Всеобщие формы движения материи

АБСТРАКТНЫЕ (ВСЕОБЩИЕ) ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
       Философский термин «абстракция» означает самое простое понятие, которое можно себе представить, то есть отвлечённое от  конкретного и очень сложного феномена бытия. Абстрактное понятие, отвлекаясь от всего несущественного и второстепенного на данный момент времени, таким образом, отрицает сложное и конкретное, что есть в жизни. Однако это не отрицание с отторжением и разрушением, а отрицание с созиданием и совершенствованием бытия.  «Абстрактное» отрицает «конкретное» (сложное) так, что включает в себя всё богатство «конкретного» (особенного и единичного), сохраняя при этом форму самого простого понятия.

        «Абстрактное» и «конкретное» являются моментами социального бытия. Моменты противоречат один другому, будучи в единстве, борются между собой, утрачивают различие и переходят в свою противоположность. Таким образом,  «простое» понятие в конкретной форме становится  сложным, а «сложное» понятие в абстрактной форме  становится  простым. Абстрагирование – очень удачный и важный приём познания, позволяющий легко понять самые сложные проявления жизни.   
 
        Современная материалистическая философия различает три  простых (абстрактных) формы движения. Первая форма самая простая – собственно движение, то есть, всё то, что происходит и изменяется. Вторая, более сложная, но всё равно простая, - изменение. Третья, ещё более сложная и, тем не менее, простая,- развитие.  Движение – атрибут материи. По этой причине движение вечно во времени и бесконечно в пространстве. Движение – всеобщий феномен и, потому, абсолютный (безграничный и бесконечный). Парадокс в том, что всё абсолютное порождает свою противоположность. Г.Гегель в «Науке логики» использует диалектический приём абсолютного отрицания (абсолютного отрицания абсолютного утверждения, в результате чего абсолютное утверждение становится своим отрицанием, своей противоположностью). Абсолютное (ничем не ограниченное) движение – это и движение к покою. 

       Вечное движение порождает вечный покой. Всё в этом мире находится в вечном относительном движении и в вечном относительном покое. Покой и движение – моменты бытия.  Я думаю, нужно различать два движения: переход бытия в «ничто» (прехождение) и движение к покою. «Покой» - это, всё-таки, категория определённого наличного бытия. Покой как бытие, конечно, тоже может перейти в «ничто», но при одном единственном условии: если покой отвлекается   от материальной сущности и  становится «чистым бытием». Покой без движения, то есть без материальной сущности есть «чистое ничто» (небытие или смерть). Покой как бытие с материальной (социальной) сущностью есть момент, противоположный небытию и форма движения социальной материи. У поэта сказано: «Покой нам только снится». Может он кому-то и снится, но разумным людям важнее, чтобы покой не казался, а был в действительности. 

       Вечное движение бесконечно стремиться к покою и порождает вечный покой. Два момента взаимодействуют, переходят один в другой, утрачивая различие и сохраняя, при этом, непримиримость противоположных тенденций. Движение и покой сохраняются снятием во всех формах развивающейся материи. Они содержатся в движениях изменения и развития материи.        Невозможно понять и объяснить причину движения изменения и движения развития в отсутствие внутреннего противоречия, содержащегося внутри этих абстрактных движений.

       Собственно движение имеет свои простые атрибутивные качества: направленность и продолжительность. Иначе говоря, движение – это пространственно-временной феномен. Движение – категория векторная. Вектор простого движения направлен во все стороны сразу, в том числе, и вовне,  и вовнутрь. Каждое конкретное движение имеет свои собственные пространственно-временные характеристики. Вне движения, ни пространства, ни времени не существует. Движение первично, а пространство-время вторично. Движение формирует пространство и время. Сознательно организуя движение своей жизни можно управлять пространством и временем. Как и всякое знание, это знание относительно. 

       Изменение – более дифференцированное (более сложное) простое движение. Оно включает в себя не только собственно движение, но и покой как отсутствие движения. Однако это включение не механическое (метафизическое), а диалектическое. Покой и движение – моменты движения изменения. Не может быть изменения без движения и изменения без покоя. Изменяющийся объект всегда остаётся объектом прежним. Всякий изменяющийся объект, изменяясь (находясь в движении), не изменяется (находится в покое).  И то, и другое, происходит одновременно. Изменяющийся объект «А» является объектом «А» и не «А» одновременно. При этом,  не  «А»   не означает, что объект «А» становится объектом Б или С. Развивающаяся материя всегда остаётся материей в движении, в какой бы форме движения она не находилась.
      
