Современное коммунистическое движение

СОВРЕМЕННОЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

       К размещению на сайте КПРФ ПЕРМЬ материал подготовлен слушателем Красного университета второго отделения Фонда Рабочей Академии (СПб) членом Пермского краевого комитета политической партии КПРФ, членом местного отделения КПРФ Ленинского района г. Перми Зуевым Андреем Яковлевичем, врачом - социальным психотерапевтом 31.01.2016 года. Пос. Сылва, Пермский край.

       Красный университет. 1-е отделение. Опубликовано: 27 нояб. 2014 г.
Лекция: "Современное коммунистическое движение". Иван Михайлович Герасимов - кандидат технических наук. Аудио-версия  - See more at: http://www.len.ru/red-univer2014-11-26#sthash.93Uw8LAz.dpuf

       Было бы неправильно придавать этой лекции отрицательный характер. Тем более что в современном коммунистическом движении описывать особенно некого. Что такое коммунистическое движение? Какие его цели? Откуда оно взялось?

       Есть три варианта интерпретации слова «коммунизм». Во-первых, это способ производства, то есть общественно-экономическая формация. В этом смысле мы можем говорить о первобытнообщинном коммунизме и коммунизме современном, который является результатом развития человеческого общества и, который вновь стал для нас целью. Во-вторых, коммунизм можно рассматривать в качестве научной мысли, которая первоначально у Маркса называлась научным социализмом. Социализм и коммунизм, поэтому, слова синонимы. Sociflis et communis в переводе с латинского языка означает, общий с небольшими смысловыми оттенками. Поначалу, был использован термин «научный социализм», в настоящее время – «научный коммунизм» в качестве науки. В-третьих, коммунизм как идейно-политическое течение.

       Вначале рассмотрим коммунизм в его первом значении. Нам говорят, что при коммунизме люди ещё никогда не жили. Это не правда, а выдумка. При коммунизме человечество существовало «львиную долю» своей истории, то есть десятки тысяч лет. Конечно, этот коммунизм имел свои сложности, к примеру, Кука съели при коммунизме. Племена, жившие на стадии такого коммунизма, находились в состоянии дикости. Однако как говорил Энгельс, когда североамериканский индейский племенной коммунизм столкнулся с хорошо вооружённым, относительно современным капитализмом, который его «задавил», морально-нравственное преимущество, всё-таки, было на стороне коммунизма, а не на стороне тех «торгашей», которые подавили индейцев силой современного оружия.

       Из всего количества общественно-экономических формаций (из 5-и) можно выделить две разновидности: товарная и нетоварная. К первой относятся формации: рабовладельческая, феодальная и капиталистическая. Для этих формаций характерна эксплуатация и частная собственность, но характер эксплуатации менялся. Эксплуататорские общественные формации можно рассматривать как некий кризис в истории человечества и развития производительных сил. Несколько тысяч лет эксплуататорских формаций пролетели незаметно, Сейчас мы стоим на пороге возвращения истории человечества к себе самой, к нормальной человеческой жизни в условиях коммунизма, к непосредственно общественным отношениям.

       Осмысливая историю человечества, светлые и умные головы, к идее коммунистического общества постоянно возвращаются. Если взять утопический социализм (утопия идёт от Платона, который был первым социалистом-утопистом), то нужно понимать значение слова «утопия». В переводе с греческого,  -  «утопия» - это место, которого нет, или, по другому, -  благое место. Томас Мор - более современный социалист-утопист – тоже не смог обойтись без рабов для выполнения особо грязных работ. Книги, написанные ими, не такие глупые и наивные. Они достаточно грамотно общественное устройство и много что ещё объясняют. У Томмазо Кампанеллы в «Городе солнца» тоже подробно всё описано, но там, он тоже не может подняться выше своих средневековых  представлений о справедливом устройстве общества.

       Наиболее совершенными оказались представления английского предпринимателя Роберта  Оуэна. Он впервые доказал, что прибыль капиталиста вовсе не обязательно основывается на сверхэксплуатации работника. Он организовал работу своей фабрики так, что, при очень высоком уровне жизни его работников, его фабрика была процветающей с экономической точки зрения.  Эту фабрику посетил великий князь, будущий монарх Российского престола Николай Первый. Ему фабрика очень понравилась, и он предложил Оуэну взять в Англии 2 млн. рабочих и организовать производство в России. По каким-то причинам этого не случилось.  Официальные правительственные чиновники Англии того времени объясняли бедственное положение рабочих тем, что они слишком быстро размножаются.

