Диалектика искусства

1. Предмет искусства

Для того, чтобы хоть чуть-чуть продвинуться к пониманию сущности искусства, очевидно, необходимо начать с рассмотрения отдельно взятого, но предельно обобщенного предмета искусства. Любое произведение, будь то картина, статуя, соната, пьеса, роль в этой пьесе, роман, поэма и т.д., является предметом искусства. Совокупность всех этих предметов представляет собой искусство в целом. Но в каждой его частице, явленной в отдельном предмете, заключено целое искусство. Таким образом, предмет искусства – это, если можно так выразится, клетка, функциональная единица данной формы общественного сознания.
Рассматривая предмет искусства, нетрудно понять, что он обладает двойственной природой. С одной стороны, это обычный материальный предмет: холст на подрамнике или исписанный   лист бумаги, или должным образом обработанный камень, или что-то еще не менее материальное. А с другой – нечто, совершенно противоположное, дающее образное представление как о личности самого художника, так и о системе общественных отношений, в которых оно создано. Это нечто – «идеальная форма вещи – это не форма вещи «в себе», а положенная как форма вещи, форма общественной жизнедеятельности. Это форма человеческой жизнедеятельности, но существующая вне этой жизнедеятельности, а именно как форма внешней вещи. И наоборот, это форма вещи, но вне этой вещи, и именно как форма жизнедеятельности человека, в человеке, «внутри человека» (Ильенков Э.В., «Философия культуры», политиздат,1991, М., с.261). Предмет искусства, следовательно, в отличие от большинства других продуктов человеческого труда, обладает особой потребительной стоимостью. Он интересен и востребован лишь как идеальное выражение общественного сознания, сформировавшегося в рамках того или иного способа общественного производства. Художественный образ вне холста, бумаги, сцены существовать не может, но все эти вещи потребляются лишь как материал труда в процессе создания художественного образа и не представляют интереса ни в другом качестве, ни вне этого образа. Способ потребления предмета искусства также отличается от свойственного другим предметам человеческой деятельности способа. В процессе потребления предмет искусства не уничтожается (разумеется, акты вандализма не в счёт), а наоборот, преобразуя общественное сознание посредством воздействия на человеческую чувственность, обретает свою особую, независящую от изменения внешних обстоятельств жизнь. Например, советская форма социализма рухнула вместе с СССР, но советское искусство продолжает жить и, судя по его востребованности в постсоветском, да и не только, обществе, активно воздействовать на человеческие чувства, пропагандируя социалистический образ жизни. Каждое произведение искусства не только эстетически оформленный документ эпохи, но и слепок с господствовавшего в ней типа общественного сознания. Само это сознание изменяется сообразно с изменением способа производства, но изменившийся способ производства бессилен изменить его отражения, запечатленные в предметах искусства, лишить их собственной, только им присущей живой жизни, а, следовательно, способности изменять изменившееся сознание.
