О благодарности

Сейчас я больше пишу, чем читаю и больше говорю, чем слушаю. Но так было не всегда. Когда-то я жадно читал всё, что мне попадалось под руку. От описаний великих путешествий до учебника гинекологии, от планомерного штудирования малой советской энциклопедии до сказок разных народов, от учебников психиатрии до трудов Шопенгауэра. Память у меня была очень хорошей и благодаря ей я очень многое запомнил и не забывал уже тогда, когда практически перестал читать, поскольку слишком часто стал находить фрагменты прочитанного в читаемом. Хорошо известна закономерность забывания, сформулированная в конце XIX в. Т. Рибо (т.н. закон Рибо). Забывание имеет определенную последовательность. Сначала становятся недоступными воспоминания о недавних событиях и лишь в последнюю очередь забывается то, что усвоилось в детстве и юности. Видимо, поэтому я никогда не забываю некоторые прописные истины, которые усвоил в относительно нежном возрасте.

С большим удовольствием я читал Цицерона, зная о его происхождении, о мучительной смерти, о его упорном преодолении дефектов речи. Меня поразило одно его высказывание, где он говорил о том, что ни одним качеством не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным, поскольку это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей. Меня поразила эта мысль о том, что благодарность - это мать всех добродетелей. Я хорошо помню, что именно на меня так подействовало. До меня вдруг дошло, что несколькими словами можно выразить то, что невозможно качественно улучшить и углубить любым неограниченным набором слов. То, что благодарность - мать всех других добродетелей, я усвоил прочно и на всю жизнь. В том относительно молодом возрасте, когда я читал Цицерона, я не всё понимал так рельефно и непреклонно, как в мои нонешние 78 с копейками лет, но уже тогда я отлично понимал, насколько я благодарен моей бабушке. Не Богу, который снабдил её необыкновенной душой, а именно ей за то, как талантливо она расходовала этот божеский дар. Перефразируя известное выражение, я могу сказать, что всем хорошим во мне я обязан своей бабушке. Не её нотациям, а примерам из её жизни. Поэтому чувство благодарности для меня не абстрактное, а вполне реальное понятие.

Именно своим отношением к феномену человеческой благодарности мне стал близок Марк Тулий Цицерон. Родившийся через четыре десятка лет после казни Цицерона Сенека трактовал благодарность как добродетель и связывал её со справедливостью. Сенека видел в благодарности добровольно излучаемую  справедливость. С этой точки зрения ценность благодарности для него не только практическая, поскольку она создаёт круговорот даров и поддержки, но в первую очередь нравственная, поскольку по мнению Сенеки "в добродетелях упражняются не ради награды: прибыль от правильного поступка в том, что он совершен". С точки зрения Сенеки, сознание благодарности ценнее, чем полученный дар, поскольку благодарность, будучи добродетелью, возвышает душу.

И. Кантом и некоторыми другими мыслителями в противоположность Сенеке благодарность рассматривалась как обязанность. Кант считал, что долг благодарности является моральным долгом человека перед самим собой и не может быть окончательно оплачен никаким вознаграждением, поскольку у дарителя навсегда останется заслуга быть первым в благодеянии. Российский историк В.О. Ключевский так же, как и Кант считал, что благодарность есть долг того, кто благодарит. Но я категорически не могу согласиться с трактованием благодарности как долга. Чувство благодарности - это дар, это талант, это способность, сродни способности к религиозному верованию. Внушение людям обязанности быть благодарными такое же глупое мероприятие, как обязать веровать в Бога.

Помню, как меня расстрогал эпизод из воспоминаний человека, жившего с волками. Он рассказывал, что молодые волки разжевывали мясо для старого волка, у которого выпали все зубы. Этот поступок никак нельзя интерепретировать иначе, чем акт благодарности. Те, кто долго жил с собаками, знает, насколько это благодарные создания. Они сохраняют благодарность к хозяевам даже после смерти последних. Глупо предполагать, что собак можно дрессировать на благодарность. В этом смысле собаки намного добродеятельнее и благороднее людей, среди которых неблагодарность - довольно часто встречающееся качество. Важно понимать, что благодарность - это качественное понятие, у которого количественная сторона является чисто формальным параметром. Неважно, каким именно образом человек выражает благодарность: повлажневшими глазами или ценным подарком.

Известен такой случай благодарения. В 2002 году 68-летний Эндрю Уиттейкер из Западной Вирджини стал обладателем 314,9 миллионов долларов. На тот момент это был крупнейший джекпот в истории лотереи Powerball. Уиттейкер посчитал себя обязанным отблагодарить продавщицу, у которой приобрел выигрышный лотерейный билет. Он подарил ей дом стоимостью в 123 тысячи долларов и дорогой автомобиль. Посчитав, что этого мало, он выписал ей чек на 44 тысячи долларов. Если бы мне кто-то подарил 123 тысячи долларов, то я конечно же был бы такому человеку безмерно благодарен. Но я бы психологически не смог бы сказать, что вот эта конкретная благодарность ценнее других благодарностей, с которыми я имел счастье иметь дело.

Сегодня один из моих друзей по ЖЖ поблагодарил меня за мою писанину. По письму было видно, что эта благодарность искренняя. И мне это было чрезвычайно приятно, но не за то, что я такой писучий, а за то, что я встретился с проявлением искренней благодарности. Каждая из таких встреч поднимает тонус, улучшает здоровье и, как мне кажется, продлевает годы жизни. Причём благодарность не только касающаяся меня лично, как объекта благодарности, а благодарность вообще. Я всю сознательную жизнь искренне считаю, что единственный полезный вид физкультуры - это секс. Всё остальное вредно для здоровья. По этой причине никогда не был спортивным болельщиком. Исключение для меня составляют танцы. У меня в употреблении два вида танцев: динамические и статические. Статическими танцами в кресле я занимаюсь целыми днями. По этой причине я часто копирую в свой Живой журнал музыку, под которую танцую, сидя в кресле или прыгая вокруг письменного стола. Одна из моих приятельниц по ЖЖ (walentina_68) много лет каждый раз благодарит меня за понравившуюся музыку только потому, что не может не благодарить. Так она устроена.

Обязать Уиттейкера выразить таким образом свою благодарность не смог бы никакой суд. Так что говорить об обязанности благодарить довольно глупо. Но если бы это было бы просто глупо! На самом же деле это есть не что иное, как в высшей степени опасная опция. Особенно опасная в связи с совершенствованием техники специфической коррекции массового сознания с помощью телевидения и других средств массовой информации. Я не буду здесь подробно рассматривать проблему искусственного индуцирования благодарности. Рассмотрю эту в другом месте. Вообще-то эта прорблема должна быть всем понятна. Достаточно вспомнить "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!" или саркастическое, но хорошо отражавшее реальное положение дел в СССР: "Прошла зима, настало лето! Спасибо партии за это!" Или хорошо известный анекдот про Брежнего и дядю Сёму из Америки. Кстати об Америке. Обама за свои 7 лет имитации должности президента США в полном соответствии со стратегией демократической партии довёл число американцев, получающих талоны на питание, до умопомрачительной величины. Это сугубо корыстное мероприятие должно по расчётам вызвать чувство благодарности и увеличить число голосующих за демократов. И это работает так, как задумано, конечно не без активной помощи СМИ.

Внушение населению обязанности быть благодарным тому, кто относится к населению как к быдлу и ворует у него всё, до чего дотягиваются руки, является приоритетной задачей государственного телевидения многих вполне цивилизованных на вид стран. По этой причине трактование благодарности как обязанности чрезвычайно опасно своими последствиями.


Рецензии