Учение о сущности. семинар от 11. 02. 2015 г

УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ. СЕМИНАР ОТ 11.02.2015 г.
      
       К размещению на сайте КПРФ ПЕРМЬ материал подготовлен слушателем Красного университета второго отделения Фонда Рабочей Академии (СПб) членом Пермского краевого комитета политической партии КПРФ, членом местного отделения КПРФ Ленинского района г. Перми Зуевым Андреем Яковлевичем, врачом - социальным психотерапевтом 29.01.2016 года. Пос. Сылва, Пермский край.

       Красный университет. 2-е отд. Семинар 11.02.2015. "Г.Гегель "Наука логики": Учение о сущности.  М.В. Попов, доктор философских наук, профессор.  - See more at:
       Когда мы говорим об углублении в СУЩНОСТЬ, то здесь нет никакого дна. Сущность неисчерпаема. Углубление в СУЩНОСТЬ – это познание бесконечного. Мы никогда не успокаиваемся тем, что у нас уже есть налицо. НАЛИЦО, значит, наличное бытие. Углубление в СУЩНОСТЬ переводит СУЩНОСТЬ в наличное бытие. – А.З. Наличное бытие уже не сущность. Поэтому надо всё дальше идти: углубляться, углубляться и углубляться. Можно читать то, что непонятно. Привыкаешь к формулировкам, к словам привыкаешь. Некоторые выражения кажутся дикими на первый взгляд. Потом, когда сопоставляешь эти выражения, начинаешь понимать, что не просто это слова, а категория сложная. Проще её не выразишь.

      То, что написано вами, это бытие. Потом вы это бытие отрицаете и переходите к сущности, которая, в свою очередь, становится бытием. Сущность – снятое БЫТИЕ. А снятие БЫТИЯ есть процесс. [Разумеется, в процессе постижения СУЩНОСТИ, бытие отрицается сущностью и, следовательно, находится в процессе прехождения (превращение бытия в НИЧТО). При этом, сущность тоже находится в процессе, в процессе возникновения (переход  НИЧТО в БЫТИЕ). Сущность, отрицая бытие, тем самым, переводит бытие в ничто. Таким образом, СУЩНОСТЬ развивается ни от ничто к ничто, а от сущности к сущности вместе с бытием, которое развивается вместе с сущностью от бытия к бытию. Сущность отрицает отрицающее её бытие и, отрицая его, переводит бытие в ничто,  и является в бытие вновь возникшим бытием. Мы видим постоянное отрицание бытия с постоянным переходом сущности в бытие, где она, развиваясь от сущности к сущности, будучи бытием,  остаётся сущностью].      (Курсив мой. – А.З.).

       Постоянное снятие бытия сущностью есть рефлексия. Это процесс бесконечный. Как только умственным взором мы усматриваем сущность в бытие, это усмотренное становится бытием. Тогда мы вновь ищем сущность, и т.д. мы хотели рассматривать сущность, но как только рассмотрели её как сущность, она стала бытием.  Всё время отрицается бытие, в виде которого сущность выступает. Как только мы сущность поймали, она становится бытием. Это обстоятельство сбивает всех. Отрицанием явления, является снимающий явление ЗАКОН. Отрицанием ЗАКОНА является ЯВЛЕНИЕ, поскольку явление лишь отражение ЗАКОНА. Явление, с одной стороны, есть несущественное, оно есть только видимость самой сущности (отражение сущности - А.З). С другой стороны, бытие же не за пределами сущности, это видимость самой сущности.
       В видимости есть и существенное и несущественное. Во время чтения в голову поступает и существенное и несущественное. Даже слово «просмотрел» имеет два смысла. Первый - просмотрел (ухватил) самое важное, Второй – просмотрел (не увидел) самое важное. Диалектика всегда предполагает два противоположных утверждения. Можно сказать, что видимость есть отрицание сущности, в бытии, но та же видимость есть выражение сущности.  Видимость есть и выражение сущности, и отрицание сущности. Можно сказать, что это только видимость сущности, но можно сказать, что это  видимость самой сущности. Диалектика состоит в том, чтобы видеть и одно в данном предмете и  прямо противоположное.