Понятно, что в условиях товарного производства предмет искусства не может не иметь стоимости, но она обуславливается именно его особенностью в качестве стоимости потребительной. Если стоимость обычного товара определяется количеством затраченного на его изготовление общественно необходимого рабочего времени, т.е. абстрактного труда, то стоимость предмета искусства – качеством вложенного в его создание конкретного труда, от которого напрямую зависит и точность отражения посредством него форм общественной жизнедеятельности, и порождаемое им в процессе его потребления обществом эстетическое чувство. Однако, поскольку товарное производство характерно для классового общества, то стоимость предмета искусства как зеркала общественных противоречий почти всегда отличается от цены на него.  Можно работать над созданием произведения искусства чуть ли не всю жизнь, а создать нечто такое, что к искусству никакого отношения не имеет и в силу скудости образа и форм его передачи иметь не может. А можно в считанные дни дать жизнь бессмертному шедевру. Каждое полотно импрессионистов – это в общей сложности несколько суток напряженного творческого труда, но при жизни художников почти ни одно из них не пользовалось спросом. Тысячи графоманов и меломанов корпят над своими «творениями» по пол жизни, но так ничего путного и не создают, и при этом их пустопорожние уродцы могут стоить на рынке предметов искусства баснословные деньги. Чем это вызвано? Именно потребностью господствующего класса подчинить искусство как форму общественного сознания своим узкоклассовым интересам, в которые не входит ни правдивое отображение общественных противоречий, ни развитие в широких массах чувства прекрасного, потому что и первое, и второе является опосредствующим звеном в деле пробуждения и формирования революционного сознания. Следовательно, подлинная стоимость предмета искусства имеет тенденцию проявляться только с течением времени, когда потеряет актуальность совокупность условий, явившаяся мотивацией его создания, и на первый план выступает порождаемое им чувство прекрасного. Но его цена почти всегда назначается в условиях предельно ограниченной общественно-политической конъюнктуры.
В классовом обществе искусство по своей сути не может не быть классовым. Причём эта суть проявляется в обладающих двойственной функцией предметах искусства двояко. С одной стороны, это индивидуальная авторская позиция и эстетическое чувство, а с другой – объективное отображение существующих противоречий и общепринятая эстетика. Сочетание в предмете искусства помимо его двух основных функций единичного и всеобщего, индивидуального и общественного порождает все разнообразие направлений, составляющих в совокупности данную форму общественного сознания. Поскольку предмет искусства – это вещь, в которой выражено общественное, преломленное в призме индивидуального восприятия и отображенное посредством силы индивидуального воображения и труда в определенной форме, его классовая суть не всегда видна невооруженным глазом, т.е. человеку, обладающему обыденным сознанием. При этом функции, заложенные независимо от воли автора в каждом предмете искусства, часто бывают выражены в нём с разной силой, когда за счёт одной из них многократно усиливается вторая, и – наоборот. Чтобы понять, почему это происходит, необходимо рассмотреть процесс создания предмета искусства, который напрямую связан с личностью автора.


