Иудейские - хасидские - притчи

       Эти притчи я взяла из различных источников /*/, и привожу здесь с небольшими сокращениями. Большинство из притч, как я полагаю, можно отнести к любой религии, ведь всех нас – Своих детей – наставляет Один Отец.


       ОТЕЦ  И  МАЛЕНЬКИЙ  СЫН

       Как-то раз к хасидскому учителю пришёл ученик и спросил его:
       — Рабби, почему тот, кто прилепляется к Богу и знает, что близок к Нему, иногда испытывает чувство разрыва и удаления? Зачем нужны эти разрывы?
       — Всё достаточно просто, мой дорогой, — ответил мастер. — Это процесс обучения. Это как отец учит своего маленького ребёнка ходить: он становится перед ним и простирает свои руки по обе стороны от малыша, чтобы тот не упал. И мальчик идёт к отцу, поддерживаемый его руками. Но когда он подходит к нему вплотную, отец отходит от него и убирает свои руки. И так происходит не один раз. Только таким образом ребёнок и может научиться ходить, не разбив себе голову.


       ГОРДЫНЯ

       Некий противник хасидизма, обсуждая тему гордыни с рабби, с недоумением заметил:
       — У меня затруднения с зятем. Со времени его паломнической поездки он только и рассказывает о том, как борется с гордыней. Я не понимаю, чем, собственно, он может гордиться? Ничего не делает, ничего не имеет, ничего не знает. Я вот знаю наизусть пол-Талмуда, щедр к нуждающимся, посещаю службу три раза в день и веду праведную жизнь. И всё же — взгляните на меня: разве похоже, что мне надо смирять гордыню?


       ТЫ  НЕ  ПОНИМАЕШЬ  СУТИ  ДЕЛА!

       Один раввин жил в крайней бедности, но каждый день приносил Богу искреннюю благодарность за все Его щедроты и дары.
       Как-то раз человек из его окружения спросил:
       — Равви, как ты можешь благодарить Бога день за днём, когда ты точно знаешь, что Он тебе ничего не дал? Как ты можешь лгать в молитве?
       Раввин посмотрел с улыбкой на человека и ответил:
       — Вся проблема в том, что ты не понимаешь сути дела! Господь посмотрел на мою душу и увидел, что для того, чтобы я вырос в полную свою меру, мне нужны бедность, голод, холод и оставленность. А этим Он меня одарил безмерно.


       Я  И  САМ  УДИВЛЯЮСЬ

       Во главе противников хасидского пути в Люблине стоял официальный главный, сверхучёный раввин Азриель Гурвиц, прозванный Железная Голова из-за его острого ума. У него был многолетний конфликт с люблинским цадиком (духовным учителем) Яаковом Ицхаком. Они случайно встретились, и раввин спросил у цадика:
       — Почему целые толпы стремятся к Вам? Я гораздо учёнее Вас, но меня не осаждают толпы почитателей.
       — Я и сам удивляюсь, почему люди ищут меня, чтобы услышать слово Божье, хотя я понимаю свою ничтожность, а не ищут Вас, чья учёность может двигать горы, — проговорил Люблинский рабби (наставник). — Но я думаю, всё дело в том, что они приходят ко мне потому, что я удивляюсь тому, что они приходят. А к Вам они не приходят потому, что Вы удивлены, почему они к Вам не приходят.


       КАК  СТАТЬ  МУДРЕЦОМ

       — Как Вы стали мудрецом? — спросили у мудреца.
       — Мне не доводилось встречать человека, вглядевшись в которого я бы не обнаружил, что он в чём-то превосходит меня, — ответил мудрец. — Если он был старше меня, я признавал, что он совершал больше добра, чем я. Если он был моложе, я признавал, что за мной больше грехов, чем за ним. Если он был богаче, я признавал, что он больше отдавал на дела благотворительности, если беднее – он претерпел больше, чем я. Если он был мудрее, я чтил его мудрость, а если он был глупее меня, я думал о том, что его ошибочные суждения не столь фатальны, как мои.


       ГОСТЬ  В  ДОМЕ

       На вопрос: «Куда идёшь ты, учитель?» — Гиллень иногда отвечал: «Иду подкрепить себя пищей и этим оказать радушный приём моему гостю». — «Какой же это гость ежедневно бывает у тебя в доме?» — «А бедная душа — разве не тот же гость в нашем теле? Сегодня она здесь, а завтра, глядишь, и нет её».


       КТО  МУДР?

       У Бен-Зома как-то спросили:
       — Скажи, кто мудр?
       — Тот, кто учится у любого человека, — ответил Бен-Зом. — Ибо даже у невежды или грешника можно научиться тому, как следует и как не следует жить.


       БУДЬ  ОСТОРОЖЕН  СО  СЛОВАМИ

       Однажды Эли Визель – еврейский писатель – встретился со своим бывшим синагогским учителем. Узнав, что его бывший ученик стал писателем, он проговорил:
       — Будь осторожен в обращении со словами. Они опасны. Бойся их! Слова рождают демонов или ангелов. И только от тебя будет зависеть, кому из них давать жизнь. Ничего нет опаснее, чем дать волю словам.


