ХР Первобытная азбука Звук и буква Х

ХР. 2.7.79.24. Первобытная азбука. Звук-буква «Х, х».

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 79.24. Первобытная азбука. Звук-буква «Х, х».


Иллюстрация из открытой сети Интернет.

База данных главы:

Научно-редакционный совет издательства «Советская энциклопедия», Институт языкознания АН СССР, Лингвистический энциклопедический словарь, Главный редактор В.Н. Ярцева, Москва, «Советская энциклопедия», 1990.

Википедия, энциклопедии, толковые словари, монографии, школьные материалы учителей словесности.

База данных о количестве русских слов (более 40 000), слов, которые начинаются на конкретную букву русского алфавита и в которых есть конкретная звук-буква русского алфавита, на сайте http://www.crossworder.ru.

Егорова О. В.  Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М.: «Издательство «Гном и Д», 2005.



Африка. Ближний Восток. Саудовская Аравия. Южная Азия. Пакистан. Индия. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Первобытные традиции речи. Первобытная азбука. Звук-буква «Х, х». 47 000 до н.э.




«Х, х»


Вероятно самый естественный, понятный  и непротиворечивый звук, который могли и могут произносить все люди на Земле, это звук «х».

Все люди, всех времён и весей, практически одинаково, без переводчиков и подсказок правильно примут и поймут следующие звукосочетания: «Охо-хо-хо!» (символ и признак усталости), «Ах! Ах!» (символ восхищённой радости), «Эхе-хе-хе!» (символ досады), «Э-эх! Э-эх!» (возглас танцев вприсядку), «У-ух! У-ух!» (возглас махового усилия).

Также всем без исключения людям (первобытным и современным), несомненно, знакомы звуки, издаваемые храпящими во сне людьми, а также звуки-хрипы больных и раненых…


Звук «х» одновременно простой (обычный выдох) и сложный, потому что требует особого положения языка и голосового аппарата. Звук «х» произносится двояко: созвучно  в соединении со звуком «а» - «ха» и очень кратким выдохом - «х».

При произнесении громкого звука «х» голосовой звук получается только при добавлении к шумовому звуку «х» гласного звука «а» - «Ха!». Лучше всего звуки «х» и «ха» получаются во время эмоционального смеха…

Вот почему шумовой согласный звук «х» бывает твёрдым и мягким, много оттеночным, с вариациями.

Такая простота произношения и общечеловеческая естественность звука «х» свидетельствует о древности, первобытности этого звука в человеческой речи. Отсюда, вероятно, значение звука «х» не только в звукопроизводстве, но и в словообразовании, в формулировании определённых видовых и звуковых структур-образов, понятий, значений.

Звук «х» изначально является словообразующим звуком, без которого невозможен образ понятия (субъекта, объекта, события, явления, процесса, феномена), а также теряется смысл структуры-образа. Вот несколько слов-понятий без звука-буквы «Х, х»: пету…, пасту…, лопу…, горо…, отды…, запа…, шоро…, мо…, сме…, стра….

Смена созвучных звуков «с – х», «г – х» приводит к полной смене структур-образов, например: салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть.

В этих парах структур-образов только пара «голод – холод» имеет не только созвучие, но и системное единство понятий, так как холод сопряжён с потерей жизненной энергии (калорий), а значит, с возникновением ощущения голода (потребности  в жизненной энергии, калорий).


Весьма вероятно, самыми первыми человеческими звукосочетаниями со звуком «х» были «хохотушки» - «ха-ха-ха», «хи-хи-хи», «хо-хо-хо» и «хе-хе-хе»…

Возможно, ещё самые древние архантропы, питекантропы и неандертальцы, увидев какую-либо смешную неловкость (например, нелепое падение), заходились смехом – хохотом хохотали.


Возможно, всем первобытным людям данного времени (50 000-40 000 до н.э.) была бы понятна и близка современная школьная песенка для обучения автоматизации произнесения звука «х»:

Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху
Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.


Звук-буква «Х, х» (современное название «ха», «хэ») – буква всех славянских и кириллических алфавитов: в болгарском – 22-я, в русском – 23-я, в белорусском – 24-я, в сербском и украинском – 26-я, в македонском – 27-я.