2. Личность автора и процесс создания предмета искусства

Поскольку личность человека есть совокупность всех общественных отношений, то, разумеется, что в обществе, для которого характерны антагонистические противоречия, они в том или ином сочетании будут присущи каждой личности. Но производство предметов искусства отличается от производства обычных стоимостей. И отчуждение от предмета, процесса и продукта труда, присущее работникам наемного труда, в сфере искусства даже в условиях буржуазного способа производства проявляется лишь отчасти. Поэтому особенно остро противоречивость общественных отношений отражается в личностях деятелей искусства. Например, художник может быть удовлетворен существующим положением вещей и доволен данными порядками, а развитие силы его воображения и, соответственно, эстетического чувства будет при этом намного опережать настоящее и принадлежать уже следующей формации. Или, наоборот – защищая своим творчеством интересы восходящего класса, он может быть насквозь пропитан эстетикой отживающего уклада. Следовательно, общественное преломляется в каждой отдельно взятой индивидуальности  по-разному и преобразуется посредством силы ее воображения и труда в предмет искусства соответственно этой разности. В результате в каждом предмете искусства в той или иной форме, в том или ином соотношении запечатлены все общественные противоречия. Однако, как эта форма, так и соотношение зависят всецело от автора. Иногда индивидуальное отношение к существующей действительности и эстетическое чувство представляют собой довольно-таки целостное единство, тогда и классовая суть предмета искусства будет обнажена предельно ясно и полно. Но, говоря об искусстве, существующем в антагонистическом обществе, можно наблюдать такой феномен, который на самом деле является лишь следствием классовой ограниченности производящих его людей. Две основные функции искусства тоже как бы растягиваются по полюсам. На стороне угнетённых остается правдивое отображение уродств, порождаемых эксплуатацией, а на стороне угнетателей оказывается утонченная эстетика. Таким образом, создается иллюзия, что развитое эстетическое чувство враждебно коренному общественному интересу, т.е. преодолению существующих противоречий и выходу на новое основание, к новым, по сути, общественным отношениям. В этом, на мой взгляд, кроется причина вызова, брошенного эстетике футуристами, экспрессионистами и представителями других протестных направлений искусства, зародившихся в эпоху революционных потрясений и переворотов, а сейчас трансформировавшихся в культ пустоты или безобразия. Нет нужды подробно разбирать сугубо классовые формы искусства, в которых этика и эстетика, характерные для того или иного класса, полностью совпадают с таковыми у автора. Поэтизация жирующих верхов, с одной стороны, и романтизация нищенствующего дна – с другой, - являются своеобразными классовыми заказами, одни из которых щедро оплачиваются деньгами и рекламой, а другие – массовой популярностью в низах. Этот раскол тождественен социальному и не затрагивает сущности искусства, исчезая вместе с исчезновением противоборствующих классов. И обычно представители этих форм искусства не входят в историю как великие мастера. С точки зрения познания природы искусства гораздо интереснее те его проявления, в которых правда жизни противостоит как антагонизм развитому эстетическому чувству, сила индивидуального воображения - реальности, а индивидуальное вступает в противоборство с общественным, и - наоборот, и в этой неравной борьбе стороны взаимно преобразуют друг друга.
Конфликт реальности и красоты. Красота – это соответствие предмета с представлением о нём. Но развитое воображение рисует предмет прекрасным тогда, как существующая действительность представляет его взгляду художника обезображенным. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - сказал Чехов, а сам на протяжении жизни описывал моральных уродцев типичных для его времени. «Человек – это звучит гордо», - прокричал Горький устами опустившегося пьяного обитателя грязной ночлежки. А Микеланджело за несколько столетий до них создал Давида, показав тем самым, каким человек должен быть, чтобы звучать гордо. Это два пути решения данного конфликта: отображение безобразной реальности с тем, чтоб люди поняли, что так жить нельзя, и создание образа, раскрывающего потенциал действительности, чтобы люди знали к чему стремиться.               

2007 г.


Рецензии
Джордано Бруно был еще и талантливым поэтом.....
Джордано БРУНО

СОНЕТЫ ИЗ КНИГИ
«О ГЕРОИЧЕСКОМ ЭНТУЗИАЗМЕ»
(Отрывки)

1

Как часто, Музы, к вам я был жесток!
Но все-таки в ответ на стон сомненья
Летите вы, чтоб скрасить все мученья
Мне изобильем слов, речений, строк.

Самолюбивым дали вы урок, –
Не знают лавров их произведенья;
так якорем и пристанью мне будь,
суровый стих, закрывший прежний путь!

О девы у Парнасского ключа,
Живя, учась и мысля рядом с вами,
Я наслаждаюсь мирными трудами;

Здесь волен дух, любовь здесь горяча;
Стань лавром, кипарис, живым – мертвец,
Могилу сделай Солнцем, мой Творец!

2

Мое живое сердце – мой Парнас,
Куда иду я в поисках покоя;
А мысли – музы, что в прозренья час
Мне дарят образы своей рукою.

Меня, – пусть влага слез течет из глаз, –
Напоит Геликон водой живою;
Ведь здесь поэт увидел, в царстве гор,
Небесный свет, космический простор.

Не могут ни имперские награды,
Ни милость королей, ни чернь, ни знать,
Ни благосклонность папы столько дать,

Как эти лавры, что сплели наяды,
Вручаемые свыше всех щедрот
Веленьем сердца, мысли, пеньем вод.

3

Пусть трубный зов под знамя капитана
Солдат сзывает, пусть никто не глух, –
Есть воины, что не стремятся рьяно
В свои войска и замыкают слух.

Одни мертвы, другим мешают раны…
Неполно войско, и непрочен дух.
…Так и душа все подчинить желанья
Не может из-за смерти и страданья.