       В  ТОМ  МИРЕ

       Как-то среди хасидов зашёл разговор о предназначении каждого человека в этом мире. Одни вспомнили Авраама, другие Якова, третьи – Моисея, на которого, по их утверждению, все должны равняться. Здесь же присутствовал и Зуся. Он поднял голову, посмотрел на говорящих и сказал:
       — В том мире меня никто не спросит: «Зуся, почему ты не был Моисеем?» Спросят другое: «Зуся, почему ты не был Зусей?»


       НЕ  ЗУСЮ  ТЫ  ОСКОРБИЛ

       Как-то на постоялом дворе богатый постоялец принял рабби Зусю за попрошайку и обошёлся с ним соответственно. Позже, узнав, с кем имеет дело, он засовестился и стал умолять:
       — Простите меня, рабби, простите, Вы должны это сделать, ведь я не знал...
       — Почему ты просишь прощения у Зуси? — покачав головой, улыбнулся рабби. — Ты не сделал ему ничего плохого. Не Зусю ты оскорбил, а нищего. Так иди же, и где бы ты ни повстречал нищего, проси его о прощении.


       ВЫ  ОПОЗДАЛИ  НА  ДВЕНАДЦАТЬ  ЛЕТ

       Супружеская пара пришла к раввину за советом, как воспитывать своего двенадцатилетнего сына. Раввин ответил незадачливым родителям:
       — Вы опоздали на двенадцать лет.
       — Почему?
       — Видите ли, — промолвил раввин, — человек подобен дереву. Поцарапав ветку взрослого дерева, вы повредите только ветку. Но если вы нанесёте хотя бы маленькую царапину на семя, это отразится на росте всего дерева.


       ЗАБЫВЧИВОСТЬ

       Как-то одного хасидского учителя спросили:
       — Рабби, какое самое дурное деяние злого начала?
       — Когда человек забывает, — ответил он, — что он царский сын.


       ТЕМНОТА  ЕСТЬ  ТЕМНОТА

       Один пожилой человек решил отдохнуть от летнего зноя в подвале. Спускаясь вниз, он был поражён и ослеплён стоящей там тьмой.
       — Не беспокойтесь, сказал ему человек, — который уже находился в подвале, — так бывает всегда, когда попадаешь со света в темноту. В первый момент вы ничего не видите, но скоро Ваши глаза привыкают к темноте, и Вы её почти не ощущаете.
       Отказавшись от намерения спуститься в подвал, пожилой человек проговорил:
       — Вот этого-то я и боюсь. Темнота есть темнота. Опасным мне представляется то, что Вы убеждаете себя, будто она есть свет.


       НИКТО  НЕ  ЗНАЕТ,  ЧТО  ОН  МОЖЕТ

       Однажды Яаков Ицхак, будущий великий цадик, отправился странствовать. Как-то на пути он встретил огромную перевёрнутую телегу с сеном. Рядом стоял крестьянин, который попросил его помочь поставить телегу обратно. Цадик подумал, что вдвоём им такую огромную телегу не поднять и ответил:
       — Я не могу.
       — Нет, можешь, — возразил крестьянин, — но не хочешь.
       Это задело Яакова Ицхака. Доски валялись тут же. Они вдвоём положили их под телегу, навалились изо всех сил и поставили телегу на колёса, затем погрузили на телегу рассыпанное сено, и волы опять потащили телегу. И тогда Яаков Ицхак спросил крестьянина:
       — Почему тебе пришло в голову, что я не хочу помочь?
       — Потому, — сказал он, — что ты ответил, что не можешь. А никто не знает, что он может, пока не попробует.


       И  НЕ  ПЫТАЙСЯ!

       Человек однажды пришёл к раввину и говорит:
       — Равви, скажи, как мне избавиться от праздных мыслей?
       — И не пытайся! — воскликнул раввин. — Других мыслей у тебя нет, и ты рискуешь остаться вообще ни с чем. Постарайся приобрести одну за другой хоть несколько праведных мыслей, и они вытеснят праздные мысли.


       ДОЛЖЕН  ЛИ  Я  БЫТЬ  БОЛЕЕ РАЗБОРЧИВ?

       Как-то раз рабби отдавал человеку, пользующемуся дурной славой, свои последние деньги. Ученики, узнав об этом, стали упрекать его.
       — Должен ли я быть более разборчив, чем Бог, — проговорил он в ответ, — Который дал их мне?


       ТОГДА  МОЖЕШЬ  МОЛИТЬСЯ

       У одного человека очень плохо пошли дела. Что он только ни делал, чтобы выйти из такого трудного положения! Он пробовал заняться другим направлением бизнеса, подключал друзей, но ничего не получалось. Друзья, как и он, начали разоряться. И человек решил обратиться за советом к раввину. Рассказал ему всё как есть и говорит:
       — Помоги, равви. Я всё перепробовал, но ничего не помогает.
       — Хорошо, — ответил раввин. — Но точно ты всё перепробовал?
       Человек задумался, перебрал в уме ещё раз все возможные варианты и ответил:
       — Да.
       — Ну, — сказал раввин, — тогда можешь молиться и просить помощи у Бога.


