Здравствуйте, мои дорогие

       Письма брата из 71-го.

27.07.71 г.
«Здравствуйте, мои дорогие.
Простите, что долго не писал. В училище я поступил на высшее отделение (есть здесь ещё и среднее). Учиться буду 4 года. Увидимся теперь только зимой. Но я ещё домой не хочу.
Вчера, после приёмной комиссии, нас постригли наголо и выдали ХБ, - это форма, правда, пока выдали старую. Но 1 сентября мы будем одеты во всё новое.
Смотрю на себя лысого и смеюсь до упаду.  Мои волосы до плеч теперь уже в прошлом.
Училище занимает большую площадь, и всё здесь очень интересно. Работать приходится много. Скоро поедем в лагеря.  Никогда не думал, что в  16 лет я одену военную форму и стану курсантом военного училища.
Удалось побывать в городе. Девчонки здесь красивые, но дома лучше…»


8.08.71 г
«Здравствуйте, дорогие мои.
Есть немного времени, и я пишу вам. Вчера приехали с полигона. Вот, где поработали! Ну, ничего, зато крепче стали.
А мне повезло: много ездил на речку, на строительство плавбазы для курсантов.  А потом я был дежурным по батарее. Батарея – это 120 человек. Всё училище разбито на батареи.
В конце августа, начале сентября будем принимать присягу. С завтрашнего дня начнем проходить курс молодого бойца: строевая, политическая подготовка, изучение оружия, боевые стрельбы. В общем, жизнь интересная, но не лёгкая. Но, как известно: тяжело в учении, легко в походе.
Может это только мои первые впечатления такие восторженные, а потом всё покажется иным? Из мальчишек нашего села я первый поступил в военное училище. Приеду зимой в отпуск, пойду в школу и обязательно расскажу ребятам про нашу жизнь.
Да, я забыл написать, какие оценки получил на вступительных экзаменах:
физика – 5,
математика (устно) – 4,
математика (письм.) – 5
сочинение  - 4.
Напишите мне о моих одноклассниках. Где они? Кто и куда поступил?...»

10.08. 71 г.
«Здравствуйте, мои дорогие.
Получил ваше письмо и решил ответить сразу: благо много свободного времени. Сегодня я дневальный по батарее.
В воскресенье у нас с 12 часов разрешено посещение курсантов родными и знакомыми.
Очень бы хотелось, мама, чтобы ты смогла приехать ко мне на присягу. Но я понимаю, что тебе,  совершенно  невозможно вырваться в начале учебного года.
За меня не волнуйтесь, у нас здесь всё есть. Живём, как студенты, только без вольностей. Многие не выдерживают, но со мной этого не случится. Я уже начал вживаться в эту жизнь…»

21.08.71г.
«Здравствуй, сестричка.
Получил твоё письмо. Постараюсь ответить на твои вопросы.
Экзамены для меня оказались нетрудными. В школе были труднее. Но ты же знаешь, какие в нашей школе преподаватели, столица позавидует. Проходной балл был довольно высоким.  Но я справился и прошёл на высшее.
О том, как нас кормят писать нельзя. Но могу сказать, что не голодаю, и даже остаётся.
От физических нагрузок становится жарковато: всё болит, зато чувствуешь, как мышцы наливаются. Приеду в отпуск с фигурой Аполлона.
Ты просишь писать чаще. Но у меня день расписан. Да и вас с мамой двое, а я один. Мне кажется, что вы на двоих от меня получили больше писем, чем я от вас. Когда приеду, наговоримся с тобой от души…»