Но все-таки, одну любя мечту,
Я лишь одну приемлю красоту,
Склоняюсь пред одним челом высоким.

Одна пронзила сердце мне стрела,
В одном огне сгораю я дотла,
И лишь в одном раю увижу Бога.

4

Любовь – удел мой, цель моих стремлений –
Зовет и мучит, манит и терзает;
Амур зовет в прекрасный край видений,
А ревность на страданье обрекает.

Любовь то явит рай мне на мгновенье,
То счастье мне от сердца отрывает;
Душа, рассудок, сердце в свой черед
То в пламя погружаются, то в лед.

И кончится ль война, что злей огня?
Кто сможет боль сменить на наслажденье?
Кто даст работы мирной упоенье?

Кто в небо дверь откроет для меня?
Кто прекратит душевные страданья,
Кто утолит меня, прервет терзанья?

10

Что за судьбу природа мне дала!
Я, мертвый, жив, но смертью жив иною,
Казним любовью и лишен покоя;
Мертвы и живы все мои дела.

Я без надежд в аду горю дотла,
С надеждою я в рай стремлюсь мечтою;
Но к полюсам закрыт путь для меня, –
Нет рая мне, нет адского огня.

И плачу я, расставшийся с судьбою;
Я на распутье вижу два пути,
Но не могу я вдаль по ним идти;

Я мчусь, как Иксион, сам за собою,
Ведь там, где разногласья бесполезны,
Их не решат удары шпор железных.

Татьяна Петрова 6   06.05.2019 08:02     Заявить о нарушении
Джордано Бруно, как и Леонардо да Винчи - гении, творчество которых явило в себе синтез науки, искусства и слова. Они опережали свою эпоху на несколько веков, потому и судьба у них была трудная, а у Джордано Бруно и трагическая. Леонардо каким-то чудом удалось избежать участи Джордано.
Книгу о "Героическом энтузиазме" я читала. Она есть в моей библиотеке. Но с радостью перечла сонеты. В них звучит эзотерическое знание. Они предвестники Учения, данного миру семьёй Рерихов.
Спасибо Вам!.

Елена Киянка   06.05.2019 11:47   Заявить о нарушении
Иван Большаков, молодой рабочий воронежского завода имени Коминтерна, весною 1941 года изобрел транспортер совершенно новой конструкции.

Имея всего лишь начальное образование, Иван проявлял исключительный интерес к технике и постоянно пытался усовершенствовать все, с чем ему доводилось сталкиваться.

На счету Большакова уже было несколько полезных усовершенствований, к нему присматривались, руководство завода настойчиво советовало идти на рабфак, но Иван не торопился, хотя и понимал необходимость учебы. Жена и годовалый ребенок требовали средств, а какие средства у рабфаковца?
Транспортер Большаков поначалу думал сделать магнитный. Обычная лента, приводимая в движение механической силой, казалась ему нелепостью и анахронизмом в век электричества. Коэффициент полезного действия имевшихся транспортеров едва ли больше десяти процентов, а порою скатывался и к одному. Ну а если вместо ленты, валиков, ремней применить магнитное поле? Тогда энергия будет расходоваться только на перемещение детали, не станет шума и пыли, экономятся материалы, идущие на сооружения транспортеров. А еще – станет красивее! Детали бесшумно перемещаются по цеху, чистота, культура! Стремление к чистоте и культуре у живущего в рабочем бараке Большакова было непреодолимым.

В деле изобретательском, как и в иных делах, порой случается: шел в комнату, попал в другую. Подобное вышло и с транспортером Большакова. Создать равномерное магнитное поле простыми средствами не удавалось никак. Тогда он решил применить магнитную пушку: с одного рабочего места на другое детали не плыли, а перелетали, выпущенные из магнитной катапульты, и попадали в магнитный же гамак-амортизатор в месте доставки.
В 1930—1940-х годах развивалось движение рабочих-изобретателей
Работал Большаков в экспериментальной мастерской завода, разумеется, после смены. И однажды, раз за разом меняя конструкцию магнитной катапульты, Большаков получил результат, превосходящий самые смелые ожидания. Деталь от «катапульты» к «гамаку» стала перемещаться мгновенно!