Форма буквы «Х, х» простейшая – перекрестие косых чёрточек-резов, поэтому эта форма используется в письменностях некоторых неславянских народов.

В глубокой старине в старославянском и церковнославянском алфавитах звук-буква «Х, х» имеет собственное наименование «хъръ» («хер»). Учёные-лингвисты до сих пор сомневаются и достоверно не утверждают источник и первопричину возникновения такого «срамного» наименования звука-буквы «Х, х».

Считается, что это слово-наименование произошло от слова-понятия «херувим», но в нём нет звука-буквы «ять». Другая версия предполагает происхождения слова-наименования «хъръ» или краткое и твёрдое «хрр» (как всхрап) из древнегреческих слов-понятий типа «;;;;;;» или «хе;рэ» (радуйся), или «;;;;» (хир - рука).

Действительно, древнейшее первобытное приветствие-оклик-окрик звучит так – «Хай!» и имеет происхождение из окрика «Эй!», «Гэй!», «Хэй!». В дальнейшем эти оклики-приветствия преобразуются во всем известные: древнегреческое «Хайре, критянка», немецкое «Хайль Гитлер» и русское «Пхай! Пхай!».

Кстати, «Пхай-пхай!» - это жаргонное русское междометие, выражающее любую эмоцию, в том числе лозунг русско-советско-индийской дружбы» «Хинди-руси бхай-бхай!» («Индусы и русские братья»).


Традиционно считается, что формы букв современных алфавитов взяты из древнегреческого алфавита, в котором тоже есть звук-буква «Х, х» или «хи». Есть предположение, что форма буквы «Х, х» - это видоизменённая форма латинской буквы «H, h»…

Однако исторические и археологические факты доказательно свидетельствуют, что до возникновения каких-либо изображений букв письменной речи, первобытные и древние люди использовали просто изображения, среди которых самыми распространёнными были простейшие знаки-символы – точка, вертикальная чёрточка-палочка, горизонтальная чёрточка-палочка, перекрестие чёрточек-палочек, свастика, треугольник, ромб, квадрат, овал, круг и косой крест...


Несомненно, в данное время (50 000-40 000 до н.э.) первобытные люди, классические неандертальцы, особенно, классические кроманьонцы, ведают и умеют наносить на свои лица и тела черты и резы, рисунки и татуировки, знаки и символы.

Почему «несомненно»?

Потому что ещё 75 000-70 000 лет до н.э. обитатели южноафриканской пещеры Бломбос оставили на куске охры гравировку (царапины) в виде правильного геометрического Х-образного узора из косо перекрещённых чёрточек (смотри иллюстрацию к данной главе). Это достоверный археологический артефакт и реальный действительный факт…

(Смотри главу «ХР. 2.6.31. Эпоха первобытных цивилизаций. Гравировка охрой»).

Тогда (примерно 77 000 лет до н.э.) на стене в южноафриканской пещере Бломбос её обитатели оставили гравировку охрой – самое ранее бесспорное произведение мобильного первобытного искусства в истории человечества.

Африканские неоантропы-палеокроманьонцы впервые стали пытаться выразить свои ощущения, чувства и мысли путём нанесения нестираемых следов на твёрдом носителе. До этого они только широко использовали защитную или ритуальную окраску лица и тела.

Кстати, в пещере Бломбос в Южной Африке первобытные люди или гоминиды обитают и оставили следы обитания давностью в 140 000 лет до н.э. Получилось так, что 77 000 лет до н.э. пещеру завалило песком и она оказалась законсервированной на многие тысячелетия.

В пещере Бломбос были обнаружены две пустые раковины моллюсков «морское ушко». Внутри раковины покрыты жёлтой охрой, а также мелкими частицами костей и древесного угля. Возможно, в этих раковинах обитатели пещеры Бломбос разводили краски для нанесения рисунков на лицо и тело, на шкуры животных и стены пещеры.

Рядом с раковинами будут найдены изделия из камней и костей, которые могли использоваться для размельчения и смешивания красок. При этом, судя по характерным следам, кости нагревались на огне, а растопленный жир использовался в качестве основы для красок. На внутренних стенках раковин остались следы от жидкой массы, возможно, воды или мочи.

