Урок Баха, или Встреча с тобой

Завтра ... Уже завтра я встречусь с тобой.  Готовлюсь, как на свидание. Почему-то нашу встречу называют прощанием. Прощаться я не умею. А вот встречу продумываю в мельчайших подробностях. Совсем не хочется надевать чёрное. За время твоей болезни я изгнала чёрное из своей жизни. Расхаживала в синем. В цвете моего василькового детства. Помнишь, как мама плела нам венки из васильков, когда ты вывозил нас в горы?  Меня, Марину и Андрюшу. Нет. Марину, меня и Андрюшу. Так точнее. По возрасту. Также по порядку, «по росту», выстраивались на наших головах васильковые венки, один другого меньше, образуя собой своеобразную шапку...

Вообще-то, это были не горы, а холмы, но мы гордо называли их горами. Васильки росли у подножия Синей горы. Тогда-то я для себя и придумала, что гору назвали Синей из-за васильков. А как на самом деле, не знаю. Надо спросить Андрюшу. А может быть, не спрашивать? Так и продолжать пребывать в придуманном мной мире, похожем на реальность больше самой реальности?..

Я до сих пор не реализовала, что тебя нет, хотя меня уверяют, что завтра мы будем прощаться с тобой. А я иду на встречу! И не хочу надевать чёрное, хотя тебе бы это понравилось. Ты всегда очень хотел, чтобы я подчинялась традициям. Помнишь свои лейтмотивные восклицания, обращённые ко мне: «Когда ты станешь как все?» А я так же лейтмотивно отвечала: «Как кто, конкретно? Все такие разные...» Просто ты не хотел, чтобы я страдала, как страдал ты – сын врага народа, поволжский немец. Ты ещё мечтал, что я выйду замуж за русского, сменю фамилию и ... стану «как все». Помнишь  мой саркастический вопрос: «А что я буду делать с отчеством Карловна?» «Сменишь на Карповна,» - был твой ответ. Сначала я захлебнулась от возмущения, потом вышла замуж за русского и... не сменила фамилию.

Карловной меня называли только студенты музыкального училища. В театре отчества не признавали. А теперь, твоей лёгкой рукой возвращённая на родину предков, обретшая отчизну, я потеряла отчество. Забавно. А как хотелось бы ещё раз покрасоваться в этом гордом и несгибаемом отчестве (или отечестве?) «Карловна»! Но чаще всего рядом с тобой я чувствовала себя Буратиной. Помнишь, как я покупала для тебя с мамой свиные рёбрышки в русском магазине?  На вопрос продавщицы: «Сколько?» я ответила: «Три рёбрышка». У продавщицы брови полезли на лоб. А ты, уже ослабевший, с улыбкой мудрого папы Карло поправил буратинную меня: «Три полоски». Тебя очень позабавили эти мои «три корочки хлеба». Моя извечная непрактичность совсем не злила тебя. Может быть, ты её даже любил. Помнишь тобой сочинённые для меня строки:

Ну а Таня, дочь вторая,
И характером другая:
«В магазин я не пойду,
Лучше Баха повторю»...

А я правда очень не любила все эти магазины! И сейчас не люблю. Наверное, потому, что в них нельзя купить три корочки хлеба. Или можно? Но тогда у продавщицы брови поползут вверх...

А ты знаешь, что завтра будет звучать Бах? Только Бах. Правда, не мной повторяемый клавирный Бах, а Бах органный. Маленькой девочкой я пряталась от звучания органа, забираясь под стол. Но почему-то всё равно слушала. Может быть, готовилась к нашей предстоящей завтра встрече? Кстати,  звучание медных  духовых  тоже не любила. Звучавшие на похоронах, они терзали мою душу. А ведь ты играл и на трубе и на теноре с восьми лет. А в тринадцать, играя в духовом оркестре, зарабатывал за выступление по десять рублей, которые помогали выжить вашей безотцовой семье. Твой отец был расстрелян в сталинских застенках. Мама тоже попала в тюрьму, где её били палками по спине. Сломали рёбра. Она осталась жива и вернулась к вам, к троим абсолютным сиротам. Тебе было только два года. Сломанные рёбра Мины-бабушки неправильно срослись, и она сгорбилась. В детстве я очень боялась её баба-яговой внешности.  Но я же тогда ещё  ничего не знала! Оберегая меня от потрясений, ты молчал. Хотел, чтобы моё детство было не рахитным, как твоё, а ... васильковым. А ещё баховым. И действительно моё детство прошло под знаком Баха. Потом был Скрябин. Позже  Вагнер. Потом опять Скрябин и даже Веберн…

 А этим летом на виолончельном фестивале в Зутфене я услышала до-минорную сюиту Баха в исполнении Григора. Ты помнишь Григора? Ну ещё бы! Будучи даже очень больным, ты по-баховски сохранял ясность сознания и чёткость мысли...
Так вот,  открыв новым звучанием скрытые глубины «не ручья, а моря»,  Григор вернул меня к Баху. И я плавала в его глубинах без акваланга. К тебе в больницу я заявлялась упорно бахово-васильковая.  А ты, сжимая пальцами нос, голосом, пытался изобразить звучание духового оркестра. Тебе это не удавалось. И не удалось больше никогда, потому что рак уже сдавливал твоё горло своими неумолимыми метастазами. Ты задыхался, голос слабел, я училась в тебя вслушиваться. И...слышала! Слышала этот твой голосово-губной духовой оркестр, звучание которого заучила ещё в детстве! Этим трюком ты забавлял  сначала меня, потом моего первого сына, потом второго...

