Система взаимосвязи бытия и сущности

СИСТЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ БЫТИЯ И СУЩНОСТИ

КОНСПЕКТ
лекций и семинаров (с комментариями и размышлениями автора, А. Зуева) профессора М.В. Попова первого и второго отделений с 04.02.2015 по 11.02.2015 гг.

Обращение к читателю.
       Уважаемый читатель, я рекомендую изучать мои философские произведения в хронологическом порядке, начиная с тех, что размещены на авторской странице ранее, то есть с конца списка.  Дело в том, что материл постепенно усложняется и требует штудирования – неоднократного возвращения к прочитанному. В научной Философии поддерживается, в определённом смысле, культ понятий и определений.  Чтобы хорошо и вполне понимать прочитанное, надо привыкнуть к высокой культуре научного философского языка. Философская литература – не развлекательная проза, а основа серьёзного отношения к жизни, которая поддерживает, сохраняет и развивает человека, делает его мудрым, жизнеспособным и счастливым. С добрыми пожеланиями, А.Зуев.

БЫТИЕ И СУЩНОСТЬ В МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ СИСТЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МАТЕРИЯ-СУЩНОСТЬ-БЫТИЕ

      [Я отдаю дань уважения формальной логике, которая многое дала и ещё даст человечеству. Она определила партийность моей индивидуальной мировоззренческой концепции. Я стал материалистом. Благодаря и формальной логике тоже мы определяем принадлежность к коммунистической партии. Мы понимаем, наверное, что форма власти в современном обществе может быть представлена двумя взаимоисключающими вариантами: диктатурой пролетариата или диктатурой буржуазии. Я убеждённый сторонник диктатуры пролетариата и, поэтому, принадлежу к коммунистической партии. В данном случае, основной принцип формальной логики – принцип исключённого третьего, сыграл важную роль в выборе моей общественной позиции.

       Учение Г.Гегеля о бытии, сущности и понятии я истолковываю материалистически. С этой точки зрения, иерархия основных философских категорий в материализме имеет главную отличительную особенность, которая зависит от места, то есть, значимости понятий – МАТЕРИЯ, СУЩНОСТЬ, БЫТИЕ – в материалистическом понимании этой системы взаимосвязи. Такая последовательность только что указана мною. Материя, при этом, есть самое важное абстрактное понятие, она - единое, что есть и  имеет свою материальную сущность, которая проявляется в бытии. Бытие, таким образом, по сути дела, занимает в системе взаимосвязи основных философских категорий третье важное место.

       С этого места логических рассуждений всегда следует помнить об относительности человеческого знания. Оно относительно бытия и сущности. Мы говорим о первичности материи и вторичности сознания относительно материальной сущности. Такое понимание надо считать правильным, а решение основного вопроса философии окончательным. Однако бытие с третьей по значимости ролью никак согласиться не может и, в итоге, будучи в себе самом, приобретает первостепенное значение. С позиции бытия решение основного вопроса философии уже не кажется абсолютно правильным и однозначным. По этой причине материальная сущность всегда отрицает бытие, превращая его в «ничто».

       Попытаемся встать на позиции бытия и поглядим, что из этого получится. Бытие есть, но для материальной сущности этого определения недостаточно. В таком виде оно почти равнозначно определению материи. Нам необходимо такое определение бытия, которое бы подчёркивало его прочную связь с материальной действительностью,  не умаляя его научной значимости, к примеру, бытие – это материя и то, что материей в бытии не является, а является в бытии её материальной сущностью.  С таким пониманием налично сущего бытия уже не страшна идеалистическая и умозрительно-спекулятивная направленность мышления великого Гегеля.

       В  философии Гегеля БЫТИЕ с самого начала отрицает материальную сущность. Его «бытие» становится «чистым бытием»       не только потому, что мы более ничего не знаем о нём, но и потому, что изначально (принципиально идеалистически) отрицает  материальную сущность и себя самоё в материальной сущности. «чистое бытие» и, следовательно, «чистое ничто», на самом деле, это бытие без материальной сущности. Одним отрицанием его «бытие» отрицает и материальную сущность, и себя в ней, в сущности, в свою очередь, отрицается ею, переходя в «чистое ничто». С точки зрения материалистической философии, «чистое ничто» - это БЫТИЕ без материальной сущности.

        Самое простое (абстрактное) понимание материальной сущности приводит к мысли о том, что материальная сущность – это МАТЕРИЯ в ДВИЖЕНИИ. Абстрактная материальная сущность –  материя в движении.] – Курсив мой (Андрей Зуев).

