует ранняя женитьба её младшего брата. Мне известна одна такая особа, которая всё своё отрочество потратила на уход за своим полубольным младшим братом, она любила его, как никого другого, а он, едва достигнув совершеннолетия, женился и привёл жену на их жилплощадь. Они спали все трое в тесной комнате коммунальной квартиры, и моя (будущая) подруга слышала скрип их кровати, их возгласы и стоны…].
        Если старшая сестра находится на второй стадии сексуального развития и пользуется вниманием мужчин, то чувство неполноценности у неё гораздо меньше, но всё же брак младшей сестры её травмирует. Лишь в том случае, когда старшая девушка находится на третьей ступени и имеет хорошего любовника, хотя бы и не намеренного на ней жениться (скорее всего, женатого), она может сохранить чувство превосходства и старшинства перед младшей сестрой.
        Если дружба девушек была более личностной, т.е. основанной на всесторонних интересах, а не только на сексуальных ролях, то перемены в личной жизни одной из них другую не травмируют, и дружба сохраняется, но наступает её второй этап. В дружбе между женщинами я различаю два периода: 1) первичный, когда подруги дополняют одна другую, кооперируются для выполнения социальных и сексуальных задач; 2) вторичный, когда функционального дополнения и связи уже нет, а дружба поддерживается по инерции. Теперь сходство и различие характеров и новые роли женщин никакого значения не имеют. Главный фактор, поддерживающий дружбу,  – воспоминания о молодости. И так женщины дружат всю жизнь, знакомя между собой своих друзей, супругов, детей; общение подруг то угасает, то оживляется, но в общем медленно деградирует, оставаясь лишь пожизненным наследием одного яркого периода, называемого юностью. Ибо социологи утверждают, что после 25 лет человек не приобретает универсальных друзей. Поэтому каждый так дорожит друзьями детства, когда дружба так похожа на первую любовь… Берегите дружбу школьных и студенческих лет, её уже ничем не заменишь!
        Что касается мужчин, то и в их дружбе есть те же компоненты – общечеловеческие и эрогенные, и мужчины объединяются не только для работы и пьянок, и конкуренция из-за женщин у них не слабее, но эрогенных факторов в мужской дружбе гораздо меньше, потому что больше у них всего другого. Эротика в дружбе мальчиков, если она и была, обычно пропадает к 16 годам, и лицезрение пьяных мужчин, лобзающих и обнимающих друг друга, а также гомосексуалистов, не побоявшихся проявлять нежности в обществе, вызывает у трезвых и гетеросексуальных людей, как правило, отвращение. Девушки же, как и дети, целуются и обнимаются при встрече и прощании, они более склонны выражать приязнь путём телесных контактов, ибо женщины больше похожи на детей, чем мужчины. А так как женщины вместе с детьми обоего пола составляют в человечестве большинство и так как давно уже принято восхищаться детьми, а женщинам делать реверансы, трубя об их эмансипации и равноправии с мужчинами, то я, следуя этой благой тенденции,  прихожу к выводу, впрочем, не новому и не оригинальному, что женские и детские черты характера суть подлинно человеческие, исторически и эволюционно  перспективные, тогда как специфические мужские признаки, находящие своё высшее выражение в милитаризме, садизме, мордобое, пьянках, сквернословии, усеивании улиц плевками и окурками, а также в праве быть грязным, вонючим и небрежно одетым – это лишь преходящее социальное наслоение Эпохи разобщённого мира (ЭРМ) (по И.А. Ефремову), раздираемого войнами и классовой борьбой. Пути спасения человечества от стихии всеобщего варварства и хамства – [это уменьшение гендерно-ролевого дисбаланса, легализация нетрадиционных сексуальных ориентаций, расширение понятий брака и гражданского партнёрства, бисексуальность], унисекс, феминизация мужчин до такого уровня, при котором половые различия сохранятся лишь в своих существенных биологических чертах, но не будут доминировать в поведении людей, а грязь, агрессия, грубость и хамство мужчин перестанут быть их третичными половыми признаками. Физическая и душевная красота и нежность должны быть свойственны людям без половых различий. Женщине принадлежит будущее. Да здравствует женщина! Да здравствует девушка!

        Самое скоропалительное из моих сочинений. Написано экспромтом, без черновика, за два часа, с 15:45 до 17:45 7 ноября 1980 г. В квадратные скобки заключены дополнения от 17 декабря 2014 г.             
               


Рецензии