Уроки литературы

     В восьмом классе учителя стали обращаться к нам, как ко взрослым – на вы. Поначалу нас, сопливых мальчишек, это удивляло, но вскоре привыкли. Привыкли к тому, что ученика, стоящего у доски, беспрерывно шмыгающего носом и со свистом вытирающего его кулаком, преподаватель вежливо наставляет:

     -Вы человек взрослый и к учёбе надо относиться серьёзно, а у вас я не вижу этой серьёзности. Мне кажется, что вы работаете ниже своих возможностей. Садитесь и подумайте…

      Труднее всего мне давались уроки литературы. Уже в первой четверти мы писали сочинение – «Слово о полку Игоревом». Это было событие! Из всего класса только четыре человека получили удовлетворительные оценки. Остальные нашли в своих тетрадях размашистые колы и двойки. За двадцать две ошибки на трёх страничках, где в строчку умещалось четыре слова, а с союзами пять, и строчек на странице было чуть больше двадцати, я получил увесистый, дважды снизу подчёркнутый красным и сопровождаемый неразборчивой подписью преподавателя, кол.

       Никуда ни денешься, - пришлось вспоминать грамматику, причастные и деепричастные обороты, вводные слова и предложения, дополнения и определения, а также правила, которые заучивались раньше только для того, чтобы без остановки протараторить их у доски и получить хорошую отметку. Постепенно с грамотностью стало налаживаться, но выходить к доске и пересказывать какой-либо текст или, что ещё лучше, говорить об особенностях творчества какого-нибудь писателя, было для меня сущим адом.

       Дома я добросовестно прочитывал всё, что задано. Прочитывал по нескольку раз, и мне всё было понятно, но когда выходил к доске, то мог почти слово в слово пересказать только то, что было в первом абзаце заданного на дом материала. Другие абзацы и их содержание исчезали из памяти напрочь, как будто их и не было вовсе. А дальше я вздыхал, наверное, потел и краснел (сейчас уж и не вспомнить), раскрывал рот, но ничего вразумительного больше не произносил. Преподавательница не выдерживала моих долгих молчаливых вздохов и открывала журнал.

       -Садитесь, ставлю два! Уроки надо учить добросовестно, а не так… тяп-ляп!

        Мне хотелось сказать, что я учил, учил долго и добросовестно, но… забыл. Я был страшно зол на себя и понимал, что в этот момент говорить, оправдываться, когда на тебя смотрит весь класс, было бессмысленно. Я действительно не умел говорить и говорить грамотно. С опущенной головой и глядя только под ноги, я возвращался на своё место. И как я завидовал тогда тем моим одноклассникам, кто мог долго и интересно рассказывать, и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы.

        Позже, немного повзрослев, я стал задумываться – а что давали для наших юных умов все эти написания «сочинений» по заведённому трафарету – вступление, основная часть и заключение. И никакого «сочинительства», а лишь обезжиренный пересказ по многократно прочитанному учебнику и боязнь сделать при написании какую-нибудь ошибку. Преподавателям и в голову не могло прийти заставить нас написать сочинение совсем на другие темы, например, - «Как я понимаю честность?», «Для чего нужны книги?» или «Что для меня справедливость?» и многое другое.

         Но после долгих раздумий я находил оправдание, что преподавателей упрекать нельзя – у них были инструкции, утверждённая программа и над ними был жёсткий контроль. И никакого вольнодумства!


Рецензии
Господа, хочу присоединиться к Вашей дискуссии. Тема поднята злободневна. Один писатель когда-то сказал мне - задача школы научить ребенка думать, а не что-то там запоминать. А что он в состоянии запомнить? Даже отличник, спроси его в мае, что он в сентябре проходил, мало что скажет. Поэтому школьники изучают тему, чтобы по ней научиться думать, дальше забывают, так как начинают изучать другую тему. Вот и весь принцип. А наша школа почему-то продолжает требовать знать все, а это невозможно. Знания, которыми не пользуешься, забываются. Теперь сочинение. Одни умеют их писать, другим легче вагон угля разгрузить. И это не исправишь. Почему так происходит, спросите психологов и других специалистов. Я согласен, что кому-то подойдет изложение, описание прожитого, а кому-то можно давать задание посложнее. От учителя зависит. Что касается программы. Я ее легко обходил, давал, что считал нужным, а в журнал записывал, как надо. И проходило. Много лет проходило. Но что странно: учил детей думать, а не запоминать, и отличники скатывались на четверки, а вот троечники начинали четверки получать. Парадокс? И это ни в одной школе такое было, во всех, где преподавал. Дети не умеют говорить. А кто их учил? Дейл Карнеги показал, как это достичь. Я в школе мог на доске выписать даты и имена, оставлось только все сложить в рассказ. И как тяжело это многим давалось. Полгода уходило на то, чтобы дети начинали меняться. Но вот родители! Им плевать на образование своих детей. Нам нужны пятерки! Как ребенок их получит - неважно. Я-то знаю, что родители за них выполняли домашнюю работу. А я на дом не задавал, все успевали делать на уроке. Вот она жизнь. Интересную тему подняли, спасибо Вам, и тем, кто с Вами вступил в спор. Для этого вы и написали. Удачи...

Андрей Гоацин   30.01.2023 15:49     Заявить о нарушении
Добрый день, Андрей! Благодарю за умные отзывы!
Во всём с Вами согласен, а потому желаю здоровья и, если ещё есть силы, успехов в воспитании подрастающих!
С ув. П.В.

Владимир Пеганов   30.01.2023 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.