В Канаде, конечно, хорошо...
Через два дня, когда в моей голове «устаканилось» местное время, все мы дружной семейной ватагой в 5 человек на просторном автомобиле «Караван» отправились из провинции Онтарио в столицу Оттаву. А через день двинулись в сторону Монреаля, относящегося к другой территории – Квебек. 900 километров пути стали, по сути, главным знакомством с Северо-Американским континентом. За окном авто, как и у нас на «Транссибе», шел лес, лес и еще раз лес, правда, в основном лиственный с преобладанием кленов. На длинном пути не раз мелькала голубая гладь огромного озера Онтарио, небольших речек. Сразу вспомнилась статистика: по запасам пресной воды на Планете РФ с Канадой находятся на почетных втором и третьем местах соответственно, уступая лишь Бразилии. Водичка здесь оказалась вкусной и чистой, ее пьют прямо из крана.
Столица запомнилась центральной площадью с изумительной травкой, скульптурами, зданием парламента в английском стиле, отсутствием пробок и суеты. Гораздо больше эмоций возникло в Монреале, где небоскребы соседствовали с французским барокко, а башни отражались в полноводной реке Святого Лаврентия. Оттеняли всю эту архитектурную эклектику пылающие резные листья клена: на деревьях и повсеместно на флагах. Гидом в этом оригинальном городе стала шестилетняя внучка Маргарита, кстати, дважды гостившая у меня в Успенке. За два года разлуки она выросла и хорошо развилась во французской школе. Мы вместе бродили по каменной набережной, витиеватым мостикам, кормили чаек, сидели в симпатичных маленьких кафе, где отдыхали потомки парижан и марсельцев. Рита прекрасно и уверенно щебетала с официантами на языке Бальзака и Мопассана, а я радовался такому прогрессу девочки, так как сам мог с трудом изъясняться лишь на английском.
В Монреаль нас привел не только туристический интерес, а также приглашение друзей Любы, супругов Светланы и Фрэнка, вместе встретить праздник Благодарения. Судьба свела эти две молодые семьи 2 года назад именно в Монреале, им даже пришлось пожить в одном доме. Дочь и зять бесконечно благодарны, что так все получилось и им встретились в трудный первый год эмиграции отзывчивые прекрасные люди, ставшие родными. Мне они с первых минут встречи также пришлись по душе — приветливые, разумные, добрые. Фрэнк , профессор местного университета, сам запек в духовке индейку и подкладывал гостям лучшие кусочки, Света предлагала отведать русских блюд, любимых в родном ее Архангельске. В этом городе симпатичная пара образовала семью, потом пожила в Южной Корее и вернулась на родину Фрэнка в Канаду. Тут они купили дом, родили троих сыновей, с которыми быстро подружились мои внучки. Вот так, на берегу красивой полноводной реки Святого Лаврентия, образовался северный дружеский альянс, состоящий из выходцев из Архангельска, Чукотки, Иркутска и провинции Альберта Страны кленового листа. Правы мудрецы: «Мир тесен».
Возвращаясь в Онтарио, приходилось фиксировать дорожные особенности, незнакомые правила, сервис на трассе. Бензин на встречающихся колонках стоит почти доллар, но канадский (наши 50-52 рубля), совсем запрещена реклама на автобане, никто не останавливается на обочине, где можно сходить «до ветра», зато много поворотов на заправки, в кафе и магазины, где обязательно есть туалет. Лес вокруг частный и огорожен проволокой, а все заезды в него оборудованы шлагбаумами. Костров никто не зажигает, они запрещены везде, в том числе на подворье. На перекрестках дорог без светофора водителей со всех четырех сторон ждет знак обязательной остановки: безоговорочный и трепетный приоритет пешеходу. На трассах, ближе к большим городам, есть выделенные полосы движения, по которым можно ехать только шоферам с пассажирами, если ты за рулем один - двигайся в общей массе. Думаю, что российскому водителю небольшая перестройка потребуется - на местных дорогах армада машин плавно идет в пределах одной разрешенной скорости, а агрессивное вождение квалифицируется как нарушение ПДД. Поэтому, а еще по причине хороших дорог и вежливости участников движения, качественной техники, в стране мало аварий и жертв на дорогах. А ведь машину, а иногда и не одну, тут имеет каждый житель. Преобладают американские авто: «Бьюик», «Форд», «GCM”, “Додж», «Кадиллак», «Шевроле», а следом идут японские марки. В целом цены на машины умеренные, большинство покупок совершаются в кредит. Я с изумлением узнал, что сосед дочери при мне купил 4-летний крутой «Мерседес» повышенной проходимости за 21 тысячу долларов. У нас таких цен нет.