       При этом оба утверждения имеют смысл и оба содержательны. Если у вас просто видимость, то зачем же вы схватились за какую-то ерунду, которая просто на поверхности, поскольку видимость не имеет прямого отношения к сущности и не является её выражением. С другой стороны, если это видимость сущности, то там уж точно что-то есть, если углубиться и хорошо покопаться, внимательно посмотреть. Ведь сущность должна же появляться как видимость. Если она не проявляется в видимости, то, может, сущности и нет вовсе. Сущность выражается в видимости, потому что видимость – это бытие сущности. В чём-то же сущность должна себя проявить. Вот это противоречие (выражение и отрицание) развивается во всём учении о сущности.

       Вот СУЩЕСТВОВАНИЕ – это почти повторение бытия. Вот оно (бытие) не просто есть, а существует, то есть, ещё более утверждается бытие. Но оно существует только благодаря основанию. Уберите основание и оно, бытие, не существует. Нет более основания вашего присутствия здесь. И условий нет тоже, чтобы вы здесь присутствовали. Существование, кажется, почти то же самое, что и бытие, но оно же имеет своё основание и условие. Основание – это сущность, поскольку то, что сверху, вроде бы не сущность. А условие – это поверхность, это видимость и есть, то есть, сущность, взятая в своём конкретном выражении в бытии, без которого сущности (бытия нет? – А.З.) нет.

       Отсюда следует понимание революционной ситуации. Для революционной ситуации необходимо, чтобы низы  не хотели жить по-старому, верхи далее не могли  управлять по-старому. Важнейшим условием революционной ситуации является наличие такой партии, которая могла бы быть субъектом революционного процесса. Если какого-то одного условия нет, то революции не будет. Большевики готовили все условия революции и были против индивидуального террора.  Нас призывают убрать правительство. Придёт другое, которое ещё хуже. Буржуазная демократия предполагает такую процедуру. Получается дурная бесконечность.

       Нам нужно, чтобы новое общество вступило в существование. Возьмём протестные акции. Мы живём всё хуже. Давайте все мы будем протестовать. Нам будут жизнь всё ухудшать, а мы будем все протестовать. Объявим голодовку. Нас итак уже кормят всё хуже и хуже. А мы возьмём и объявим голодовку. Это же детский лепет в политике. Что же нужно, чтобы сущность вступила в существование? Когда для какой-нибудь сути дела (СУЩНОСТИ) созданы все условия, она вступает в существование.

       Революция – это созидательное явление. Прежде, чем делать революцию, надо хорошо разобраться в теории.  Некоторые «левые» ни во что не ставят производство. Пусть умрёт производство, оно же капиталистическое. При этом последняя созидательная сила, которую рождал капитализм, тоже умрёт. Пассионарии – это те, у кого чувственность слишком развита: сильно кричат на митингах. Сейчас вся в тоске либеральная оппозиция, что народ не хочет на улицы выходить. Почему не хочет? Да потому, что вы такие вожди. За вами уже никто не хочет идти. А новые вожди ещё не выросли. Большевики представляли созидательное движение и их за это особенно сильно никто не преследовал. Немножко посидят в тюрьме и выйдут.

       А вот эсеров всё время убивали. И всё равно эти эсеры существовали. Добились чего-нибудь эти эсеры? Потом большевики их выкинули ото всюду, вот и всё. Эсеры отражали какую-то часть интересов крестьянства и, потому, большевики их взяли в правительство. Долго они там находились? Им же надо было в кого-то стрелять. И стали они стрелять в большевиков. Организовали эсеровский мятеж  в июле 1918 года. Большевики же не были против других политических партий. Большевики стали выступать против эсеров в вооружённой борьбе только из-за эсеровского террора в отношении большевиков.

       Большевистская революция имела созидательный характер. Никаких жертв она не принесла. Рабочие винные склады уничтожили, чтобы народ не спился во время революции. Это было созидательное действие. Во время стачек рабочие всегда прекращали пьянство. Народ в революции сбрасывает с себя всякую мерзость, в том и состоит созидательный характер революции. Революцию всегда делает меньшинство, поскольку большинство всегда имеет в буржуазном обществе буржуазное сознание. А вот большинство присоединяется потом. Народ в ходе гражданской войны присоединился к большевикам, генералитет присоединился к большевикам.