       СУЩНОСТЬ есть снятое БЫТИЕ. Сущность надо брать не так, как будто бы она откуда-то свалилась, она логически вырастает из движения логики бытия. СНЯТИЕ –  отрицание с удержанием.  Если человек не представляет себе, что такое бытие, то у него и не получится снятие. Бытие в самом своём движении снимает все свои логические формы. Мы имеем дело уже не только с отрицанием становления, где наличное бытие (спокойная простота – А.З.) является результатом снятия становления. Мы идём далее и  рассматриваем наличное бытие,  в котором опять находим отрицание, то есть НЕБЫТИЕ. Если бытие отрицает это небытие  так, что включая его (небытие) в себя, сохраняет форму бытия, то это и называется определённостью (определённым наличным бытием).

       Мы рассматриваем определённость отдельно, но понимаем, что она не может быть  отдельно от наличного бытия, потому что она есть определённость наличного бытия. Вот  так  мы и приходим к определённому наличному бытию, то есть к налично сущему или НЕЧТО. Далее мы рассматриваем это НЕЧТО (изменяющееся НЕЧТО). А раз НАЛИЧНО СУЩЕЕ (НЕЧТО) изменяется, то оно тоже содержит в себе отрицание в форме ИНОБЫТИЯ в двух вариантах  (моментах): в-себе бытие и бытие-для-иного.

        [Оба момента отрицают ИЗМЕНЯЮЩЕЕСЯ НАЛИЧНО СУЩЕЕ (ИЗМЕНЯЮЩЕЕСЯ НЕЧТО), поскольку равенство с собой противоречит изменению, несовместимо с ним, а неравенство с собой противоречит самому НЕЧТО и противоречит ему. Оба момента, таким образом, составляют ИНОБЫТИЕ и оба отрицают ОПРЕДЕЛЁННОЕ НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ (НАЛИЧНО СУЩЕЕ).] – Курсив мой (А.З.).   Определённость – это отрицание бытия, это  небытие, которое принимается бытием так, что конкретное целое имеет форму бытия. Так что определённость есть отрицание. 

       Определённое наличное бытие вновь отрицается (ИНОБЫТИЕМ? – А.З.), и мы опять приходим к становлению, моментами которого становятся ДВА НЕЧТО. Причём одно НЕЧТО выступает как ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Оно есть, и оно НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ, и оно определённое наличное бытие. А второе НЕЧТО, как момент становления, это ХАРАКТЕР. Вот и получается в определённом наличном бытии (НЕЧТО)  снова СТАНОВЛЕНИЕ, моментами которого являются два НЕЧТО, и они качественно разные. 

       У Гегеля есть три Нечто. Есть НЕЧТО, моментами которого являются ДВА НЕЧТО. ОПРЕДЕЛЕНИЕ – это одно НЕЧТО. Свойство (ХАРАКТЕР) – это другое НЕЧТО. А В-СЕБЕ-БЫТИЕ, это не НЕЧТО. В-себе-бытие и бытие-для-иного, это моменты ОДНОГО (первого?) НЕЧТО. Они сами по себе. Они НЕЧТО не являются. Они НЕЧТО не образуют. Они моменты одного НЕЧТО, которое мы рассматриваем.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ и СВОЙСТВО (ХАРАКТЕР) – это КАЧЕСТВЕННОЕ ИНОБЫТИЕ. Есть НЕЧТО с одним ОПРЕДЕЛЕНИЕМ, то есть, с одной определённостью, которая выступает и как ОПРЕДЕЛЕНИЕ, с одной стороны, и как СВОЙСТВО (ХАРАКТЕР), с другой стороны. КАЧЕСТВЕННОЕ ИНОБЫТИЕ, потому что ОПРЕДЕЛЕНИЕ, это не ХАРАКТЕР, а ХАРАКТЕР, это не ОПРЕДЕЛЕНИЕ.   
      
       Гегель пишет о  КАЧЕСТВЕННОМ ИНОБЫТИИ. Далее мы отрицаем это  СТАНОВЛЕНИЕ (его моментами являются определение и характер – А.З.),  и берём ту определённость, которая и объединяет, и разделяет два НЕЧТО. Эта определённость называется ГРАНИЦЕЙ. И эта определённость (ГРАНИЦА) неотделима от ДВУХ НЕЧТО, которые она объединяет и разделяет. Поскольку она их соединяет, то она выводит НЕЧТО за свою границу к другому НЕЧТО.  Поскольку она (ГРАНИЦА) их разделяет, то она не пускает НЕЧТО далее своей границы. И то верно, и то верно.

       И тогда мы получаем два МОМЕНТА (КОНЕЧНОГО) того, что представляет собой НЕЧТО, взятое со своей границей. НЕЧТО, взятое со своей границей, называется конечным. Тогда мы видим, что КОНЕЧНОЕ имеет два МОМЕНТА: ПРЕДЕЛ, то есть, ГРАНИЦА, которую переступают и ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ, которое состоит в том, чтобы быть тем, что ОНО не ЕСТЬ. [Предел и должествование как моменты конечного «парализуют» друг друга в становлении. В становлении исчезает их различие и конечное становится моментом бесконечного.] – А.З.