Еще сидя в кресле самолета немецкой компании «Люфтганза» с пассажирами из Африки, Палестины, Индии и Китая и наблюдая на мониторе движение громадного двухпалубного «Боинга»- 747 над турбулентной Атлантикой, я представлял себя Канаду страной хоккеистов, лесорубов, сироповаров. Приземлившись в редкостном по архитектуре аэропорту Торонто и проехав на машине до «Ороры», внутренне посмеялся над собой. По обе стороны трассы шли к горизонту поля, стояли животноводческие фермы, предприятия по приготовлению кормов, работала разная сельскохозяйственная техника. Родня просветила быстро: второе место по экспорту продовольствия в мире, особенно пшеницы. Посетив местные «плазы», то бишь торговые центры, увидел широчайший ассортимент еды. Большинство продуктов было местного производства. В том числе и в русском магазине «Ями»: не станешь же вести соленые огурцы за три-девять земель, как и ржаной хлеб, мясо, свежее молоко, а подстроиться под вкусы эмигрантов канадцы умеют, благо сами когда-та приехали из далекой Европы и Азии. На полках увидел много консервированной продукции из России, сгущенку из Орловской области, кедровые орешки из Сибири, зеленый горошек из Краснодара, конфеты из Москвы. Наши соотечественники (их полмиллиона), кто привык к пельменям или холодцу, дискомфорта тут не ощущают, все есть: оливье, винегрет, селедка, сало... Ну а гурманы находят отдушину в магазинах натуральных продуктов, произведенных с применением органических удобрений и без стимуляторов роста. В Питере и Москве такие также начали появляться.
Но фермы, как выяснилось в первые же дни пребывания на севере Американского континента, это не только распаханная земля, животноводческие комплексы, но и хорошо оформленные площадки для отдыха детей и взрослых, буфет, выставки старинной сельхозтехники и даже пушки, стреляющие ...тыквами. Фермеры таким образом рекламируют продукцию и невольно выполняют профориентацию. Целыми семьями приезжают к ним посетители чтобы совершить покупки не в стандартном шопе, а в стилизированной лавке, где красиво выставлены овощи и фрукты, как свечи висят кукурузные початки, стоят в углы могучие снопы пшеницы. Любопытно, что, вся эта снедь украшается смешными куклами с человеческий рост — персонажами из мультфильмов, книг и телепередач. Смотрится все очень весело.
- А как это в общую компанию кукл затесался хоккеист с клюшкой, опирающийся на яблоню? - спросил я у фермера в ковбойской шляпе .
- Все мы, живущие в Онтарио, болеем за одну команду «Торонто Мейп Лифс», и напомнить это посетителям совсем не лишне, - объяснил с улыбкой работник фермы «За поворотом».
Про эту знаменитую команду знают и у нас в стране, так как за нее в разные времена выступали советские и российские хоккеисты.
В целом в окрестностях Ороры удалось посетить 4 фермы , особенно запомнилась яблочная: красотой планировки сада, вкусными сочными плодами десятков сортов, окружающим лесом, голубым небом. Сами яблони — очень низкие, видимо, специально выводят такие сорта, чтобы покупателям было удобно срывать фрукты. Мы набрали две сумки отменного продукта по 4 доллара за килограмм и потом неделю хрустели яблоками. Угостили и лесных зверушек, которых принято подкармливать в этой стране — белок, бурундуков. Они частенько заглядывают в окна и выпрашивают еду, хозяйничают на подворьях. Очень редко зимой в поселки и городки заходят бурые медведи, тогда приходится вызывать полицейских. Есть и скунцы, распространяющие вокруг такой аромат, что приходится зажимать нос. Но применять силу и оружие в Канаде против диких животных не принято.
Мое месячное постижение новой страны шло по разным направлениям. Ежедневно провожая и встречая Маргариту в школу, потом в спортзал для занятий каратэ, общался с ее французской учительницей Арбакал, тренером Джефом. Очень симпатичные, чуткие педагоги, довольно раскрепощенные молодые люди. Внучке оба тоже нравятся, и она с большим удовольствием ходит на учебу и тренировки. Такое было ощущение, что детям дают больше свободы, чем у нас, особенно в движении. После окончания занятий почти все ребята высыпают на пришкольную спортивную территорию: бегают, висят на перекладинах, карабкаются на деревья, играют с мячом, как говорится «выпускают пар» после сидения в помещении. Один из самых больших перерывов посвящен еде, так как принято ее брать с собой. Раз в неделю Риту родители отвозят на машине в соседний городок в русскую школу, где дети наших соотечественников разучивают песни и стихи на языке Пушкина, рисуют, лепят, клеят. В итоге малыши не теряют своей «русскости» или , как говорят, идентичности.