Среди многочисленных артефактов в этой пещере будут обнаружены наконечники для стрел, выполненные из силкрита - затвердевших слоёв кремнезёма. Некоторые из наконечников были изготовлены и заострены путём отжимной ретуши.

Для этого к краю оформленного наконечника с усилием прижимается другое орудие, чтобы отслоить тонкие частички. Перед этим наконечники нагревались на огне, чтобы при нажатии они не трескались и лучше отслаивались.


Таким образом, Х-образная форма черт-резов могла и была знакома первобытным людям, имела понятное им значение, содержание, структуры-образы.

Возможно, уже в данное время (50 000-40 000 до н.э.) косое перекрестие двух чёрточек-резов означало скрещение людей, их соитие, совокупление, а может быть ещё что-то…


В исторической древности существовало и другое (глаголическое) начертание звука-буквы «Х, х», так называемое «паукообразное» О древности знака звука-буквы «Х, х» свидетельствует её форма в древнеславянской глаголице – «в виде кружка с четырьмя крючочками по углам», что очень похоже на схематичное изображение паука (Википедия).

Это изображение звука-буквы «Х, х» очень редкое, «оно встречается в (письменных) памятниках (всего) 4 раза: 1 раз в Ассеманиевом Евангелии и 3 раза в Синайской псалтыри» (Википедия).

«Во всех (указанных) случаях (паукообразный) знак («Х, х») передавал первую букву в слове «хлъмъ». По данным «Азбучной молитвы» Константина Преславского и Мюнхенского абецедария, «паукообразное х» входило в глаголический алфавит как отдельная (33-я по счёту) буква» (Википедия).
 
На деле, в скорописи, буква «Х, х», так же, как звук «х», использовалась подобно произношению – вскользь, почти незаметно, одним росчерком, почти без отрыва от поверхности письма. В результате, в рукописях вид буквы «Х, х» был подобен букве «А, а».

Только в результате реформы гражданского шрифта в России во времена Петра I вид славяно-русской (кириллической) буквы «Х, х», получит форму классической латинской  буквы «икс» (Х, х).

Кстати, форма буквы «Х, х» является символическим изображением человека с раскинутыми в стороны руками и ногами и это положение тела человека совершенно естественное, привычное, обычное, традиционное…

Произношение звука «х» во всех языках твёрдое или мягкой. Причём в сербском языке звук «х» ослабляется практически до полного исчезновения, а в русском языке звук «х» имеет своё «твёрдое» самостоятельное и словообразующее значение (например, в сложносоставных словах - «двухэтажный»).

Характерно традиционное (очень древнее) отношение к форме звука-буквы «Х, х» - косой крест. Косым крестом, как правило, на схемах и картах традиционно обозначают места схронов, тайников, места встреч, перекрестие троп и дорог, место нахождения чего-либо.

Косым пересечением чёрточек-палок-мечей-шпаг, как правило, изображают битвы, дуэли, стычки, бои. «Косой крест» - это традиционное символическое изображение сильных эмоций, чувств, радости, страданий, распятия. Вот почему косой крест – это всегда универсальный знак какого-либо «скрытия» или «закрытия» (посмотрите на правый верхний угол открытого окна любой компьютерной программы).

Вот почему одними из самых древних, стойких во времени и пространстве устных выражений являются фразы: «Ну и хер с ним!», «Ни хера подобного», «На хер мне это надо» и т.д. и т.п.

Вот почему старинное название звука «х», как символа чего-либо сакрально скрытого, тайного, спрятанного от чужих глаз, вошло в структуру-образ-слово-понятие «похерить» - уничтожать, скрывать, отмечать что-нибудь, уничтожать или отмечать что-нибудь… изображением креста или хера, перечёркивать, зачёркивать» (Википедия).

Сейчас эти фразы воспринимаются как ругательства, но совсем ещё недавно о людях с характерной анатомической формой ног говорили: «У него ноги хером», то есть «икс образные». Например, В. Даль записал в свой Толковый словарь, что есть такая детская игра «в херики-нолики» (крестики-нолики).


Таким образом, несомненно, первобытность и древность значения, применения и использования звука-буквы «Х, х» весьма разнообразно, широко и объёмно, что подтверждают следующие факты:


Лексемы-слова из двух звуков-фонем, у которых на первом месте звук «х»: ха, хв, хе, хи, хл, хм, хн, хо, хр, ху.