       С Маркса, по существу, начинается научный социализм. Освобождение рабочего класса от гнёта и эксплуатации впервые было поставлено на научную основу. Не всё, что выступает сегодня против капитализма и эксплуататорского общества, есть научный коммунизм. И Маркс, и Энгельс в своём Манифесте коммунистической партии» насчитали пять социализмов.

       Первый реакционный социализм -  помещичье-феодальный социализм. Его сторонники совершенно справедливо бичуют недостатки капиталистического общества. Даже Маркс писал, что при феодализме  крестьянские семьи неплохо жили.  Помещик-феодал решал их жизненные проблемы, а капитализм принёс собой насилие. Крестьян лишали земли, дома их сжигали, чтобы высвободить для промышленных предприятий необходимые рабочие руки. Крестьян сгоняли в работные дома, где их дети подвергались жесточайшей эксплуатации, не говоря уж о взрослых. Однако, призывы к монархии в наше время – позиция реакционная.

       Второй реакционный социализм – это мелкобуржуазный социализм Прудона. Он не видел той опасности, которая исходит от товарного производства. Прогрессивность современного монополистического капитализма (империализма) в том, что подрывается товарность внутри монополии. Если же разделить монополии на отдельные ларьки, то это будет реакционным шагом назад.

       Третий реакционный социализм – это истинный немецкий социализм. Этот социализм мы можем представить приблизительно. Для этого, видимо, нужно было бы жить в ту эпоху. Это, по-видимому, тоже отрицающий капитализм и густо замешанный на национальном самомнении немецкий социализм. Из него позже вырос немецкий национал-социализм, из тех корней, о которых говорил Маркс.
       Далее мы рассмотрим более позитивные социализмы. Умеренный социализм. Есть люди, которые рассуждают о шведском социализме. На самом деле это никакой не социализм как социализм в своей первой фазе коммунизма, поскольку он живёт в буржуазной формации. И, наконец, самый лучший из них – утопический социализм Оуэна, Фурье, Кампанеллы, Томаса Мора и т.д. Из всех этих вариантов социализма был привлекателен только один, да и то, утопический. Маркс выдвигает на основе гегелевской логики, английской политэкономии и утопического социализма научный социализм или коммунизм как науку.

       В дальнейшем, о коммунистичности того или иного политического движения, о принадлежности человека к коммунистической партии и коммунистическому движению можно судить по тому как человек воспринимает научный коммунизм, социализм, марксизм в современном его развитии. Нельзя противопоставлять марксизм ленинизму. Говорить нужно правильно: марксизм-ленинизм. В эпоху империализма и монополистического капитализма как человек перенесший теорию Маркса на эпоху монополистического капитализма, на эпоху империализма, Ленин внёс огромный вклад в развитие марксизма. Без Ленинского теоретического наследия невозможно прогрессивное развитие современного общества, его революционное преобразование. Марксизм-ленинизм – это высшая теория общественного развития.

       Исторически рождение коммунистического движения принято связывать с Союзом Коммунистов Карла Маркса, который вырос из Союза Справедливых, после того, как Маркс и Энгельс привнесли туда научный социализм. Позднее был первый интернационал, затем второй, третий и современное коммунистическое движение. Поначалу интернационал назывался международным товариществом рабочих. После смерти Маркса первый интернационал «сошёл со сцены». Немецкая социал-демократия, которую в то время можно было считать коммунистической, не смотря на то, что она не имела ясного представления о том, каким будет общество при коммунизме, многое делала для развития рабочего движения.

       Разрывать коммунистическое и рабочее движение, конечно же, нельзя. Коммунистическое движение – это рабочее движение, которое выросло до понимания своих перспектив построения коммунистического общества. Это единственно возможный случай коммунистического движения. В противном случае, если нет рабочего движения, а есть маленькие кружки прогрессивной части населения, то это коммунистическое движение в самой его зародышевой форме. Авангардом рабочего класса эти кружки назвать никак нельзя. Поэтому, коммунистическое движение как бы есть и его как бы нет. Первая партия, которая обозначила контуры коммунизма в своей программе, была Российская социал-демократия.