 23.08, 71г.
«Здравствуйте, родные мои.
Что вам написать о моей жизни?
С каждым днём мне всё интереснее. То пойдёшь в наряд на кухню. Красота! Компот можно пить в неограниченном количестве.
А вот сегодня уже окончательно нам выдали боевое оружие, и мы провели боевые стрельбы. Очень непривычно было стрелять, но всё же у меня второй результат в батарее. Из 30 я выбил 28: две 9 и 10. У первого результат 29.
Очень неплохо, по-моему, для стрельбы из карабина впервые.
Сейчас я заступаю дежурным по батарее.
Вчера исполнилось два года, как не стало папы. Тяжело тебе, мамочка, и нас с Натой на ноги ставить и дом достраивать…»

24.08.71 г.
«Здравствуйте, мои дорогие.
Вчера написал вам письмо. Но сегодня у меня какой-то радостный день. Утром я получил сразу два письма: от вас и Саши Мелихова. Большое спасибо тебе, мамочка, за подробное письмо. Сразу будто дома побывал. Саша мне тоже написал много интересного и фотографию свою прислал.
А после обеда пришёл второй денежный перевод от вас.  Первого перевода  мне на всё не хватило, зато теперь докупил всё, что нужно: подворотнички, туалетные принадлежности, мази, кремы и пр. и даже ещё остались свободные деньги. Так, что живу! Не знаю, как благодарить вас. Вам самим деньги необходимы. Ссуду выплачивать надо. Да и Нате уже 15, совсем  девушка.
Очень хочется в отпуск приехать в новый дом. Пишите, как идёт стройка. Вы должны достроить новый дом и зажить в нём новой счастливой жизнью…»

26.08.71 г.
«Здравствуй, мамочка.
Вот видишь, я пишу тебе часто и отвечаю почти на все ваши письма. Скучать мне не приходится. Здесь вообще нет места для скуки. День заполнен до отказа, тем более, что я заведую идейно-политическим сектором, получаю газеты и журналы на всю батарею, делаю политинформации.
У нас здесь новость: холера! Объявили карантин. Скоро, наверное, закроют город. Но нас это не тревожит. В училище есть всё, чтобы мы не заболели. Вот только присяги на городской площади не будет…»

30.08.71 г.
«Здравствуй, мамочка.
Сегодня получил твоё письмо и расстроился. Очень оно грустное. Я понимаю, насколько тебе трудно без папы. Я по нему тоже очень скучаю. Но нельзя жить одними воспоминаниями. Они нужны, чтобы не забыть человека и сохранить его образ в памяти. Нужно продолжать жить. Ведь тебе только 42 года. И ты у нас красавица.
Поздравляю тебя с новым учебным годом и с тем, что он начнётся в новом здании школы. Я хочу, чтобы ты всегда оставалась лучшей учительницей. Передавай привет моим учителям. Спасибо им большое за крепкие знания, которые они вложили в наши головы.
За меня не волнуйся. Я постараюсь быть достойным тебя и памяти нашего папы…»


12.09.71 г.
«Здравствуйте, мои дорогие.
Только что я принял присягу. Теперь я настоящий военный. На душе необъяснимое чувство, словно я сделал что-то очень необходимое. Не могу выразить это  словами. Я уже, как поётся в песне: «не тот, что был вчера». Это точно, уже не тот. Повзрослел сразу, что ли?
Не верится: 16 лет, а я полноценный военный. Я самый младший из первокурсников.
Мамочка. Поздравляю тебя с новой должностью.  Я знаю, что ты будешь замечательным завучем по внеклассной работе. Благодаря тебе наша школа всегда на смотрах занимала первые места. Так, что эта должность по праву твоя…»

8.10.71 г
«Здравствуйте, мои дорогие.
Спасибо за посылку. Всему отделению она очень понравилась. И огромное спасибо за спортивный костюм. Он очень кстати.
Сейчас мы уже обжились. Начали работать спортивные секции. Я хожу в секцию боевого самбо. Трудновато. Ну, а что легко даётся?
Сейчас у меня горячая пора. Мне поручили подготовить литературно-музыкальную композицию на концерт ко Дню ракетных войск и артиллерии. Да, не хватает мне твоего опыта, мамочка, но я вспоминаю твою работу и стараюсь хоть что-то перенять.
С учёбой у меня всё нормально. Увольнений из-за карантина пока нет.
Завтра начнётся новая учебная неделя, и завтра же едем на стрельбы. Сегодня придётся повозиться со своим карабином…»