Ты знаешь, я, наверное, полюблю медные духовые, да и вообще духовые, потому что они звучат тогда, когда дыхание циркулирует свободно, и рак не сжимает мёртвой хваткой похудевшую бледную шею…

А оргАн тоже дыхательно-духовой. Я это заметила позже, когда ты был уже дома. Твоё дыхание стало неожиданно органным. Очень мучительно-слышимым.  Пугающим. Когда оно оборвалось пронзительной шестнадцатой нотой, меня не было рядом с тобой. У себя дома я играла Баха. Сарабанду из виолончельной сюиты, переиначенную мной для клавира. А рядом с тобой была Иночка. Её звонок прервал мою игру. Я помчалась к тебе, совершенно уверенная, что Иночка ошиблась, и твоё тревожное дыхание всё ещё теребит стены вашей маленькой квартиры. Иночка, твоя внучка-первеница, заливалась слезами. Она была уверена, что ты ушёл. Её медицинское образование не позволяло ей пребывать в фантазиях, в которых привычно пребывала я. Даже когда следом за мной примчалась Марина и врачебно подвердила твой уход, я не поверила. Как истукан сидела рядом с тобой, уставившись на тебя удивлённым взглядом. Этого просто не может быть! Ты же всегда оберегал меня от потрясений! Наперекор всем уверениям, я почему-то всё ещё слышала твоё органно-духовое дыхание.

Может, мне сейчас срочно полюбить органное звучание, чтобы оно завтра не терзало меня ужасом твоего ухода? Но это мне надо пытаться делать сейчас. А тогда, у твоей кровати, жалостливая Умница-Иночка посоветовала неосознающей мне: «Потрогай руку – она холодная». Папа! Я не притронулась к твоей руке!
Помнишь ли ты меня, твою до жути не практичную тринадцатилетнюю дочь, поступившую в музыкальное училище, оказавшуюсясь в пугающем своими масштабами  Ташкенте и не умевшую даже переходить дорогу? Ведь у нас в совхозе  не было...светофоров! Тогда, взяв мою руку, ты показал  мне дорогу в училище, по ходу объясняя правила дорожного движения. Рука у тебя была тёплая...
А в больнице уже я держала тебя за руку. Когда шприц вонзался в твою истаявшую бледную вену, я всё-таки отворачивалась, чтобы не грохнуться в обморок. Как ты всё про меня знал и понимал! Когда Марина спросила, больно ли тебе, ты с улыбкой ответил: «При Тане не больно». Тогда я не поняла это «при Тане» и услышала «Британия». «Что за Британия, в которой не больно?» - подумала я. В твой голос надо было уже вслушиваться. Марина уже умела, а я ещё нет. Позже она мне всё разъяснила про эту «Британию». Ведь правда же, папа, что это «Не Больно При Тане» ты придумал, чтобы я не терзалась от собственной беспомощности? Я не знала, как облегчить твои страдания! Марина знала. А я, летаргически блуждая  в лабиринтовых переплетениях страдательных медицинских процедур, могла только держать твою руку. Твою тёплую руку...

Завтра. Уже завтра мы с тобой встретимся. Я всё-таки надену чёрное. Но чёрным оно будет только казаться, потому что в фантазийных реалиях, в которых я привыкла пребывать, это чёрное очень даже  васильково-синее.  И если я не успею полюбить орган и испугаюсь его звучания, ты возьмёшь мою руку и через органные перепитии поведёшь меня к Баху. Мы вместе будем повторять его урок. Урок Баха, который заключается в том, что урока как такового вовсе и нет, а есть только «Британия», в которой не больно и совсем не страшно, потому что  рука твоя тёплая...


Рецензии
Ужас ухода...Точно сказано.... На моих глазах ушел отец...Я закрыл ему глаза. До сих пор помню тот последний, уже не видящий взгляд...

Урок Баха...А вот вдруг вспомнилось из прежних лет:

Спит древний город
Забыв во тьме дневную суету
Спит во власти сонной тишины
Скрыв во мрак дневную красоту
Лишь где-то вдруг свеча горит
Когда над городом орган звучит

Бах творит, и только звёзды
Смотрят вниз, роняя слёзы
Бах творит

Это Стас Намин. Группа " Цветы". Молодость. Тогда все были живы...
Спасибо, Виола. Спасибо.С уважением,Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   26.04.2020 19:31     Заявить о нарушении
Валерий... Спасибо... За воспоминания об уходе Вашего отца тоже... Эти строки Стаса Намина не знала... За это узнавание спасибо тоже...

Виола Тарац   11.05.2020 09:58   Заявить о нарушении
Мне очень нравилась эта песня... Красивые слова, очень красивая мелодия...

Да. Отец долго и тяжело болел. И рано ушел.... Есть у меня рассказ...

http://proza.ru/2019/08/23/1034

Спасибо! С уважением,Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   11.05.2020 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.