       Вначале Плеханов предложил внести в программу тезис, выражающий цель социалистического производства: «Удовлетворение потребностей всех членов общества». Ленин отметил, что такое возможно и в монополиях.  В современном буржуазном обществе базовые потребности всех членов общества, так или иначе, удовлетворены. Ленин же написал в проекте программы так: «достижение полного благосостояния и возможности для полного всестороннего развития каждого члена общества».

      [«Благо» в этике и философии, это то, что заключает в себе определённый положительный смысл. Аристотель различает блага трёх родов: телесные, внешние и душевные. «Состояние» – это категория научного познания,  выражающая процесс изменения,  развития вещей и явлений, который, в конечном итоге, сводится к изменению их свойств и отношений (философский энциклопедический словарь, 1989 г.). Таким образом, благосостояние, или состояние блага, не фиксирует благо в форме, только лишь, определённого перечня удовлетворяемых потребностей, а предполагает  дальнейшее развитие влечений (потребностей) с изменением их свойств и отношений. 

       Отсюда, с точки зрения диалектической логики, видится необходимой, естественно вытекающая из первой, вторая часть фразы: «… и возможности для полного всестороннего развития каждого члена общества». Благосостояние – это, прежде всего, состояние  физического, психического и социального благополучия (комфорта). В этом смысле, оно почти совпадает с определением здоровья, которое дано Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).

        Состояние блага содержит в себе два противоположных момента: объективный и субъективный – эмоционально-иррациональный. Эмоция, определяемая как элементарная оценочная реакция, в благосостоянии выражается удовольствием и сопровождается чувством переживаемого счастья. Благосостоянию очень сложно дать оценочную характеристику с помощью слов «полное» или «неполное» в связи с наличием не всегда совпадающих позиций (очень важно, чтобы они гармонично сочетались): индивидуальной мировоззренческой концепции и теорией общественного развития. Желаемое и достигаемое – не одно и то же. В итоге,  оно либо есть, либо его нет. Словосочетание «полного благосостояния»  имеет, скорее всего, эффект усиления внушающего, агитационного воздействия, нежели смысловое значение.

        Категория «возможного» вносит в смысл фразы элемент неопределённости, осторожно подчёркивая большое «расстояние» между предполагаемым (возможным) и действительным. Всестороннее развитие поглощает значение слова «полного», употреблённого второй раз. Формулировку можно было бы упростить без ущерба для её смысла: «Достижение полного благосостояния и всестороннего развития каждого члена общества». Я бы добавил  ещё одно слово, без которого вся фраза и её программная направленность в современной теории общественного развития теряет Высокий Смысл. Это слово – «одухотворённость».

        Под одухотворённостью следует понимать такое качество сознательной жизни, которое наделяет человеческую жизнь и всё, что с ней связано, высоким смыслом целесообразного существования. В окончательном варианте,  я бы предложил уточняющую краткую и ёмкую формулировку, отвечающую запросам сегодняшнего дня: «Достижение полного благосостояния и всестороннего одухотворённого развития каждого члена общества». 

       Таким образом, изменилось не содержание гениальной Ленинской мысли, а форма её изложения, форма, по моему убеждению, более соответствующая содержанию. Впрочем, эта новая форма, всё-таки, изменила и содержание, в котором отражена развивающаяся и, поэтому, новая сущность – одухотворённость. В социальном бытии наблюдается интересная тенденция: форма становится всё более содержательной, обеспечивая людям Смысл жизни, в то время как, содержание – всё более формальным. Другими словами, имеет значение не сам факт жизни, а то, как её прожить, не «просто жизнь», а её Высокое Качество. Мы понимаем уже, что жизнь-вообще смысла не имеет, но жизнь человека без Смысла невозможна.

       Благодаря этому качеству сознательной жизни, жизнь человека приобретает Смысл. Вполне доказательно, правда, с преодолением психологического барьера, понятия «Счастье» и «Смысл жизни», из    эмоционально-иррациональных,  могут быть переведены в разряд научных,  философских и, даже, политических категорий.   Уже есть прецедент. Король государства Бутан подарил своим гражданам новую конституцию, в которой прописано право на счастье.   Вот и наступил момент времени в наших рассуждениях самый благоприятный для обращения к понятиям, отражающим суть (содержание) одухотворённости: Счастье, Смысл жизни, Любовь, Социальный Идеал, Революция.