       Далее идёт дальнейшее развитие от «конечного» к «бесконечному», что мы должны ещё изучать.  Хотелось бы получить конечность, а получается «ДУРНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ» - бесконечная цепь конечностей. Представление о том, что мы вышли за конечность сменяется пониманием того, что никакого выхода нет. Если переходить от одного конечного к другому конечному, и так до бесконечности, понимание этого приводит нас к мысли о «бесконечном», по отношению к которому конечность есть лишь его отрицание. Нужно совершить логический переворот, то есть, снятие отрицания (отрицание отрицания – А.З.). КОНЕЧНОСТЬ остаётся, но остаётся как момент «бесконечного».  Если КОНЕЧНОСТЬ – момент бесконечного, то кроме бесконечного  больше ничего и нет.  БЕСКОНЕЧНОЕ – это такое БЫТИЕ, которое не является бытием для чего-нибудь ещё, потому что и нет ничего другого, кроме этого бесконечного. И тогда, если нет ничего другого, то оно ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ.

       Этот термин кажется странным (ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ), каким-то эгоистическим. К примеру, если общество охватило весь мир, то это означает: всё для общества. То есть, не один какой-то человек, элемент общества, а общество в целом, для себя бытие. Человек же, который для себя бытие,  - это эгоист. Он противопоставляет себя обществу. Если это всеобщее и бесконечное есть для- себя-бытие, то оно одно. Если же есть ещё одно такое же бесконечное ничем не отличающееся от первого («ещё одно бесконечное»), то  это «суммарное бесконечное» всё равно одно, но, переходящее во множество. (По этой причине   БЫТИЕ ЕДИНО ВО МНОЖЕСТВЕ) – А.З. 

       Таким образом, мы переходим к количеству. Количество же, как выясняется, это такая безразличная граница. Неважно, что что-то изменяется или увеличивается, поскольку оно всё равно остаётся такого же качества. Однако есть и скачки, которые связаны с количеством, скачкообразные переходы старого качества в новое качество благодаря количеству.

       «Сущность есть снятое бытие, то есть отрицание сферы бытия вообще (а не какого-то конкретного бытия в самом бытие) – пишет Александр Юрьевич из Днепропетровска. Сущности противостоит непосредственность бытия, то, из чего она возникла, из того, что сохранилось в этом снятии, из того, что отрицательно само по себе Бытие есть некоторое отрицательное лишь по отношению к сущности, а не само по себе. Сущность, следовательно, есть некоторое определённое отрицание бытия. Бытие и сущность относятся между собой как ДРУГИЕ, так как обладают некоторым бытием, некоторой непосредственностью и имеют одинаковую ценность со стороны этого бытия. Бытие противоположное сущности и есть НЕСУЩЕСТВЕННОЕ».

        Что считать существенным, а что несущественным? В этом есть некий произвол. Поэтому Гегель говорит об этих категориях как  неглубоких. Нет в этих категориях ничего сущностного.  Сущность становится некоторым  существенным,   противостоящим некоторому  несущественному,  благодаря тому, что сущность берётся как снятое бытие.  Существование. Это третий вопрос.  «Рефлексия сущности состоит в том, что: а) положить себя как то, что она есть в СЕБЕ; б)  положить как отрицательное; в) определить себя (положительное и отрицательное составляют то существенное определение, в котором оно  исчерпывается  как своё отрицание).  Эти самостоятельные рефлексивные определения снимают себя и погрузившись в основание определения  есть истинное определение сущности. Основание само есть одно из рефлексивных определений сущности. То непосредственное, с которым основание соотносится как со своей существенной предпосылкой есть условие».

       Важно понять, что основание это нечто более глубокое, чем то, что на нём основано. Есть основание и то, что на нём основано. Что глубже? – Основание. Основанное основано на основании. То, что на поверхности и на основании основано, называется УСЛОВИЕМ. Сущность, опосредствованная основанием и условием называется СУЩЕСТВОВАНИЕМ. СУЩЕСТВОВАТЬ, значит, иметь основание и определённые условия для существования. Если у Вас средства существования иссякнут, то закончится Ваше существование, то есть исчезнет и бытие. Потому что, если Вы не существуете, то и бытия нет.

       Содержащаяся в основании определённость есть инобытие его самого. Условие – есть, следовательно, непосредственно многообразное наличное бытие. Опосредствованная (но не опосредованная – А.З.) основанием и условием и ставшая через снятие опосредствованием тождественная с собой непосредственность (как форма бытия) есть существование. Если мы говорим о существовании, то мы должны сказать, что есть для этого какое-то основание и есть какие-то условия, в которых внешним образом проявляет себя сущность. Сущность на поверхности проявляет себя как несущественное, как видимость. Мы подошли к таким категориям как явление и закон. Спокойное (повторяющееся, устойчивое) в явлении есть его (явления) закон. Многие называют законом теоретическое выражение того, что есть в действительности. На самом деле теория – это понятие в науке. А сам-то ЗАКОН? Закон Ома. Он что, у физика в голове? Или он в природе?