       ДВА  МИРА

       У рабби Яакова спросили:
       — Рабби, на что похожи этот мир и мир грядущий?
       — Этот мир, — ответил рабби Яаков, — похож на переднюю, за которой находится мир грядущий. Приведи себя в порядок в передней так, чтобы ты был готов войти в банкетный зал.


       БОГ  ОБИТАЕТ  ТАМ

       Однажды к рабби Менделю пришли учёные мужи, чтобы поспорить на религиозные темы. Не успели они зайти в его дом, как он задал им вопрос:
       — Уважаемые, не скажете ли, где обитает Господь?
       Учёные мужи встретили его слова смехом:
       — Что Вы говорите, рабби! Разве весь мир не наполнен Его славой?
       — А вот я думаю, — сказал рабби Мендель, — что Бог обитает там, куда Его впускают.


       ЧУДЕСА

       Как-то раз человек прослышал о необычайных способностях одного Мастера. Мастер жил далеко, и человек отправился в путь к нему. По дороге он встретил одного из учеников Мастера и спросил того:
       — Скажи, пожалуйста, какие чудеса сотворил твой Мастер?
       — Смотря что называть чудесами, — ответил ученик. — Большинство людей считает чудом, если Бог исполнит чью-то волю. У нас же считается чудом, если кто-то исполнит волю Бога.


       ОКАЗАННАЯ  МИЛОСТЬ

       Во время великих страданий Израиля один рабби всё больше и больше опечаливался от выпавших на его долю бед. И тогда ему во сне явился его покойный наставник. Рабби обратился к нему:
       — Скажи, почему ты молчишь, когда мы так нуждаемся в тебе?
       Наставник ответил:
       — На Небесах мы считаем, что всё то, что представляется вам здесь злом, на самом деле — оказанная милость.


       ТАК  ПОСТУПАЛ  АВРААМ

       Как-то ученики маггида (проповедника) спросили у него:
       — Рабби, в Талмуде мы читаем, что отец наш Авраам соблюдал все законы. Как он мог это делать, если законы не были ему ещё даны?
       — Всё, что для этого нужно, — ответил цадик, — это любовь к Богу. Если вы собираетесь что-то сделать и считаете, что всё это может уменьшить вашу любовь к Богу, то знайте, что это грех. Если же вы собираетесь что-то сделать и считаете, что это увеличит вашу любовь к Нему, то знайте, что ваша воля совпадает с волей Бога. Именно так поступал Авраам.


       НЕ  ПОРА  ЛИ  ВЫБРАТЬ  КОГО-НИБУДЬ  ЕЩЁ?

       Как-то раз молился один старый еврей и сказал:
       — Правда ли, Господи, что мы, евреи, избранный народ?
       И Бог пророкотал с небес:
       — Да! Вы мой избранный народ!
       — Господи! — продолжил старый еврей. — Не пора ли Тебе избрать кого-нибудь ещё? Мы уже достаточно настрадались!


       ТОЛЬКО  ОДИН  Я  ЗНАЮ

       Как-то раз один еврей решил развестись со своей женой. Приходит он к раввину, а тот стал отговаривать его:
       — Послушай, Мойша, твоя жена такая красивая, такая опрятная. Она радует глаз. О такой жене мечтает каждый мужчина.
       Мойша молча снял с ноги туфлю и поставил перед раввином.
       — Что ты мне суёшь свою туфлю? — возмутился раввин.
       — Равви, посмотри на эту туфлю!
       — Зачем мне смотреть на туфлю? Причём здесь она?
       — Всё дело в том, что эта туфля очень дорогая, очень красивая и всем радует глаз. Все хотят иметь такую туфлю. Но только я один знаю, как она мне жмёт!


       ОЩУЩАТЬ  СЕБЯ  ЛЕЖАЩИМ  НА  ПЛАХЕ

       Рабби как-то говорил своим ученикам:
       — Человек должен ощущать себя как бы лежащим на плахе, и «дурное побуждение» стоит над ним с топором, готовое отсечь ему голову. И так надо смотреть на всё, связанное с искушением и с неправильным поведением.
       Один их его учеников спросил:
       — Рабби, а как быть с тем, кто не так видит своё положение?
       На это рабби ответил:
       — Это знак того, что дурное побуждение уже отрубило ему голову.


       БЕЗБОЖИЕ

       Однажды Моше Лейб сказал своим ученикам:
       — Друзья, всякое качество и свойство даётся человеку не напрасно. Даже дурные свойства могут возвысить его до служения Господу. Например, гордыня, очистившись, превращается в гордость сердца на путях Господних.
       Один из учеников спросил:
       — Рабби, а как насчёт безбожия? Для чего создано оно?
       — Даже безбожие бывает полезно, когда нужно оказать помощь, ответил цадик. Ибо если приходит человек и попросит помощи, то недостаточно сказать ему: «Положись на Господа». Нужно действовать так, будто нет Бога и во всём мире некому помочь тому человеку, кроме тебя.


