О чем мечтает каждый?

 
О чем мечтает каждый?

Я имею в виду не только общественные идеалы людей, их социальные устремления, способные изменить окружающий себя мир. Бессознательные личные устремления каждого отдельного человека, переживающего духовный упадок в рыночном обществе, - упадок, который соответствует распаду отжившей себя системы.

Что такое фантазия, мечта? Наши идеалы, интуитивно влекущие нас к грядущему. Стремления к будущему, выходящие за пределы настоящего. Без идеалов и стремлений нет будущего и не может его быть. Будущее в нашем сознании может появиться не только как мечта, но и как интуиция. И к будущему человечество всегда шло только ощупью, страстно мечтая о нем. Но чтобы наши мечты не были утопичными, иллюзорными, мы должны познавать нашу реальную жизнь и идти к будущему, отталкиваясь от действительности как от состояния, уже не удовлетворяющего нас. А недовольство с настоящим укладом жизни - это первая предпосылка, толкающая мышление человека на поиски и мечтания.

Совершенствовать существующую форму жизни – это одно (массовое представление), а коренным образом ее изменить – это другое. Но эта потребность первоначально и возникает как мечта, как стремления к изменению жизни. И если такая потребность сложилась в головах людей, пусть даже в наименьшей части (2-3 % населения) то жизнь изменится. Тогда старая система разрушается как результат становления нового во внутренней сущности бытия. Но два_три процента населения ничего не решает, если не сложилось названное недовольство в сознании широкой массы.
Но для этого в первую очередь необходимы экономические и культурные предпосылки и соответствующая им внутренняя необходимость. Если будущее нам представляется, например, в виде «изобилия и свободного потребления» или «высокой технологии», то они, как объективные общественные условия, уже сложившиеся в социальном и культурном развитии, свидетельствуют о том, что будущее, к которому мы стремимся внутренне, уже необходимость. И как таковая она и развертывается во внутренней сущности бытия. Само собой разумеется, в тех обществах, которые еще озабочены «хлебом насущным» и которые свою основную силу тратят на эту экономическую необходимость, и речи быть не может о будущем в человеческом смысле. И для них главной задачей остается еще освобождение людей от материальной нужды и необеспеченности. Поэтому и стремления людей еще ограничиваются «изобилием и свободным потреблением», а общество еще занято «трудом», «производительностью труда» и т. д..
Мы же исходим из предположения, что все необходимые предпосылки для того, чтобы идти к будущему, полностью созданы, и общественное развитие для осуществления этой необходимости должно активизировать индивидов, то есть оно нуждается в развитии духовных и сознательных начал в массе, - в человеческого фактора. Развитие к будущему и реальные изменения, несущие обновления, не могут совершать.


korgambaev.zharasbek@yandex.ru


Рецензии