       Размышляя о движении изменения, Г.Гегель приходит к категории «ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ НЕЧТО». В изменяющемся НЕЧТО (всё есть нечто) Гегель различает то, что не изменяется в изменениях (в-себе-бытие), и то, что изменяется в каждом НЕЧТО (бытие-для-иного).  Границу между ними Гегель обозначил категорией «в-нём-бытие». То, что не изменяется в изменениях, есть спокойное в явлении (покой) и называется ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. Таким образом, Г.Гегель даёт универсальное определение всякого ОПРЕДЕЛЕНИЯ. «Определение – качество, которое в-себе, в простом НЕЧТО, и находится в единстве с другим моментом этого НЕЧТО, с «в-нём-бытием».

       Гегель говорит о трёх моментах изменяющегося НЕЧТО. Первый момент – ПРОСТОЕ НЕЧТО – само изменяющееся НЕЧТО и есть.  Второй момент – ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второе НЕЧТО. Третий момент – тоже НЕЧТО, но ИНОЕ НЕЧТО по отношению к определению. Эти два НЕЧТО: НЕЧТО и ИНОЕ (тоже НЕЧТО) разделяет и соединяет одна и та же ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ (граница). Эта граница не безучастна к обоим НЕЧТО. С одной стороны, определённость не пускает НЕЧТО (определение, то есть покой) за предел своей границы, и благодаря этому НЕЧТО (определение, покой) есть.
      
       С другой стороны, та же определённость выводит НЕЧТО за границу, в «бытие-для-иного», и тогда снятое ОПРЕДЕЛЕНИЕ (НЕЧТО) становится ИНЫМ, то есть новым качеством (ХАРАКТЕРОМ или СВОЙСТВОМ), противостоящим ОПРЕДЕЛЕНИЮ.  Таким образом, оба НЕЧТО – ОПРЕДЕЛЕНИЕ и ХАРАКТЕР – качественно разные и образуют КАЧЕСТВЕННОЕ ИНОБЫТИЕ. В этом движении возникают ещё две диалектические противоположности: ДОЛЖЕСТВОВАНИЕ и ПРЕДЕЛ.

        Они снимаются тем же новым качеством – ИНОБЫТИЕМ. Должествование – способность НЕЧТО быть тем, что оно не есть. Если человек ничего не должен, то он ни на что и не способен. Предел – граница, которую переходят. Изменение есть вечное смещение предела в бесконечность. НЕЧТО, которое вместе со своей границей образует «КОНЕЧНОЕ», становится моментом «БЕСКОНЕЧНОГО». Бесконечность не может быть моментом для чего-то ещё и, поэтому, она – «для-себя-бытие».   Движение изменения, образуя новое качество, снимает движение и покой, сохраняя их в себе в качестве всеобщих моментов бытия.      

        Изменение – это движение и отсутствие движения одновременно.  Траекторию летящего копья можно разбить на бесконечное число отрезков длины, соответствующих бесконечно минимальным промежуткам времени. В каждом таком промежутке времени копьё находится в покое. В отсутствие движения нет ни пространства, ни времени. Недвижущееся копьё не может находиться в отсутствующем пространстве-времени. Следовательно, его там нет. Таким образом, в определённые промежутки времени, движущееся копьё находится в определённом пространстве-времени, и его там нет. В том и состоит суть движения изменения. Соответственно, сущность пространства-времени в том, что оно не постоянно (непрерывно), а дискретно и конечно. Всякое же конечное является моментом бесконечного (вечного),  и находится в нём в снятом виде.   

       Направленность вектора движения изменения вне движения развития не имеет значения. Он может быть направлен как в ту, так и противоположную сторону. Вектор движения изменения может совпадать с направлением вектора движения развития или не совпадать с ним. В последнем случае  движение изменения противоречит движению развития. Созидание переходит в разрушение, эволюция – в деградацию, прогресс – в регресс, революция – в контрреволюцию. Движение, противоречащее развитию есть прехождение, то есть переход бытия в «ничто». К примеру, пристрастие человека к вредным привычкам, запускает процесс разрушения личности, превращая её в ничтожество. Прехождение в таком случае завершается смертью – «абсолютным» покоем – деградацией социальной материи до физической формы её движения. Смерть человека – это тот же покой, но без социальной материальной сущности.

