От Пай-Хоя до Мугоджар

    Попала недавно мне в руки небольшая книжечка с данным
названием автора А. К. Матвеева. Книга об Урале, в которой
автор захотел представить названия уральских хребтов и гор,
создать  так называемый  оронимический словарь. Словарь,
правда, необычный, в нем не соблюдается алфавит. Горы
подсказали другое решение. Урал протянулся с севера на юг на
тысячи километров. И  в книге представлены горы в таком же
природой установленном порядке - от берегов Ледовитого океана до
приаральских степей. Конечно, автор думал и о другом варианте -
с юга на север, но ведь мы читаем сверху вниз! И этот вариант
был оставлен!

      Прекрасная уральская горная страна делится на Пай-Хой,
Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал,
Южный Урал, Мугоджары. На карте горы выглядят узкой полоской,
естественной границей между Европой и Азией, с  общей длиной
более 2500 км. От Ненецкого автономного округа Архангельской
области через республику  Коми и Тюменскую область, Пермский
край и  Свердловскую области, Челябинскую область и Башкирию
до Оренбургской области, юга Казахстана  протянулся Урал,
который древние  называли Рифейскими или Гиперборейскими горами.
Средневековые географы - Поясом, Камнем, Каменным Поясом, Земным
Поясом. В конце 17 века впервые  упоминается Урал, в конце 18 
прочно входит в деловой и разговорный язык.  Считается, что
название это пришло с юга-из тюркских языков.

        Мне очень понравилась эта книга. И для себя я делаю
попытку кратко законспектировать ее, взяв кое-какие сведения
из интернета, добавив фото любимых гор. Если кому-то еще будет
интересно, я буду искренне рада. А еще написалось...

        Читая книгу

Я обожаю свой Урал седой!
Давно я под его попала чары.
Но существует ведь еще *Пай-Хой,
а есть еще пространство-*Мугоджары!

Не сбудется уже - увидеть, быть.
Облазить камни, оседлать все скалы.
Все не охватишь...Стоит ли грустить?
Зачем мне снятся эти Мугоджары?

Сиди, почитывай. Есть книги, интернет.
Тепло, уютно и ногам покой.
Так нет, волнуется душа! Так нет-
замучила меня: Пай-Хой, Пай-Хой!

Попалась книга эта не к добру-
не знала раньше страсти я такой.
Бывает-засыпаю я к утру...
Куда летала? Ясно - на Пай-Хой!

Как много не свершилось, не сбылось!
Приличен возраст, а желанья стары-
Ах, если бы увидеть довелось
таинственные эти Мугоджары!


Рецензии
Умница ты, Ниночка! С любовью к родной земле написано и вступление, и само стихотворение! Я знаю, что Проза.ру терпит на своих страницах стихи. Но лично я считаю, что стихам место на Стихи.ру. А Проза.ру пусть остается прозой. Конечно, это личное дело самого автора. Но смею высказать собственный взгляд на это. Ты уж не сердись на меня!
Что касается любимой книги. У тебя эта книга об Урале стала любимой! А у меня есть своя любимая книга о путешествиях и нашей Земле. Удивительная книга, написанная удивительным человеком, Кириллом Владимировичем Станюковичем "В горах Памира и Тянь-Шаня". Я зачитал ее до такой степени, что она у меня уже распадается.
Но, как вижу, и страсть к путешествиям, и любовь к Земле тоже объединяют нас с тобой. И это прекрасно!

Юрий Тригубенко   01.07.2020 14:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Юра! Да, Да, у всех свои"любови" к определенным местам.!

Нина Клинова   02.07.2020 16:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.