Проблема человека. Философский взгляд

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА. ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД

Возвращаясь к исходной теме, можно увидеть, что проблема коммунизма не могла возникнуть в том виде, в каком его ожидали - изобилие и свободное потребление. Это просто миф.Коммунизм есть не разрешение извечных экономических проблем, а человеческих.Экономические проблемы полностью разрешил уже капитализм. И представления о коммунизме исчезали как иллюзорные, идеологические понятия. Ибо в изобилии и свободном потреблении разлагался и разлагается Запад, и это уже свидетельствовало, что пока общество  не разрешит человеческие проблемы и не перестроится на этой новой основе, уничтожив деньги, оно уже не только не продвинется вперед, а, напротив, на этой основе разложится и исчезнет с лица земли. Ведь люди должны уметь использовать это богатство в своих интересах.  Поэтому о том, что она возникла в неожиданной форме, свидетельствовало то обстоятельство, что прежнее, иллюзорное представление о коммунизме, исчезло, и вместо нее возникла проблема человека. Сегодня мы наткнулись на человека, на людей, и анализируем их отношения друг с другом и видим, какие они умные или тупые и т. д. И в перестройке общество столкнулось именно с этой проблемой, хотя не поняли ее смысла, а затем так же отбросили, как и перестройку. И каким скользким оказался коммунизм, возникший в представлении людей в виде "обогащения каждого" и разочаровавший людей, когда оно исчезло. Но здесь остался только человек, подавленный этим движением и тем более распадом.
Действительно, в перестройке впервые была воспринята подавленность и порабощенность  человека (политическое ограничение) и осознана необходимость его освобождения, вне чего общество не могло продвигаться вперед и выходить из создавшегося положения. Социализм породил всеобщую апатию и обюрократил все общество. Поэтому перестройка, прежде всего, осознавалась как демократизация и гуманизация нашего общества, т. е. переделка всех общественных отношений на гуманистической, человечной основе. Очеловечить социализм и обновить его с точки зрения человека – такова была задача, возникшая в самом начале перестройки.
Отсюда выдвигалось объективное требование: раскрепостить и освободить человеческую личность и дать возможность ее гармоничному развитию, т. е. создать каждому человеку такие условия, которые позволили бы ему проявить себя, раскрыть способности и дарования. Положение человека в условиях социализма резко отличалось от его положения в капиталистическом обществе. Последнее представлялось свободным, где, поэтому, свободно развивалось и производство. Суть этого вопроса не осмысливалась.
При социализме производство никогда не рассматривалось с точки зрения человека. Принцип «все для человека» существовал только во всеобщей форме и не имел отношение к конкретным людям, их развитию как самостоятельной личности и т. д. Напротив, человек рассматривался всегда с точки зрения производства, экономики, а потому всегда видели только одну сторону взаимосвязи – зависимость человека от производства, общества. В перестройке, напротив, впервые обнаруживается и осознается зависимость производства (общества) от человека (людей), т. е. другая сторона взаимоотношения. Таким образом, впервые вскрываются взаимные отношения между личностью и обществом. Отсюда и постановка вопроса и выдвижение названного требования.
Перестройка имеет непреходящее значение и в другом смысле. Поскольку человек в свою очередь ограничивается и подавляется только общественными отношениями, организованными определенным образом, т. е. определенным устройством общества, то отсюда вытекает задача выявления необходимости коренного, качественного изменения всей системы этих отношений: и экономики, и политики, и культуры и т. д., причем их изменение применительно к развитию людей, ибо без решения этой проблемы невозможно освободить человека, а значит и общество.
Этот вопрос раньше никогда не ставился, и над ним не задумывались, так как считалось, что именно высокое развитие производительности труда и создание на этой основе изобилия благ потребления сами по себе, автоматически приведут к решению проблемы человека и коммунизма. Здесь развитие человека отождествляется с развитием общества и не принимается во внимание взаимоотношения между людьми. Предполагалось, что достаточно освободить человека от необеспеченности и интеллектуальной ограниченности и поставить его во всеобщие условия материального и культурного достатка, как он изменяется и осознает себя существом общественным, коллективным, способным ставить общественные интересы выше личных. Сам же вопрос, что интересы личности становятся интересами общества и наоборот, заменен просто «сочетанием их интересов», при котором общество и личность соотносятся как нечто внешнее и чуждое друг другу, как в капиталистическом обществе. В результате же по существу внешние и отчужденные отношения становятся просто разумными и люди их смогут контролировать сами. И здесь не принимается во внимание именно диалектическое отношение, в силу которого личность социальна по своему содержанию и индивидуальна по поведению и что содержание и форма проявления здесь друг друга не исключают, а, напротив, предполагают и что только классовые отношения создают пропасть между человеком и обществом и тем развивают их  в их противостоянии и что человеческое общество снимает этого отчуждения, устранив товарно-денежные отношения.
Отсюда гармоническое развитие личности связано с примирением человека со своей сущностью. Социализм в этом смысле лишь отстранил человека от капитала и освободил его от товарных отношений (капиталистическая сущность человека). Тем самым он предоставил его себе и деньгам. А деньги – это не человеческие отношения, а исторически сложившиеся общественные связи, существование которых связано с их функцией и историческим назначением и которые устраняются с возникновением необходимости развития человека, причем самоликвидируясь и тем угрожая существованию всего, став отношениями между людьми.
Социализм в этом смысле создал все предпосылки для дальнейшего развития и с их созреванием сам распался, тем самым, освободив  людей и предоставив их  себе, чтобы они дальше «додумались» сами, раз общество распалось и больше над людьми не стоит, и даже то, что государство отстранилось от них, является фактом свершившимся.
А если мы имеем дело с людьми, в принципе уже свободными, то можно предположить, что эти люди уже способны развиваться и стать личностями при условий сознательного изменения обстоятельств применительно к их объединению и развитию человека. Ведь все изменения, происходящие в обществе, совершаются применительно к человеку, но бессознательно. В сущности, обстоятельства и деформируются с этой позиции бессознательно, и она несет разрушения в стихийности.


Рецензии