Благосостояние

Ленин же написал в проекте программы так: «достижение полного благосостояния и возможности для полного всестороннего развития каждого члена общества».

      [«Благо» в этике и философии, это то, что заключает в себе определённый положительный смысл. Аристотель различает блага трёх родов: телесные, внешние и душевные. «Состояние» – это категория научного познания,  выражающая процесс изменения,  развития вещей и явлений, который, в конечном итоге, сводится к изменению их свойств и отношений (философский энциклопедический словарь, 1989 г.). Таким образом, благосостояние, или состояние блага, не фиксирует благо в форме, только лишь, определённого перечня удовлетворяемых потребностей, а предполагает  дальнейшее развитие влечений (потребностей) с изменением их свойств и отношений. 

       Отсюда, с точки зрения диалектической логики, видится необходимой, естественно вытекающая из первой, вторая часть фразы: «… и возможности для полного всестороннего развития каждого члена общества». Благосостояние – это, прежде всего, состояние  физического, психического и социального благополучия (комфорта). В этом смысле, оно почти совпадает с определением здоровья, которое дано Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).

    "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Это определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Официальные документы Всемирной организации здравоохранения, N; 2, стр. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не менялось". - Яндекс.ру.

        Состояние блага содержит в себе два противоположных момента: объективный и субъективный – эмоционально-иррациональный. Эмоция, определяемая как элементарная оценочная реакция, в благосостоянии выражается удовольствием и сопровождается чувством переживаемого счастья. Благосостоянию очень сложно дать оценочную характеристику с помощью слов «полное» или «неполное» в связи с наличием не всегда совпадающих позиций (очень важно, чтобы они гармонично сочетались): индивидуальной мировоззренческой концепции и теорией общественного развития. Желаемое и достигаемое – не одно и то же. В итоге,  оно либо есть, либо его нет. Словосочетание «полного благосостояния»  имеет, скорее всего, эффект усиления внушающего, агитационного воздействия, нежели смысловое значение.

        Категория «возможного» вносит в смысл фразы элемент неопределённости, осторожно подчёркивая большое «расстояние» между предполагаемым (возможным) и действительным. Всестороннее развитие поглощает значение слова «полного», употреблённого второй раз. Формулировку можно было бы упростить без ущерба для её смысла: «Достижение полного благосостояния и всестороннего развития каждого члена общества». Я бы добавил  ещё одно слово, без которого вся фраза и её программная направленность в современной теории общественного развития теряет Высокий Смысл. Это слово – «одухотворённость».

        Под одухотворённостью следует понимать такое качество сознательной жизни, которое наделяет человеческую жизнь и всё, что с ней связано, высоким смыслом целесообразного существования. В окончательном варианте,  я бы предложил уточняющую краткую и ёмкую формулировку, отвечающую запросам сегодняшнего дня: «Достижение полного благосостояния и всестороннего одухотворённого развития каждого члена общества». 

       Таким образом, изменилось не содержание гениальной Ленинской мысли, а форма её изложения, форма, по моему убеждению, более соответствующая содержанию. Впрочем, эта новая форма, всё-таки, изменила и содержание, в котором отражена развивающаяся и, поэтому, новая сущность – одухотворённость. В социальном бытии наблюдается интересная тенденция: форма становится всё более содержательной, обеспечивая людям Смысл жизни, в то время как, содержание – всё более формальным (оформленным). Другими словами, имеет значение не сам факт жизни, а то, как её прожить, не «просто жизнь», а её Высокое Качество. Мы понимаем уже, что жизнь-вообще смысла не имеет, но жизнь человека без Смысла невозможна.

       Благодаря этому качеству сознательной жизни, жизнь человека приобретает Смысл. Вполне доказательно, правда, с преодолением психологического барьера, понятия «Счастье» и «Смысл жизни», из    эмоционально-иррациональных,  могут быть переведены в разряд научных,  философских и, даже, политических категорий.   Уже есть прецедент. Король государства Бутан подарил своим гражданам новую конституцию, в которой прописано право на счастье.   Вот и наступил момент времени в наших рассуждениях самый благоприятный для обращения к понятиям, отражающим суть (содержание) одухотворённости: Счастье, Смысл жизни, Любовь, Социальный Идеал, Революция.

       По определению, человек (Homo sapiens) – это человек разумный. Качество, которое отличает социальную форму движения материи от биологической, связано с сознанием. Жизнь со знанием (со смыслом) является определением социальной формы движения материи. Это качество социальной жизни, которое «в-себе, в простом нечто и находится в единстве с другим моментом этого нечто с в-нём-бытием»,  не изменяется в изменениях.

        Жизнь со смыслом делает человека человеком.  Сама по себе, биологическая жизнь не смотря на животные инстинкты, ещё не является достаточным основанием к преобразованию негативной социальной реальности. Для возникновения в мозге человека волевого импульса порождающего волевое действие необходимо наличие функциональной психофизиологической доминанты, которая имеет рефлекторную основу.  Способность человека  с Высокими Идеалами к чётким оценкам и суждениям, определяющая активную жизненную позицию, таким образом, имеет физиологический, рефлекторный уровень психического процесса  - мышления.   По этой причине, одухотворённые понятия «Счастье», «Смысл жизни и вера в него, становятся дополнительным мощным стимулом к преодолению трудной действительности, а «… идея, овладевшая умами масс, становится материальной силой».

       Мы знаем, наверное, что Смысл жизни состоит в её дальнейшем развитии. Применение этого знания к развитию общества означает, что и Социальный Идеал предполагает в общественном бытии непрерывный революционный процесс. Таким образом, определением Смысла жизни и Социального Идеала является движение развития, то есть, самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира. Это единственно возможное определение  этих двух одухотворённых понятий.

       Благосостояние или, что то же самое,  Счастье, есть одухотворение сознательной жизни, связанное с непрерывным удовлетворением высшей эстетической потребности человека – потребности в Смысле жизни. Смысл жизни (Социальный Идеал) в одухотворённой жизни достигается постоянно и не заканчивается никогда. Основополагающая (экзистенциальная) установка личности (общества) на самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира делает человека счастливым всегда и вопреки трудным жизненным обстоятельствам, а общество - социально благополучным. Свободное развитие каждого, в таком случае, становится условием свободного развития всех.

       Ссылаясь на всё, о чём сказано выше, можно уверенно ответить на вопрос: «Почему при капитализме невозможно достижение полного благосостояния и всестороннего одухотворённого развития каждого члена общества?».  Это невозможно не по причине экономической неразвитости капитализма, а по причине реакционности буржуазной идеи, препятствующей дальнейшему развитию человека и общества. Отсутствие Смысла жизни и Социального Идеала капитализм стремится заменить духовным суррогатом (извращённым пониманием свободы и других жизненных ценностей, культом потребления и наживы, изощрённой ложью, упрощением и низведением Высокого Смысла до уровня биологических потребностей).] – Андрей Зуев (курсив мой).


Рецензии