Об одном слове

Читаю студентам лекции по экономике и лишний раз убеждаюсь в том, что язык формирует сознание.

Вот что такое «экономика»? Для обычного российского студента - слово с нейтральной коннотацией и туманным содержанием, которым всерьез даже не хочется заморачиваться.

«Экономика» ассоциируется с внешней - обычно враждебной - средой: экономический кризис, налоги, курс рубля, кредиты. Наиболее продвинутые вспомнят Адама Смита и нечитанный третий том «Капитала». В практическом применении это экономия до зарплаты, скидки в магазинах, накопления на отпуск и новый айфон. В такой «экономической» среде человек чувствует себя не субъектом, а объектом, подверженным внешнему воздействию, насильно задвинутым, вынужденно обороняющимся.

А ведь практически полным синонимом термина «экономика» является русское слово «хозяйствование». Смысл тот же самый, но все как бы поставлено обратно с головы на ноги. Содержание слова не нужно объяснять, оно вытекает из всего исторического и культурного контекста нашего существования. Человек хозяйствующий – это не «терпила», трепыхающийся во враждебной среде «воротил и мошенников». Это, прежде всего, личность, с которой ассоциируются такие качества как самоуважение, активность и ответственность. Равный среди равных; живущий сейчас и строящий будущее.

Зачитываю на лекциях отрывки из работ русских экономистов начала 20 века, не засоренных иностранными терминами, и наблюдаю как у студентов светлеют лица, а в глазах появляется мечтательное выражение.

Иногда кажется, что тем «наверху», выгодно, чтобы люди «варились» в экономике, а не хозяйствовали. Представляете, если каждый из нас скажет про себя: я хозяин. Так ведь и до революции недалеко. А всего-то одно слово.


Рецензии
Уважаемый Алексей!

И советская экономика как наука, и нынешняя методически неправильно построены.

Наука должна называться одним словом - «Себестоимость». И калькуляцию надо на лекции начать с трёх статей: материалы, труд и прочие расходы.

А уже потом подробно о материалах, основных, вспомогательных, отходах, браке...

Потом рассмотреть труд. Сюда войдут понятия нормы времени, расценки, производительность труда...

Потом - основные фонды. Тут будут рассмотрены амортизация, моральный и физический износ, смета затрат на содержание и эксплуатацию оборудования.

Постепенно калькуляция обретёт сотню статей. Но это будет не простое печисление, что утомляет и пугает студентов, а каждая статья затрат будет логически вытекать из необходимости правильно определять все затраты на производство и реализацию продукции.

Последняя тема - ценаи, прибыль, реклама..

Эсхаровец   06.04.2022 01:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте! Всё так. Именно такой курс лекций я и читал применительно к строительству.

Алексей Чурбанов   06.04.2022 00:04   Заявить о нарушении
При всём моём уважении к Вам, я не верю, что Вы читаете курс с калькуляции из трёх статей. Скорее всего, так давно принято, все начинают с основных фондов.

Эсхаровец   06.04.2022 01:07   Заявить о нарушении
Нет проблем, ваше право верить или не верить. Но эти статьи не могут не входить в любой курс экономики, как вы понимаете.

Алексей Чурбанов   06.04.2022 11:02   Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей!
Я свою точку зрения изложил скороговоркой. Только идею: от простого к сложному. Примерно как карандашный рисунок портрета. Для полного описания моего курса надо много времени.

Эсхаровец   06.04.2022 21:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.