Разумеется, Большаков знал, что скорость распространения электромагнитных волн очень велика, но то, что скорость эта сообщится детали, представлялось невероятным. Действительно, на разгон предмета до скорости света уходило бы столько энергии, сколько ее не вырабатывали все электростанции Советского Союза. А здесь расход электричества был не больше, чем при горении сорокасвечевой лампочки.

Он попытался сфотографировать объект в момент перемещения. Ничего не вышло, но случайно во время съемок экран (лист белой бумаги, на фоне которого Большаков производил съемку) оказался на пути детали. И… деталь переместилась, а экран остался неповрежденным. Повторив опыт в разных условиях, Иван Большаков пришел к выводу, что деталь перемещается: а) мгновенно и б) в волновом виде. Зная о физике лишь из школьных пособий и научно-популярных брошюр, он сумел сделать заключение, что в его «катапульте» происходит преобразование вещества в электромагнитные колебания, а в «гамаке» – обратная трансформация.

Большаков, похоже, и не догадывался, что сделал открытие мирового значения. Он думал, что этот эффект – переход вещества в поле и обратно – известен «большой физике», а на заводе не применяется вследствие разрыва между передовой наукой и практикой.

Отладив прототип нового транспортера, Большаков продемонстрировал его заводским инженерам. Транспортер был встречен довольно прохладно. Чтобы это понять, нужно представить себе обстановку, царившую на оборонных заводах в то время. Работа велась в две смены, без выходных дней, жесткий и чрезвычайно напряженный график требовал полной отдачи и людей, и механизмов. Транспортер же Большакова не обещал ни качественного роста производительности труда, ни улучшения характеристик выпускаемой продукции. А продукцией Воронежского завода им. Коминтерна были реактивные минометы, впоследствии известные как легендарные «катюши». И без того сроки срывались, так что обстановка не располагала внедрять никем не одобренные, не прошедшие испытание нововведения. Если бы «транспортерами Большакова» начали заменять существующие, вполне надежные и приемлемые, это неизбежно привело бы к задержкам. А если бы транспортеры себя не оправдали? Вредительство! С другой стороны, давать отрицательный отзыв эксперименту тоже было чревато – в будущем подобное могло обернуться обвинением в сознательном торможении прогресса. Опять вредительство! А вредительство в предвоенные годы сулило приговор строгий и скорый.

Поэтому «транспортеру Большакова» (как и другим великим и безвестным изобретениям) предстояло пройти испытание волокитой. О нем отозвались как о любопытном предложении, но потребовали оформить соответствующим образом документы, предоставить теоретическое обоснование принципов работы, чертежи и т.д.

А в теоретическом обосновании, как и в черчении, Большаков был не силен. То есть начертить рабочую схему для себя или для другого мастера он мог, но исполнить красивый, безукоризненный чертеж – нет. У него и кульмана-то не было.

Правда, выход из ситуации все же имелся: взять в соавторы дипломированного специалиста. Но тут Большакову не повезло. Инженер Людвиг Герстнер, который и прежде неоднократно помогал Большакову, попал под репрессии. Получалось, что Иван, вольно или невольно, был связан с врагом народа, а потому и сам он стал фигурой нежелательной. Остальные инженеры шарахались от него, как от зачумленного.

