О книге «Современная идиллия». Узнал, что отсылать читателя к названной тобою книге, - не совсем правильно. Что надумал, то и скажи сам. Стыдно стало. Исправляюсь. Мне кажется, что «Идиллия» очень своевременна, актуальна. Особенно в критике либерализма. Демократического, естественно. По-простому: либерализм как общенациональная идея – это значит, что живите люди как хотите, работайте друг на друга, получайте КПСС и процветайте. Иногда на честные выборы ходите – лидеров себе избирайте, но знайте, что те в вашу жизнь вмешиваться не должны и не будут. Знайте, что есть разделённые власти и независимый суд. Если что с вами случится, то платная медицина, все ветви власти суд тут как тут. Забыл: частная собственность – наше, ваше всё! Общественной собственности нет и быть не может, - это пережиток – советское прошлое. Конечно, в реальной жизни возможны отклонения. Роман о них. Автор откликается сатирой на злобу дня той эпохи. Она похожа чем – то на нашу. Из предисловия: «Он высмеял трусливое отступничество так называемого либерального общества, наглую и повсеместную уголовщину больших и малых «хозяев жизни», сочетавшуюся с политической благонамеренностью… скудную «философию» жизни… от героев «Идиллии» потребовали… стать политическими доносчиками. Но даже их устрашила перспектива процесса опошления. В образах героев романа раскрыты характерные черты либеральной русской интеллигенции: политическая бесхребетность, оппортунизм, способность к политическому предательству… они откровенно приспосабливаются к подлости… подпускают идейку о злой и порочной воле (изначальной неодинаковости людей, избранности некоторых из них) в противовес прогрессивному тезису о зависимости характера и поступков людей от условий социальной среды… но даже этих своих податливых героев автор заставляет содрогнуться перед дальнейшей перспективой, он надеется, что либеральная интеллигенция не погасит в своей среде оппозиции, стремления к подлинно человеческим идеалам.» Одна мысль автора задела. Один либерал говорит другому либералу: «На твоём месте я совсем бы не так поступил; негодяя – то не касался бы (с него ведь и взять нечего), а вот на эту мякоть ударил бы, по милости которой «негодяй» процветает, и которая весь свой протест выражает в том, что при появлении «негодяя» в подворотню прячется». Над финальной сценой задуматься не забудьте. Герои романа, встретившись с глазу на глаз со СТЫДОМ, переживают глубокое нравственное потрясение. Много значимого в романе! Пример: журналист и адвокат – Иван Очищенный и Балалайкин, стоящие рядом с буржуазным хищником, взявшим в плен пореформенное русское общество. О встрече со СТЫДОМ. «Открываю глаза, смотрю… СТЫД! Не бичующий и даже не укоряющий, а только как бы недоумевающий. Но одного этого «недоумения» было достаточно, чтоб мне сделалось невыносимо жутко». «Гуманная идея «Современной идиллии» состоит в том, что автором подчёркнуто значение нравственной ответственности «средних людей»: за их жизнь, за их обычное поведение, за судьбу Родины, за судьбу народа». В 1876 году автор писал: «Тяжело жить современному русскому человеку и даже несколько стыдно…» К. Маркс: «Стыд – это своего рода гнев, только обращённый внутрь. И если целая нация действительно стыдится, то она подобна льву, который приседает перед прыжком». Надо читать КЛАССИКУ! В. Лоб.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.