Социальная диалектика. проф. казённов а. с

Социальная диалектика. Казённов А.С.

       К размещению на сайте КПРФ ПЕРМЬ материал подготовлен слушателем Красного университета второго отделения Фонда Рабочей Академии (СПб) членом Пермского краевого комитета политической партии КПРФ, членом местного отделения КПРФ Ленинского района г. Перми Зуевым Андреем Яковлевичем, врачом - социальным психотерапевтом 30.11.2015 года. Пос. Сылва, Пермский край.

Красный университет. 2-е отд. Семинар 6.05.2015
Теория и история марксизма. М.В. Попов: «Социальная диалектика». Казённов Александр Сергеевич, доктор философских наук. 

       Эта книга редкая, которая выполняет наказ В.И. Ленина о применении диалектики Гегеля, методологии Гегеля к социально-историческим проблемам и вопросам. В советское время многие авторы пытались решать социальные вопросы, философские и социологические именно так. В большинстве произведений это не получалось по причине того, что «Наука логики» была усвоена поверхностно.  Она была усвоена, в основном, в её приложениях, то есть, в позитивных дисциплинах: философия права, философия духа, философия истории, история философии, философия искусства (эстетика). Сама же «Наука логики» не была  достаточно хорошо усвоена.

       23 апреля А.С. Казённов и М.В. Попов участвовали в защите докторской диссертации в "Большом университете" на философском факультете. Они выступали в качестве официальных оппонентов. Соискатель докторской степени защищался по «Науке логики» Гегеля. За всё это время впервые получилось познакомиться с работой, где философские категории Гегеля проанализированы глубоко в соответствии с учением Гегеля. Соискатель учился на философском факультете у известных исследователей творчества Гегеля:  Линькова, Перова. Много лет он работал над этой диссертацией и, наконец, эту диссертацию защитил. Думается, что это серьёзное событие в философской науке.

       Михаил Васильевич «Науку логики» изучал самостоятельно вместе со своим коллегой, профессором Смирновым Игорем Константиновичем. Они собирались еженедельно и параграф за параграфом изучили этот труд. М. В. Попов достиг значительного успеха в постижении и  совершенства в использовании «Науки логики». Это позволило ему сформулировать задачи по борьбе с разрушением СССР, задачи развития рабочего движения, создания и развития марксистской партии в России, написать фундаментальный труд по философии социальных проблем.

       Книга уникальна тем, что непосредственно сопоставляются философские категории «Науки логики» Гегеля с современным российским социальным материалом. Он показал, как законы диалектики работают в современной российской действительности.  Получается очень интересная картина. Одни изучают Гегеля, не интересуясь социальными и экономическими проблемами, другие, изучают социальные и политические проблемы, но не знают «Науки логики». Получается, ни то, ни сё. Здесь же получился глубокий синтез. Читатель, изучавший логику Гегеля, видит, как сквозь эмпирический материал общественного развития проявляются законы диалектической логики.

       К примеру, что есть развитие? В это понятие он заходит с позиции конечного и бесконечного, через категорию изменения. С таким подходом развитие воспринимается и понимается как простая категория. Человек неподготовленный не сможет чётко сформулировать это понятие. В основе этого простого понятия лежит логика изменения, движения и противоречия. М.В. Попов разъясняет, что значит историческое изменение, развитие и исторический прогресс. Он поясняет,  как действуют категории: способ производства, общественные отношения, общественное бытие.

       Преимущество этой книги в том, что она написана на основе лекций, которые он читал студентам. По этой причине, она доступна и проста. Некоторые места книги передают разговорный стиль изложения материала. В процессе чтения лекций студентам всё разъясняется до мелочей, материал становится предельно ясным и прозрачным. Понятие для того и существует, чтобы через простое хорошо просвечивало самое сложное.  Гегель говорит, что сложное и запутанное нужно свести к простоте понятий. Эта задача решена М.В. Поповым очень хорошо.

       Книга его будет полезна и интересна не только профессорам, докторам и кандидатам, но и другим людям, которые самостоятельно постигают диалектическую логику и применяют её в практической деятельности, то есть, в своей повседневной жизни. Правда, пока что журнал «Философия и общество» что-то не публикует её.  В своих произведениях М.В. Попов, по существу, представляет и пропагандирует метод применения диалектической логики Гегеля к социальным проблемам и иным проблемам человеческой жизни. Диалектический метод им последовательно применён к движению социальной жизни. Благодаря этому получается гармоничная картина мира из, казалось бы, несвязанных между собой процессов и явлений.

       Цельность картины мира обусловлена классовым мировоззрением. Эта работа направлена на прояснение классового самосознания. Последовательное применение классового подхода к решению социальных задач и проблем выявляет прогрессивные тенденции в обществе.  М. В. Попов впервые и по иному поставил вопрос о способе производства и его фундаментальной роли в философской концепции общества. У многих людей, начинающих социальных философов не вполне осознано понятие способа производства, производительных сил и производственных отношений. Не все ясно представляют, как эти категории связаны между собой и как взаимодействуют.

       Есть учебник философии Алексеева и Панина 2012 года.  Как там разъясняется вопрос об общественном развитии и прогрессе? Профессора разъясняют эти понятия схоластически бессвязно, поясняют свои утверждения неудачными примерами. В учебниках дана «жвачка» пустая ненужная и метафизическая. Книга Попова выросла из самой жизни. Философия и есть – говорил Гегель – эпоха, выраженная в мыслях.       
      


Рецензии
В Конституции СССР было противоречие между ст.6 и ст.2,в результате Союз распался...
http://www.youtube.com/watch?v=mRrU_1ZtvPs

Михаил Иванович Второй   27.06.2017 22:01     Заявить о нарушении