И куда ни взгляни - всё родное. Анатолий Козлов

        По разному приходят в поэзию люди. Анатолий Михайлович Козлов как поэт сформировался в суровые годы войны.
        Родился он 4 октября 1916 года в Ленинграде. В 1918 году родители переехали в Красноярск, а в 1934 - в Кемерово. Анатолий мечтал стать художником, учился в Омском художественном училище. Но в 1938 году, c 3-го курса, был призван в Армию. Служил на Дальнем Востоке в авиации. Участвовал в войне с Японией, освобождал Северную Корею. Вернувшись после войны в Кемерово, получил юридическое образование и 26 лет отработал в Кемеровском областном УВД. Ушел в отставку в звании майора. Был награжден орденом Отечественной войны II-ой степени, орденом «Красная Звезда», двумя медалями и другими наградами.

        Первые стихи Анатолий Козлов опубликовал в армейской газете в 1943 году. Писал о том, чем жили на войне - он сам и его товарищи - об очередной атаке, о друзьях-товарищах и о смерти, которая всегда была рядом, и к которой никак нельзя было привыкнуть.

           ***
        Вокруг меня дымят одни воронки,
        И все перековеркано кругом.
        Неужто улетела похоронка
        Как черный ворон, в мой родимый дом?

               ***
        Я помню бой
        Жестокого накала,
        Застрявший в горле
        Слез горючих ком.
        Как кровь на снег
        Все медленней стекала,
        Из сердца друга
        Теплым ручейком.

        Содержанием его стихов тех огненных лет была война во всех ее проявлениях и, которая навсегда осталась в памяти поэта. Увиденное и пережитое за долгие годы стало основой творчества Козлова.

             ***
       Не забыть мне одно сраженье
       Как, врагу нанеся урон,
       Выручали из окруженья
       Нашей армии батальон.

       После войны Анатолий Михайлович Козлов стихов писал мало. Много сил и времени отнимала работа в органах УВД. Но, выйдя в отставку, вновь вернулся к литературному творчеству. Только теперь уже писал больше о природе.
«Все пережитое и особенно жизнь в деревне - ежедневное, ежечасное прикосновение к покоряющей меня природе - заставило погрузиться в дорогой для меня мир поэзии»,  - писал А. М. Козлов.
      Первая книга стихов «Тонкорунные снега» вышла в 1989 году. В последующие годы были изданы сборники стихов: «Золотая грусть», «Скажи мне «да», «Заря любви»  и другие. Был принят в Союз писателей России.

               ***
        И куда ни взгляни - все родное.
        По отцовским ступаю следам.
        Русь ты, Русь! - мое счастье земное.
        Никому я тебя не отдам.

              ***
        Ох, родимая сторонка,
        Без тебя мне нет житья.
        Балалаечкою звонкой
        Льется песенка ручья.

             ***
        Уже темнеет ив гряда.
        За ней - все, как огнем объято
        Холодным пламенем заката
        Горит озерная вода.

       И хоть писал Анатолий Михайлович последние годы больше лирические стихи, но тема войны по-прежнему незримо присутствовала в его творчестве.

            ***
       «К смертям у нас не может быть привычки…
       Знать, крепко я у прошлого в плену,
       Коль даже уголек и пламя спички
       Напоминают страшную войну».

             Памяти друга

       Гляжу на ордена шахтерской славы –
       В глазах моих туман и в горле ком.
       Давно ли, друг, в зубастой черной лаве
       Дробил ты пласт отбойным молотком?
       Вот Красная Звезда блестит эмалью,
       Медали тихо, жалобно звенят.
       И я июнь далекий вспоминаю,
       И женский плач, и путь в военкомат,
       И - фронт, и пот у раскаленной пушки,
       И звонкий голос твой: «Огонь!», «Держись!»…
       На бархатной, на маленькой подушке
       Сияет вся твоя большая жизнь.


       Формулу своей поэзии Анатолий Козлов озвучил в стихотворении:

       «Пишу я для души, для интереса 
       И чтоб разбавить жизни грусть,
       И плеск воды, и песни леса 
       Запоминаю наизусть».

       Умер Анатолий Михайлович Козлов 12 марта 2003 года, оставив на память не только поэтические сборники, но и песни, написанные на его стихи композиторами Е. Луговым и  Н. Хлопковым.


Рецензии
Катенька, большое сиасибо за знакомство с творчеством Анатолия Козлова- порадовала меня его стихами, они просто прелесть-с теплом души- Татьяна

Татьяна Бродская   27.03.2016 10:24     Заявить о нарушении
Добрый день, Танюша!
Рада, что заглянула в гости.

С наступившей весной тебя!
Катерина

Екатерина Тюшина   27.03.2016 13:20   Заявить о нарушении