Н. Я. Данилевский и русский язык. Заметка

К проблеме осмысления наследия великого русского учёного-энциклопедиста.
   Изучение трудов Н.Я. Данилевского даёт достаточные основания тому современному убеждению, что значение языка  имеет первостепенное значение в определении  основы цивилизационного типа, к которому относится тот или иной народ.
   Вместе с тем, исследователи Данилевского совершенно не замечают того естественного фактора, который позволяет языку сохраняться и быть твёрдым фундаментом культуры народа (или цивилизации) кажднодневно и ежечасно.
Непрерывность и постоянство процессу воспроизводства и наследования языка придаёт особенный механизм человеческой общности – постоянно действующий механизм преемственности поколений.
    Этот механизм особенный. С одной стороны он встроен в некую глобальную систему общественной преемственности поколений того или иного народа и составляет существенную часть фундамента общественной жизни в каждый момент общественного бытия, а с другой является важнейшим элементом непрерывно действующей системы семейно-родовых отношений. И самое главное, он является естественным процессом познания языка, врастания в него, слияния с ним в семье, под влиянием матери, отца и других близких, формирования и воспитания каждого человека в каждой отдельной семье.
     Достаточно доказательным фактом является освоение ребёнком родного языка через общение с матерью. Всем известно, что до 2-3 лет это, так или иначе, но с успехом происходит. Сегодня наука позволяет многое узнать в этом направлении. Очевидно, освоение языка ребёнком начинается уже при внутриутробном развитии плода, когда мать нежно разговаривает с ребёнком, поёт ласковые песенки, рассказывает счастливые сказки, сопровождая их поглаживаниями живота. Внутренняя ритмика материнского голоса, родного (прежде всего, материнского!) языка, его энергетика усваиваются ребёнком очень рано. Можно предполагать, что она исходит и связана с особенностями сердечных сокращений матери и плода. Возможна связь и с другими внутренними ритмами общего организма. Эти начальные контакты и взаимовлияния обеспечивают ощущение у плода защиты со стороны матери и последующее спокойное психическое и интеллектуальное развитие. Важно понимать, что уже в эти периоды ребёнок способен различать голоса близких: матери, отца, бабушек и дедушек, братьев  и сестёр.  И не только пассивно различать, но и реагировать на них!
    Здесь мы не будем касаться проблематики различных патологий, которые возникают при нарушении тех или иных условий развития плода в период вынашивания. Здесь нам важно показать корни и истоки преемственности родного языка, которые обусловливаются и обеспечиваются у матери, в семье, закреплены в традициях ухода за женщиной и подготовки её к здоровым родам. 
    Это последовательное  схождение с вершины языковой причинности выделения цивилизации в отдельный тип к конкретной семье и конкретным семейным отношениям естественным образом приводит к мысли о необходимости присутствия в семье неких внутренних механизмов, обеспечивающих эти процессы. Мы понимаем, что тут важна не только суть содержания, но и последовательность действий.
     Таким образом, мы убеждаемся в наличии в человеческом обществе у каждого народа и этноса достаточно скрытой, но эффективно действующей культуры, которая обеспечивает передачу накопленного духовного и социального опыта от одного поколения другому. Культура эта настолько мощна и объёмна, что, находясь внутри неё, мы её не видим. Только в моменты потрясений, культурных провалов, катаклизмов мы способны ощущать её наличие, недостаток или её искажения.
    Именно такие потрясения в общественной жизни в конце XIX – начале XX века привели к интересу к проблематике преемственности поколений и выделению в отдельное направление семейно-родовой культуры. 
    Последующие социальные катастрофы: Первая и Вторая Мировые войны, революции и перевороты, гражданские войны актуализировали данные вопросы.  Громадные военные потери, многомиллионные жертвы мирного населения, разрушенные семьи, явный упадок духовно-нравственных институтов привели к разрушению связи между поколениями. Подвергся разрушению сам механизм преемственности. Исчезли богатые прежде родовые связи, пресеклись и девальвировались семейно-родственные отношения.
    Матери и отцы были лишены возможности принять от своих родителей опыт не только предыдущей духовной и социальной жизни, но и опыт создания здоровых семей, вынашивания и рождения здоровых детей, их воспитания и формирования в будущих полноценных родителей. В горниле войн и катаклизмов об этих механизмах было напрочь забыто. Считалось благом, если дети кормились и воспитывались в интернатах и детских домах. А семейное дело считали делом нехитрым! В суворовских и нахимовских училищах детям давали уроки патриотического воспитания, но научить делу семейной жизни и не пытались. Не было соответствующих научных и педагогических разработок! Поэтому восстанавливать опыт семейно-родовой культуры и преемственности поколений в семье эти образовательные учреждения были не в состоянии.
    Сегодня наступил период, когда мы стали ощущать постепенную деградацию новых поколений, их неадекватные реакции на общественные события, отношение к духовным, семейным и другим национальным ценностям, к традициям брака, к культуре семейных отношений. Это очень нас тревожит! Сегодня мы стоим перед настоятельной задачей восстановления того механизма преемственности поколений, которым обладал наш народ прежде. Наши родители ничего не знают о традиционной многовековой семейно-родовой культуре народа. А многие и не хотят ничего знать, погружённые в материальные проблемы и ценности современной частной «успешной» жизни и частных интересов!
    Однако, рано или поздно, «успешность» такого незрелого подхода к фундаменту нашей жизни – рождению и воспитанию детей, сделает безуспешными десятилетия жизни и детей и их родителей, посвящённые необходимости лечения больных детей, страдающих психическими заболеваниями, наркоманией, интеллектуальной ущербностью.

