C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Категории сферы понятия

 

Категории сферы понятия

   К размещению на сайте КПРФ ПЕРМЬ материал подготовлен слушателем Красного университета второго отделения Фонда Рабочей Академии (СПб) членом Пермского краевого комитета политической партии КПРФ, членом местного отделения КПРФ Ленинского района г. Перми Зуевым Андреем Яковлевичем, врачом - социальным психотерапевтом 03.02.2016 года. Пос. Сылва, Пермский край.
 

Красный университет. 1-е отд. 25.03.2015. Семинар: "Категории сферы понятия"
 Юрков Кирилл Валерьевич, кандидат технических наук.

       Определение у Гегеля появляется уже в первом томе. Мы понимаем теперь, что это качество, которое не изменяется в изменениях и активно противостоит изменению. Какова его связь с понятием? Понятие и определение: и то, и другое является бытием. Понятие – это бытие, через которое просвечивает сущность. Гегель даёт определение человека, и говорит, что человек – это мыслящий разум. Определённость – мыслящий разум – проявляется как качество. Маркс даёт определение человека тоже. Человек по Марксу – это животное разумное, говорящее, трудящееся, общественное. В формулировке Маркса просвечивает сущность. Сущность человека заключается в общественных отношениях.

       [Я думаю, что здесь нужно правильно выбрать последовательность качеств определяемой Марксом сущности человека по их значимости. Эти качества нельзя брать механически, чтобы формально логически составить сущность человека из набора отдельных свойств, поскольку все они взаимосвязаны в едином целом и являются моментами. Было бы вернее, если бы мы отдали предпочтение разуму. Человек разумный – это человек, имеющий сознание, то есть, живущий со знанием (со смыслом). Именно это обстоятельство является главным определением человека и отличает человека от животного.

       Разумеется, что речь и мышление имеют единую психофизиологическую основу, которая позволяет накапливать знание и использовать его с преимуществом для человеческого бытия. Таким образом, сознание (мышление) включает в себя функциональную речевую способность, интегрирует её в себя путём снятия. Невозможно представить речевую способность без понятий, формирующих понятийный аппарат. Человек с «понятием», с совершенным сознанием глубоко проникает в сущность своего социального бытия, определяя его как общественное бытие, которое возможно лишь при условии необходимого жизнеобеспечения благодаря индивидуальному и общественному труду.

       Гегель определил в человеке главное – мыслящий разум. Маркс более углубился в сущность, поскольку «стоял на плечах гиганта мысли». Наша задача состоит в том, чтобы ещё глубже проникнуть в сущность человеческого бытия, постараться выразить всё богатство «конкретного» и «всеобщего» в понятиях человеческого сознания. Процесс этот бесконечный, но интересный, полезный и необходимый.] – Текст в скобках мой (Андрей Зуев).

       Конечное – это нечто, взятое со своей имманентной границей (имманентной, значит, внутренне присущей). Граница – та определённость, которая соединяет и разделяет два НЕЧТО. Если НЕЧТО нами представлено как становление, моментами которого являются  два НЕЧТО (если в качестве двух НЕЧТО были ХАРАКТЕР и ОПРЕДЕЛЕНИЕ), то их соединяет и разделяет одна и та же определённость, которая и есть граница. НЕЧТО, взятое со своей границей есть конечное. НЕЧТО благодаря своей границе есть.

       НЕЧТО есть в своей границе, поскольку граница есть определённость этого нечто. Эта граница не даёт НЕЧТО выйти к иному. Первый момент – это предел, то есть, та граница, которую НЕЧТО переходит. Второй момент состоит в том, что НЕЧТО выходит за свой предел к ИНОМУ, становится ИНЫМ именно благодаря этой границе, потому что граница – это та определённость, которая соединяет НЕЧТО и ИНОЕ.  Получается второй момент. Нечто становится тем, что оно не есть, что и называется долженствованием. Движение этих категорий никак не подразумевает, что сама граница должна иметь тоже два момента.

       [Товарищ Федулов считает, что надо начинать диалектическую логику с БЫТИЯ. Правда, он не уточняет, что Гегель развивает диалектическую логику с «чистого бытия». По-видимому, он это имеет в виду  моментом разумеющимся, и не считает нужным это обстоятельство подчеркнуть. Товарищ Федулов считает, что нужно начинать с главного, с определённого наличного бытия, то есть, с самой человеческой жизни. Я проявляю с ним солидарность, считая, что с позиции современного философского знания мы могли бы позволить себе такое удовольствие, определив в самом начале диалектической логики место понятию «бытие» в материалистическом понимании системы взаимосвязи: материя, сущность, бытие. Всегда есть возможность усовершенствовать дидактическую форму введения в начало диалектической логики.

       Я писал о своих сомнениях и их преодолении М.В. Попову. Я считаю, что перед началом изучения «Науки логики» Гегеля нужна вводная лекция, указывающая на гармоничную связь современной материалистической философии с началом диалектической логики Гегеля. Я для своих слушателей такую лекцию, с учётом своего опыта, подготовил и прочитал. Тема лекции: «Введение в материалистическую философию и начало диалектической логики». Лекция моя была принята благосклонно всей той аудиторией, в которой присутствовали преподаватели философии, кандидаты философских наук, заведующие кафедрами общественных наук.

       Я, как и товарищ Федулов, считаю, что мой личный интерес, моё определённое наличное бытие (общественное бытие), должно быть, и может быть в фокусе внимания в процессе постижения диалектической логики, изучения «Науки логики» Гегеля. Философия Гегеля в целом, в отличие от начала диалектической логики, начинается с главного, с бытия. «Бытие» Гегеля начинается с понятия «бытие», и  бесконечно возвращается само к себе в своём развитии. Оно включает в себя с самого начала гегелевской философии  в  категорию «всеобщего» (в бытие)  «особенное»   и «единичное», то есть,  всё богатство «конкретного».  Что есть бытие? - Всё есть бытие, поскольку ОНО ЕСТЬ.
 
       Следовательно «бытие» Гегеля уже содержит в себе определённое наличное бытие (конкретную человеческую жизнь), являющуюся в бытие сущность, понятие и абсолютную идею, которая возвращается сама к себе, и, даже, материю. Однако такое понятие «бытия» кажется Гегелю недостаточно абстрактным, и он вводит ещё более отвлечённое понятие – «чистое бытие», начиная с него диалектическую логику. «Чистое бытие» - это такое бытие, о котором можно сказать, что мы более того, что ОНО ЕСТЬ, ничего   сказать  о нём не можем.

       Для нас, материалистов, очень важно иметь в виду, что «чистое бытие» является «чистым бытием» не только потому, что мы ничего более не знаем о нём, но и потому, что, отвлекаясь от «всего», оно отвлекается и от материальной сущности. По этой причине оно переходит в «чистое ничто». Таким образом, «чистое ничто», как и «чистое бытие», это бытие без материальной сущности. Однако, как оказалось, в процессе развития  диалектической логики, оторваться от материальной сущности, даже в объективном идеализме Гегеля, нет никакой возможности. Ленин определил рассуждения Гегеля как вполне материалистические.]  – Текст в квадратных скобках мой (Андрей Зуев).


Рецензии