       ЗАЧЕМ  ШИРОКО  РАСПОЛАГАТЬСЯ?

       Известный раввин однажды пожаловался мудрецу, что никто не считается с его мнением, а коллеги топчут его ногами.
       — Кто же Вам велел так широко располагаться, — ответил мудрец, — что куда бы люди ни ступили, они не могут не наступить на Вас?


       ДВАДЦАТЬ  ПЯТЬ  СПОСОБОВ  ПРИХОДА  ДЕНЕГ

       Ребе Зусе надо было вернуть долг к утру, а денег не было. Ученики заволновались, откуда добыть денег, а ребе был спокоен. Он взял лист бумаги и написал двадцать пять способов, которыми могут прийти деньги. И на отдельной записке написал еще двадцать шестой.
       Наутро деньги откуда-то пришли. Тогда ученики прочитали весь список из двадцати пяти возможных способов, но в нём не оказалось того случая, благодаря которому пришли деньги. Тогда ребе Зуся открыл отдельную бумажку. Там написано: «Бог не нуждается в советах ребе Зуси».


       НА  МОИ  ДЕНЬГИ?

       У евреев есть такая традиция – помогать своим.
       Один бедняк привык получать установленную сумму денег от одного человека каждую неделю, и каждую неделю он ходил за своей «зарплатой».
       Однажды, придя за деньгами, он услышал, что этот человек не может ему дать ничего.
       — У меня в последнее время были ужасные расходы, — начал объяснять человек бедняку. — Моя жена сильно заболела. Её нужно было послать на курорт. Там очень холодно, и я должен был купить ей шубу.
       — Что! — закричал бедняк. — Курорт и шубу на мои деньги?!


       ЛОЖЬ  И  ПРОКЛЯТИЕ

       Решила Ложь прокрасться в ковчег к Ною, но Ной её заметил и сказал:
       — В ковчег принимается и всякая нечистая тварь, но только «по паре». Иди же сперва найди себе своего суженого.
       Пошла Ложь искать себе суженого, а навстречу Проклятие. Ложь и спрашивает его:
       — Не согласишься ли ты сочетаться со мною?
       — Чем же ты меня вознаградишь за это?
       — А вот чем. Составим договор, чтобы всё, приобретаемое мною принадлежало и тебе.
       На том и порешили.
       И с той поры всё, что приобретается Ложью, становится достоянием Проклятия и гибели


       КТО  БОГАТ?

       Как-то у одного мудреца спросили:
       — Скажи, кто богат?
       — Тот, кто удовлетворён тем, что имеет, — ответил мудрец.


        УЧЕНИКИ

       Как-то у одного хасидского мудреца спросили:
       — Скажи, рабби, где ты научился столь многому?
       — О, наставников у меня было много, — ответил мудрец. — Многое дали мне мои учителя. Ещё большему я научился у моих друзей. Но больше всего я узнал от своих учеников.


       НАИБОЛЕЕ  ВАЖНОЕ

       Один человек после смерти рабби Моше спросил у его ученика:
       — Скажи, пожалуйста, что было наиболее важным для твоего наставника?
       — Всегда то, — ответил ученик, — чем он был занят в данный момент.


       КРАДУЩИЙ  У  ВОРА — ТОТ  ЖЕ  ВОР

       Рабби Гуна был очень богат. Однажды он потерпел громадные убытки: у него скисло четыреста бочек вина.
       Друзья, которые пришли его утешить, в доверительной беседе высказались в том смысле, что несчастья – суть последствия человеческих прегрешений, наказание, ниспосылаемое свыше за грехи.
       Рабби Гуна остался недоволен этим мнением, в котором слышался упрёк ему.
       — В таком случае, — сказал он, — вы подозреваете меня в каком-то тяжком прегрешении, за которое меня постигло несчастье. Не стесняйтесь, выскажите мне всё откровенно, и я постараюсь исправиться.
       — В одном только прегрешении мы обвиняем тебя, — отвечали друзья. — Собирая виноград со своего виноградника, ты не оставляешь слуге его часть, которая предписана ему по закону.
       — А о том вы не знаете, что слуга мой крадёт больше, чем по закону следует ему оставлять? — проговорил, улыбаясь, рабби Гуна.
       — Согласны! Но это не оправдание. Пословица говорит: «Крадущий у вора – тот же вор!».


       МУДРОСТЬ  И  ДЕЯНИЯ

       Как-то у рабби спросили:
       — Что важнее: мудрость или деяния?
       — Тот, у кого мудрость преобладает над деяниями, подобен дереву с богатой кроной, но слабыми корнями, — ответил рабби. — Подует ветер и вырвет дерево. А тот, у кого дела преобладают над мудростью, подобен дереву с немногими ветвями, но с могучими корнями. Даже если все ветры мира соберутся и начнут дуть на него, они не смогут опрокинуть его с места.


       КАЖДЫЙ  ХОЧЕТ

       Как-то у рабби спросили его ученики:
       — Наши мудрецы сказали: «Нет вещи, которой бы не было своего места». Если так, то и всякому человеку есть своё место. Отчего же иногда людям так тесно?
       — Оттого, — ответил цадик, — что каждый хочет занять место другого.