       Противоречие разрешилось в основание(?). В основанном есть то, чего нет в основании. То есть, и здесь,  между основанием и основанным,  есть противоречие.  При строительстве нового общества, на поверхности, может быть столько мусора, который вовсе не заложен в основании. Неправильно думать, что основанное – точная копия основания. Есть ещё слово «основа». Уже три категории получается: основание, основанное и основа. Основание чаще порождает основанное. Но Гегель говорит, что иногда можно вести речь о безразличной основе, когда на такой основе можно построить всё, что угодно. Основа это, как раз и есть то условие, при котором может появиться какая-то сущность. Но это ещё не основание. В основании есть то, чего нет в основе.

       Самый простой строй неразлагающийся, это капитализм. Отношения построены здесь самые простые: «ты - мне, я – тебе». Уже проще некуда. Ничего более не связывает людей. И вот такие отношения в основании лежат. Конечно, над этим основанием ещё много что нужно построить. Рефлексия есть определённость сущности. А вот эта самая рефлексия может развиться до формы. Мы получаем ещё пару противоположностей: форму и сущность. Сущность, которая уже в форме, называется материей, то есть уже оформленная сущность. Тогда получается, что форма и материя пара. Если мы берём материю с отрицанием формы, то получаем содержание. В итоге получается и форма и содержание.
       Некоторые говорят: «А, это только форма». Так в этой форме всё содержание сидит. Советы, это только форма. Уберите форму и вы уберёте Советскую власть. Форма содержательна, а содержание оформлено. Раскрытие формы осуществляется в проявлениях, в которых сущность является. Форма - это, одновременно определённость бытия, содержащаяся, к примеру, в описании проявлений болезни. Форма, разумеется, связана с содержанием. Форма находится в сфере влияния сущности, поскольку форма (болезни) зависит от условия. Условие – это сущность, взятая во внешнем проявлении.

       Ещё одна пара сущности: причина и действие. Если пары противоположностей нет, то нет и диалектического подхода. Первое утверждение: какая причина, такое и действие. Причина проявляет себя в действии, а действие, это выражение причины. Но не всё есть в действии из того, что есть в причине. Их нельзя разрывать. Не бывает действия без причины. Мы имеем единство действия и причины. Такого, чтобы действие не имело никакой причины, этого не может быть. Действие становится причиной следующего действия и так до бесконечности (дурная бесконечность). Если мы возьмём эту бесконечную цепь просто так, то никакого знания мы здесь не получим. Получится только дурная бесконечность.

       Мы от этого должны уходить и остерегаться дурной бесконечности. Действие имеет причину, а причина проявляет себя в действии. Случайность же является формой проявления необходимости. То есть причина выступает как необходимость, а случайность является выражением этой необходимости. Есть газета «Народная правда». Ничто есть только в возникновении. Поэтому бессодержательного и бесформенного НИЧТО быть не может. НИЧТО – это просто (? – А.З.) форма. От отрицания к отрицанию идём. Люди в самосовершенствовании отрицают в себе менее совершенное и переходят к более высокому и совершенному.

       Люди стремящиеся к развитию никогда не успокаиваются на достигнутом и потому развиваются «от ничто к ничто» (от отрицания к отрицанию или от сущности к сущности, или от бытия к бытию – это всё будет правильно – А.З.), каждый раз отрицая уже достигнутое. Вот как надо понимать движение развития «от ничто к ничто». [Они и в новых достижениях не успокоятся, пойдут к новым вершинам и, уже достигнутое, вновь превращается в ничто в сравнении с сущностью нового порядка. То же самое происходит в движении развития от сущности к сущности, когда новая сущность становится бытием, развиваясь от бытия к бытию].  – Курсив мой (А.З.). Когда это движение прекратится, то будет «развитой социализм», что чревато уничтожением социализма.
       
      
      
      

      


Рецензии