Писательница-это звучит гордо? Что было, что стало

СОВРЕМЕННАЯ  ПИСАТЕЛЬНИЦА – ЭТО  ЗВУЧИТ ГОРДО?
ЧТО БЫЛО И ЧТО СТАЛО.

Вчера в ожидании Матча звезд заглянула в рейтинг на Прозе, просто чтобы хоть что-то почитать, ознакомиться так сказать с современным литературным процессом, который рождается на глазах. И впала в уныние не шуточное. Хорошо, что хоккеисты два часа радовали и приводили в восторг, заставив быстро все это позабыть, а то бы и депрессия началась...

Хоккей рулит, но что же у нас произрастает на ниве словесности на любимом сайте?

Появилось подозрение, что у нас  там есть общество  продвиженцев друг друга туда, в родимый рейтинг, потому что  сроду глав отдельных уникальных творений –исповедей о моей распрекрасной жизни никогда там не оказывались, а тут вдруг одни главы с радостной вестью о том, что продолжение следует и все его ждут не дождутся. 

Заглянула  в рецензии и ожидания мои оправдались. Некая группа людей заключила соглашение о том, что будут писать рецензии для своих, чтобы они там и оказались по очереди или без очереди…  Дело Леонтия  живет и процветает. Старики- разбойники продолжают гнуть свою линию?
 
Да и бог с ним, нужен мне этот рейтинг. Но однако это заставило задуматься о самом важном – в рецензиях ничего критического- наверное, потому что творения не выдерживают критики, а рассуждения только о  том правильно или не правильно поступила убогая героиня, которая бежит от мужа к любовнику и назад.

Так рассуждали о Маргарите  старшеклассницы, которые  романа не читали, но кто-то, а может и я на уроке, сказала им о том, что Маргарита  ушла от мужа-генерала к бедному Мастеру в подвал , потому что решила стать счастливой, а вот что из этого вышло.

Рассуждать об этом можно было все 40 минут, забыв о романе,  о Пилате, об Иешуа, ради чего он собственно писался и о самых главных и важных проблемах, но чтобы избежать двойки в журнале, годилось и это. А после звонка можно было перевести дыхание - двойки нет.

 В рейтинге те самые старшеклассницы, которые понимают, что говорить что-то надо, а что они не очень хорошо себе представляют. Вот и можно обсудить, осудить, оправдать героиню, вроде поговорили.

И все романы их о том самом, о том как Маргарита сбежала от мужа к любовнику, а от любовника снова мужу – вот и весь лабиринт повествования – не заблудишься, никаких тебе Коровьевых, Азазелл, бала Сатаны, даже московских сцен там не найти, беседует до умопомрачения Маргарита то с мужем, то с любовником – это и есть вершина творчества у наших авторов ( открывала исключительно дамские творения, потому о них и говорю, мужчины  что-то еще пишут про охоту и рыбалку).

Но ведь во всем надо искать что-то хорошее, тем более, что, как известно, одну книгу может состряпать каждый, это вторую труднее, а с третьей надорвешься, и захотелось ответить  на вечный вопрос, как все мы дошли до жизни такой? Почему так убог и летописен творческий наш мир?

Может ли в принципе появиться среди нас Джейн Остин, о которой напишут романов и снимут фильмов  больше, чем  она сотворила своих произведений, которую будут издавать, а главное читать и через сто и через 200 лет, с упоением читать, не заглядывая во все нетленки современниц?

И тогда невольно пришлось сравнить то что было, с тем, что стало. Не знаю, как там у Джейн, но как это было у моей прабабушки могу вспомнить по ее рассказам, хотя было мне тогда не больше 5 лет.

Говорят, все мы вышли из детства и юности, так вот что было в их детстве и юности, - музыка, живая музыка дома,  чтение книг вслух, няня со сказками и рассказами( такую бабушку к счастью застала и я, чему очень и очень рада), занятия музыкой, живописью, словесностью, романы, которые они читали сами вечерами, иногда запрещенные мамами, а потому особенно интересные, дневники и письма, которые были обязательными.  Сегодня они стали бы шедеврами для любого из наших авторов, просто Достоевский отдыхает, а тогда это были просто дневники и письма, писались они на протяжении всей жизни, общение с интересными и не самыми глупыми людьми, когда они должны были соответствовать – поддержать разговор, и конечно, не занятость на производстве, что  располагало к творчеству и самовыражению.

И вот после всего этого «образования», когда  "учились понемногу чему-нибудь и как–нибудь" , девица решалась написать что-то, понимая, что  у нее будут самые строгие судьи, знатоки, мастера,  и стать посмешищем ей совсем  не хотелось. Сегодня у нас мило дело оскандалиться, попасть в какое-нибудь шоу, чем хуже, тем лучше… Чтобы  вся деревня с вилами пришла к писательнице, а потом судиться, и в итоге к Малахову на передачу попасть - не это ли рецепт дешевой популярности, а там вдруг кто и почитает ненароком. Хочется же знать, за что били,  почему  с вилами явились.

Они создавали книги-лабиринты, вооруженные знанием и мастерством – описания,  выдержки из дневников и писем ( письма на 5-7 листах, а вовсе не набор смайликов,  расставленных в определенном  порядке), истории, услышанные в детстве – интереснейшие истории, кстати, самобытные и оригинальные, собственные глубокие переживания – вот тот самый лабиринт, в который отправиться было великой радостью, и вместе с автором побродить там, отыскивая путь домой.

 Каждый такой лабиринт был неповторим, уникален, именно потому что творили его уникальные личности, предъявлявшие к себе повышенные требования,  потому что  прочитать это мог и сам Достоевский, и Тургенев, и Куприн, да кто угодно из живых мастеров, и опять же, быть отвергнутой, услышать, что это не ваша стезя, что мало что вы тут сможете – это же трагедия.