       По определению, человек (Homo sapiens) – это человек разумный. Качество, которое отличает социальную форму движения материи от биологической, связано с сознанием. Жизнь со знанием (со смыслом) является определением социальной формы движения материи. Это качество социальной жизни, которое «в-себе, в простом нечто и находится в единстве с другим моментом этого нечто с в-нём-бытием»,  не изменяется в изменениях.

        Жизнь со смыслом делает человека человеком.  Сама по себе, биологическая жизнь не смотря на животные инстинкты, ещё не является достаточным основанием к преобразованию негативной социальной реальности. Для возникновения в мозге человека волевого импульса порождающего волевое действие необходимо наличие функциональной психофизиологической доминанты, которая имеет рефлекторную основу.  Способность человека  с Высокими Идеалами к чётким оценкам и суждениям, определяющая активную жизненную позицию, таким образом, имеет физиологический, рефлекторный уровень психического процесса  - мышления.   По этой причине, одухотворённые понятия «Счастье», «Смысл жизни и вера в него, становятся дополнительным мощным стимулом к преодолению трудной действительности, а «… идея, овладевшая умами масс, становится материальной силой».

       Мы знаем, наверное, что Смысл жизни состоит в её дальнейшем развитии. Применение этого знания к развитию общества означает, что и Социальный Идеал предполагает в общественном бытии непрерывный революционный процесс. Таким образом, определением Смысла жизни и Социального Идеала является движение развития, то есть, самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира. Это единственно возможное определение  этих двух одухотворённых понятий.

       Благосостояние или, что то же самое,  Счастье, есть одухотворение сознательной жизни, связанное с непрерывным удовлетворением высшей эстетической потребности человека – потребности в Смысле жизни. Смысл жизни (Социальный Идеал) в одухотворённой жизни достигается постоянно и не заканчивается никогда. Основополагающая (экзистенциальная) установка личности (общества) на самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира делает человека счастливым всегда и вопреки трудным жизненным обстоятельствам, а общество - социально благополучным. Свободное развитие каждого, в таком случае, становится условием свободного развития всех.

       Ссылаясь на всё, о чём сказано выше, можно уверенно ответить на вопрос: «Почему при капитализме невозможно достижение полного благосостояния и всестороннего одухотворённого развития каждого члена общества?».  Это невозможно не по причине экономической неразвитости капитализма, а по причине реакционности буржуазной идеи, препятствующей дальнейшему развитию человека и общества. Отсутствие Смысла жизни и Социального Идеала капитализм стремится заменить духовным суррогатом (извращённым пониманием свободы и других жизненных ценностей, культом потребления и наживы, изощрённой ложью, упрощением и низведением Высокого Смысла до уровня биологических потребностей).] – Андрей Зуев (курсив мой).

        Говоря о благосостоянии, мы понимаем, что каждый человек должен быть сыт, одет, жить в тепле и иметь крышу над головой. В современном буржуазном обществе, в целом, эта задача решена. Что же касается возможности полного всестороннего развития каждого члена общества, то в буржуазных странах такая задача решается очень плохо, они к этому ещё не подошли. В целом, в мире, капитализм никогда такой цели достичь не сможет.

       У меньшевиков и большевиков программа была одна. Они расходились только в вопросах уставных требований. Та Российская социал-демократия, конечно, представляла коммунистическое движение. Второй интернационал с началом первой империалистической войны прекратил своё существование. Почему так произошло, и почему гниль разложения поселилась в коммунистическом движении? В буржуазном обществе, в коммунистических партиях, действующих в условиях буржуазной диктатуры, обязательно возникает партийная бюрократия, которая имеет свои собственные интересы,  несовпадающие с интересами рабочего класса. Интересы не противоположны, а просто не совпадают. Человек, вступивший в коммунистическую партию должен понимать, что он пришёл служить рабочему классу. Иначе у человека появляется место в парламенте, отдельная зарплата, которая не зависит от организации, представляющей рабочее движение.

       В парламенте буржуазной германии было большое представительство социал-демократии. Депутаты получали значительную зарплату по тем временам. Возникновение бюрократических тенденций в таких условиях было неминуемым. Парламентская партия отрывалась от рабочего класса. Когда же началась война, то под предлогом патриотизма, германская социал-демократия, за исключением немногих членов партии (Роза Люксембург, Карл Либкнехт), да и все другие социал-демократические партии Западной Европы, проголосовали за участие в этой войне и военные заказы. По всему Европейскому континенту противников войны набралось очень мало, да и они подверглись репрессиям.

