Интуиция

Когда-то давным давно одна моя близкая приятельница обратилась ко мне с просьбой. Дело было в том, что она решила поменять профессию химика-органика на профессию сценариста и  спрашивала моего совета по поводу темы сценария, который она собиралась представить при поступлении на курсы сценаристов. Я сказал ей, что самая благодатная тема для написания сценария - "Как я стала дурой!" Моя знакомая очень удивилась моей, как она выразилась, неадекватности и спросила меня, почему я считаю, что она стала дурой. Я ей ответил, что выполнил её просьбу насчёт темы, а объяснять, почему я выполнил так, а не иначе, не намерен.

Прошло несколько лет. Я переехал в другой город. И однажды получил письмо от моей приятельницы. Она мне написала, что считает своим долгом сообщить мне, что мой совет насчёт сценария был исключительно рациональным и оправданным. Муж её сошёл с ума и пытался её выкинуть из окна на пятом этаже. Когда я ей давал совет насчёт темы сценария, то высказал некоторые предчувствия, которые у меня возникли по поводу её отношений с будущим мужем, в то время фигурировавшим в качестве жениха. До этого я ей высказал своё отрицательное отношение к её жениху.

Я часто вспоминаю этот случай как пример интуиции. Если бы я ей сказал, что её будущий муж сойдёт с ума, то это была бы не интуиция, а конкретное предсказание. Но объяснить свои предчувствия в конкретной форме я бы не смог никоим образом. Это была в чистом виде интуиция. Недавно я столкнулся с термином "искусственная интуиция", что само по себе является по моему мнению нонсенсом. Интуиция есть не что иное, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой. Различные толкования интуиции имеют нечто общее - подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредованного, дискурсивного характера логического мышления.   


Рецензии
"Интуиция есть не что иное, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой."
Можно ли представить, что кто-то, чьей профессией является, скажем, хлебопечение, "проинтуичил" что-нибудь из сферы фундаментальной физики? А Вы - Вы смогли бы дать совет упомянутой даме в части органической химии? Думаю, что отрицательный ответ очевиден. И из него следует: интуиция как работающий механизм, а не случайное угадывание, работает лишь там, где у "интуитивиста" есть изрядный опыт, вопреки процитированному утверждению. А в том виде, как вы описываете, можно дать такое определение: интуиция - способ внелогического умозаключения, не опирающегося на опыт и имеющий результатом верное решение с вероятностью, не превышающей статистически случайной величины.

Алексей Степанов 5   17.02.2016 15:50     Заявить о нарушении
Даме в области органической химии совет я дать бы мог, поскольку имею соответствующее образование. Вы дали определение интуиции практически идентичное моему, но сказанное иными словами. "Несовместимое с логикой" и "внелогическое", "несовместимое с жизненной практикой" и "не опирающегося на опыт"... Эта коррекция у Вас по интуиции?

Леонид Андреев 2   17.02.2016 16:11   Заявить о нарушении
О, мы, оказывается, коллеги. Правда, я электрохимик и неорганик. Приветствую!
Вы не обратили внимания на последнюю часть моего определения, а в нем вся соль.

Алексей Степанов 5   17.02.2016 16:40   Заявить о нарушении
Статистика относится лишь к тем объектам, которые обладают идентичной сущностью и сопоставимы. Медицинская математическая статистика по этой причине является бредом сивой кобылы, поскольку людей нельзя складывать, умножать и т.д. Тем более никакой статистики в области сознания, мышления, интуиции быть принципиально не может. У меня несколько профессий, включая аналитическую химию, биохимию, бактериологию, но исходное образование - органическая химия и нефтехимия

Леонид Андреев 2   17.02.2016 17:05   Заявить о нарушении
да, людей складывать нельзя. Но можно сосчитать долю заболевших - со всеми вполне практическими последствиями.
Предлагаю прекратить эту дискуссию, а спорить из чистого упрямства не хочу. Мне другая ваша работа - о религии - понравилась чрезвычайно.

Алексей Степанов 5   17.02.2016 18:01   Заявить о нарушении
Интуиция - это шестое чувство не седьмое. Шестерить не мастерить, развить интуицию не возможно. Интуиция как течение, зависящее от ветра. Интуиция как талант, но без развития. Шестое чувство не седьмое как семя. Шесть - это единство с миром. Мир непредсказуем как и ветер.

Даша Новая   22.03.2016 07:10   Заявить о нарушении