       Развитие – это простое движение, вектор которого направлен только в одну сторону. Понятие «развития» имеет исключительно положительное значение. Направление этого вектора обозначается движением «от низшего к высшему», «от простого к сложному». Можно дать расширенную характеристику этого направления с учётом практики социального бытия -   от субъективного мнения к объективному знанию,  от мнения к знанию и истине, от знания к смыслу, от эгоизма к альтруизму и прочее.   Развитие включает в себя снятием противоположные тенденции предыдущих простых движений.

       «Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования; отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация,  или исчезновение его элементов и связей)». – ФЭС, 1989 год.

       Там же, в словаре, отмечается, что существенную характеристику процессов развития составляет время. Во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени. Во-вторых, только время выявляет направленность развития. С двумя последними утверждениями не так легко можно согласиться. В современной науке, естествознании, в христианстве утвердилась парадигма линейного направления времени, которое течёт из будущего в прошлое через настоящее, что ведёт к направленным и необратимым  изменениям в природе и обществе.

       Дело в том, что представление о времени изменялось неоднократно. Пространство и время всё ещё связывается с материей и движением как-то поверхностно. Пространство-время существует как бы отдельно от материи, которая пребывает в вечном движении и бесконечном пространстве. Время изменяется, течёт, бежит и летит. Однако всё то, что изменяется и происходит, определяется другой философской категорией  - ДВИЖЕНИЕМ  - как всеобщей абстрактной формой бытия материи.

       Направленность и продолжительность принадлежит не выдуманному людьми понятию «время», а самому движению, атрибутами которого и являются указанные свойства. Характер движения, форма движения, усложнение самого движения порождает (определяет) изменяющееся и развивающееся пространство-время. Этот новый взгляд на пространство и время никак не противоречит материалистической философии и диалектической логике. Иллюзорное ощущение присутствия вечно текущего физического времени связано с осознанием конечного бытия каждой отдельной человеческой особи.

       Вот что пишется по этому поводу в философском энциклопедическом словаре: «Возникли дискуссии о приоритете структурного или исторического подхода (особенно активно развернувшиеся в исторической науке, этнографии и языкознании, но затронувшие также и биологию). Практика современных исследований показывает, что как аспект развития, так и аспект организации могут иметь самостоятельное значение при изучении развивающихся объектов. Необходимо только учитывать реальные возможности и границы каждого из этих двух подходов, а также тот факт, что на определённом этапе познания возникает потребность в синтезе эволюционных и организационных представлений об объекте (как это происходит, например, в современной теоретической биологии).

       Для реализации подобного синтеза важное значение имеет углубление представлений о времени: само по себе различение эволюционного и структурного аспектов предполагает соответствующее различение масштабов времени, причём на передний план выступает не физическое время, не простая хронология,  А ВНУТРЕННЕЕ ВРЕМЯ ОБЪЕКТА – ритмика его функционирования и развития».

       Таким образом, движение развития только условно можно считать однонаправленным и необратимым. Умные люди ушедших поколений приняли догму о времени и пространстве,  не сговариваясь, условились так считать, поскольку это было удобно и не противоречило их философским воззрениям. В действительности, согласно диалектической логике, движение развития в снятом виде включает в себя все внутренние противоречия предыдущих абстрактных форм движения и их моменты: возникновение и прехождение, движение и покой, определение и характер, долженствование и предел, конечное и бесконечное. Кроме того, в движении развития принимают участие и другие противоречивые моменты, к примеру, случайность и необходимость, субъективное и объективное, бытие и сущность.         

        В развитии сохраняются противоречия собственно движения и движения изменения. В естественных науках эволюции противоречит деградация (инволюция, депопуляция и проч.). В технических науках используются термины: прогресс и регресс. В общественных науках – революция и контрреволюция. Развитие содержит в себе движение изменения с противоположной себе тенденцией разрушения. Таким образом, революция в социальном бытии включает в себя контрреволюционную тенденцию её снятием, то есть отрицанием с удержанием, так, что сохраняет форму развития, которая соответствует социальному бытию. В развивающемся обществе всегда существует необходимость подавления (отрицания) контрреволюционных движений, говоря попросту, репрессий.

