Достали

Лиза проснулась на рассвете и очень удивилась этому. Уже более полугода она не просыпалась так рано. С тех пор… с тех самых пор… Хотелось есть, она вышла в полумрак комнаты и отодвинула штору. Солнечные лучи потянулись пыльными рукавами, от балконной двери к противоположной стене, стало жутко: неужели это она живёт в таком свинарнике?! Надо убрать… но, сначала, что-нибудь скушать. Девушка подобрала со стола пару сухих корочек хлеба, шкурок сала и кусочек луковицы и стала собирать раскиданные повсюду пустые бутылки… Неожиданно зазвонил телефон: «Ты дома?! Я сейчас приду». Лиза молча положила трубку и пошла на кухню: «Чего бы приготовить?». Холодильник был пуст, пол бутылки кефира не в счёт. Она нажарила картошки, открыла банку грибов и продолжила уборку…

Прошло больше двух часов, а дверной звонок и телефон дружно молчали. Девушка оглядела довольным взглядом комнату, везде всё чистенько, всё на своих местах, только, сквозь открытую дверь спальни, виднелся захламленный угол письменного стола. Она начала разбирать бумаги и наткнулась на почти выцветшую карандашную запись… Мир вокруг растворился… Ничего не было, ни мыслей, ни образов, ни звуков, ни этого клочка прошлой жизни, ни её самой…

Откуда-то, снаружи, донеслось пение дверного звонка, ещё и ещё… выводя её из ступора. «Сейчас!» – Лиза открыла дверь и впустила гостью. На столе опять появились бутылка и кусок сала. Лиза удивлённо подняла бровь:
– Мне же на работу!
– Сейчас Тарас придёт.
– Я через полчаса должна выходить.
– Вот и прекрасно. – прожёвывая кусок сала с трудом выговорила подруга. – Ты не переживай, мы потом дверь захлопнем. Вот и картошечка с грибами весьма кстати.
– Извини, – растерялась Лиза, – я вообще-то завтрак для нас с тобой готовила, я думала ты извиняться пришла.

Она вдруг вспомнила откуда в квартире такой кавардак.

Подруга привела компанию. Поначалу Лиза пыталась влиться в общий разговор, но они обсуждали своих, неизвестных ей, знакомых, бесцеремонно обрывая её попытки перевести беседу в область искусства, философии, спорта или на другие общедоступные темы. Ей стало нудно, она сказала, что идёт спать и попросила, чтобы в десять они ушли и захлопнули дверь. Сначала она просто сидела в постели, а потом, и в самом деле, заснула. Проснулась Лиза от того, что кто-то пытался отпихнуть её к стене. На кровать мостился один из гостей.
– Вы чего? – удивилась она.
– Да не шуми, всё нормально, – примирительно произнёс мужик, – там просто лечь негде, всё позанимали.
– Так идите домой.
– В два часа ночи?!
– Сколько?! – не поверила Лиза.
– Начало третьего.
– Я же просила! Почему вы не ушли?
– Так Ваша подруга сказала, что Вы добрая и мы можем остаться.
– Сейчас же встаньте с моей кровати! И вообще выйдите из спальни!
– Но где мне лечь?!
С одной стороны, Лизе было жалко мужика, но, с другой – она же не приглашала их с ночлегом. А если разобраться то она и вообще никого не приглашала, просто безвольно согласилась принять очередную компашку. Подруги бесцеремонно пользовались её квартирой. Лизе это было ужасно неприятно, но она не находила убедительных слов, чтобы отказать им, и сколько ни уговаривала себя, что надо просто сказать «Нет!», без всяких объяснений, каждый раз мялась и, в конце концов, уступала их настойчивости.

Девушка достала из-за шкафа раскладушку:
– Держите! Только не здесь, в комнату пожалуйста.
– Но там все храпят…, а подушки у Вас нет?
– Нет! – резко ответила Лиза, злясь на себя и за эту резкость и за свою мягкотелость. Остаток ночи она промучилась кратковременными провалами, перемежающимися бессонницей, как и всё последнее время. Разбудил её мамин голос: «Лиза!». Она вскочила и бросилась в комнату, ужасаясь, что возле маминого изголовья нет табуретки с лекарствами и водой: «Неужели я её отодвинула, когда была «Скорая» и забыла поставить на место?! Но куда?!». Однако, не было не только табуретки, не было мамы, на диване спали какие-то чужие люди, а из кухни доносились чужие голоса… Она вспомнила… мамы больше нет… нет… никогда… На столе стояла свежая бутылка водки, Лиза открыла её, налила рюмку и выпила.

