Каффа, ныне Феодосия - этимология

1) Федосия, кратко по материалам Википедии

Город  основан греческими колонистами из Милета в VI веке до н. э., с  355 года до н. э. Феодосия (греч. божий дар) в составе Боспорского царства. Разрушен гуннами в IV веке н. э., в городе и окрестностях жили аланы, поселение носило аланское название Ардабда (осет. Авд-арди) — в переводе «семибожная». В V веке под контролем  Византийской империи, в VII веке был захвачен хазарами, а затем вновь отошёл к Византии. На протяжении следующих веков существовал как небольшое селение, попавшее в XIII веке под влияние Золотой Орды,  выкуплен генуэзскими купцами.

Генуэзская Каффа - торговый портовый город,  главный порт и центр управления всех генуэзских колоний в Северном Причерноморье. Население города превышало 70 тысяч человек, в городе действовали филиал банка св. Георгия и театр, был свой монетный двор, где чеканились монеты. К середине XV века Каффа превзошла по размерам Константинополь; среди многонационального населения преобладали армяне.

В 1475 году Каффа вместе со всеми генуэзскими владениями была завоевана османскими войсками. Кефе (так турки называли Каффу) стал важным турецким портом  на Чёрном море. Здесь находился крупнейший в Северном Причерноморье невольничий рынок, где продавались тысячи невольников, захваченных крымскими татарами во время набегов на польские и русские земли. В 1616 году казаки Войска Запорожского под руководством гетмана Петра Сагайдачного штурмом взяли турецкую крепость Кафу, разгромили 14-тысячный турецкий гарнизон и освободили пленных.

2) Исторические сведения  о Каффе

а) Константин Багрянородный (908—959). Об управлении империей (948—952 гг.)
http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/

* 53. Повествование о крепости Херсон


«Так как венценосцем и протевоном страны херсонитов был тогда Хрест, сын Папия, херсониты, охотно повинуясь слову императора, размышляли, впрочем, каким бы образом могли они захватить и город Савромата Боспор и крепости на Меотиде (13)».

13. Примечание переводчиков

«Выделение в DAI 53 "крепостей на Меотиде" как хоротерминологического единства представляется обоснованным и находит археологическое подтверждение. Система античных крепостей прослеживается на азиатской стороне Меотиды с рубежа новой эры».

* «Херсониты, узнав об этом — венценосцем и протевоном Херсона был тогда Виск, сын Суполиха 23, — и приготовясь к противоборству, сами встретились с Савроматом вне города, в местах, называемых Кафа (24), и сражаясь с ним, поскольку бог помогал херсонитам, победили Савромата и прогнали его, поставя пограничные знаки в том самом месте под названием Кафа, где, сразившись, победили Савромата и где сам Савромат и оставшиеся у него люди принесли клятву, что никогда они не переступят ради войны установленные меж ними границы, но что каждая из стран владеет собственными местами, начиная от обозначенных пределов».

* Примечание переводчиков

«24. Выражение "вне" (…) указывает на то, что граница Боспорского государства пролегала за Феодосией и только после неудачного похода Савромата, внука Савромата, сына Крискорона, она прошла через самую Феодосию. Во всяком случае, согласно датированной 306 г. надписи КБН, N 64 в 306 г. в Феодосии еще сидел боспорский наместник Аврелий Валерий Сог, сын Олимпа. Переименование Феодосии Кафой обычно относят ко времени после IV в. (Фролова Н.А. Монетное дело. С. 48-49). Отметим, однако, что название "Кафа" фигурирует в небольшом географическом трактате из ГИМ, составленном между 360 и 386 гг. (Шангин М. Новый географический текст. С. 253-254)».