       Когда мы говорим об углублении в СУЩНОСТЬ, то здесь нет никакого дна. Сущность неисчерпаема. Углубление в СУЩНОСТЬ – это познание бесконечного. Мы никогда не успокаиваемся тем, что у нас уже есть налицо. НАЛИЦО, значит, наличное бытие. Углубление в СУЩНОСТЬ переводит СУЩНОСТЬ в наличное бытие. – А.З. Наличное бытие уже не сущность. Поэтому надо всё дальше идти: углубляться, углубляться и углубляться. Всё то, что обдумано, написано или высказано, это бытие. Потом мы это бытие отрицаем и переходим к сущности, которая, в свою очередь, становится бытием.

        Сущность – снятое БЫТИЕ. А снятие БЫТИЯ есть процесс. [Разумеется, в процессе постижения СУЩНОСТИ, бытие отрицается сущностью и, следовательно, находится в процессе прехождения (перехода бытия в ничто). При этом, сущность тоже находится в процессе, в процессе возникновения (переход из ничто в бытие). Сущность, отрицая бытие, тем самым, переводит бытие в ничто. Таким образом, СУЩНОСТЬ развивается ни от ничто к ничто, а от сущности к сущности вместе с бытием, которое развивается вместе с сущностью от бытия к бытию. Сущность отрицает отрицающее её бытие и, отрицая его, переводит бытие в ничто и является в бытие вновь возникшим бытием. Мы видим постоянное отрицание бытия с постоянным переходом сущности в бытие, где она, развиваясь от сущности к сущности, будучи бытием, является и остаётся сущностью.] -   Курсив мой       (А.З.).

       Постоянное снятие бытия сущностью есть рефлексия (отражение и отрицание сущностью бытия, поскольку рефлексия возможна только через погружение в сущность – А.З.). Это процесс бесконечный. Как только умственным взором мы усматриваем сущность в бытии, это усмотренное становится бытием. Тогда мы вновь ищем сущность, и т.д. мы хотели рассматривать сущность, но как только рассмотрели её как сущность, она стала бытием.  Всё время отрицается бытие, в виде  (в форме? – А.З.) которого сущность выступает. Как только мы сущность обнаружили, она становится бытием. Это обстоятельство сбивает всех.

       Рефлексия есть определённость сущности (и отрицание бытия, она также является и определённостью бытия, поскольку определённость объединяет и разъединяет два НЕЧТО: бытие и сущность – А.З.). А вот эта самая рефлексия может развиться до формы (определённость бытия как отрицание сущности есть форма сущности в бытии – А.З.). Мы получаем ещё пару противоположностей: форму и сущность. Сущность, которая уже в форме, называется материей, то есть уже оформленная сущность. Тогда получается, что форма и материя пара противоположностей. Если мы берём материю с отрицанием формы, то получаем содержание. В итоге получается и форма и содержание.

Развитие рефлексии до формы и сущности до материи в трактовке современного философского знания в рамках диалектической логики Г.Гегеля.

       Рефлексия – это отражение, а отражение – это всегда взаимодействие. Взаимодействуют между собой два момента: то, что отражается и то, что отражает. То, что отражается, является причиной, а то, что отражает, есть следствие этой причины. Причина и следствие – всегда действие (движение). Причина и следствие – существенные явления, поскольку и в том, и в другом присутствует (проявляется) сущность. Сущность же просвечивает в понятиях только в бытии.  Бытие и сущность есть моменты. При этом, каждый из этих моментов есть целое.

        Два целых момента, взаимодействуя между собой, составляют единое целое, то есть целое (единое) во множестве и проявляют себя как противоположности, отрицающие одна другую. Эти противоположности развиваются от целого к целому, от бытия к бытию и, вместе с сущностью, от сущности к сущности. У Гегеля целым моментом считается только бытие. У него всё, что не Бытие, есть «ничто». Он утверждает, поэтому, что сущность развивается  «от ничто к ничто». Имея в виду такую позицию Гегеля, В.И. Ленин осторожно заметил: «Пожалуй, это не так».

       Для нас, материалистов, сущность материальна уже вследствие партийности философии. Мы понимаем, что рефлексия не идеальный, а материальный феномен. Она уже содержит в себе и движение, и материю. По этой причине, рефлексия – это форма бытия материи или, что то же самое, форма сущности. Сущность, которая уже в форме, Гегель называет материей. Таким образом, рефлексия возникает как снятие становления двух моментов: причины и следствия. Следовательно, рефлексия отрицает становление вместе с его материальной сущностью и противопоставляет себя (сущности) материи. Мы понимаем теперь, что рефлексия (отражение) и сущность – два момента очередного становления, где рефлексия является формой сущности в бытии или просто формой.

