Празднование Пасхи на малой родине
Мы, уроженцы Ивановской области, еще помним дух всенародных праздников, когда наши родители и особенно бабушки, загодя готовились и отмечали памятные дни по церковному календарю. Советские праздники были тоже в почете, но их было меньше и отмечались они как – то по - другому, казенному, и многие не понимали смысла в них, дефилируя с гармонью и с флагами по деревне через коровьи лепешки , ценя лишь дополнительный день отдыха.
Подготовка к Пасхе в деревнях велась заблаговременно и весьма обстоятельно. Старики строго соблюдали Великий пост, перстами осеняя себя, грешных, чуть заслыша глас небесный сверху от далекой старой церкви в Ногинской, но могли позволить себе тут же или вечером, уже стоя под образами, ковшичек самой "малости" в виде мутной бражки. И ворчание старой бабки про богохульство, и трехкратный крест от принятого на душу греха, забытого тут же под колокольный звон и добрая его улыбка и запрещающий перст, указующий на гору свежих яиц лежащих на рундуке. Это к Пасхе!
В то время разговоры и жизнь сельчан была от праздника к празднику. Кто к кому пришел, что случилось с кем-то, иль какое произошло малое или великое событие - все было связано с церковными датами. На Пасху - погуляем! Пускай в страстную неделю на столах из струганых досок была скудная снедь, а на лавках в поочередной избе сидели сельчанки и слушали чтения на старославянском языке. Читала как правило грамотная и с певучим голосом женщина. Мальцы, усевшиеся по полатям да на печке, слушали разговоры и гипнотические молитвы поначалу с разинутыми ртами, но потом пытались пошуметь и развлечься. Но пришикнутые матерями, порой засыпали под разговоры и песнопение о непонятной им жизни. И снились им картины и горы сытой и вкусной еды, крашеных яиц, творожной пасхи, куличей с изюмом и с диковинной ванилью. И горой лепешек со сметаной в которую с трудом входила ложка. По той и другой интересной причине малые ребятки увязывались за старыми и еще неумело, но нерешительно учились креститься перед иконами сначала в деревенской избранной избе, а потом и в церкви Спасс – Бережок в д. Ногинская Кинешемского района.
Бабушки наши были тихи в это время, посвящая долгие вечера в посиделках в отдельных избах, с рукоделиями, судача о тихой сельской жизни и перебирая судьбу каждого сельского жителя. Секретов в деревне, практически не было. Жизнь каждого была как на ладони. Мы же, мальцы и девчонки,сидели по лавкам и на русской печи. убрав занавески, и широко разевали рот от той степенности и важности обсуждаемых дел и судеб нашими бабками. И ведь это было значимо, это мы потом понимали, что решение или обсуждение оказания чьей-то или кому-то помощи среди наших матерей находило потом воплощение в общедеревенском строительстве или осуждении поведения нерадивых.
Великого праздника Пасхи ждали на селе задолго, до запуска коров. Это уже потом после отела кормилиц, собиралось свежее жирное молоко и сбивалось вручную сливочное масло. Это мы, сделав уроки, бесконечно катая на коленях банки со снятыми сливками, собирали ложками масло, такое густое, что в нем при комнатной температуре стояли и не падали кухонные ножи. Пасха – масса из творожных кокурок со сметаной, маслом, сахаром и обязательно с добавлением изюма и одной шоколадки, торжественно возвышалась над столом, накрытая чистым вышитым рушником. Но убиралась от жадных детских глаз и хранилась накануне праздника в рундуке. Впрочем, она была не раз предметом детского посягательства еще до праздника.
Загодя бабка собирала луковую шелуху в плетеной корзине, чтоб потом в чугунке
и в русской печи варить в этой шелухе свежайшие куриные яйца. Эта суета около печки, с ухватом, тяжелыми чугунами, где одновременно томились и топленое молоко с коричневой жирной пенкой, и куличи, и пироги с плюшками. На столе словно у древних колдуний, были приготовлено растопленное сливочное маслице в глиняной плошке, с накрытой куриными перышками для смазки пирогов и плюшек. Изюм, мак, орехи, сахарная пудра - всё это недоступное до праздника великолепие манила и зачаровывала детские души.
Кучка горячих окрашенных деревенских яиц, сложенных в лукошко, с причудливыми узорами от луковой шелухи, располагалась горкой, чтоб потом похристосовшись с неизменной фразой "Воистину воскресе!" шишками обозначалась на наших лбах. Но всё было непременно с шуткой и весельем. В деревне всегда было принято удивлять других сельчан способом и красотой разукрашенных яиц, то кто-то применял листочек, узор, веточку, то необычный раскрас яиц, всегда были предметом легкой зависти и подражания у местных ребятишек. Особенно эффектны были раскрашенные огромные гусиные яйца.