     Сегодня мы можем дать рекомендации как преодолеть методами образования данную  проблему, как повсеместно внедрить эту проблематику в учебные заведения. Но общество уже не реагирует, уже не воспринимает, уже отторгает! Неужели процесс деградации уже не остановить!

    Приоткрывший завесу этих закономерностей в конце XIX века Николай Яковлевич Данилевский писал в 1883 году о духовной силе русского народа: "...нравственным духом, самоотверженностью обладали русские в степени несравненно большей нежели их противники, кто бы ими не предводительствовал - Карл, Фридрих или Наполеон, обладали в такой степени, что эта сила перевешивала все преимущества, бывшие на стороне наших неприятелей".

Будем надеяться, что эти запасы духовной силы и нравственного иммунитета
русского народа ещё не исчерпаны и найдут своё выражение в возрождении семейно-родовой культуры, без которой невозможно и возрождение России.


Рецензии
Уважаемый Александр, во многом я согласен с вами в вашем понимании этой проблемы в русском мире. Да, многое в русском мире зависело от семьи и семейственности - родовитости... Странность в том, что все эти семейные права - обязанности заложены смысловым знанием в буквах слов из семейной данности. Я старался эти знания показать в двух рассказах "Что в имени Твоём" и "Семейное счастье может быть". Если будет интересно, можно и продолжить разговор. Успехов вам в вашем познании этого Мира, уважаемый Александр.
С уважением к вам, ишо тот хвилосов и буквознай, Толька ветер.
Кстати, на наше такое понимание этого мира во многом имеют влияние смыслы букв нашего имени (имя - (и)- живое (м)- удовольствие (я)- Моё), Александр - (а)- Мир мирогармонией мирознания (л)- Жизни (е)- чувств (к)- ощущением (с)- сладости и соли (а)- мироосознанием мироистины миродуховностью (н)- принимаю (д)- фиксацией (р)- Света.

Анатолий Боков 2   28.01.2016 22:55     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, уважаемый Анатолий! Рад буду познакомиться с Вашим взглядом еа Мир! Хотя, конечно, с некоторыми древнерусскими значениями слов и букв я знаком и ценю это направление изучения нашей культуры. В своё время меня, помнится, тронули сочетания названий букв из азбуки: люди мыслите или слово твёрдо!Успехов Вам!

Александр Шуринов   29.01.2016 06:04   Заявить о нарушении