       Получается ещё два момента, находящиеся в единстве: форма и материя. Материя, будучи в противоречии с формой и взятая с отрицанием формы, по Гегелю, называется содержанием. Форма и содержание в единстве заключают в себе тождество неравенства: форма содержит в себе движение материи (то есть и материю тоже), а содержание – материю в движении (и движение тоже). Так мы получили ещё два момента: форму и содержание, где форма является моментом содержания, а содержание моментом формы. В развитии бытия-сущности содержание становится всё более оформленным, то есть даже,  в некотором смысле,  формальным, а форма всё более содержательной.  Другими словами, развитие материи происходит за счёт её формы, где форма – это движение материи. – Курсив мой (Андрей Зуев).      
         
       Некоторые говорят: «А, это только форма». Так в этой форме всё содержание сидит. Советы, это только форма. Уберите форму и вы уберёте Советскую власть. Форма содержательна, а содержание оформлено. Раскрытие формы осуществляется в проявлениях, в которых сущность является. Форма - это, одновременно определённость бытия, содержащаяся, к примеру, в описании проявлений болезни. Форма, разумеется, связана с содержанием. Форма находится в сфере влияния сущности, поскольку форма (болезни) зависит от условия. Условие – это сущность, взятая во внешнем проявлении.

       Ещё одна пара сущности: причина и действие (следствие? – А.З.). Если пары противоположностей нет, то нет и диалектического подхода. Первое утверждение: какая причина, такое и действие (это следствие, по-моему – А.З.). Причина проявляет себя в действии, а действие, это выражение причины. Но не всё есть в действии из того, что есть в причине. Их нельзя разрывать. Не бывает действия без причины. Мы имеем единство действия и причины. Такого, чтобы действие не имело никакой причины, этого не может быть. Действие становится причиной следующего действия и так до бесконечности (дурная бесконечность). Если мы возьмём эту бесконечную цепь просто так, то никакого знания мы здесь не получим. Получится только дурная бесконечность. Мы от этого должны уходить и остерегаться дурной бесконечности. Действие имеет причину, а причина проявляет себя в действии. Случайность же является формой проявления необходимости. То есть причина выступает как необходимость, а случайность является выражением этой необходимости.

       Отрицанием явления, является снимающий явление ЗАКОН. Отрицанием ЗАКОНА является ЯВЛЕНИЕ, поскольку явление лишь отражение ЗАКОНА. Явление, с одной стороны, есть несущественное, оно есть только видимость самой сущности (отражение сущности - А.З). С другой стороны, бытие же не за пределами сущности, это же видимость самой сущности! 

       В видимости есть и существенное и несущественное. Во время чтения в голову поступает и существенное и несущественное. Даже слово «просмотрел» имеет два смысла. Первый, ухватил самое важное, Второй – просмотрел (не увидел) самое важное. Диалектика всегда предполагает два противоположных утверждения. Можно сказать, что видимость есть отрицание сущности  в бытии, но та же видимость есть выражение сущности в бытии.  Видимость есть и выражение сущности, и отрицание сущности. Можно сказать, что это только видимость сущности, но можно сказать, что это же  видимость самой сущности. Диалектика состоит в том, чтобы видеть и одно в данном предмете и прямо противоположное.

       При этом оба утверждения имеют смысл и оба содержательны. Если у вас просто видимость, то, зачем же вы схватились за какую-то ерунду, которая просто на поверхности, поскольку видимость не имеет прямого отношения к сущности и не является её выражением. С другой стороны, если это видимость сущности, то там уж точно что-то есть, если углубиться и хорошо покопаться, внимательно посмотреть. Ведь сущность должна же проявляться как видимость. Если она не проявляется в видимости, то может, сущности и нет вовсе. Сущность выражается в видимости, потому что видимость – это бытие сущности. В чём-то же сущность должна себя проявить. Вот это противоречие (выражение и отрицание) развивается во всём учении о сущности. 

       Сущность – отрицание бытия. Сущность не поверхность, она в глубине бытия. Сущность идёт и развивается от одной глубинной сущности к другой глубинной сущности. Вернее сущность развивается от одного отрицания к другому отрицанию. Закон, если он проявляется в бытии (на поверхности), то это явление закона, явление сущности. Самого закона на поверхности не бывает никогда. Вы видели Гольфстрим на поверхности? А явление содержит в себе и то, что противоположно сущности. Не всякий человек, который решил подурачиться на самом деле дурак. Пока мы говорим о сущности, мы отрицаем бытие. Как только заканчиваем фразу о сущности, которая является, то сразу обнаруживаем то, что явление оказывается бытием. Брали сущность, а получили несущественное, противоположное сущности.