13.10.71 г.
«Здравствуйте, мои дорогие
Подготовка к празднику идёт полным ходом. Моя композиция понемногу продвигается. Скоро понесу её комбату на утверждение. Нужно торопиться.
Мамочка, ты пишешь, что будешь теперь работать ещё и в вечерней школе. Я волнуюсь. Это очень большая нагрузка. Ты и до этого спала 5 часов в сутки, а теперь и того меньше будет.
С учёбой у меня всё хорошо. Дома всё отвлекался куда-то. А здесь дано тебе 4 часа самостоятельной подготовки, вот и отдай их учёбе. Наш девиз: не хочешь учиться для себя, учись для коллектива.
Теперь моя жизнь пошла интереснее. Начались увольнения. В прошлое воскресенье ходил первый раз. Город понравился, было весело.  Ходил в кино, потом в парк.
О чести мундира не беспокойся. Я его не замараю. По моему воспитанию священнее этого здесь для меня ничего нет…»

1.11.71 г.
«Здравствуйте, мои дорогие.
Получил все ваши письма. Большое спасибо, мамочка, за стихи. Я перерыл горы сборников и не мог найти хорошего стихотворения о Родине. Ну, а теперь всё в порядке. А второе стихотворение у меня вошло в конец композиции. В общем, комбат утвердил и я начал подготовку к концерту.
7 числа у нас парад на площади, а потом торжественный ужин.
Вчера в нашем клубе был концерт Волгоградской эстрады. Концерт всем понравился. Особенно конферансье. Давно я не слышал таких хороших шуток. Мы буквально выползли из зала, обессилив от смеха…»

13.11.71 г.
«Здравствуй, сестричка.
Сегодня мне исполнилось 17 лет. Спасибо тебе за поздравление в стихах и маме за  посылку. Ну, уж, коль речь зашла о стихах, то я тебе сестричка напишу одно.

Подъём
Вот и ночь пролетела, можно выключить свет.
И в казарму несмело входит синий рассвет,
Утро бродит у дома, стережёт тишину.
Спят курсанты, подъём через двадцать минут.

Не мешай им, дежурный, эти двадцать минут
В стороне своей дальней пусть они проведут.
Пусть пройдут по тропинкам, по заветным местам.
Эта тайная встреча не нарушит Устав.

Пусть курсанта встревожит та, что в письмах сейчас
Ожидает, скучает и целует сто раз.
Пусть обнимет курсанта, пусть посмотрит в глаза,
Скажет то, что когда-то не успела сказать.

Не успела, а может и не знала тогда,
Что ему это слово, как живая вода.
Что от этого слова на курсантском пути
Будет легче дышаться и службу нести.

Не мешай им, дежурный, эти двадцать минут
В стороне своей дальней пусть они проведут.
По тропинкам знакомым пусть побродят вдвоём.
Тишина…
          До подъёма…
                Впрочем, точка.
                Подъём!!!...»


Рецензии
Трогательные,простые и сокровенные письма!
С уважением,

Людмила Комарова Сабирова   19.03.2016 21:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила.
С признательностью.

Наталья Чаплыгина   20.03.2016 08:01   Заявить о нарушении
Наталья, это как же Вас так угораздило сразу на пьедестал и с лопатой?

Николай Павлов Юрьевский   12.05.2019 19:58   Заявить о нарушении
Ну, не всё же с серпами и веслами возвышаться.
Молоты и отбойные молотки раздали мужчинам.
Решила внести некое разнообразие в культурное наследие страны, в которой довелось появиться на свет.

Наталья Чаплыгина   12.05.2019 21:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.