Во время Великой субботы, чаще в церкви или дома перед иконами, бабушка и дед, начиная с 9 часов вечера молились перед иконами, а мы, желторотые, внимали: кто с полатей, кто с рядом с ними, и ждали наступления полуночи, когда с дед и бабка, христосуясь со всеми, дарили нам крашеные яйца и целовались. Вот тот момент и наступал, когда вкуснейшие бабушкины рукоделия горой помещались на широченный стол, накрытый самой красивой скатеркой, и с благословенной молитвой все приступали к настоящему лакомству. Деревенскому пузу никогда не претило быть набитому доверху и еще чуть-чуть сверху. Но сон после такого изобилия нам казался райским.
Наступала пора народных гуляний. Пасха – время гостей, гулянок и веселья. Детвора не отставала. Ребята постарше, заранее собирали со всех небольшую денежку, и, замеряв необходимую длину, гурьбой ходили в сельмаг покупать толстую веревку. Находилась широкая толстая доска длиной 6 метров, делались в ней зарубы для крепления веревки и вот они уже готовы – крылатые качели, укрепленные на деревенском заброшенном току, на балках, под самым потолком. Народу детского было много – до 30 и более человек бесновались, пели песни и просто орали на самом краю леса в заброшенном току. Говорить, что было весело – значит, ничего не сказать о нашей жизни.
Взрослых почти не было, приглядывали за нами парни постарше. На края качелей вставали по очереди, раскачивая их до самого потолка и с девичьим визгом, уханьем и криками сотрясали старые толстенные конструкции сарая.
И так всю пасхальную неделю, до тех пор, пока не перетиралась веревка, которая укорачивалась, опять связывалась узлом и так потом просто катались на обрывках веревки. Крики стояли вечерами громче, чем на современных танцполах.
Живность у леса в вечернее время сначала затихала, но потом, по возвращению домой уже ночью, мы снова слышали и выпь, до жути пугающей нас, и далекий гон свирепых лосей и вспархивающих рябчиков по редколесью на околице. Ручьи и половодье было в разгаре и мы, мокрые и довольные, еле доползали до кроватей. Снова была крынка топленого молока с коричневой пенкой, краюха кулича, пирог с яйцом и зеленым луком, плюшка в руку наверх сыт. И глубокий сон на печи и снилось нам счастье, что было у нас перед глазами – НАСТОЯЩЕЕ ДЕТСТВО. И долгожданная красивая Пасха. Как мечта, которая сбылась...
Но было у взрослых поверье, что в это светлый день весь мир веселится и все веселится на Небе, а солнце на восходе радостно играет разноцветными лучами. Оно кувыркается, крутится, пульсирует и переливается разными красками. Те кому сподобилось видеть это необычное явление, рассказывает, что восходящее солнце в буквальном смысле мечет лучи, как бы выпрыгивает из своих пределов и оболочки, выплескивается как огненная лава. И кажется оно танцует!Солнечный диск на какой-то момент остается один, без своих ослепительных лучей, вокруг него возникает золотой ободок , поворачивающийся, как маятник, то вправо, то влево. Солнце на глазах меняется: из круглого превращается в треугольник, через мгновение превращается в яйцо, иногда в квадрат. Кое-кто видит, как солнце при своем движении описывает траекторию креста: вверх -вниз, вправо-влево. Цвет солнечного диска тоже меняется, переливаясь от багрово-красного в светло-розовый, а затем в оранжевый.
Поскольку игру Солнца большинство очвидцев видели в Пасху, многие относятся к этому явлению, как Чуду Божию. Воскрес Христос! Люди вверили - Солнце разделяет с людьми радость великого праздника.
Чтобы лучше рассмотреть, как пляшет и веселится красно солнышко в день Пасхи, сельчане рано утром устремлялись к окрестныи холмам и пригоркам, а молодые забирались на крыши сараев и домов. И те, кому удавалось увидеть игру Солнца, передавали потом сие известие, как благой вестник. Не все верили, но ведь и Фома тоже не верил...
Осталось мало у людей веры. Все больше в жизни борьба за существование. Но осталось еще в душе у каждого православного вера в Чудо, вера в Бога, вера в Любовь и светлое Будущее. А иначе зачем жить?
Свидетельство о публикации №216020902643
Татьяна Аленчикова 24.11.2016 18:17 Заявить о нарушении
Леонид Околотин 24.11.2016 23:28 Заявить о нарушении