       Если мы различаем существенное и несущественное, то мы находимся в сфере наличного бытия.  Начали рассуждать о сущности, а вернулись вновь в сферу наличного бытия. Так часто бывает. Хотелось бы снова вернуться к сущности. От бытия не отвяжешься никак. Бытие возникает вновь и вновь как видимость или как явление. Даже существование играет роль бытия в сфере сущности. Наконец, действительность, когда она уже с правами, это тоже бытие. При этом сущность утверждается, но в сфере бытия. Мы в этом случае имеем дело с тем, что на поверхности, но оно уже действительное. Сама сущность выступает как существенное или несущественное. Существенное и несущественное – это два наличных бытия.  Существование есть сущность, опосредованная основанием и условиями.

       Сущность является отрицанием всякого бытия вообще. Когда мы говорим о сущности,  нас  интересует не бытие как нечто внешнее (поверхностное), а то, что  в глубине бытия. Отрицание сущностью бытия – это неудовлетворённость внешними свойствами бытия. Считается, что за этой поверхностью есть что-то более глубокое и содержательное. Таким образом, сущность находится внутри бытия. Это одна, правда. С другой стороны, бытие в снятом виде находится внутри сущности. Это другая, правда. Истина состоит в том, что сущность находится внутри бытия только потому, что бытие находится внутри сущности. - Курсив мой (А.З.)

        «Бытие есть непосредственное. В самом бытие обнаружилось, что оно благодаря своей природе углубляется вовнутрь и через это вхождение в себя становится сущностью. Это собственно движение сущности. Сущность есть в себе и для себя бытие. В сфере сущности определения есть самостоятельные, но вместе с тем, лишь такие самостоятельные, которые находятся в единстве друг с другом. Сущность познаётся в своих определениях внутри себя, в рефлексиях, в явлениях действительности» - слушатель Красного университета.

       Сущность человека и человечества заключается в социальной (общественной) форме движения материи, то есть, в общественных отношениях. Бытие и сущность суть противоположности, находящиеся в единстве и борьбе, МОМЕНТЫ непрерывного движения, разность (различие) которых исчезает во взаимном проникновении, в становлении неразрывной связи БЫТИЕ-СУЩНОСТЬ. В БЫТИЕ мы всё время находим СУЩНОСТЬ. СУЩНОСТЬ постоянно проявляет себя в БЫТИЕ. ВИДИМОСТЬ (в бытие) – это всё то, что не СУЩНОСТЬ.  Видимость в бытии является и отрицанием сущности и её выражением одновременно.

        Какое бы БЫТИЕ мы не рассматривали, сущность всегда отрицает бытие. Бесконечное отрицание бытия сущностью называется рефлексией. Рефлексия – это и отрицание снятого бытия сущностью, и отражение (выражение) сущности себя самой в снятом бытии. Бесконечное отрицание бытия вытекает из самого определения сущности как снятого бытия. Отсюда вывод, что сущность равна самой себе. Но поскольку СУЩНОСТЬ всё отрицает (и себя в бытии), поэтому и не равна себе самой. Отсюда возникает определение ТОЖДЕСТВА: ТОЖДЕСТВО ЕСТЬ ТОЖДЕСТВО РАЗЛИЧИЯ.

       РАЗЛИЧИЕ может быть только различием тождественного. Мы все разные люди, но, всё-таки все, люди. Можно сказать РАЗНЫЕ, НЕОДИНАКОВЫЕ и РАЗЛИЧНЫЕ. Эти слова отражают тонкие моменты как категории диалектической логики. В формальной логике тождество является равенством (5=5), в диалектической же логике мы видим тождество неравенства (различия). Мы, к примеру, все люди, но мы все разные. Ничего такого нет, что было бы тождеством тождественного. Единственное диалектическое тождество, которое есть, это тождество различного.

       Свободное время – это время, использованное для развития. Такого времени у нас очень мало.        Сущность как бы является основанием того, что есть в бытии на поверхности. 
 
       Есть три категории, которые близки по звучанию: основа, основание и основанное. Логическую пару образуют ОСНОВАНИЕ и  ОСНОВАННОЕ.  В ОСНОВАННОМ проявляется ОСНОВАНИЕ. Есть ещё безразличная основа. К примеру, построили фундамент и более ничего на нём не строят. Из основы может ничего не выходить, а вот из основания вытекает основанное. И то, что вытекает из основания, обнаруживается вышедшим на поверхность ЯВЛЕНИЕМ.

       Сама-то СУЩНОСТЬ в глубине, а видимость этой сущности проявляет себя на поверхности в виде условия. Сущность во внешнем проявлении выступает в виде условий. Когда для какой-то сути дела (СУЩНОСТИ) есть все условия она вступает в СУЩЕСТВОВАНИЕ. Отсюда и учение о революционной ситуации. Если будут условия, то будет и революция. Если не будет коммунистической партии, то революция не вступит в существование. Только тогда происходит переход СУТИ ДЕЛА (Гегель) в СУЩЕСТВОВАНИЕ.