б) Мартин Броневский. Описание Татарии (1595, Кёльн)


«Кафа или Феодосия, один из славнейших городов Таврического полуострова, очень хорошо укрепленный, основан Генуэзцами. Пристань его хороша и часто посещается кораблями. Видно, что во времена генуэзцев он был очень богат и населен, но когда, лет сто тому назад, турки отняли его у греков, … Город потерял много своего блеску и величия. Римские христианские церкви уничтожены; домы разрушены; и башни, на которых видны многие генуэзские гербы и латинские надписи лежат в развалинах. Только две католические церкви и армянские остались целы; потому что турки издревле оставили им право иметь собственных священников, для отправления богослужения. В нем живут теперь турки, армяне, евреи, итальянцы и греки; его торговля и пристань и теперь еще известны в Тавриде; … В Кафу плывут корабли с ближайших и далеких островов греческих; но чаще всего из Константинополя, потому что суда могут приходить оттуда, при попутном ветре, в два дня, или несколько более».

* Примечание переводчиков
«70. По мнению г. профессора Юргевича, Кафа начало свое получала около 1204 г. См. Записок г. V, стр. 816».

в) Эвлия Челеби (путешественник,1611—1682). Книга путешествий (кратко)
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Celebi/frametext43.htm

«Согласно достоверным сообщениям греческих историков, а также историков латинских и франкских, жил во времена пророка Давида (да почиет он в мире!) король Генава, или Генуэз  Второй. Принял он веру пророка Давида, но три недостойных сына его, учение Давидово презрев, отвратились от отца своего и все трое из страны его уехали. … Разнообразные летописцы сие название Каффа затем в Кефе превратили и это сокращенное название Кефе употребляя, именно под этим именем о замке этом писали. … Но в году ... во времена султана Баезида, замок сей достославным предводителем Гедик-Ахмед-пашой с помощью хана Менгли Герея из рук франков-генуэзцев вырван был.

Описание замка Каффы
Это твердыня, всегда готовая к битве, крепость безопасная, цитадель, окруженная могучей зубчатой стеной, которая тянется от побережья морского между западной и южной стороной большого залива до вершины огромной горы, называемой Байраклы. Окружность ее достигает восьми тысяч шагов. Что же касается длины окружности и численности охраны, то приравниваются они к замку в Салониках. …Жители этих мест называют цитадель замком франков».
 
* Примечание переводчиков

«348. К свидетельствам разнообразных историков Эвлия Челеби прибегает здесь лишь для эффекта, т.к. то, что он пишет о прошлом Каффы, является цепью его собственных измышлений. Этот город в VI в.до н.э. заложили греки из Милета в Малой Азии, назвавшие его Феодосия («Божий дар»). Название Каффа (турец. — Кефе) появляется в X в. н.э. и устанавливается лишь во время генуэзцев, которые заселили этот богатый город в 1261 г. и сделали его центром своих владений в Крыму. …После присоединения Крыма к России (1783) городу было возвращено его первоначальное название (Феодосия)».

б)  ЕЭБЕ, Феодосия; см.
Феодосия, (прежде Каффа) — порт Черного моря, на юго-восточном берегу Крыма. В 1260 г. генуэзцы приобрели Каффу (название это появляется впервые в 4 в. по Р. X.) у татарского хана Оран-Тимура; Ф. сделалась центром генуэзских колоний на Черном Море. Ф. синагога была построена, согласно надписи на восточной стене, в 909 г., реставрирована в 1018 г. … По свидетельству путешественника Шильтбергера (1394—1427) здесь жили два рода евреев, которые имели две синагоги (вторая — караимская) и 4000 домов в предместье. … Переход Ф. под власть турок в 1475 г. не отразился на положении евреев.

3) Существующая этимология

Этимологический словарь Макса Фасмера

Кафа, название города Феодосии в Крыму, др.-русск. Кафа, Сказ. Мам. 49, Афан. Никит., а также Шамбинаго, ПМ 72 и сл.; ср.-греч. Kafas (Конст. Багр., Dе adm. imp. 53), ит. Саffа (ХIV в.; см. Фасмер, Iranier 72). Ср. араб.-тур. kafa "череп" (Радлов 2, 459), но также авест., др.-перс. kаofа- "горный кряж". Ср. кафимский. Древнее алан. название Avdarda toutestin eptatheos (Аноним, Перипл 77), вероятно, к осет. аvd "семь", авест. аretа- "священное право".

