На ту же тему
О книге «Современная идиллия». Узнал, что отсылать читателя к названной тобою книге, - не совсем правильно. Что надумал, то и скажи сам. Стыдно стало. Исправляюсь. Мне кажется, что «Идиллия» очень своевременна, актуальна. Особенно в критике либерализма. Демократического, естественно. По-простому: либерализм как общенациональная идея – это значит, что живите люди как хотите, работайте друг на друга, получайте КПСС и процветайте. Иногда на честные выборы ходите – лидеров себе избирайте, но знайте, что те в вашу жизнь вмешиваться не должны и не будут. Знайте, что есть разделённые власти и независимый суд. Если что с вами случится, то платная медицина, все ветви власти суд тут как тут. Забыл: частная собственность – наше, ваше всё! Общественной собственности нет и быть не может, - это пережиток – советское прошлое. Конечно, в реальной жизни возможны отклонения. Роман о них. Автор откликается сатирой на злобу дня той эпохи. Она похожа чем – то на нашу. Из предисловия: «Он высмеял трусливое отступничество так называемого либерального общества, наглую и повсеместную уголовщину больших и малых «хозяев жизни», сочетавшуюся с политической благонамеренностью… скудную «философию» жизни… от героев «Идиллии» потребовали… стать политическими доносчиками. Но даже их устрашила перспектива процесса опошления. В образах героев романа раскрыты характерные черты либеральной русской интеллигенции: политическая бесхребетность, оппортунизм, способность к политическому предательству… они откровенно приспосабливаются к подлости… подпускают идейку о злой и порочной воле (изначальной неодинаковости людей, избранности некоторых из них) в противовес прогрессивному тезису о зависимости характера и поступков людей от условий социальной среды… но даже этих своих податливых героев автор заставляет содрогнуться перед дальнейшей перспективой, он надеется, что либеральная интеллигенция не погасит в своей среде оппозиции, стремления к подлинно человеческим идеалам.» Одна мысль автора задела. Один либерал говорит другому либералу: «На твоём месте я совсем бы не так поступил; негодяя – то не касался бы (с него ведь и взять нечего), а вот на эту мякоть ударил бы, по милости которой «негодяй» процветает, и которая весь свой протест выражает в том, что при появлении «негодяя» в подворотню прячется». Над финальной сценой задуматься не забудьте. Герои романа, встретившись с глазу на глаз со СТЫДОМ, переживают глубокое нравственное потрясение. Много значимого в романе! Пример: журналист и адвокат – Иван Очищенный и Балалайкин, стоящие рядом с буржуазным хищником, взявшим в плен пореформенное русское общество. О встрече со СТЫДОМ. «Открываю глаза, смотрю… СТЫД! Не бичующий и даже не укоряющий, а только как бы недоумевающий. Но одного этого «недоумения» было достаточно, чтоб мне сделалось невыносимо жутко». «Гуманная идея «Современной идиллии» состоит в том, что автором подчёркнуто значение нравственной ответственности «средних людей»: за их жизнь, за их обычное поведение, за судьбу Родины, за судьбу народа». В 1876 году автор писал: «Тяжело жить современному русскому человеку и даже несколько стыдно…» К. Маркс: «Стыд – это своего рода гнев, только обращённый внутрь. И если целая нация действительно стыдится, то она подобна льву, который приседает перед прыжком». Надо читать КЛАССИКУ! В. Лоб.
Рецензии