6. Согрелись

см.ФОТО:
Та самая забегаловка. "Желток"-называется.

Мне повезло: я знал страну,
одну-единственную в мире,
в своем же собственном плену
в своей живущая квартире.

И.Губерман.





 Бежим  после занятий  по улице Льва Толстого, в центре столицы. Наши  форменные куртки-ватнички, греют не ахти как. На углу, в месте стыка с улицей Пушкинской, вижу захудалую забегаловку, с вывеской "Желток". Мы как обычно, втроем, я , Байда и Западовский.
-Мужики! -говорю, - а как вы смотрите на то, чтобы слегка согреться?
- Да мы - то положительно, - отвечают они, - только вот на какие шиши?
- У меня в кармане только копейки,- говорит Андрей.
- У меня тоже, -бубнит Иван.
- Зато у меня, - говорю, - аж целых девять гривен!
Думаю, что  хватит на то, чтобы по соточке коньячка пропустить?
- Ну тогда идем, - говорит Андрей.
И мы юрко просочились внутрь кабачка. Маленькое, тесное угловое помещение. Извилистая, под модный тогда мрамор, с блестящими никелированными дугами-бордюрами, стойка. За ней два пацана-бармена, чуть моложе нас. Зальчик на три столика.
- Можно к вам? -задаю тупой вопрос половым, которые в это время активно протирают стекла своих и без того прозрачных до невидимости бокалов.
- Конечно, проходите, - хором отвечают они.
- Нам бы грамм по сто коньячку, -спрашиваю я на
правах хозяина «внушительной суммы» у меня в кармане. Официанты смотрят на нас,серьезных  трех майоров, соображая, что мы, видимо, надежно платежеспособные, и подобострастно заявляют, растерянно глядя на свои полки:
- Ой, извините, а у нас то и нет приличного для вас коньяка.
-Как это так? - тоже  удивленно спрашиваем мы.
- Да уж так случилось. Выпили все, а свежего не подвезли.
- А какой тогда есть?- еще не очень врубаясь, продолжаю я.
-Да вы его и пить - то не станете, так, самопал, по тридцать гривен сто грамм.
-О, нет, конечно, мы такого даже пробовать не станем, -  лепечу я им, а у самого волосы на голове зашевелились от мысли, если параша по тридцать гривен сто граммов, то почем же тогда более -менее приличный напиток.
- Ладно, - говорю, продолжая играть роль солидного посетителя,  - может хоть  водка у вас есть нормальная?
-Ну, надо же такому случиться, - отвечает один из барменов,  -и водки сегодня нет достойной.
- А почем та, что есть в наличии?
- По десять гривен сто граммов.
- Н-да, действительно, надеюсь хоть кофе то у вас есть? -задаю я этот вопрос  халдеям, а сам смотрю на своих друзей-товарищей, и вижу, что они аж сжались в комки от напряжения-переживания, что нам, видимо, и на кофе здесь не хватит.
- Пожалуйста, присаживайтесь, сейчас мы вам подадим.
И мы поползли в  самый угол, за дальний  столик.
- Вот так влипли, - говорит Андрюха, начмед танковой  дивизии в Черноморке.
- И ведь это какая -то захудалая забегаловка на углу. А какие же тогда расценки в каком -нибудь приличном ресторане? - бормоча под нос, задает сам себе риторический вопрос Иван, начмед Тернопольской артиллерийской дивизии.
- Нам ведь может и на кофе тех гривен, что у тебя не хватить, -волнуется Андрей, - что будем делать?
- Оставим тебя в залог, а сами помчимся на «Нивки» за деньгами, - пытаюсь подначивать я.
- Я отдам свои часы в залог, - говорит Иван, - а завтра заеду выкуплю.
- Так стыдно же как будет, -шепотом произносит Андрюха.
-Да ладно, как - нибудь переживем этот стыд, - пытаюсь хоть как - то утешить друзей я, понимая свою вину, ведь это я втравил их в это дело, погреться.

    Наконец, нам подали три миниатюрные чашечки горячей, темно -коричневой бурды. Лично мне было совершенно непонятно,  подождать, когда оно слегка остынет и проглотить одним маленьким глотком всю сразу, или изображать гурмана и цедить по капле. На столах, надо отдать должное этому заведению, стояли приличного размера лоханки с сахаром. В них торчали чайные ложечки, с намеком, мол, бери сахара кому сколько хочется. Ну, мы и подсластили, не жалея. Знаем ведь, что глюкоза, якобы, дает согревающий эффект.