К тому же с Иваном случилась странная болезнь. Руки, лицо и частично тело покрылись незаживающими язвами, стали выпадать волосы, появилась лихорадка, общая слабость, утомляемость. Первоначальный диагноз дурной болезни отвергли, реакция Вассермана спасла репутацию, но определить причину страданий воронежские медики не могли. Наконец известный дерматолог доктор Майзель заподозрил лучевую природу язв – они выглядели чрезвычайно схожими с язвами, полученными при мощном и длительном рентгеновском облучении. Правда, Иван Большаков с рентгеновскими установками не контактировал, но картина поражения кожи была весьма характерной. При соответствующей терапии язвы стали заживать, но очень, очень медленно.

22 июня началась война. Продолжительность рабочего дня увеличилась, времени для побочных исследований не оставалось. Все-таки Большакову удалось провести пробы на рентгеновское излучение. Выяснилось, что его источником были не «катапульта» и не «гамак», а кусок стали, выполнявший роль детали, объекта перемещения. Кусок этот, массой около килограмма, засвечивал покрытую специальной эмульсией пленку, находящуюся в плотном конверте черной светонепроницаемой бумаги. Следовательно, решил Иван, в процессе преобразования вещества в поле и обратно предмет приобретает свойства радиоактивности. Открытие означало, что применять подобный транспортер на производстве невозможно, и Большаков решил отложить работу над магнитным транспортером до более спокойных времен. Установку вскоре разобрали – в обмотках электромагнитов было несколько килограммов ценнейшей меди, которая требовалась для иных целей. Война поглощала все ресурсы.

А обстановка на фронте летом 1942 года складывалась весьма скверно.

В ходе операции «Блау» группировка, в которую входили немецкие и венгерские войска, 6 июля захватила Воронеж. Часть промышленных предприятий удалось эвакуировать, часть – взорвать, но и оставшиеся чрезвычайно интересовали германское руководство: к примеру, завод синтетического каучука, необходимого для немецкой военной промышленности, или завод Коминтерна, выпускающий «катюши». Была предпринята попытка восстановить производство, для чего применяли политику кнута и пряника. Воронежцев призывали вернуться на заводы, обещая тем, кто будет работать на благо великой Германии, сытую и довольную жизнь, саботажников же и уклоняющихся ждала виселица.

Большая часть специалистов была эвакуирована вместе с заводами на Урал и далее, но места в поездах хватило не всем – с эвакуацией тянули до последнего часа.

Остался в Воронеже и Иван Большаков. Вследствие напряженной работы и ухудшившегося питания у него опять открылись язвы на руках, и, как неработоспособный, он не был включен в списки подлежащих первоочередной эвакуации.

К удивлению Большакова, вскоре его навестил Петр Б., один из немногих, кто стал активно сотрудничать с оккупантами. Он предложил Большакову вернуться на завод и, более того, вновь собрать «магнитный транспортер», который, по словам Петра Б., весьма заинтересовал немцев. Отказ от предложения был чреват репрессиями не только в отношении Большакова, но и членов его семьи.

Иван вышел на работу, но установку собирать не торопился, отговариваясь болезнью и отсутствием материалов, хотя бы той же медной проволоки. Руки Ивана являли собой весьма убедительное свидетельство нетрудоспособности, с материалами тоже было не просто, потому особенно на Большакова не нажимали. В знак доброй воли Большаков изготовил для германского представителя подарок – пресс-папье с нацистской символикой. Сделанное очень искусно, оно являло собой еще и символ покорности русского народа, и потому Курт Винклер, назначенный ответственным за восстановление завода, держал его у себя на столе и с удовлетворением показывал посетителям: мол, если найти подход, от русских можно получить пользу.

Впрочем, особенно большой пользы не получилось – советские войска удержали за собой левый берег Воронежа и оттуда подвергали город непрерывному обстрелу, так что восстановление промышленных предприятий было сорвано.

От переживаний или от других причин Курт Винклер заболел экземой, лицо и руки его покрылись гноящимися язвенными высыпаниями, что привело к заражению крови и смерти.

