1 февраля - День памяти Феодора Кузьмича Томского

 Согласно Википедии: Фёдор Кузьмич (Феодор Томский, Феодор Козьмич; 1776 (1777) — 20 января (1 февраля) 1864, Томск) — старец, живший в Сибири в XIX веке.

    Информацию о Феодоре Козьмиче Томском относят к романовской легенде, возникшей в середине XIX века ещё при жизни старца, по которой он  считается российским императором Александром I, инсценировавшим свою смерть в Таганроге и ставшим скитальцем, странником, а потом и старцем.
    Как пишут в Википедии, вопрос о тождественности Феодора Кузьмича с российским императором историками однозначно не решён. Однако, есть вполне объективные, защищённые проверенным фактологическим материалом, данные о тождественности этих лиц. Одно из них произвела доктор исторических наук Марина Михайловна Громыко. В своей долгой плодотворной научной деятельности в Сибири и активной работе в архивах она неоднократно сталкивалась со свидетельствами в тождественности странника Феодора Козьмича Томского с российским императором Александром I Благословенным. Наконец, в 2008 году она закончила свой труд на эту тему и издала книгу под названием: «Святой праведный старец Феодор Кузьмич – Александр I Благословенный. Исследование и материалы к житию». М.: Изд. Паломник, 2008. Книга стала сразу пользоваться спросом. Через год вышло 2-е издание, исправленное и дополненное. И оно тоже быстро исчезло в продаже.
    Мне довелось встречаться и беседовать с Мариной Михайловной, которая всегда очень принципиальна и категорична в части тождества этих лиц, которое она считает и доказывает. Характерно, что когда я спросил о встрече Александра I со старцем Серафимом Саровским (перед уходом Александра I в странничество), она заявила, что те данные и факты, где отсутствуют хотя бы 2 свидетеля, она в расчёт не брала.
    Сегодня всем известно, что Феодор Кузьмич Томский за своё подвижничество в 1984 году канонизирован Русской Православной Церковью в лике праведных в составе Собора сибирских святых.
    Сегодня встаёт вопрос о канонизации Феодора Кузьмича Томского уже как российского императора Александра I Благословенного. Но дело это двигается очень медленно. И, очевидно, что по политическим причинам! Митрополит Томский и Асиновский, с которым доводилось встречаться и беседовать, говорит, что он не сомневается в тождественности упомянутых лиц и у них в епархии ждут только решения в Патриархии. Конечно, задержка столь важного решения, свидетельствующего о духовном подвиге российского императора, имеет политический характер. После 190 лет искажения правды, искусно, кстати, скрываемой, прийти к открытию глаз историкам и политикам очень непросто. Особенно, зарубежным, которые способны с помощью неравнодушных противников на разного рода спекуляции и даже обвинения. Возможны отдельные и резкие деформации в общественном мнении, которые не будут столь позитивны и полезны в настоящей политической ситуации. Большое внимание будет обращено на Указ императора Александра I от 1/13 1822 года о запрете тайной деятельности масонов в России, который современным масонам наверняка не понравится. Всё это стоит учитывать. И власти церковные и власти светские это пытаются учитывать. Насколько это удаётся, другой вопрос.
     Одним из замечательных актов, свидетельствующих в пользу будущего прославления Александра I Благословенного, является установка ему памятника у Боровицких ворот Кремля в Александровском саду. Открытие этого памятника состоялось 20 ноября 2014 года и является добрым знаком в изменении отношения общества и власти к этому великому стратегу и мыслителю, несправедливо оговорённому и оклеветанному внутренними и внешними врагами, победителю Наполеона и освободителю Европы от его военной тирании и воинствующего безбожия. Однако, основные акты по его реабилитации как человека и императора ещё впереди!
    А сегодня отметим 152 годовщину Его Светлой Памяти!
    Ниже приводим текст Манифеста российского императора Александра I по окончании изгнания врага за пределы России в 1812 году, подготовленного его секретарём, адмиралом и создателем русского корнеслова  А.С. Шишковым. 