       Я  НЕ  МОГУ  СЮДА  ВОЙТИ

       Однажды Баал Шем остановился на пороге одной синагоги и отказался в неё входить.
       — Я не могу сюда войти, — сказал он. — Это место переполнено поучениями и молитвами от одной стены до другой и от пола до потолка. Где же я найду для себя место?
       А когда он увидел, что все, кто был вокруг, удивлённо смотрели на него и не знали, что и думать, то продолжил:
       — Слова из уст тех, кто здесь молится и произносит поучения, не исходят из их сердец и поэтому не могут вознестись на Небо, а остаются и заполняют Дом Молитвы от одной стены до другой и от пола до самого потолка.


       КТО БОГАТ?

       Как-то у одного мудреца спросили:
       — Скажи, кто богат?
       — Тот, кто удовлетворён тем, что имеет, — ответил мудрец.


       НЕМНОГО  СЕРЕБРА

       Однажды пришёл один хасид к своему учителю и говорит:
       — Рабби, почему, когда я прихожу к бедняку, он приветлив и помогает мне, чем может, а когда прихожу к богачу, тот никого не замечает? Неужели деньги так влияют на человека?
       — Взгляни в окно, — ответил учитель. — Что ты там видишь?
       — Ну, по улице идут люди, едут повозки...
       — А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь?
       — Самого себя.
       — Окно и зеркало сделаны из одного стекла. Но зеркало имеет немного серебра. А стоит только добавить серебра, и человек уже никого не видит, кроме себя.


       ОБУЧАЕТ  ЛЮБАЯ  ВЕЩЬ

       Однажды рабби проводил беседу со своими учениками.
       — Учиться можно, глядя на любую вещь, — говорил он своим хасидам. — Всё в этом мире существует, чтобы наставлять нас. И не только то, что создал Господь Благословенный, но и то, что сделали люди, умудряет нас.
       — Чему же учит нас, например, железная дорога? — спросил с сомнением один хасид.
       — Что опоздав на миг, можно упустить всё, — ответил рабби.
       — А телеграф?
       — Что каждое слово и даже буква учитывается.
       — А телефон?
       — То, что мы говорим здесь, а слышно Там.


       ИСПРАВЛЕНИЕ  ГОРДОСТИ

       Как-то раз в новогоднюю ночь приснился маггиду один человек, недавно умерший.
       — Зачем ты пришёл? — спросил его маггид.
       — Ведь тебе, рабби, известно, — ответил покойный, что в эту ночь души создаются заново. И вот я — такая душа.
       — Но почему тебя послали вновь на землю? — опять спросил маггид.
       — Здесь на земле, — стал рассказывать умерший, — я жил беспорочной жизнью...
       — И всё же, — перебил его маггид, — тебе ещё раз пришлось спуститься в мир? Почему?
       — Видишь ли, перед смертью, — сказал умерший, — я перебирал свои деяния и решил, что хорошо поступал в этом мире. Сразу же моё сердце немного возгордилось, так я и умер. Вот теперь посылают меня опять в этот мир, чтобы исправить мою гордость.


       СЛОВА  НИЧЕГО  НЕ  ЗНАЧАТ

       Моисей, странствуя по пустыне, услышал, как один пастух молился Богу:
       — О Господи, — говорил пастух, — как бы мне встретиться с Тобой и сделаться Твоим рабом! С какой радостью я обувал бы Тебя, мыл бы Твои ноги и целовал бы их, расчёсывал бы Тебе волосы, стирал бы Тебе одежду, убирал бы Твоё жилище и приносил бы Тебе молока от моего стада!
       Услыхал такие слова Моисей, рассердился на пастуха и сказал:
       — Ты богохульник, у Бога нет тела. Ему не нужно ни одежды, ни жилища, ни прислуги. Ты дурно говоришь.
       И пастух опечалился. Не мог он представить себе Бога без тела и без телесных нужд, и не мог он молиться и служить Богу, и пришёл в отчаяние.
       Тогда Бог сказал Моисею:
       — Зачем ты отогнал от Меня верного раба Моего? У всякого человека свои мысли и свои речи. Что для одного нехорошо, то для другого хорошо. Что для тебя — яд, то для другого — мёд сладкий. Слова ничего не значат. Я вижу сердце того, кто ко мне обращается.


       СМИРЕНИЕ

       Ученик как-то спросил у наставника:
       — Скажи, рабби, как мне следует вести себя и как одеваться, чтобы проявить смирение, ибо сказано: «Ходи смиренно пред Богом твоим».
       Тот ответил ему:
       — Сказали одному царю, что смиренный вознаграждён. Оделся царь в старое платье, перешёл жить из дворца в хижину и кланялся каждому. Но когда он разобрался в истинных своих чувствах, то понял, что очень гордится тем, что делает. Оказалось, что он стал ещё менее смиренным, чем был раньше. И тогда его советник сказал ему: «Одевайся, как царь, живи, как царь, и пусть люди оказывают тебе почёт, но будь смиренен в сердце своём».