    Как мы его не растягивали, тем не менее, выпили очень быстро. И ничуть не согрелись, только во рту было горько-кисло. И в первую очередь, от переживания, что не хватит денег расплатиться. Разговор не клеился. Дружно встаем и тянемся к выходу вдоль все того же прилавка.

- Что с нас?- продолжая играть роль, спрашиваю я.
-С вас девять гривен, -четко произносит гарсон.
- Пожалуйста, -небрежно швыряю я на стойку, свернутые в трубку замусоленные, девять по одной купюре, нагретые от переживания теплом моей руки, гривны. Не дожидаясь, пока он пересчитает, мы гуськом, пригибаясь в низком проходе, выскользнули на улицу. И только здесь дружно перевели дух.

- Ну, надо же, как раз хватило, -со вздохом облегчения произнес за всех Андрей.
- Чтобы я еще хоть раз сунулся куда- нибудь, в подобное заведение, да пусть оно горит синим пламенем!- это возмущался вслух от пережитого позора, Иван.
- Вот до чего нас довела нынешняя власть, -резюмировал я. И мы шустро, чтобы снова не замерзнуть, побежали на трамвайную остановку.

 Стыд от пережитого унижения грызет меня до сих пор. Еще каких -то десять лет назад, будучи лейтенантом, на десять рублей, я мог смело заходить в подобную лачужку. Теперь, будучи майором, со своей сотней гривен, я не имею права даже на вывеску этих заведений смотреть. Вот, как круто! Все по плану, все в точности, как записано в «протоколах сионских мудрецов». Ах, вы их не читали? Погуглите, не пожалеете.

     На наших глазах шел тотальный разгром вооруженных сил, а мы не имели никакой возможности противостоять этому процессу должным образом. Нас лишили возможности получить даже заслуженное потом и кровью сносное жилье. Дать крышу над головой своей семье.  В то же время нас смертельно боялись враги, которые прекрасно осознавали свою ответственность за содеянное над народом злодеяние. А оно ужасно. Нас лишили даже личного оружия, при этом вооружив «частные охранные структуры», а позже создав целые карманные армии. Менту, сержанту, стоящему на перекрестке, доверили автомат. У  армейских офицеров отобрали и спрятали в сейфы, от греха подальше даже штатные пистолеты.

         Предельно унижая, бросили в «награду» за многолетнюю службу в нищенское положение, на социальное дно. Мы продолжали  терпеть, надеясь на чудо. Терпели,  надеясь получить хоть какие -нибудь гроши сегодня и дотянуть всеми правдами и неправдами до копеечной пенсии завтра. Другие мечтали об очередном воинском звании, даже не пытаясь сопоставить, что советский майор по своему реальному социальному положению был не ниже нынешнего генерал-майора. Все шло к тому, что скоро можно будет всем хоть генералиссимусов присваивать. Работа по окончательному развалу мощи бывших ВС находилась в пике разгара. И когда она завершилась, то бывшие военнослужащие, бывших  вооруженных сил стали никому уже не нужны.


    В последние годы у нас, отбирали долю за долей все, что мы ценили на земле, благодаря чему ощущали себя людьми: честь, славу, веру в свое предназначение, Родину. Теперь враг был повсюду, но с туманным, не проявленным ликом. Словно нас Господь поразил куриной слепотой. Оплеванные, осмеянные, товарищи спивались, стрелялись, увольнялись. В словесной мути, в фарисействе, честное сердце растворяется быстрее, чем в серной кислоте. Потеря ясности цели для истинного военного, подобна самосожжению.

 Не почет и обеспеченную старость мы заслужили, а в лучшем случае сочувствие со стороны таких же нищих гражданских лиц. Да и последнее сомнительно, ибо не  будет обороноспособности- не станет и отечества. А на какие милости от завоевателя может рассчитывать офицер разгромленной армии? Разве что только изменники могут ожидать свои тридцать серебряников.

На дворе стояло время завершения эры  "Великого хапка".



            


Рецензии
Владимир, последние фразы очень сильные! "Потеря ясности цели для истинного военного, подобна самосожжению".
Задело!

Людмила Жоголева   30.04.2017 06:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.