Патриотизм и национальная идея
«Встреча Путина с «Клубом лидеров» получилась на редкость странной. Президента призвали сделать национальной идеей союз бизнесменов и чиновников» - пишут в российских средствах массовой информации. «Владимир Путин призвал не заниматься поисками национальной идеи, поскольку она у России уже есть. «Наша национальная идея — это патриотизм! Ничего другого придумывать не надо!» — заявил бизнесменам президент».
"У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма", - подчеркнул глава государства. "Это и есть национальная идея, - пояснил он. - Она не идеологизирована (?), не связана с деятельностью какой-то партии или стратой в обществе". "Это связано с общим объединяющим началом. Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной", - считает Владимир Путин. "Страна - это люди", - сказал президент. "Другой идеи не придумали, и придумывать не надо", - отметил он. Но для внедрения национальной идеи недостаточно, чтобы президент об этом один раз объявил. "Об этом нужно говорить на всех уровнях, постоянно", - полагает Путин.
Есть мудрая восточная поговорка: «Сколько ни говори – халва – во рту слаще не будет». «Играть мускулами» и «шевелить мозгами» - не одно и то же. Власть, наконец, определилась с национальной идеей, хотя по всей видимости, слово «идея» ей не очень-то и нравится. Дело в том, что понятия «идея» и «идеология» выражают содержание стройной системы научных взглядов на мир, человека и общество. Идеология – это, прежде всего, политическая культура и, более того, общая культура человека. К примеру, идеология здорового образа жизни – саногенное мышление (мышление, рождающее здоровье).
Можно, конечно, используя буржуазную политическую риторику, публично оттолкнуться от идеологии в расчёте на наивных и простодушных людей. Однако диалектика вещей и кажущийся парадокс социальной действительности состоит в том, что отрицание общественного феномена (понятия и объекта) только ещё сильнее привязывает к нему. Ни одному человеку, ещё никогда, не удавалось убежать от науки, идеологии и реальной действительности.
Если понятие «патриотизм» находится вне идеологии, то есть вне культуры, оно становится своей противоположностью: социал-шовинизмом, национализмом, расизмом и фашизмом. Давайте вспомним недавние исторические события. Гитлера к власти привела рабочая партия. Его политическая риторика включала в себя множество «сладких» слов, в том числе «свобода» и «патриотизм». Под гипнозом патриотической буржуазной риторики находился трудолюбивый и социально ориентированный немецкий народ. К каким страшным и трагическим событиям для всего мира, а для нашей страны особенно, это привело.
Многие реакционные режимы в мире пришли, таким образом, к власти, эксплуатируя патриотические чувства, простодушие, доброту и доверчивость людей. Благими намерениями может быть вымощена дорога в ад. Говорил же «великий философ» Черномырдин о реформах в России: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Может быть, только я сгущаю краски и навожу «тень на плетень»? 31.01.2016 года я слушал лекцию доктора исторических наук, профессора Пермского государственного научно-исследовательского университета Суслова Михаила Григорьевича, точно и обоснованно предсказавшего в своей научной статье распад СССР. Он всерьёз обеспокоен реальной опасностью возникновения фашистской диктатуры в сегодняшней России.
Основа патриотизма – благосостояние или, хотя бы, его предполагаемая возможность. Страну покинули 1200000 работников науки. Давайте обвиним их в отсутствии патриотизма. Патриотизм – нравственное чувство. Культура нравственных чувств зависит от развитой способности к чётким оценкам и суждениям. «Утечка мозгов», содержащих идею и, соответственно, идеологию, ослабляет патриотизм русской нации. Патриотизм и одухотворённость – понятия с одной сущностью. Одухотворённость – это такое качество сознательной жизни, которое наделяет жизнь человека и всё, что с ней связано, Высоким Смыслом целесообразного существования. Патриот, следовательно, такой одухотворённый человек, в душе которого есть место Смыслу Жизни и Социальному Идеалу.
Публичное отрицание идеологии-вообще – самый любимый и лживый приём самоутверждения буржуазной идеологии, оказывающий реакционное (деструктивное) воздействие на умы людей и экономику России. Профессор Суслов М.Г. утверждает, что экономика России зашла в тупик. Вопрос только в том, сколько времени будет происходить её гниение до полного краха. Известный американский экономист, лауреат нобелевской премии по экономике, Джон Кеннет Гелбрейт утверждал, что экономические реформы в постсоветской России – глупость и подлость.
Высокопосавленные чиновники, вероятно, искренне уверены, что вектор движения развития общества направлен не от простого к сложному, а от сложного к простому. Эта теоретическая парадигма (догма) господствует в их сознании, «упрощая» для них суть общественных, в том числе экономических отношений. Такова либеральная идея - идеология свободного рынка. Более простого способа производства, чем капитализм, нет. Оказывается ничего делать и не нужно, рынок отрегулирует себя сам.
Смысл Жизни и Социальный Идеал в унылом политическом и экономическом состоянии сегодняшней России могут стать мощным стимулом к преодолению трудной действительности в жизни конкретного человека и всего Российского общества. Вот где нужно искать национальную идею. Патриотизм вне идеологии, без Социального Идеала всегда проявляется в извращённой форме. Национальная идея как мобилизующая материальная сила самым естественным образом должна быть связана со Смыслом Жизни и Социальным Идеалом.