       ПЛАЧ  РЕБЁНКА

       Как-то вечером, когда раввин был всецело погружён в свои занятия, в соседней комнате его грудной ребёнок выпал из колыбели, и плакал до тех пор, пока с верхнего этажа не спустился к нему отец раввина – дедушка ребёнка.
       Старый раввин поднял ребёнка, долго убаюкивал его, пока тот не успокоился, а молодой раввин так ничего и не заметил – ни плача ребёнка, ни появления отца. Последний объяснил своему сыну:
       — Независимо от того, насколько возвышенны твои цели, ты не должен углубляться в молитву или в учёбу, если рядом плачет ребёнок.


       ВСЕВЫШНИЙ  ПОСТУПАЕТ  ТАК  ЖЕ

       Рабби Зуся жил очень бедно и скромно, отличался бескорыстием. Был у него один тайный богатый покровитель, который время от времени незаметно подсовывал цадику немного денег. Дела у этого человека вскоре стали процветать. Тогда он подумал: «Если этот бедняк Зуся может столько для меня сделать, почему бы не сходить к его учителю – от того будет ещё больше пользы».
       Он тут же отнёс пожертвования другому рабби. Но через некоторое время дела у богача стали ухудшаться. Ничего не понимая, он снова пошёл к рабби Зосе, и тот объяснил:
       — Пока человек одаривает других, не делая между ними различия, не делает различий и Бог. Но как только человек становится привередливым, Всевышний поступает точно так же.


       ДВА  ГЛАЗА

       Как-то один мальчик спросил у раввина:
       — Равви, скажи, почему у человека два глаза? Почему не один, подобно носу и рту?
       — Левым глазом ты должен смотреть на себя, чтобы видеть, как ты можешь совершенствоваться, — ответил раввин. А правый глаз дан тебе для того, чтобы с любовью смотреть на других и всегда видеть их лучшие качества.


       ТУРИСТ И МУДРЕЦ

       Один турист посетил известного Мудреца и с удивлением обнаружил, что жилище Мудреца состоит лишь из одной комнаты, уставленной книгами. Стол, лавка — вот и вся мебель.
       — Ребе, где твоя мебель? — удивился посетитель.
       — А где твоя? — спросил мудрец.
       — Моя? Но ведь я здесь проездом. Я здесь турист.
       — И я тоже


       УЧИТЕЛЯ

       Однажды Зуся спросил у маггида:
       — Слышал я, рабби, будто есть некие десять принципов богослужения. Я же о них знать не знаю. Вот и пришёл к Вам в надежде им обучиться.
       — Сам научить я тебя не могу, — ответил маггид. — Но зато знаю тех, кто очень даже мог бы это сделать.
       — И кто же это? — заинтересованно спросил ученик.
       — Первым трём принципам ты научишься у ребёнка, а остальным – у вора.
       Поскольку ученик всем своим видом показывал полное непонимание, маггид объяснил:
       — У ребёнка легко научиться таким трём вещам: веселиться без причины, ни минуты не тратить впустую и громко требовать того, что хочешь.
       А у вора – таким семи вещам: совершать свою работу втайне; если не закончил своё дело в одну ночь, возвращайся к нему на следующую; любить собратьев по ремеслу; рисковать жизнью ради достижения цели; быть готовым променять всё, что имеешь, на самое, казалось бы пустячное, однако новое приобретение; не бояться никаких препятствий; быть верным своему ремеслу, не допуская даже мысли о том, чтобы сменить его на другое.


       СДЕЛАЙТЕ  БОГА  СВОИМ  ПАРТНЁРОМ

       Посетивший Ребе бизнесмен пожаловался на то, что прибыль от всех заключаемых им сделок слишком мала, хотя он и его партнёры интенсивно работали.
       — А сколько вы из этой прибыли отдали на благотворительность? — поинтересовался Ребе.
       В замешательстве, посетитель признался, что ничего не выделял на эти цели.
       — При заключении следующей сделки, — посоветовал Ребе, — сделайте Бога своим партнёром, а для этого выделите десять процентов прибыли на благотворительность. Тогда Бог, как и всякий надёжный партнёр, сделает всё, что в Его силах, чтобы обеспечить успех вашей сделки.


       КОШЕЛЁК  С  ЗОЛОТЫМИ

       Однажды раввин Хаим из Занса стоял у окна и смотрел на улицу. Увидев прохожего, он постучал в окно и сделал ему знак войти в дом. Когда тот вошёл в комнату, раввин Хаим спросил:
       — Скажи мне, если ты найдёшь кошелёк с золотыми, вернёшь ли ты его хозяину?
       — Раввин, — ответил тот, — если бы я знал, кто хозяин, я бы вернул кошелёк, не колеблясь ни минуты.
       — Ты дурак, — сказал раввин из Занса.
       Затем он вернулся к окну, позвал другого прохожего и задал ему тот же вопрос.
       — Я не такой дурак, чтобы отдавать кошелёк с деньгами, который я нашёл, — ответил тот.
       — Ты нехороший, — сказал раввин из Занса и позвал третьего.
       Тот ответил на вопрос так:
       — Раввин, откуда мне знать, каким я буду, когда найду кошелёк, и удастся ли мне оградить себя от злой воли? Может быть, она возобладает надо мной, и я присвою себе то, что принадлежит другому. Но, может быть, Бог — да будет Он благословен! — поможет мне справиться, и я верну то, что нашёл, законному владельцу!
       — Это хорошие слова! — воскликнул цадик. — Ты истинный мудрец.