Первобытные лексемы-слова из двух букв, у которых звук «х» на втором месте: ах, их, ох, ух, эх.

Лексемы-слова из трёх звуков-фонем, у которых на первом месте звук «х»: хай, хак, хам, хан, хек, хер, хим, хна, хны, ход, хоз, хоп, хор.

Лексемы-слова из трёх букв, у которых звук «х» на втором месте: мха, уха, ухо, чхи, эхо, юха, яхт.

Лексемы-слова из трёх букв, у которых звук «х» на третьем месте: бах, бух, дух, дых, жах, жех, жох, лех, лих, лох, мах, мех, мох, нюх, пах, пёх, пух, тух, тых, цех, чих, чох, чух, шах.


Ведическим образом настроенный читатель данных глав «Хронологии» может без сомнения не только своим жизненным опытом, но и инстинктивной слуховой памятью почувствовать, услышать внутренним слухом знакомые слова-понятия, увидеть (вообразить) знакомые с детства первобытные структуры-образы:

смеха, смешка – «Ха-ха», «Хе-хе», «Хи-хи», «Хо-хо», а также насмешливое – «Ху-ху»;
восклицаний: «Ах!», «И-и-их!», «Ох!», «Ух!», «Эх!»;

слов-понятий:
«хай» (лай, крики, шум, массовый оговор, ругань),
«Хай!» (приветствие),
«хам» (грубиян),
«хан» (владыка),
«Хек!» (звук-выдох при ударе камнем, палкой или топором),
«хер» (косой крест, сосредоточение внимания, сокровенное тайное место мужчины),
«хны» (слово из выражения «Хоть бы хны!», «хоть бы чего-нибудь»),
«ход» (ходкое движение, действие, поступок),
«хоп» (восклицание «Хоп!», «Хоп-хоп!»),
«хор» (многоголосое пение многих людей в одном месте, место общего ора).

(далее самостоятельно…)


По закону подобия («всё подобно всему») звук «х» в структуре-системе устной речи и языка общения выполняет ту же роль и имеет то же значение, что буква «Х, х» в письменности, в системе знаков-символов, то есть: «место сосредоточения», «пересечение путей следования», «место сокрытия», «тайное место», «тайна», «скрытие», «закрытие», «страдание», и одновременно, «раскрытие», «распахнутость», «обнажённость», «открытие», «указание».

Таким образом, звук-буква «Х, х» изначально имеет первобытное общечеловеческое значение-структуру-образ места (точки) соединения всего и вся, хорошего и плохого, тайного и открытого, нужного и ненужного.

Недаром звук «х» начинает слова-понятия согласия - «Хорошо…» и несогласия - «Хватит!».

Вот почему знак-буква «Х, х» - это символ «равновесного существования противоположностей», «преумножения всего и вся», «место преткновения», «точка превращения одного в другое».

По закону подобия (всё подобно всему) физическое воплощение (модель) изначального смысла и содержания понятия-структуры-образы символа-звука-буквы «Х, х» - это песочные часы из двух треугольных колб с узким местом соединения. В этих песочных часах песок (материя) «превращается» в пустоту (заменяется пустотой), но вместе они едины в структуре-системе песочных часов…

В дальнейших главах «Хронологии» будет поведано о «роде» (мужской фаллос), об «идоле» (материальное воплощение божества Рода), о «Мировом Древе» (структура-система ориентации мировоззрения), о «йони» (девичье и женское лоно), а также о структуре-образе-понятии «пуп» (середина, средоточие, центр чего-либо), структуры-образы которых созвучны и сообразны со звуками-буквами «Ж, ж» и «Х, х»…


Остаётся только сообщить, что в русском языке более 40 000 корневых русских слов-лексем, 6211 слов в русском языке начинаются на букву «х» и 28 220 слов, в которых есть звук-буква «х».


P.S.

Автор не оставил без внимания знаменитое слово из трёх звуков-букв, одно из которых «Х, х». Оно есть, существует, живёт и процветает, но это слово не из первобытного языка, не из первобытной речи.

Это слово практически вошло в обиход устной речи, в так называемый «матерный язык» («блатная феня») только в XIX веке н.э. История происхождения этого слова будет поведана в последующих главах «Хронологии».


Рецензии