Дарья и её родные. Часть 1-я

***

Присутствие в семье инвалида накладывает особый отпечаток и на весь уклад жизни в  семье, и на характеры членов её. Даже в условиях современной цивилизации, когда горячая вода и удобства в доме намного облегчают  быт, всё-таки надо понимать, что жизнь таких семей нелёгкая, требующая особенных усилий и дополнительного стремления к взаимопониманию и с инвалидом, и со всеми людьми вокруг.

Дарье повезло: добрые родители и заботливые сестра и брат обеспечили ей нормальную жизнь. Девушка умела читать, вязать, немного шить,  хорошо пела и мало отличалась от окружающих её людей, если бы не "не ходящие ноги" и дрожание рук, когда она заволнуется, что чаще бывало с появлением незнакомых людей или представителей  каких-то властных органов.

Странным было то, что при любом упоминании Бога, добрую обычно девушку,  будто передёргивало, коробило всю, она раздражалась и нервничала, с запалом заявляя, что Бога нет.  В отличие от своего неверующего отца, уклоняющегося от разговора на религиозные темы, Дарья, напротив, старалась вступить в спор, доказать свою правоту, хотя главным её доводом была одна фраза: - "Папенька, чать, не дурак…"

Старшая сестра Дарьи, со своим многочисленным семейством жила напротив, брат, мой отец, - за стенкой. Поэтому Даша не скучала: кто-либо из племянников заглядывал в её небольшую комнату, оборудованную индивидуальными туалетом и умывальником стараниями её любящего брата. Он же по всему дому, вплоть до крыльца, укрепил специальные приспособления, чтобы Даша могла передвигаться. Частично поручни были деревянными, гладкими и хорошо отполированными, частично – из нержавеющих труб, когда отцу удавалось найти списанный автобус….

Помню, что летом отец покупал билеты в единственный в городе кинотеатр "Буревестник", куда мы ходили всей семьёй, при этом  Дашина коляска стояла посреди зрительного зала…

Старшая сестра Дарьи и Алексея, живущая  в собственном доме, напротив дома нашего, жила непросто.  До войны выйдя замуж, она имела дочь от первого брака, а после войны родила ещё троих детей: двух дочерей – 1948 и 1953 года рождения, и сына – 1956 года рождения, - наследника, о котором мечтал новый муж Глафиры. Ясно, что при таком семействе свободного времени у старшей моей тётки  было немного. И само собой получилось, что нашей семье, живущей с папиными родителями в одном доме,  приходилось больше общаться  со стариками и больной сестрой отца.

Отец моего папы и его сестёр, Михаил Иванович, был человеком трудолюбивым, молчаливым и последовательным во всём: в работе ли, в ведении хозяйства ли, в общении с близкими. Не помню его разгневанным или взволнованным чем бы то ни было, но, кажется, уже с малых лет понимала, что можно делать в его присутствии, а чего "дедушка не любит", как говорила моя мама.

Особой нежности со стороны деда не наблюдалось, он и с внуками был сдержан и немногословен, как и со всеми людьми вообще. Сколько помню себя, дедушка всё свободное от прочих дел время занимался подготовкой оснастки к предстоящей рыбалке зимой, или "летнему сезону". Всяким удилищам, блеснам,  лескам разной толщины и прочим "рыболовным снастям" у деда не было числа, но я боялась, когда он хвастался перед сыном или другими зашедшими рыбаками, какие замечательные мотыль или опарыши приготовлены. Дед  открывал специальные баночки, где шевелились, налезая друг на друга, совершенно безобразные, на мой взгляд, - красные или бесцветно-белые мерзкие червячки, отчего я старалась побыстрее ретироваться или к тётке в комнату, или вернуться на свою половину дома, молча, но, видно, многозначительно поджав губы…. Мама смеялась: "Опять напугалась дедовых мормышек…"

Мне нравилось бывать на половине стариков, когда дед вязал из суровых нитей сеть специальным приспособлением-дощечкой, на котором намотана эта самая нить…. В  такие минуты он был более радушным и разговорчивым и любил рассказывать сказки. Потом, с появлением книжки "Русские народные сказки, собранные Афанасьевым", я поняла, что дед не сам выдумывал, а лишь пересказывал чужие сказки, но в пору раннего детства считала дедушку Михаила необыкновенно умным человеком и интересным рассказчиком.

Плохо понимала, кто был изредка появляющийся невысокого роста, тихий, с лучистыми, но грустными глазами седой как лунь старичок. Он жил у родных неделю - другую, потом исчезал на какое-то время, и  снова появлялся…. Как-то я спросила у мамы, откуда этот старенький ангел, но она не сразу поняла,  о ком я спрашивала, а через пару дней моего "ангела" привезли снова, и все говорили, что здесь дед Лёса будет жить всегда….

4.02.2016г. Векшина Л.А.


Рецензии
Очень интересно читать рассказ о родных!

Алёна Шаламина   07.12.2019 19:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Алёна, за поддержку.
Жаль, что мысли и воспоминания, никогда не покидающие сознание, надо как-то вносить в комп...
Всего доброго. Вам.

Людмила Векшина   09.12.2019 16:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.