       МОЙША-ДУРАЧОК

       Новый учитель, придя в класс, обнаружил, что одного мальчика дразнят «Мойша-дурачок». На перемене он спросил ребят, почему они его так обзывают.
       — Да он и вправду дурачок, господин учитель. Если дать ему большую монету в пять шекелей и маленькую в десять, он выберет пять, потому что думает, что она больше. Вот, смотрите...
       Парень достает две монеты и предлагает Мойше выбрать. Тот, как всегда, выбирает пять. Учитель с удивлением спрашивает:
       Почему же ты выбрал монету в пять шекелей, а не в десять?
       — Посмотрите, она же больше, господин учитель!
       После уроков учитель подошёл к Мойше.
       — Неужели ты не понимаешь, что пять шекелей больше только по размерам, но на десять шекелей можно купить больше?
       — Конечно понимаю, господин учитель.
       — Так почему же ты выбираешь пять?
       — Потому что, если я выберу десять, они перестанут давать мне деньги!


       СОВЕТНИК  ЦАРЯ

       У царя был советник, которого царь отличал особым благоволением.
       — Проси, что дать тебе, — сказал ему однажды царь.
       Подумал советник царский: «Если попрошу серебра и золота, царь даст мне; он в этом мне не откажет. Попрошу-ка я лучше царевну в невесты: вместе с нею придёт и всё остальное».


       ЗДРАВСТВУЙТЕ!

       Как-то подошёл рабби Леви Ицхак после молитвы к нескольким молящимся, протянул им руку и сказал: «Здравствуйте, здравствуйте!», словно они вернулись из дальних странствий. Когда те взглянули на него в недоумении, он сказал: «Чему вы удивляетесь? Ведь только что вы были так далеко: ты торговал на ярмарке, а ты плыл на корабле с зерном; а как кончились слова молитвы, вы вернулись обратно, вот я и подошёл поздороваться»


       ПРЕДСМЕРТНОЕ  БЛАГОСЛОВЕНИЕ

       — Учитель, благослови нас! — стали просить ученики.
       — Да будет воля Господня, — произнёс раввин Иоханан, — чтобы страх перед Богом был так же силён в вас, как страх перед людьми!
       — И этого достаточно, Учитель?
       — О, дал бы только Бог! Вы знаете — совершающий преступление повторяет одно: «Только бы никто не заметил сделанного мною!»


       МАЛЕНЬКИЕ  КАМЕШКИ  И  БОЛЬШИЕ  КАМНИ

       Два человека пришли к великому знатоку Торы и попросили объяснить им разницу между добром и злом. Один из них считал себя большим грешником, потому что в молодости, поссорившись с близким другом, ударил его в пылу гнева тяжёлой палкой и убил. С того дня его не переставала мучить совесть.
       Второй человек никогда не впадал в тяжкий грех, и поэтому он в собственных глазах был чист и ни в чём не повинен.
       Выслушал обоих учёный муж и попросил рассказать о себе: что делали в прошлом, как зарабатывали на жизнь и так далее.
       Первый не выдержал и расплакался. Сквозь слёзы поведал он, как убил своего лучшего друга. Нет, не надеялся он на прощение ни на земле, ни на небесах. Второй заявил, что не помнит за собой никаких проступков, а если и водились за ним мелкие грешки, то они давно выветрились из его памяти.
       Тогда учёный талмудист сказал первому:
       — Пойди, сын мой, в поле, что через дорогу, возьми большой камень — самый большой, какой только найдёшь — и принеси его мне. А ты, — обратился он ко второму, который считал свою жизнь безупречной, — пойди на то же поле и принеси много маленьких камешков — самых маленьких, каких только найдёшь — да побольше, сколько сможешь донести в руках.
       Пошли оба выполнять поручение. Когда они вернулись, раввин посмотрел на камни и сказал:
       — А сейчас послушайте, что делать дальше. Возьмите эти камни и отнесите точно на те же места, откуда вы их взяли. Затем возвращайтесь ко мне.
       Снова оба принялись за дело. Первый, который принёс раввину большой камень, легко нашёл то место, откуда брал его, и положил обратно.
       А второй никак не мог вспомнить, где он брал мелкие камешки. Так и вернулся к мудрецу, не выполнив его поручения. Тогда раввин сказал:
       — Человеческие поступки подобны этим камням. Ты, — сказал он первому, — легко вспомнил, где брал большой камень, и положить его на место не составило труда. А ты, — обратился он ко второму, — не смог этого сделать, потому что мест, откуда ты брал камешки, было слишком много, всех не упомнить. Раввин поднялся.
       — Благо человеку, чья совесть тяготит его, как большой камень, — с его души легче снять грех и раскрыть её для раскаяния, — объяснил он.
       А самодовольному себялюбцу, не видевшему за собой никаких провинностей, он сказал:
       — Но горе тому, кто не обращает внимания на мелкие ошибки: не замечая их, он и прощения просить не станет, тогда как даже большой грешник своим покаянием помогает себе стать лучше и чище.


