Поверить, а не увлечь или удивить

Не исключаю, что моя "приветливость" зашкаливает, но от себя далеко не убежишь, а если и убежишь, то придётся возвращаться хочешь не хочешь. Так или иначе, но в кино я не был полтора десятка лет, полтора десятка лет не смотрел фильмы вообще. Хотя переходный возраст я преодолел много десятков лет тому назад, но что-то непонятное щёлкнуло в моём осознании окружающего мира и все кинофильмы начали мне казаться чрезмерно фальшивыми. Сначала я сильно раздражал семью, выходя из кинозала на свежий воздух после просмотра первой трети фильма, а потом попросту дал себе зарок не раздражаться самому и не раздражать семью.

Сегодня я вспомнил об этой моей приветливой особенности в одном разговоре, когда завёл речь о фильме "Плата за страх" с участием Ива Монтана: https://www.youtube.com/watch?v=vN2q_fjsBx0. Фильм был выпущен в 1953 году, дублирован на студии Горького и был у нас в те времена необычайно популярен. Сегодня я начал смотреть этот фильм, чтобы послать линк моей приятельнице, но увлёкся и досмотрю его до конца. Я понял, что за много десятилетий, прошедших с момента моего первого просмотра фильма, моё отношение к фильму не только не размазалось, но, наоборот, даже обострилось.

Фильм я начал смотреть с огромным интересом, несмотря на то, что отлично его помню со времён моей юности. И я понял, почему перестал смотреть кинофильмы последний лет. Если многие старые фильмы я смотрел с такой же почтительностью и уважительностью, как привык смотреть на антикварные вещи, новые фильмы стали казаться мне аналогами недавно отштампованных монет. Блестящих и неинтересных. Я всегда с большой расположительностью и душевным интересом разглядывал старинные монеты. А недавно отштампованные должны отличаться какими-то экстраординарные свойствами (сделанными из драгметалов, выпущенными ничтожно малым тиражом и т.п.), чтобы понравиться.

Все эти избыточные трюки, завораживающие публику, ошибки в облачениях разных эпох, сценарные закрученности вместо подробно сканированной правды жизни и многое другое сразу же вызывает у меня индифферентное отношение к просматриваемому фильму. Постоянно крутится мысль: "Я бы лучше придумал". Благородная патина жизненной правды достигается не видеоэффектами и лихо закрученными коллизиями, а талантом сценариста в направлении заставить поверить, а не увлечь или удивить. Талант сценариста важнее даже игры артистов. Сегодня же опция "поверить" на телевидении и в интернете достигается многократным дублированием одной и той же несложно приготовленной жвачки. И видимо тенденцию эту я почувствовал давно и почувствовал её в кино в первую очередь, поскольку кино рассчитано на среднюю массу. Нет же кино или телевидения, предназначенных специально для дураков. А среднее обязательно включает в себя некоторую долю отклонений от среднего, к которой я принадлежу. Впрочем, не исключено, что я где-то сильно утрирую.


Рецензии