Идушка

Она появилась в нашей школе в середине учебного года. Директор привел ее в класс и сказал :" Ребята представляю вам вашего нового классного руководителя, преподавателя русского языка и литературы."

Мы разглядывали ее с интересом: она была рыжая. Веснушки рассыпались по ее лицу и строгие очки придавали  серьезность мягким чертам.
Ее звали Ида Михайловна, она была интеллигентна в самом наивысшем смысле этого слова. Она с первого дня оценила нас и разделила на группы по мере нашего хулиганства: "Серые мышки" ,"Болотные жители", "Родители в школу", "Мужики "и "Элита".
"Серые мышки" и "болотные жители" не вызывали у нее ни опасения ни тревоги: свои тройки они получали за выученные стихи или правила по русскому языку. "Мужиков "она опасалась: на вид им было совсем не 13-14 лет а все 18. Пять парней уже начинали наливаться грубой силой и вымахали за лето в настоящих мужиков, они покуривали за школой и ходили по школьному коридору подражая десятиклассникам.
Родителей в школу она вызывала постоянно: именно у тех, кого точно выделила в соответствующую группу: там были хулиганы и ребята которые могли учиться очень хорошо, но просто валяли дурака. "Элита" это несколько девушек из обеспеченных семей, способные ученицы и актив класса. Они всегда были опрятные, послушные и спокойные.

Радик принадлежал к "Родителям в школу". Это был невысокий мальчик ,очень смышленый, остроумный и задиристый. Именно он назвал ее Идушкой  и это имя прочно прилипло на долгие годы к нашей рыжей учительнице.

 Она была не молода и носила красиво подобранные комплекты, сочетавшие строгость и вкус. Видимо портниха была очень приличной.
 Она пыталась нам привить вкус к литературе и ее уроки нам очень нравились: например стихи Есенина она разрешила не читать, а петь и наши мальчишки от души орали "Исповедь хулигана".
Она тяжело влилась в пед. коллектив. Наша школа была лучшей в городе ,но учителя строили друг другу козни, а пьющий втихаря директор не мог обуздать своих подчиненных.
За четыре года Мы изучили нашу Идушку от корки до корки ,как нам казалось и знали, как на нее повлиять чтобы она изменила оценку или отменила запланированный диктант. Она казалась нам смешной и наивной. Ее единственным ругательством на совсем уж распустившихся учеников было слово " Кретины".

Радик, с чьей легкой руки она стала Идушкой , довел ее однажды до истерики и это было первым проявлением ее слабости. Она выловила сбежавших с урока мальчишек на озере, за школой и стала отчитывать. Он так жестко дерзил ей, что она не выдержала и вышла из класса. А все остальные наблюдали, что же будет дальше. И никто не одернул наглеца.  Радик   сидел и откровенно издевался над ней.
Она не вернулась обратно и завуч сказала нам, что Ида Михайловна отказалась от нашего класса. "Элита"и "мужики "оставили весь класс после уроков и постановили: нужно идти просить прощения.
Я знала где живет Идушка. Она была моей соседкой с первого дня приезда в город. Я пропадала у нее постоянно потому, что у нас было одно общее увлечение: книги.
Я сидела у нее дома ,обстановка ее окружавшая была очень бедна, только огромное количество книг и журналов заполняло пустоту квартиры.  Мы обсуждали прочитанные книги , и она советовала новую литературу. Наши беседы были бесконечны. Но в школе мы не подавали виду, что так близко сошлись.

 Она была вдовой и сын ,уже давно выросший ,жил в другом городе и редко приезжал к матери. Она нашла во мне собеседника на одинокие вечера, а я с радостью проводила у нее свое время.
Мои одноклассники обалдели когда я привела их в свой подъезд и указала на Идушкину квартиру. Я позвонила и она открыла нам ,хмурая и резко постаревшая.Мы молчали сбившись в кучу в узком подъезде и  никто не решался сказать первое слово. Радика не было среди нас, он сбежал при первой же возможности из цепких рук наших "Мужиков".
 Я первая сказала : Простите нас ! И ребята подхватили и зашумели выкрикивая извинения наперебой. Она смотрела на меня. Я чувствовала себя предательницей .Я стояла среди ребят которые смеялись над ней и что греха таить ,тоже подшучивала периодически....
Она простила нас нехотя. И наутро пришла в школу как обычно. Радику был объявлен бойкот,(так было тогда принято),и помучившись некоторое время он перешел в другую школу. Идушка больше не шутила с нами и ее доброжелательность по отношению к нам , исчезла. Она довела нас до десятого класса ,больше не стараясь сделать наши уроки интересными .Просто отчитывала положенный программой урок. Я тоже стала реже заходить к ней ,хотя мне не хватало наших посиделок. По прежнему она была одна и дома и в школе, только книги ее окружали. Они не были ни дерзкими ни жестокими. Они были настоящими ,одушевленными для нее.
На выпускном вечере я читала свои стихи  посвященные учителям. Каждого я благодарила от имени учеников. Ида Михайловна расплакалась , когда я прочла строки посвященные ей. Она обняла меня и сказала ,что очень скучает  по нашим "вечоркам".Мне стало легче в тот момент : груз вины свалился с плеч.

Мы не виделись с той поры: годы и расстояния разделили нас .Я нашла ее сына в соц.сетях и он сообщил мне ,что она умерла...Он прислал мне фотографию, которой не было у меня: наш класс на Первое сентября- еще совсем детские лица и  наша Идушка, еще верившая в чистоту и невинность наших душ.   


Рецензии
Да, уж, Саида!
Моя мама тоже всю жизнь проработала в школе. И все ученики также называли её Идушка. Но именно потому, что очень ее любили. Любят и сейчас. Пишут, звонят, поздравляют со всеми знаменательными датами, приезжают в гости из всех уголков Земли.
Мама в свои 91 умеет пользоваться скайпом, вайбером, ватсапом, «одноклассниками» и почти каждый день общается со своими любимыми учениками.
Будет время и желание, взгляните http://proza.ru/2019/05/08/78
С уважением,

Левит Александр   23.09.2019 19:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.