       Развитие – усложнение материи, усложнение формы её движения. Материальный мир развивается за счёт усложнения формы движения. Высшие формы движения материи должны быть хорошо оформлены. Форма должна соответствовать содержанию. Развитие  содержит в себе в снятом виде ещё два момента: случайность и необходимость. В социальной форме движения материи эти моменты представлены свободой и необходимостью (в том числе, совестью). Мы понимаем теперь, что движение развития, на самом деле, является, хотя и абстрактным, но очень сложным материальным феноменом. Диалектика Г.Гегеля есть по существу учение о всеобщем развитии. «Гегель не только показал универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник – возникновение, борьбу и преодоление противоположностей» - ФЭС, 1989 год.

       «Основные идеи диалектико-материалистической концепции развития сформулировал В.И.Ленин: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии;- развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное;- «перерывы постепенности»; превращение количества в качество»;- внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества;- взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причём история открывает всё новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения,- таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии» (ПСС, т. 26, с. 55).  – ФЭС, 1989 год.

       «…марксизм-ленинизм показал принципиальное различение и вместе с тем органичное единство двух основных типов развития – эволюции и революции». В современном философском языке термин «революция» употребляется в значении слова «развитие». При этом подразумеваются две формы революционного процесса: медленный, постепенный (когда «крот истории роет») и скачкообразный (возникновение нового высокого качества общественного устройства). Если в результате государственного переворота – скачка в направлении противоположном развитию, деградируют общественные отношения и способ производства, то этот печальный процесс называется контрреволюцией и к движению развития не имеет никакого отношения. Контрреволюция – это прехождение, то есть процесс преобладающего отрицания социальной материальной сущности – переход «бытия в ничто».

       «При этом буржуазное сознание принимает идею развития в форме плоского эволюционизма. Из всего богатства представлений о развитии здесь берётся лишь тезис о монотонном эволюционном процессе, имеющем линейную направленность. Подобное же понимание развития лежит в основе идеологии реформизма». – ФЭС, 1989 год. 

       Каковы всеобщие предпосылки движения развития? Почему так упорно развивается бытие при абсолютно равноправных тенденциях: «возникновение» и «прехождение»?

       1. Во-первых, потому, что ВОЗНИКНОВЕНИЕ – тенденция всеобщая и равноправная. Движение развития обусловлено неотвратимостью «возникновения» («ничто», переходящего в бытие). Возникновение – всеобщий закон материального мира. Так не бывает, чтобы его не было. Всё в этом мире с бесконечной неотвратимостью возникает вновь и вновь. 

       2.  Во-вторых, бытие развивается от целого к целому, то есть накапливает в себе материальные силы и, следовательно, возможности эффективно противостоять ПРЕХОЖДЕНИЮ.  В движении развития бытие приобретает всё большую устойчивость, которая закрепляется в бесконечности этого процесса всё более новым качеством.
 
      3. В-третьих, самодвижение развития инициируется его внутренним противоречием. Оно содержит в себе простое абстрактное противоречие движения: движение и покой.  Покой – это спокойное в явлении, в движении, то, что не изменяется в изменениях,  и фиксирует движение развития в его устойчивом состоянии, предопределяя (в борьбе и единстве с движением)  его (дальнейшего развития) долженствование.

       4.  В-четвёртых, материя  в движении - это закон. Как бы не развивалась материя, она всегда в движении и покое. Таким образом, самодвижение развития обусловлено единством и борьбой моментов: движения и покоя. Разность моментов в становлении исчезает, и бытие в становлении, отрицает себя, образуя посредством снятия (отрицания отрицания) новое качество движения – движение развития, которое фиксируется состоянием покоя в его спокойной простоте. 

     5.   В-пятых, при одновременном существовании двух равноправных движений (тенденций) – возникновения и прехождения – имеется возможность ограниченно-неограниченного во времени преимущества ведущей (развивающей) тенденции движения  бытия к бытию с переходом его конечной формы в форму бесконечную.  Равноправие тенденций – не формальное, а диалектическое тождество, то есть тождество различия.


    6.   В движении развития заложена возможность развития не только благодаря чему-либо, способствующему прогрессу, но и вопреки существующей тенденции прехождения, поскольку отрицание бытия содержится в самом бытии.

    7. Кроме того, имеется специфический (особенный) фактор развития социального бытия – жизнь со знанием и смыслом, что обеспечивает устойчивую установку на самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира, формирует активную жизненную позицию как мощный материальный импульс движения, приводящего объект в соответствие с понятием. Иначе говоря, векторы движений, определяемых  причиной и следствием, благодаря жизни со знанием могут иметь противоположные направления. Причина может отражать тенденцию ущерба для бытия, а следствие, исходящее из этой причины, может проявляться преимуществом для жизни, её развитием.