Так как дочь за океаном уже родила гражданку Канады Катю и собирается это сделать еще раз, мы невольно заводили с ней речь о тутошней бесплатной медицине. Из ее уст приходилось слышать только положительные отзывы о действенности системы «семейный врач», высокой квалификации специалистов разных профилей, современной технике. А к беременной женщине — внимание повышенное, за каждой на самых ранних сроках закрепляется доктор. Он полностью исследует состояние здоровья, если требуется, лечит и корректирует образ жизни, настраивает будущую пациентку на благоприятный итог. И так оно чаще и происходит, ведь Канада не только ежегодно попадает в тройку стран с самым высоким жизненным уровнем, но и имеет также низкую смертность при рождении детей. Достигается это многим: прямо-таки культом врачей, которые имеют самую высокую зарплату, а также другими щедрыми отчислениями государства на нужды здравоохранения. Дополнил наши разговоры о здоровье северян Илья. Зять рассказал о случае, когда ему пришлось звонить в местную службу спасения с просьбой оказать экстренную медицинскую помощь в ситуации, когда из желчного пузыря «пошел» камень. Буквально через несколько минут у порога уже стояли...полицейский и пожарник, а чуть позже подъехала машина «Скорой помощи». До появления врача огнеборец сделал моему родственнику нужный укол, снявший боль, а камешек тут же благополучно вышел наружу. Подобные эпизоды здесь не редкость.
Очень роднит РФ и Канаду прежде всего климат, в Онтарио он напоминает Центральную Россию — и даже запахи идентичные. Северные территории тоже похожи, и температурами, и ландшафтами. Живя на Чукотке, с канадцами я познакомился прежде всего там. Они у нас добывают золото на месторождении «Купол», исправно платят налоги, вкладывают деньги в социальные объекты и даже участвуют в культурной жизни округа. Крепкие добродушные ребята. И россияне не затерялись в городах этого государства, придерживающегося нейтралитета. Они строят дома, варят сталь, водят машины, создают современные компьютерные программы, прекрасно общаются с коренными жителями и приезжими. На русских в мире наговаривают много всякого, а здесь о них хорошего мнения, так как сведения черпают не из газет, а из жизни.
Очень запомнилась поездка на Ниагарские водопады. По рейтингу они считаются пятыми в мире, но по количеству воды, падающей с 53 метров, одни из самых мощных. Крупнейший, называемый «Подковой», считается канадским, два других находятся на территории США. Наблюдая, как природа искусно смешивает водную взвесь, воздух и солнечный свет, трудно оторвать взгляд от возникающих радуг. А как хорошо дышится здесь хорошо знают горные туристы и альпинисты, которые часто встречают в горах водопады. Ниагара раскручена, в смысле рекламы, просто феноменально, ведь ее посещает за год более 20 миллионов туристов со всего света. И если бы только они узнали про наши водопады на Кавказе, Алтае, Сибири, то непременно поехали и к нам. Но рекламы нет, и российские красоты остаются неведомыми для иностранцев. А здесь, когда я встал на палубу теплохода, идущего к месту падения воды, и одел плащ для защиты от брызг «ниагарского шампанского», увидел людей со всех континентов, но больше всего из Азии. Видимо, в Стране кленового места в будущем азиаты завоюют еще более прочные позиции, их не останавливают ни низкие температуры, ни обильные снегопады.
Из других достопримечательностей отмечу 530-метровую башню в Торонто, на которую забраться помог лифт. На самом верху можно было за отдельную плату повисеть на веревках в альпинистских доспехах и насладиться адреналином, а также посидеть в ресторанчике и посмотреть на разномастные небоскребы, похожие на гигантские грибы, на пускающих солнечные блики шхун, снующих по озеру Онтарио. В этом самом большом городе по населению и самом «русском» встретилось много разного и любопытного. Например, среди высотных зданий я обратил внимание на стилизованный большой ствол надломленно дерева, на котором примостился, сделанный также руками художников, дятел. Думающие архитекторы, дизайнеры, строители как бы напоминают горожанам, что живут они все же в лесной стране. Эти же цели преследуют и пожарники, по чьему настоянию в городах через каждые 200-300 метров находятся пункты «запитки» воды, то бишь гидранты. Итог предсказуем: пожары в тамошних краях редки.
Как известно, рая не земле нет, даже в наиболее комфортных для жизни странах, к которым можно причислить Канаду. В провинциях ее порой разные законы, традиции, поэтому существует антагонизм между франко-говорящими а англо-говорящими людьми, даже дороги в разных областях не похожи по качеству. Семье дочери, например, не понравился Квебек, и она через год переехала в Онтарио. Говорит, что разница ощущается явно: в качестве жизни, ценах, культуре и даже в уровне бюрократизма. Проблем у эмигрантов хватает, особенно с трудоустройством, с приобретением жилья (оно очень дорогое). Но постепенно все налаживается, ведь большинство россиян, с которыми приходилось беседовать, находят свое место в стране, так похожей по природе и богатству земли на нашу. Здесь прекрасный чистый воздух, нет экологических проблем, очень низкая преступность, стабильная экономика. Чего еще надо прагматичным личностям, ищущим лучшей жизни?
Но автор относит себя к другим типам людей, любящих Отечество безотносительно к его недостаткам и достоинствам. Просто мы тут родились, на что-то сгодились и ощущаем частицей этой талантливой нации. Поэтому и не смог я остаться на больший срок в Канаде, как просили родственники, уж очень заскучал по России и своему дому.
Свидетельство о публикации №216012602129