Высочайший Манифест
 «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского»

    «Объявляем всенародно. Бог и весь свет тому свидетель, с какими желаниями и силами неприятель вступил в любезное Наше Отечество. Ничто не могло отвратить злых и упорных его намерений. Твердо надеющийся на свои собственные и собранные им против Нас почти со всех Европейских держав страшные силы, и подвигаемый алчностью завоевания и жаждою крови, спешил он ворваться в самую грудь Великой Нашей Империи, дабы излить на нее все ужасы и бедствия не случайно порожденной, но издавна уготованной им, всеопустошительной войны.
Предузнавая по известному из опытов беспредельному властолюбию и наглости предприятий его, приготовляемую от него Нам горькую чашу зол, и видя уже его с неукротимою яростью вступавшего в Наши пределы, принуждены Мы были с болезненным и сокрушенным сердцем, призвав на помощь Бога, обнажить меч свой, и обещать Царству Нашему, что Мы не упустим оной во влагалище, доколе хотя един из неприятелей оставаться будет вооружен в земле нашей. Мы сие обещание положили твердо в сердце Своем, надеясь на крепкую доблесть Богом вверенного Нам народа, в чем и не обманулись.
Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия! Вломившийся в грудь её враг всеми неслыханными средствами лютостей и неистовств не мог достигнуть до того, чтобы она хотя единожды о нанесенных ей от него глубоких ранах вздохнула. Казалось с пролитием крови её умножался в ней дух мужества, с пожарами градов её воспалялась любовь к отечеству, с разрушением и поруганием храмов Божиих утверждалась в ней вера и возникало непримиримое мщение. Войско, Вельможи, Дворянство, Духовенство, купечество, народ, словом, все Государственные чины и состояния, не щадя имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, только же пылающую любовь к отечеству, только любовью к Богу. 
От сего всеобщего согласия и усердия вскоре произошли следствия, едва ли имоверные, едва ли слыханные. Да представят себе собрание с двадцати царств и народов, под единое знамя соединенные, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый неприятель вошел в Нашу землю. Полмиллиона пеших и конных воинов и около полторы тысячи пушек следовали за ним. С сим только огромным ополчением проницает он в самую средину России, распространяется, и начинает повсюду разливать огонь и опустошение.
Но едва проходит шесть месяцев от вступления его в Наши пределы и где он? Здесь прилично сказать слова священного Песнопевца: «я видел нечестивого превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот его уже не стало, и искал я места его, и не нашел». По истине сие высокое изречение совершилось во всей силе смысла своего над гордым и нечестивым Нашим неприятелем. Где войска его, подобные туче нагнанных ветрами черных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив кровью землю, лежит, покрывая пространство Московских, Калужских, Смоленских, Белорусских и Литовских полей. Другая великая часть в разных и частых битвах взята со многими Военачальниками и Полководцами в плен, и таким образом, что после многократных и сильных поражений, напоследок целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред ними преклоняли. Остальная, столь же великая часть, в стремительном бегстве своем гонимая победоносными Нашими войсками, и встречаемая морозами и голодом, устлала путь от самой Москвы до приделов России, трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их многочисленной силы самомалейшая, ничтожная часть изнуренных и безоружных воинов, едва ли полумертвая может придти в страну свою, дабы к вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить им, коль страшная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступать в недра могущественной России.
Ныне с сердечною радостью и горечью к Богу благодарность объявляем Мы любезным Нашим верноподданным, что событие превзошло даже и самую надежду Нашу, и что объявленное Нами, при открытии войны сей, выше меры исполнилось: уже нет ни единого врага на лице земли Нашей; или лучше сказать, все они здесь остались, но как? Мертвые, раненые и пленные. Сам гордый повелитель и предводитель их едва с главнейшими чиновниками своими отселе ускакать мог, растеряв все свое воинство и все привезенные с собою пушки, которые более тысячи, не считая зарытых и потопленных им, отбиты у него, и находятся в руках Наших.
Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить. Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у Главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги; ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием; ни вообще у сего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих.
Итак, да познаем в великом деле сем промысел Божий. Повергнемся пред Святым его Престолом, и видя ясно руку его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли исполнителями, не похожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и воронам!
Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе своем! Пойдем благостью дел и чистотою чувств и помышлений наших, единственным ведущим к нему путем, в храм святости Его, и там, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излитые на нас щедроты, и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами, и прекратит брани и битвы, ниспошлет к нам, побед победу, желанный мир и тишину.
«АЛЕКСАНДР»
25 декабря 1812 года ».

(приводится в  переложении на современный русский язык по Полному собранию Законов Российской Империи (CПб.,1830, т.32. 25295. Стр.486-487).


Рецензии