Социальная (индивидуально-коллективная) форма движения материи отличается от биологической формы новым качеством – сознанием, то есть жизнью со знанием и смыслом. Для выяснения структуры понятия, обратимся за помощью к диалектической философии. Чтобы сосредоточить внимание на главном, воспользуемся приёмом диалектической логики и определим в сущности понятий форму и содержание. Содержанием жизни со знанием и смыслом является способ жизнеобеспечения социальной материи, иными словами, способ производства. Содержанием способа производства выступают производительные силы (средства производства и люди, владеющие ими), а формой – производственные отношения, организованные со знанием дела.
Всё более совершенные производственные отношения становятся непосредственной производительной силой общества, обеспечивая ему дальнейшее развитие. Форма становится всё более содержательной. Этот процесс развития от простого к сложному, бесконечен. В самом общем выражении можно сформулировать направление развития общества, которое определяется внутренним самодвижением содержания социальной материи, как совершенствование общества и окружающего нас мира.
Таким образом, Смыслом Жизни и Социальным Идеалом может быть только самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира, в том числе, способа производства и производственных отношений. Другой, более важной идеи, нет, и не может быть. Однако речь всё ещё идёт о содержании, а содержания без формы не бывает. Форма совершенствования индивидуального и общественного бытия определяется запросами жизненной практики и идеологией как стройной системой научных взглядов на мир, человека и общество.
Для человека, страны и общества нужна ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА НА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО НАС МИРА. Эта установка и может стать национальной идеей. Народосбережение – часть такой национальной идеи. Для России в настоящее время нет более важной задачи, чем ПРОБУЖДЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ. Её решение требует индивидуального подхода, длительной и кропотливой настройки интеллектуальных процессов отдельной личности и всего общества.
«Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. – «…одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В.И., ПСС, т. 37, с.190). Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В классовом обществе каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы.
В условиях развития капитализма, формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой составной частью общественного сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её патриотизм перестаёт отражать общенациональные моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с национализмом и шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо «…выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся…» (там же, т. 36, с.328-29). Для мелкой буржуазии характерны национальная ограниченность и национальный эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к другим народам.
В буржуазном обществе пролетариат выступает выразителем коренных национальных интересов народа, а потому и носителем подлинного патриотизма. В статье «О национальной гордости великороссов», написанной в годы 1-й мировой войны, В.И. Ленин отмечал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т.е. 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» (там же, т. 26, с. 107). Подлинный патриотизм несовместим с национализмом, шовинизмом и расизмом. Социалистический патриотизм неразрывно связан с пролетарским интернационализмом». – Философский энциклопедический словарь, 1989 год.
Доктор Зуев, социальный философ и социальный психотерапевт. 05.02.2016
Свидетельство о публикации №216020502345
17 мая 2020 7:01 – КПРФ
Социализм – это русская идея! D статье Геннадия Зюганова «Русский стержень Державы» этот тезис вновь блестяще доказывается, заявил первый секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Государственной Думы Валерий Рашкин.
Материалы по теме
16 мая 2020.
Сергей Обухов: Коммунисты уверенно возвращаются в «русскую повестку»
14 мая 2020.
Русский стержень Державы. Статья Председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова. Часть III.
Русский стержень Державы. Статья Председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова. Часть II.
Русский стержень Державы. Статья Председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова. Часть I
28 января 2020.
В КПРФ заявили, что ориентиром партии остаются русская идея и социалистический идеал.11 ноября 2016.
Коммунист Владимир Бортко призвал к обсуждению в Госдуме вопроса о конституционном статусе русского народа.
«В статье Геннадия Андреевича можно четко проследить всю историю русского вопроса в нашей стране. Россия – уникальная страна. Страна, которая находится между Востоком и Западом, и испытывает на себе влияние двух цивилизаций, но при этом остается одним из самостоятельных геополитических центров мира. Страна, которая постоянно воевала, но лишь оборонялась, а не нападала», – подчеркнул Валерий Рашкин.Он отметил, что к внешним врагам страны, сейчас прибавились внутренние, которые разрушают ее изнутри, и именно этим уже 30 лет занимается правящая верхушка.
«В стране идеологический кризис. Мы занимаемся делами малых народов, Кавказа, а с государствообразующим русским народом дела не идут. «Духовные скрепы» у нас погнулись. Власть усиленно пытается сделать национальной идеей патриотизм, но что-то идет не так. Трудно быть патриотом страны, в которой свыше 70% финансовых и нефинансовых активов находится в собственности 5% граждан. В данный момент Россия – страна богатства единиц и нищеты миллионов. И русский вопрос как вопрос о национальной идее остается открытым», – считает политик.
Он признает, что скрепить нацию непросто, но России это уже удавалось в недавнем прошлом. «Если до революции 1917 года пресловутые «православие, самодержавие, народность» в условиях кабалы для большей части населения, были развеяны по ветру в «маленьких победоносных войнах» и в горниле первой мировой, то идеи социализма помогли выстоять нашему народу и период интервенции 14 держав в годы Гражданской, и в Великой Отечественной войне», – напомнил Валерий Рашкин.
«В 90-х годах XX века людей лишили этой идеи, на которую можно было реально опираться, и сейчас, когда у нас ситуация, близкая к военному времени, уж для медиков точно, все недокапиталистические попытки российских властей справиться с проблемами показывают, что мы свою идею должны вернуть», – считает он.
«Если быть кратким, социализм – это русская идея. И в статье Г.А.Зюганова этот тезис вновь блестяще доказывается», – заключил Валерий Рашкин.
Зуев Андрей Яковлевич 22.05.2020 06:28 Заявить о нарушении