– Ты вчера говорила, что у тебя нет выпивки, – упрекнула её подруга, входя в комнату, – а мы поискали и нашли.
Лизе стало неловко и противно от того, что они рылись в её серванте, но она промолчала, не зная, как выразить своё недовольство, чтобы не обидеть Олесю. «Значит и тогда мне тоже не показалось, там действительно было больше бутылок… – неприятно удивилась она, – но это же воровство, как можно лазить по шкафам в чужой квартире?! Я же доверяла им». А подруга продолжала:
– Лизонька у нас жадная врушка, запасы делает, но мы всё раскопали. Ты не обижаешься, мы бутылку водки и вино на кухне уже распили? Ну не сердись, они же всё равно начатые были. А эту, целую, мы не трогали, у тебя хотели спросить, а ты сама её и открыла. Я у тебя ещё два рубля заняла, из сумки, мы на ещё одну бутылку и закуску скидывались, а ты спала. Люди интересуются: почему у тебя телевизор не работает и куда ты девала радио?

Лиза молча прошла на кухню – жестянка от бычков в томате, из которых она планировала сварить суп на два дня, кастрюля макарон, банка консервированных ассорти – её недельный рацион до аванса. Дверной звонок возвестил возвращение откомандированных в магазин. «Они выпьют и уйдут», – уговаривала себя Лиза, но они не уходили, бегали за выпивкой, звонили кому-то по телефону, договариваясь о встречах, и вообще вели себя так, словно её не существовало.  Было уже темно, когда Лиза не выдержала и попросила Олесю увести своих друзей.
– Ты что нас выгоняешь?! – возмутилась подруга. – Нет, вы только послушайте, мы пришли, чтобы её развлечь, кормили её, поили, провели больше суток без телевизора, а она нас выгоняет. Да кто после этого захочет приходить к тебе?!

Если бы Лиза могла плакать, она бы заплакала, от такой несправедливости, но слёз не было, было даже какое-то облегчение, что они больше не придут. Они просидели ещё часа два, пока не выпили всю водку. В этот раз Лиза не встала из-за стола, а пила вместе со всеми. Потом ей стало плохо, и они ушли.

И вот теперь всё сначала. Лиза обрадовалась звонку подруги, а выходит, что она не в счёт, нужна её квартира.
– Извиняться?! Я?! – удивилась Олеся. – Да это же ты нас выгнала. Я хотела, как лучше для тебя…
– Для меня лучше, – наконец решилась Лиза, – если вы перестанете превращать мою квартиру в притон.
– Послушай, успокойся и иди на работу, дай нам нормально отдохнуть.
– Нормально?! Как прошлый раз, когда я после работы два часа под собственной дверью просидела, ожидая пока вы меня пустите, а потом ещё час уговаривала твоего Тараса одеть брюки?! Меня до сих пор мутит, как вспомню его грязные трусы.
– А ты оказывается у нас впечатлительная… Ладно, последний раз…
– Всё, мне пора! – покачала головой Лиза. – Пошли!
– Она стояла в дверях, а Олеся упаковывала в сумку бутылку и сало: «Можно я грибы заберу?»
– Бери!
– А хлеба у тебя нет?
– Ты же знаешь, что нет.
– Может у соседей одолжишь пару кусочков?
– Выходи, мне надо запереть дверь!
– А если я не выйду?!
– Тогда я запру тебя на нижний замок и будешь сидеть в квартире одна, пока я не вернусь с работы.
– Ну ты же и наглая! – возмущённо воскликнула Олеся, выходя из квартиры. – Я даже не представляла, что ты можешь так нагло выгнать меня! А ещё подругой прикидывалась…

В воскресенье Лиза затеяла уборку в книжном шкафу. Она уже добралась до третьей полки, выкладывая книги и репродукции, когда зазвонил телефон:
– Привет! Не хочешь в кино сходить? – слащавым голосом почти пропела Олеся.
– Ты же знаешь, что я сейчас ни в кино, ни в театр не хожу. – удивилась Лиза.
– Тогда просто погулять часика два?
– Ладно, сейчас соберусь, где встречаемся?
– У тебя, мы с Тарасом сейчас придём.
– Не поняла. Ты же меня вроде как погулять приглашала?
– Ну да, ты погуляешь пока мы с Тарасиком будем у тебя дома.
– Знаешь, лучше я сама буду у себя дома, а вы погуляете. – рассмеялась Лиза, неожиданно почувствовав себя уверенней и сильнее. Ей стало весело оттого, что она, хотя и так поздно, научилась говорить: «Нет!»

И это был не последний сюрприз, преподнесённый ей жизнью. Она ждала, что подруги обидятся и бросят её, а они, напротив, стали относиться к Лизе с большим уважением, хотя время от времени и пытались вернуть всё в прошлое русло. В дальнейшем их пути всё равно разошлись, но это уже совсем другая история.


Рецензии
Некоторые не умеют говорить "Нет" - верно.. Только, не факт, что окружающие будут относиться с большим уважением после того, как это "Нет" наконец прозвучит, а, то, что, пути разойдутся - точно...

Елена Торсукова   08.02.2016 17:27     Заявить о нарушении
Если подумать, то можно предположить, что имеется множество причин, обуславливающих тот или иной исход событий, в том числе и для "разошедшихся путей", и это отнюдь не обязательно единичные решения. Ведь речь в рассказе всё же не о случайных встречных, а о приятельницах, вероятно связанных и какими-то другими отношениями...

Любовь Тильман   09.02.2016 00:38   Заявить о нарушении