Сегодня есть интернет, но нет никаких планок, никаких критериев, а самооценка наша так  ничтожна, что можно смело выдавать за  шедевр, что угодно, создать группу поддержки и постепенно убедиться в том, что ты гений, потому что кто-то соизволил себя читать, сначала обмануть себя, а потом и кого-то из легковерных.

Спросите у автора, писал ли он хоть одного письмо, ну если не  заявления в суд по шаблону. Был ли у него когда-то дневник, слышал ли он живую музыку дома, что вообще было  для того, чтобы почувствовать, что  ты можешь этим заниматься? Школьное сочинение, переписанное из книжки, пара романов Донцовой, прочитанные накануне? Убежденность, что ты тоже так можешь?

Писать хочется, а что и как писать? Не потому ли сплошные диалоги в наших рассказах, герои все говорят, говорят, и говорят и остановиться не могут, а мы записываем их уникальные речи со стертой совершенно стилистической окраской, и лопаемся от гордости повторяя на разные лады: - Я писатель, я – писатель…Не смей меня критиковать,  Оксана Робски пишет еще хуже.

И ведь с этим не поспоришь. Но если из вашего рассказа выбросить диалоги, то что там вообще останется? Попробуйте посмотреть.  Начертите лабиринт по сюжету  вашей книги, не  превратится ли он в проезжий тракт, где сюжет несется из пункта А в пункт Б, никуда не сворачивая, и там просто ничего не происходит, благо дорога хорошая, и Лексус ваш не перевернется и в кювет не съедет. Для машины это хорошо, а для романа?

Помню, самым первым и самым крутым комплементом было в рецензии продвинутой дамы: « Да это же 19 век, сейчас так никто не пишет» - милее этой похвалы никогда ничего не встречала, и не встречу уже наверное, потому что это хоть как-то, хоть самую малость ( не собиралась обольщаться) похоже на словесность.

Что же произошло в начале 21 века, когда многие из нас поселились в сети, поняли, что  возможностей у них значительно прибавилось в смысле творчества?
 
Музыку сочинять трудно, живопись тоже требует усилий, решили писательством заняться. Что из этого получается?  Загляните в рейтинг, да и просто  в тексты.

 Грустно все это, конечно. А самое грустное, что у нас не остается альтернативы.
Мне девочки из книжного магазина по секрету сказали о том, что новый роман Митчелла «Простые смертные»,  наверное, я одна ждала во всем миллионном  городе, потому его и был только один экземпляр заказан.

Но есть и другая радость - Донцову они тоже не заказали, потому что старую бы подать… Вот это и есть эволюция и прогресс.  Словесность, которая была всем, становится –ничем.

Не согласны? А вот перечитайте  письмо княжны Марии Болконской  и спросите  себя – способны ли написать хоть что-то подобное?  Кстати,  такие письма писала любая прабабушка  постоянно – это было обычным делом, и ни одна из них не посмела бы себя называть писательницей.

Вот вам и  прогресс, и эволюция - атомную бомбу изобрели, и всякие другие бомбы, а не значительно ли больше мы утратили?

Господ  из рейтинга прошу не обижаться на меня, я с вами конкурировать не собиралась, хотя все ваши  интриги прекрасно видно невооружённым глазом…

Просто обидно от того, что тот кто был всем  даже  в частных письмах и дневниках, вдруг становится ничем, даже прикрепив на лоб табличку «писатель». А я вовсе не призываю вас уйти, все бросить, нет, не делайте этого, если так писать хочется, надо  только учиться и совершенствоваться,  хуже от этого никому не станет…


Рецензии
Рейтинг на ПРОЗЕ это отдельная песнь.Заглядываю периодически. Все же интересно, чем люди дышат. Встречаются интересные произведения, авторов которых заношу в избранные, чтобы потом подробней познакомиться с их творчеством.
Но часто встречаю такую откровенную ерунду, под которой десятки восторженных рецензий, что я просто не могу понять, ЗАЧЕМ?
Люди добывают свой рейтинг и баллы разными путями. Кто-то пишет рецензии, даже не читая произведений. И к моим рассказам писали рецензии, после которых мне хотелось спросить : "А вы читали хотя бы пару абзацев или только название и последнюю строчку?".
Каюсь, пишу "спасибо" и на такие рецензии. Может потому что в реальной жизни и так много проблем, не хочется на ПРОЗЕ ввязываться в споры.
Может ли появится сейчас Джейн Остин? Может. ведь великие писатели и поэты и в прошлом появлялись на фоне сотен других авторов, имена которых не сохранились.

Спасибо, что заставили поразмышлять. После трудовой недели, что-то совсем скисла, а сейчас взбодрилась.
И с годовщиной публикации романа "Гордость и предубеждение" Джейн Остин (28 января 1813 год)

Мария Хохлова   29.01.2016 20:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Мария!!!

И о юбилее напомнили. Наверное все-такие для нее и время и предпосылки были особенными, и все сошлось в этой точке как раз. А часто не сходится. Не потому что менее талантливы, просто о личной жизни таких вот героинь не напишешь, их нет сегодня, а о проблемах и суете нашей - совсем не то..

А вот когда нет настоящего, надо искусственное что-то создать, красная икра тоже бывает синтетической, а на первый взгляд и не отличить. Наверное им кажется, что если десять раз произнести слово сахар, то и сладко будет во рту, и ерунда станет более значительной.

То что пишете спасибо - это знак вежливости, ничего страшного. Когда авторы упорно мочат, вот это странно.
Свои и чужие были всегда, но мне кажется, со своих и спрос больше, чем с чужих, но тоже не всегда так получается.
С благодарностью
Люба

Любовь Сушко   29.01.2016 20:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.