3) Обобщение и вывод

Итак, одни исследователи утверждают, что топоним Кафа появился в IV веке, другие – в X веке, третьи в 1204 году. Император Константин Багрянородный (X век) употребляет в  своём трактате «Об управлении…» топоним  Кафа (Кафас), что исключает участие турок (1077 г.) в формировании топонима. Еврейское присутствие в Крыму археологией фиксируется с I в., в VIII веке еврейское население Крыма значительно увеличилось в связи с гонениями на евреев в Византии.

* Хазары

В 670 — 679 годах Хазария овладела Крымом, город  Херсонес (ныне Севастополь) остался за Византией,  в городах было установлено самоуправление, тархан, представитель хазарской власти, находился в Судаке.  Херсонес попытался ввести самоуправление, в 710 году император Юстиниан II послал в южный Крым карательную экспедицию, херсонесцы обратились за помощью к хазарам и разбили византийцев;  в результате в 711 году в Византии сменился император. Между Византией и Каганатом был заключен договор, стороны разделили Крым: степной  - стал хазарским, Византии принадлежал южный и юго-западный Крым с Херсонесом.
В VIII в. на месте разрушенных  селений хазары построили свои укрепленные центры — в Фуллах, Доросе, Сюйрене, Кыз-Кермене, у Чуфут-Кале. Хазарские поселения обнаружены на месте античных крымских городов, в т.ч. и  в Феодосии, на  полуострове расселилась хазарская знать. Мы знаем, что в VIII веке хазары принимают иудаизм, а иврит становится административным языком в каганате.

Вывод
Целесообразно  рассмотреть термин в связи с языком иудеохристианства – ивритом и библейскими образами, тем боле что сакральный язык другими исследователями игнорируется.

4) Терминология иврита

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, прочитаем его наоборот и выделим корень – КАФА = АФАК. У нас выявляется тождественные топонимы библейского  иврита – название городов, у которых происходили значительные события еврейской истории.
 
а) Терминология

* КАФА = прочитано наоборот = ивр. АФЕК название нескольких библейских городов.

КАФА = прочитано наоборот = ивр. АФЕКА название города в Иудее.

КАФА = прочитано наоборот – ивр. А.Ф.К. крепиться, сдерживаться, удерживаться; АФАК контроль, быть под контролем, держать.

Термин,  применялся как название укрепленных городов, мест, крепостей.

См. стронг;

5)  Библейский словарь Вихлянцева В.П.

* Афек (крепость) - а) (Нав 12.18) - царский город в земле Ханаанской.

* (Нав 13.4; 19.30; Суд 1.31) - город в уделе Асировом (ныне село Афка недалеко от Бейрута).

 * (1Цар 4.1) - город в западной части удела Ефремова, у которого филистимляне нанесли поражение иудеям и захватили у них ковчег.

 * (1Цар 29.1) - город, расположенный, возможно, в долине Изреельской.

* (3Цар 20.26,30; 4Цар 13.17) - город на восток от Геннисаретского озера (ныне село Фик).

* Афека (крепость) (Нав 15.53) - город в гористой, южной части удела Иудина.

6) Библейский образ

* Иисус Навин 12:18: «Один царь Афека, один царь Шарона»; т.е. царский город, город который захватили израильтяне.

* Иисус Навин 13:4: «к югу же вся земля Ханаанская от Меары Сидонской до Афека, до пределов Аморрейских».

* 1 Царств 4:1: «И было слово Самуила ко всему Израилю. И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну и расположились станом при Авен-Езере, а Филистимляне расположились при Афеке».

Таким образом, очевидно заимствование библейской топонимики, перенос библейской истории (образа) на средневековую действительность. Топоним, очевидно, обозначал укрепленные города (крепость).


Рецензии