        Социал-предательство 1914 года не было случайностью, он медленно и верно вызревало и переросло в антикоммунистическую позицию, что и показал Ленин в своей статье о ренегате Каутском. Третий интернационал сыграл значительную роль в истории. Он возник тогда, когда в Германии поднимал голову немецкий фашизм. Фашизм как явление вначале появился в Италии, а затем в Германии и в других западных странах как открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических кругов финансового капитала.   

          Это явление фашизма было осмыслено третьим интернационалом, который и дал фашизму очень чёткое определение. Это определение не любят некоторые товарищи, которые считают себя как бы коммунистами, но на самом деле таковыми не являются. Некоторые люди используют слово фашизм как ругательное, как ярлык. Наука же даёт объективное определение фашизма. Из этого определения понятно, чей фашизм на Украине, он там Американский. Его организовали реакционные круги американского финансового капитала. Соответственно, в КНДР фашизма, согласно определению, нет. Понятие фашизма было выработано в третьем коминтерне в 1935 году в результате большой дискуссии. Оно и сейчас актуально и играет большую роль в выявлении истинных виновников открытой террористической диктатуры буржуазии в различных странах.

       Империализм, будучи «загнанным в угол», вновь рассчитывает на фашизм. Это средство и не очень удачное, и не присущее капитализму как способу производства. Для капитализма характерен обман народа посредством демократических выборов. Фашизм, всё-таки, опасная «штука». За него могут и «по морде надавать». Современный империализм посчитал возможным «это оружие» достать, потому что не очень хороши его дела. Третий интернационал самораспустился в 1943 году. Это было сделано и под влиянием личной позиции И.В. Сталина. Почему? Готовилось вступление Красной Армии в Европу. Наличие коминтерна могло способствовать буржуазной пропаганде по поводу того, что Советская Армия является оккупационной, а коммунисты западных стран могут быть объявлены пособниками оккупации. Они, хотя и местные коммунисты, а приказы как бы получают из Москвы.

       После войны вновь были попытки объединить мировое коммунистическое движение. Этому служили совещания международных рабочих партий, которые проходили в Москве. Однако при Хрущёве это движение деградировало. Даже, само по себе, название этих совещаний говорило само за себя: «Совещание коммунистических и рабочих партий». Если исходить из самой сути, то ясно, что нет коммунистического движения без рабочего движения. Коммунистические партии – это рабочие партии. Рабочая партия без коммунистической программы – это мелкобуржуазная партия. Коммунистическая партия, которая не является авангардом рабочего движения – тоже мелкобуржуазная партия.

              У Гитлера тоже была рабочая партия, но она же не была коммунистической. Длительное время не было международного коммунистического движения вообще. Только  вот недавно. По инициативе Греческой коммунистической партии появилась идея создания «коммунистического пояса». Людей, состоящих в партиях, называющих себя коммунистическими, достаточно много. Их миллионы. На самом деле, многие такие партии коммунистическими не являются. За рабочий класс и его диктатуру они не выступают. От нашей страны в этом союзе присутствуют Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), редакция журнала «Советский Союз» (М.В. Попов от этой редакции). Позиция боевая, грамотная, умная Греческой компартии сделала эту партию авторитетной в рабочем движении, в профсоюзном движении. В Греции несколько лет тому назад прошли массовые и очень заметные выступления трудящихся. В Греции никто на демонстрации разрешения не спрашивает.

       Каждому способу производства присуща своя форма государства и государственного правления. Феодализму – монархия, капитализму – буржуазная демократия. Какая форма присуща государству диктатуры пролетариата? При  б. д. в СМИ мы имеем дело не с реальными людьми, а с образами, созданными продажными СМИ. Можно ли в таких условиях провести своих кандидатов в советы и во власть? – Конечно, нет. И отозвать их тоже никак нельзя при выборах по территориям. На выборы людей сгоняет государственная машина и делает это успешно, но кучке энтузиастов устроить такое же по масштабам мероприятия для отзыва депутата практически невозможно. Получается, что эти, так называемые, народные избранники, манипулируют нами в течение ряда лет. В средние века отдавали побеждённые города на разграбление на три дня, а в наше время – на четыре года. В следующие выборы опять запускается машина промывания мозгов. Всё повторяется сначала.