       ОСТАЛЬНОЕ — КОММЕНТАРИИ

       Один язычник пришёл к известному раввину своего времени и сказал ему:
       — Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге.
       Раввин сердито посмотрел на него и прогнал прутом.
       Тогда этот человек пошёл к другому известному раввину. Тот согласился на его условие и обратил язычника в иудаизм, промолвив:
       — Не делай ближнему своему того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — комментарии. Теперь иди и учись.



       КРАТКИЕ  ПОЯСНЕНИЯ:


       ИУДАИЗМ — одна из древнейших религий мира и самая древняя из так называемых авраамических религий, куда, помимо него, входят христианство и ислам. История иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и простирается в глубь веков, по крайней мере, на три тысячи лет. Откровение, в результате которого Моисей получил Закон (Завет) на горе Синай около 1250 г. до н. э., является продолжением Союза, заключённого Богом с Авраамом несколькими столетиями ранее (около 1850 г. до н. э.).

       Иудаизм неотделим от Истории, которая выступает как движение человечества, направляемое Богом. История есть не что иное, как реализация Божественного плана Творения: согласно иудаизму, человек должен своими действиями очистить мир, чтобы Бог мог присутствовать в нём.

       Доктрина иудаизма заключается в том, что Бог един, всемогущ и вечен. Он создал мир. Человек не способен познать Бога, кроме как в той мере, в какой Бог являет Себя. Или, точнее, воля Божья проявляется, когда Он вдохновляет других людей, которые говорят от Его имени и являются Его пророками. Таким образом, Бог руководит бесконечным движением человечества, однако Он оставляет каждому человеку свободу воли. Божий Закон не насаждается силой, но тот, кто не соблюдает его, понесёт наказание за это.

       Целью иудаизма является царство мира и справедливости, которое установится под водительством человека — Мессии, избранного Богом и являющегося потомком царя Давида. Человечество будет жить в изобилии, и еврейский народ дождётся конца своего изгнания: он вернётся на Святую Землю и покаянием избавится от своих прегрешений. Весь мир признает Бога и примет его власть.

       Взаимодействие Бога с человеческой историей изложено в Библии (Ветхом Завете) — книге, написанной людьми самых разных эпох, но вдохновлённых Самим Богом. Первая её часть, составляющая ядро, есть собственно Завет. Она включает в себя пять книг (отсюда и название — Пятикнижие) и была непосредственно продиктована Моисею Богом. Тора — это договор между Богом и еврейским народом, определяющий взаимные обязательства.

       Около 150 г. до н. э. возникли три направления в иудаизме, которые просуществовали до начала 80-х годов н. э.: фарисеи, саддукеи и ессеи. Первые две секты были религиозно-политического толка, третья — чисто религиозного.
В конце 30-х годов XVIII в. в Подолии (на границе с Бессарабией) возникло новое религиозно-мистическое движение. Оно стало называться хасидизмом (буквально — «учение благочестия»). В течение весьма короткого времени хасидское движение охватило еврейское население Подолии, Волыни, Галиции, Украины, а затем с необыкновенной быстротой распространилось по Литве, Белоруссии, Румынии и Венгрии.

       В разряд духовных руководителей хасидских общин выдвигались цадики (праведные люди), считавшиеся достигшими единения с Богом и способные обучить богообщению других.В настоящее время хасидизм совершенно потерял свой сектантский характер и как равноправный член вошёл в ортодоксальный иудаизм.

       Хасиды считают, что всякий человек, как бы низко он ни пал, всегда в состоянии подняться до Божества, ибо ничто и никто не может быть абсолютно плохим. Бог присутствует в плохом человеке так же, как и в праведнике. Слияние человека с Божеством достигается не путём изучения Закона, доступного лишь немногим, а путём восторженной молитвы, при которой человек чувствует себя слитым с Источником — Божеством.

       Аскетизм, как и страх Божий, суть менее совершенные пути служения Богу, чем бодрое и радостное служение Ему, исполненное ответственного взгляда на жизнь и людей. Грешник не должен скорбеть о прошлом, ибо следует радоваться тому, что в его душе зазвучал небесный глас, призывающий его к раскаянию. Следует вообще относиться к грешнику как к праведнику, ибо такое отношение возбуждает добрые чувства в людях, заставляя их возвышаться до Бога.



       /*/ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЗАИМСТВОВАНИЯ:

       «Притчи человечества» (т. 1, 2, 3), сост. В.В. Лавский, Ростов н/Д, «Феникс», 2012.

       Сайты в Интернете:

       http://elims.org.ua/pritchi/spisok-pritch
       http://way2god.chat.ru/worldrel.htm
       http://internetsobor.org
       http://www.epwr.ru/pritchi/txt_80.php
              http://azbyka.ru/xristianskie-pritchi#part_23331
      

2017


Рецензии