       Вот СУЩЕСТВОВАНИЕ – это почти повторение бытия. Вот оно (бытие) не просто есть, а существует, то есть, ещё более утверждается бытие. Но оно существует только благодаря основанию. Уберите основание и оно, бытие, не существует. Нет более основания вашего присутствия здесь. И условий нет тоже, чтобы вы здесь присутствовали. Существование, кажется, почти то же самое, что и бытие, но, оно же, имеет своё основание и условие. Основание – это сущность, поскольку то, что сверху, вроде бы не сущность. А условие – это поверхность, это видимость и есть, то есть, сущность, взятая в своём конкретном выражении в бытии, без которого сущности нет. Когда для какой-нибудь сути дела (СУЩНОСТИ) созданы все условия, она вступает в существование.

       В основанном есть то, чего нет в основании. То есть, и здесь,  между основанием и основанным,  есть противоречие.    При строительстве нового общества, на поверхности, может быть столько мусора, который вовсе не заложен в основании. Неправильно думать, что основанное – точная копия основания. Есть ещё слово «основа». Уже три категории получается: основание, основанное и основа. Основание чаще порождает основанное. Но Гегель говорит, что иногда можно вести речь о безразличной основе, когда на такой основе можно построить всё, что угодно. Основа это, как раз и есть то условие, при котором может появиться какая-то сущность. Но это ещё не основание. В основании есть то, чего нет в основе.

       СУЩЕСТВОВАНИЕ – это не просто БЫТИЕ, а БЫТИЕ в УСЛОВИЯХ, которые являются выражением СУЩНОСТИ то есть, того, что СУЩЕСТВУЕТ. То, что есть на поверхности ОСНОВАНИЯ и что СУЩЕСТВУЕТ, есть ЯВЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ является, а то, что есть основание для сущности, есть ЗАКОН.  ЗАКОН – СПОКОЙНОЕ в ЯВЛЕНИИ. К примеру, море на поверхности волнами плещет, а глубоко в море есть постоянное течение, вот это и есть закон.
 
       ЯВЛЕНИЕ – это ЯВЛЕНИЕ ЗАКОНА. То, что соответствует движению вперёд, то есть, развитию, это есть действительное. То же, что на поверхности бытия есть («чёрт те что» есть: насилие, грабежи и т.д.), оно есть, но не действительно. У нас буржуазная власть есть, но она не действительна. Советская власть ещё не действительна, но тенденция к тому имеется. То, что на поверхности бытия в явлении имеется, что соответствует прогрессу, то и есть действительное. Что разумно (объективно – А.З.), то действительно, что действительно (истинно, объективно), то разумно. 

 
Абстрактная материальная сущность –  материя в движении (А.З.).

СУЩНОСТЬ есть снятое БЫТИЕ.

СНЯТИЕ –  отрицание с удержанием. 

БЫТИЕ – это материя и то, что материей в бытие не является, а является в бытие её материальной сущностью (А.З.). 

«ЧИСТОЕ БЫТИЕ» и, следовательно, «ЧИСТОЕ НИЧТО», на самом деле, это бытие без материальной сущности (А.З.). 

ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ (в определённом наличном бытии) – снятие бытием небытия, такое отрицание бытием небытия, посредством которого бытие включает его (небытие) в себя так, что сохраняет форму бытия. Определённость – это отрицание бытия, это  небытие, которое принимается бытием так, что конкретное целое имеет форму бытия.  Определённость есть отрицание. 


ИНОБЫТИЕ – форма бытия, содержащая в себе отрицание НАЛИЧНО СУЩЕГО БЫТИЯ (определённого наличного бытия) и, по этой причине, противостоящая ему.

ДВЕ ФОРМЫ  (два момента) ИНОБЫТИЯ: в-себе бытие и бытие-для-иного.

КАЧЕСТВЕННОЕ ИНОБЫТИЕ – это разграничение двух НЕЧТО: ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ХАРАКТЕРА.

ГРАНИЦА – это такая определённость, которая объединяет и разделяет ДВА НЕЧТО: определение и характер. ГРАНИЦА неотделима от ДВУХ НЕЧТО.

КОНЕЧНОЕ – это НЕЧТО, взятое вместе со своей границей. КОНЕЧНОЕ имеет два момента: ПРЕДЕЛ и ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ.

ПРЕДЕЛ – граница, которую переступают. Эта граница выводит ОДНО НЕЧТО за свою границу к ДРУГОМУ НЕЧТО.

ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ, которое состоит в том, чтобы быть тем, что ОНО НЕ ЕСТЬ. Эта же граница не пускает  то же НЕЧТО за свою границу.

«ДУРНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ» - бесконечная цепь конечностей.

КОНЕЧНОСТЬ – это момент бесконечного, отрицающий бесконечное.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ – это снятое конечное. Это означает, что кроме бесконечного больше ничего и нет.

БЕСКОНЕЧНОЕ – это такое БЫТИЕ, которое не является бытием для чего-нибудь ещё, поскольку другого такого нет. Оно есть ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ.

ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ – то же бесконечное и, потому, единое, что есть, то есть,  есть только для себя.

ОДНО - это всеобщее и бесконечное, которое есть  для-себя-бытие.

КОЛИЧЕСТВО – это ОДНО, переходящее во МНОЖЕСТВО. Это «суммарное бесконечное», которое всё равно одно, переходящее во множество. Количество – это граница относительно безразличная в отношении качества. Бытие едино во множестве.

НЕСУЩЕСТВЕННОЕ – это есть бытие противоположное сущности.

СУЩЕСТВЕННОЕ – это бытие, взятое в единстве с сущностью.

РАЗЛИЧИЕ СУЩЕСТВЕННОГО и НЕСУЩЕСТВЕННОГО определяется снятием бытия.

УСЛОВИЕ – есть то непосредственное, с которым основание соотносится как со своей существенной предпосылкой. Это то, что есть в бытии и находится на поверхности бытия как  наличное бытие. Условие – это сущность, взятая во внешнем проявлении.
ОСНОВА - это, как раз, и есть то условие, при котором может появиться какая-то сущность.

ОСНОВАНИЕ – это сущность. В основании есть то, чего нет в основе, то есть сущности.

ОСНОВАННОЕ = то, что находится на основании.

СУЩЕСТВОВАНИЕ – это сущность, опосредствованная основанием и условием.

СУЩЕСТВОВАНИЕ – это не просто БЫТИЕ, а БЫТИЕ в УСЛОВИЯХ, которые являются выражением СУЩНОСТИ, то есть, того, что СУЩЕСТВУЕТ.

СУЩЕСТВОВАТЬ, значит, иметь основание и определённые условия для существования.

ВИДИМОСТЬ – это проявление сущности в бытие в существенной и несущественной форме. Видимость есть и выражение сущности, и отрицание сущности. Видимость – это бытие сущности.

ЯВЛЕНИЕ – это проявление сущности в бытие.
 
ЗАКОН – это спокойное (устойчивое, повторяющееся) в явлении.

УГЛУБЛЕНИЕ в СУЩНОСТЬ – это познание бесконечного. Сущность неисчерпаема.

РЕФЛЕКСИЯ – бесконечный процесс снятия бытия сущностью и, следовательно, определённость сущности. Рефлексия может (по Гегелю) развиться до формы.

МАТЕРИЯ (по ГЕГЕЛЮ) – это СУЩНОСТЬ, которая уже в форме, то есть, оформленная сущность. Получается, что форма и материя – пара противоположностей. С таким определением материи, которое дал Гегель, можно согласиться при одном условии: сущность должна быть материальной уже до начала диалектики Гегеля. При этом, под материальной сущностью надо понимать материю в движении (в развитии). Материальная сущность всегда организована, то есть, оформлена и, будучи оформленной, противостоит форме уже в качестве отрицающего её содержания. Курсив мой (Андрей Зуев).

СОДЕРЖАНИЕ – это материя, взятая с отрицанием формы. В итоге мы имеем ещё одну пару противоположностей: ФОРМУ И СОДЕРЖАНИЕ. Форма содержательна, а содержание оформлено. Форма - это ещё и определённость бытия. 
 
ПРИЧИНА и ДЕЙСТВИЕ – очередная пара противоположностей в сфере сущности. Причина проявляет себя в действии, а действие, это выражение причины.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ – это утверждение сущности в сфере бытия. То, что способствует движению вперёд, то есть, развитию, это есть действительное. Что разумно (объективно – А.З.), то действительно, что действительно (истинно, объективно), то разумно.

ТОЖДЕСТВО (в диалектике) – это тождество различия.

 РАЗЛИЧИЕ (в диалектике) – это различие тождественного.

 СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ   – это время, использованное для развития.
 
23.02.2015 г.

      Товарищ Зуев проделал большую и полезную работу, она зачтена.
Замечания. При материалистическом истолковании Гегеля категория бытия
выполняет роль материи. Поэтому и основной вопрос философии в марксизме
формулируется как вопрос о первичности бытия по отношению к сознанию.
Долженствование понимается неверно, оно состоит в том, чтобы быть тем,
что оно не есть (неточность мною в тексте исправлена – А.З.). Бытие склоняется: в бытии, а не в бытие (ошибки в тексте исправлены – А.З.) что-либо мы
различаем. Желаю успехов.   Проф. Попов

--
Проректор по уч. работе Мордовин В.А.   


Рецензии