Возможно, что в результате переброски происходило частичное превращение обычного железа в изотоп с атомным весом 55, который является источником излучения, близкого к рентгеновскому. Объект и сделанное из него пресс-папье и вызвало лучевое поражение кожи как у Большакова, так и у Винклера.

Был ли «транспортер Большакова» первым действующим искусственным телепорталом? Трудно ответить на этот вопрос, не имея перед собою прототипа. 25 января 1943 года в результате упорных кровопролитных боев советские войска полностью освободили Воронеж. К сожалению, Иван Большаков к тому времени уже был вывезен в Германию, и след его затерялся…

Татьяна Петрова 6   06.05.2019 12:50   Заявить о нарушении
Анна Эскью
Печально известный король Генрих VIII, коего сильно недолюбливают английские историки и писатели, одним росчерком пера монаршего указа объявил Анну еретичкой и чуть ли не ведьмой за ее религиозные взгляды. Миловидная женщина в одночасье стала врагом государства: она якобы покушалась на устои государства. Анна Эскью родилась в дворянской семье, уже в юности увлеклась литературой, сочиняла баллады, одну из которых Анна прочитает за день до казни. Обстоятельства вынудили девушку выйти замуж за Томаса Кайма, католика. Анна же была протестанткой и настояла на том, чтобы сохранить девичью фамилию. К сожалению, муж оказался слабым человеком, он так и не стал для Анны опорой в семейной жизни. Напротив, придет время и по его указу, который вернее назвать доносом, ее бросят в мрачную тюрьму Тауэра. За что же так ополчился на эту женщину сам король? Да, Анна Эскью смело отстаивала свои религиозные взгляды, распространяла протестантскую литературу, но за ней не числилось тех смертных грехов, которые приписывали Анне. Может быть, Эскью вменяли в вину то, что из-за противоречий в вере она была изгнана из дома мужем, оставив двоих детей.
Anne Askew
1520/1521–1546
Балладa,
сочиненная и спетая Анной Эскью
в Ньюгейтской тюрьме
Как рыцарь молодой,
Спешащий на турнир,
Я выхожу на бой,
И мой противник — Мир.

Он смертью мне грозит,
Со всех сторон тесня.
Но Дух Святой — мой щит
И Ангелы — броня.

Христова мощь сильна,
Она не даст мне пасть,
Пускай хоть сатана
Свою разверзнет пасть.

Но с верою Отцов
И с правдою в ладу
На сонмище врагов
Без страха я иду.

Я веселюсь душой
И не боюсь угроз,
Я знаю, что со мной
В союзе сам Христос.

Стучащим отворю, —
Так ты сказал, Господь.
Пошли же рать свою
Злодеев побороть.

Несчетно их число,
Врагов вокруг — стена;
Но не коснется зло
Ту, что тебе верна.

Что мне их дым и чад?
Ведь ты — заступник мой.
Не страшен супостат,
Пока мой Бог со мной.

Есть якорь у меня,
Есть праведный штурвал,
Есть крепкая ладья, —
Пускай же грянет шквал!

Неловко я пишу,
Мой стих не искушен,
И все же расскажу,
Какой мне снился сон.

Я зрела пышный зал
И царский в нем престол,
На коем восседал
Жестокий Произвол.

Бурлящей лжи потоп
Невинных поглотил,
И сатана взахлеб
Кровь мучеников пил.

Господь мой Иисус!
О, как на них падет
Их беззаконий груз,
Когда твой Суд грядет.

И все же, мой Господь,
Даруй и этим злым
Прощения щепоть,
Как я прощаю им.

FacebookTwitter

Татьяна Петрова 6   21.05.2019 17:38   Заявить о нарушении
все же не удержусь и сновь обращусь к истории древней Спарты-помните разведчицу которой грозило то же самое и которую спас ее муж-похитил жрицу Артемиды в Фенее. Затем он обменял её на Хелониду .

Татьяна Петрова 6   21.05.2019 17:53   Заявить о нарушении