Нина викторовна дулькевич

Родилась в 1891 году, в Петербурге, в бедной семье. Ей суждено было стать одной из самых популярных певиц императорской России. Свою творческую карьеру Дулькевич начала в раннем возрасте. В 15 лет, чтобы прокормить семью, Нина нанялась горничной в дом к очень известному человеку. Это был руководитель знаменитого тогда в Петербурге цыганского хора Николай Дмитриевич Дулькевич. О нем стоит сказать несколько слов.
Сам родом из Рязани, Николай приехал в Петербург по настоянию родного брата, Василия Дмитриевича, коннозаводчика. В 1903 году Николай Дулькевич организовал в Питере свой собственный хор из Тульских и Рязанских цыган. Он был очень хорошим наставником и педагогом, выпустившим из-под своего крыла много талантливых людей цыганской и русской сцены, среди которых первое место, бесспорно, принадлежит Нине.
Как это часто бывает, в дело вмешался его величество случай. Однажды, подавая обед, Ниночка стала что-то напевать. Сильный и звонкий голос молодой девушки понравился Николаю Дмитриевичу, и он ндолго думая, пригласил ее в свой хор. Нина согласилась и, некоторое время спустя, стала официальной женой Николая Дулькевича.
Первые выступления принесли молодой девушке большой успех. Певица покоряла слушателей своим звонким заливистым меццо-сопрано с настоящим цыганским надрывом, хотя во внешности певицы не было ничего цыганского: белокурая девочка с голубыми глазами и добрым лицом славянского типа.
С 1910 года Нина Дулькевич Начинает выступать на большой сцене с сольными программами. Ей исполняется 19 лет. Девчушка из бедной питерской семьи становится безумно популярной. Ее имя ставят в ряд с самыми популярными певицами России: Варей Паниной, Анастасией Вяльцевой… Репертуар Дулькевич составляли старинные романсы и русские народные песни, среди которых: «Ах, кумушка», «Вот мчится тройка почтовая», Ах, мальчишка, шалунишка»,"Жалобно стонет ветер осенний" и др. Включала Нина в свой репертуар и чисто цыганские произведения: « Народная песня Соса Гриша», «Шел мэ верстэ» и некоторые другие.
За глаза поклонники называли Дулькевич «белая цыганка», за ее надрывные нотки в голосе, и чисто цыганские интонации. Нина Викторовна работала, что называется, «на износ». Репетировала по восемь часов без перерыва, а на концертах «на бис» исполняла до 70 романсов и песен! В этом с ней могла соперничать лишь «несравненная» Анастасия Вяльцева.
Слушая старые записи Нины Дулькевич в интернете, я заметил, что она чередовала грустные песни и романсы с веселыми разухабистыми мотивами: Одним из самых ярых поклонников творчества Нины Викторовны Дулькевич был писатель Александр Куприн. Вот что он писал о творчестве певицы в одном из своих очерков:
"В первом же спетом старинном романсе „Дремлют плакучие ивы“ певица развернула всю прелесть богато одаренной натуры, и вдруг она запела настоящую цыганскую таборную песню. Я никогда не забуду этого внезапного, сильного, страстного впечатления. Точно в комнате, где пахло модными духами, вдруг повеял сильный аромат какого-то дикого цветка, повилики, полыни или шиповника. Я слышал, как притихли понемногу очарованные зрители, и долго ни одного звука, ни одного шороха не раздавалось в огромном зале, кроме этого милого, нежного, тоскующего и пламенного мотива, лившегося, как светлое красное вино. Из тысячи присутствующих вряд ли один понимал слова песни, но каждый пел душою её первобытную инстинктивную прелесть». (А.И.Куприн статья «Фараоново племя»).
А вот что писала от 3 марта 1911 года газета «Биржевые ведомости»: Это был вечер старой цыганки В.Паниной в Дворянском собрании...устала...силы стали видно изменять...вместо себя В.Панина благословила для хранения старинной цыганской песни...Нину Дулькевич.. И зажглись глаза слушателей. Не увяло ещё цыганское пение...даже перебиравшие струны гитар цыгане одобрительно кивали головой..."
Несколько лет спустя настают тяжелые времена для России: первая мировая война, две революции… Нина Дулькевич в этот период своей жизни продолжает активно гастролировать, в начале 1920х годов певица принимает решение остаться в России, пусть непонятной, советской, разрушенной до основания, и все-таки родной… Нина Викторона по-прежнему живет в своем городе – Петрограде. Певица работает в местном театре миниатюр, исполняет свою романсную программу, но в 1924 году к власти приходит И.В.Сталин, который начинает вести активную борьбу «с цыганщиной». Романс становится «идеологически вредным жанром», «пережитком прошлого», «мещанством»… В этих условиях Нина Дулькевич была вынуждена в корне изменить репертуар. Она стала петь детские песни, умело подражая голосам мальчиков и девочек. Работа в театре миниатюр все-таки приносила свои плоды. Еще одной известной актрисой, поющей детскими голосами, как мы знаем, была Рина Зеленая… Конечно, после старинных романсов петь детские песенки было мягко говоря не привычно, но на лучшее в те времена нельзя было рассчитывать… Как бы там не было, в конце 1920х годов стали выходить пластинки Нины Дулькевич с записями детских песен, взрослые, покупавшие детям эти пластинки удивлялись: «Неужели это та самая Дулькевич?!»
Однажды промозглым октябрьским вечером 1933 года Нина Викторовна первый раз за много лет исполнила свою старую программу. Зал был не топлен, народу мало, но атмосфера была по-настоящему теплой, и овации зрителей не заставили себя ждать. К сожалению, это была «лебединая песня» прославленной русской певицы. В январе 1934 года Нина Дулькевич скончалась в своем родном городе Ленинграде. Ей было всего 43 года.
Фото Петра Деметра.


Рецензии
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, а почему здесь нет ссылки, ведь использована моя работа, "Свет далекой звезды: Нина Дулькевич",которую я писал в 2012 году, использована она в слегка сокращенном виде. С уважением, Евгений Пучков. http://www.proza.ru/2012/05/13/1456

Евгений Пучков 2   12.07.2016 20:26     Заявить о нарушении