       Сложные движения, соответствующие сложным формам движения материи, являются энергетически,- наукоёмкими. Они требуют значительных затрат энергии, времени и активной жизненной позиции. По этой причине социальная форма движения материи содержит в себе колоссальную энергию. «Идея, овладевшая умами масс, становится материальной силой» - В.И. Ленин. Нельзя экономить на жизни, науке, образовании и здравоохранении, не смотря на то, что эти моменты общественной жизни требуют немалых материальных затрат.

       Энергия – это совокупное количество движения материи. В физической материи количество движения, содержащее в себе кинетическую энергию, определяется произведением массы материи на скорость её движения. Иные формы движения материи концентрируют в себе развивающую и потенциальную энергию, которая определяется другими расчётами и формулами, соответствующими конкретным и сложным (в том числе, социальным) движениям.

       Энергетический потенциал количества движения материи пропорционален массе, скорости и сложности (качеству) движения той или иной формы движения материи. Чем сложнее материя, тем выше её совокупный  энергетический потенциал. Социальная форма движения материи содержит в себе колоссальную энергию, которая может быть освобождена, приведена в действие и использована, относительно слабым с точки зрения физической науки энергетическим потоком – химической энергией человеческой мысли. Идея, овладевшая умами масс, может стать большой материальной  созидательной (и разрушительной) силой.

       Один единственный человек может отдать приказ о начале военных действий с применением атомного оружия. Минимальный энергетический потенциал мозга, сопровождающий  житейским опытом оправданную мысль: «Бей первым, если драки избежать нельзя» - может привести к полномасштабной ядерной войне. Эту реальную угрозу ещё не вполне осознало человечество. В США, по-видимому, не понимают провокационной опасности воинственно-агрессивной риторики в отношении России. МИД России должен официально заявить, что провокационную антироссийскую истерию, народ России связывает с реальной угрозой ядерной войны. Апокалипсис наступит в 12 часов. Минутная стрелка находится в 3-х минутах от 12-и.       

       Время в движении социального бытия тоже относительно. Если человеку кажется, что время его жизни летит стремительно, то на самом деле, в сущности, время течения его жизни, до предела насыщенное развивающими общественно-значимыми событиями, замедляется до такой степени, что личность может стать  бессмертной. Учение Маркса, Энгельса, Ленина бессмертно, потому что оно верно.

КАК НОВОЕ ЗНАНИЕ ПОМОГАЕТ МНЕ РЕШИТЬ СВОЮ ПРОБЛЕМУ?
КАК НОВОЕ ЗНАНИЕ ПОМОГАЕТ МОЕМУ РАЗВИТИЮ?

(настрои для психологической саморегуляции)

1.  Новое знание дисциплинирует моё сознание.
2.  Новое знание организует поток моего сознания в пространстве и времени.
3.  Новое знание формирует цепь правильных ассоциаций.
4.  Новое знание образует в сознании правильные понятия.
5.  Новое знание делает мою жизнь жизнью со знанием и понятием.
6.  Новое знание формирует культ понятий и определений.
7.  Новое знание заставляет меня думать самостоятельно.
8.  Новое знание тренирует моё мышление.
9.  Новое знание тренирует мозг и его рефлекторные механизмы.
10.Новое знание устраняет когнитивный диссонанс.
11.Новое знание формирует индивидуальную мировоззренческую концепцию.
12.Новое знание формирует потенциал волевого действия.
13.Новое знание даёт мне уверенность в себе.
14.Новое знание позволяет мне быть самостоятельным и независимым
15.Новое знание поощряется опиатно-эндорфинной системой мозга.
16.Новое знание пополняет мой словарный запас.
17.Новое знание разрешает мою проблему диалектическим компромиссом.
18.Новое знание аккумулирует положительные эмоции.
19.Новое знание поддерживает интерес к жизни.
20.Новое знание порождает радость и удовольствие.
21.Новое знание избавляет от стресса.      
22.Новое знание формирует саногенное мышление – мышление, рождающее здоровье.
23.Новое знание делает меня убеждённым трезвенником.
24.Новое знание даёт силу воли и твёрдость характера, спокойствие и уверенность в себе.
25.Новое знание порождает упорство в достижении цели.
26.Новое знание обеспечивает «кристаллизацию» проблем и идей (приём «бульдозера»).

16.02.2016 года. А.Я.Зуев, врач – социальный психотерапевт, социальный философ.
 


Рецензии