       При помощи такой машины нельзя привести к власти рабочий класс. Совершенно стихийно в 1905 году, рабочий класс нащупал рычаг давления на власть через создание городских советов. Из состава советов рабочих на предприятиях делегировались люди и в городские советы. На предприятии может возникнуть стачком. Если он продолжает свою деятельность после стачки, то это уже фабзавком. Фабзавком и профсоюз – это разные организационные структуры. Профком занимается проблемами работников, вступая в дискуссии с работодателем. Он не покушается на право работодателя руководить предприятием. Стачкомы же, организуя стачку, переводят предприятие под контроль рабочих. Стачком, наряду с предпринимателем, несёт ответственность за порядок на предприятии, за сохранение материальных ценностей. Это обстоятельство даёт стачкому право создавать дружины, которые на равных правах с охраной предприятия могут осуществлять контроль.

       Стачком может принять постановление, чтобы то или иное подразделение вышло на работу. Можно принять решение о работе или запрете разных подразделений завода. То есть, появляются элементы управления предприятием. В Петрограде в 1917 году образовались фабзавкомы. Это стачкомы, работающие в постоянном режиме. Они не покушаются на собственность. Они определяли длительность рабочего дня приём и увольнение работников, размер заработной платы. На основе таких стачкомов в г. Иванове был создан городской совет.

       Если Совет на предприятии не совсем понятно что, то городской совет – это уже настоящий совет, в который входят представители от всех предприятий. Поначалу такой Совет был создан для совместного ведения стачечной борьбы. Этот Совет принял постановление, что переговоры ведут все со всеми, то есть все работодатели г. Иваново переговоры ведут только с советом. Он, фактически, принял на себя функции городского управления. Была прекращена продажа спиртного. Дружинники патрулировали улицы.

       Ивановская коммуна, почти также как и Парижская, просуществовала 72 дня. То же произошло в 11 городах Российской империи. Это было политическое «ноу-хау» и колоссальное завоевание русских рабочих. Неудивительно, поэтому, что при выборах в учредительное собрание 1917 года по территориальным округам победила эсеровская мелкобуржуазная партия, набравшая 42 % голосов.  Россия тогда страной мелкобуржуазной. Мелкая буржуазия составляла тогда большинство населения. Вот так, на этих демократических выборах и победили эсеры. Большевики получили только 25 % голосов.

       Ленин по этому поводу язвительно заметил, что  «… хороша же была та партия, которую вооружённым путём пришлось отодвинуть от власти, чтобы претворить в жизнь её же собственную программу». Эсеры были в правительстве с февраля 1917 года. Их программа о земле для крестьян так и не была реализована. Это позже пришлось делать большевикам. Ленин никаких надежд по поводу Учредительного Собрания не питал. Он понимал, что Советы – это более высокая форма пролетарской государственной власти.  Поэтому, большевики в Учредительном собрании заняли такую позицию: либо будет  принята декларация трудового народа, либо фракция большевиков покинет Учредительное Собрание.       Большевики ушли из Учредительного Собрания.  Там оставалось всё меньше людей, вошёл матрос Железняк, сказав, что караул устал, и все разошлись.

       Что такое гражданская война? – Это самый справедливый референдум, в котором каждому в руки дана винтовка и каждый идёт и голосует так, как ему нравится. Продразвёрстка была введена за год до большевиков, но они её не прекратили. По этой причине они крестьянам поначалу не понравились. На крестьянском съезде, проходившем в Петербурге в конце ноября 1917 года, Ленина встретили плохо. Крестьянство, по этой причине, в гражданской войне не приняло в массе своей большевиков. Колчак и Деникин занимали всё новые территории. Однако. Получив негативный политический опыт от общения с белой армией, крестьянство стало массово вливаться в рабоче-крестьянскую Красную Армию.  Эта армия по составу была не столько рабочей, сколько крестьянско-крестьянско-крестьянско-рабочей.

       У Ленина есть работа о выборах в учредительное собрание и диктатуре пролетариата, которую рекомендуется почитать. Это 40 том ПСС. Под советской властью Ленин подразумевал Советы, берущие начало от трудовых коллективов крупных фабрик и называл их организационной формой диктатуры пролетариата. Советы, избираемые по заводам и фабрикам – это наилучшая организационная форма диктатуры пролетариата. Мало сегодня среди коммунистов тех, кто это понимает. Коммунистическое движение сегодня ещё недостаточно массовое, но идеологический кризис в теории уже преодолён.


 


Рецензии