Когда-тушки

Когда попросят за столом сказать
Иль сжечь вокруг костра  молчание,
Вы "когда-тушкой" сможете начать
По поводу любому заседание.
Попробуйте. А коль не подойдут
Мои слова, то сами подищите.
Поверьте, не такой уж это труд-
Вы, как и я, с "когда" его начните!
***

Когда бессмысленные буквы
Увязывает голова
В конкретно значимые звуки,
То появляются слова.
Когда ж слова не подбираем
И начинаем говорить,
То, значит, голову теряем
И обрываем смысла нить.
***

Когда струна ослаблена покоем,
Когда ее не трогают душой,
Она скулит и с безутешным воем
Следит за безразличною рукой.
Как часто обижаем мы любимых -
В быту расслабившись, им больше не поем
О днях, звенящих, истинно счастливых,
Когда мечты лелеяли вдвоем!
***

Когда я думаю, чего мне не хватает ,
Чем обделяяет мою жизнь судьба!
Она мне с сожаленьем отвечает:
-Ты знаешь,  обошла тебя борьба.
-А с ленью? Недостаточно примера?
- Да, это так. Но та борьба- пустяк.
Тебя не атакует чувство меры,
А у него увесистый КУЛАК!
***
Когда касается звучащая струна
Не уха, а щеки, то это значит-
Не музыка, а нежности волна
Тебя в объятьях своих прячет.
Как дорог тот воздушный поцелуй,
Как хочется в такой волне купаться,
Иль на аккордах из поющих струй
Листком осенним долго покачаться!
***

Когда реальностью забрезжится задумка,
А ты боишься сглазить её ход
Случайностью неверного поступка,
Иль воробьем, что выпустит твой рот,
Забудь, замри, прерви все разговоры,
Сочувствиям, поддержкам не внимай,
А сам до одури старайся сдвинуть горы,
Ищи иголку -стог весь разгребай!
***

Когда мешает дождь заняться делом,
А яблонька без цацек вся в слезах
Дрожит, стыдясь, под ливнем голым телом,
Мне остаётся   обласкать её в стихах.
Надену плащ с простроченной рифмовкой,
Возьму корзину из узорных фраз,
Вплету плоды  в куплеты, со сноровкой
Их подритмичу и спою под джаз!
***
Когда уже подхрустывают лужи
И ветер в локон скручивает дым,
И в дроби дятла отголоски стужи,
И мы, уставши, у костра сидим,
Взгляни, как листьев пара золотая,
Упавши с клена в теплый сизый дым,
Кружит, кружит в восторге, увядая
В беспечности, присущей молодым.
***
Когда в купе при свете ночника,
Как будто мост через людские предрассудки,
Меня коснулась женская рука,
Пожатьем подытоживая сутки
Рассказов, рассуждений и стихов,
В нас пробудивших жгучее влеченье,
Неужто стражница моя – твоя любовь
Зажгла в купе все лампы в то мгновенье ?
***
Когда в лесу удача выпадает
И возникает вдруг красавец-боровик,
Грибник ему и Богу расточает
Восторг и благодарность в этот миг.
Вот так же расточительным бывает
Нашедший вас проныра, ловкий льстец
И так же Вас, наивного, срезает,
Крича во-всю, какой вы молодец.
***
Когда захватывает дух повествованье,
Не важно –книга то или кино,
Не тем, что называют «содержанье»,
А тем, как выражается оно,
Спиной о стену плотно обопритесь,
Проверьте, не растут ли два крыла,
И если так, то Богу помолитесь
За то, что красота вас проняла.
***
Когда придется лгать или лукавить,
Чтобы проступок друга оправдать,
Вы постарайтесь мнение составить
О том, кому Вам предстоит соврать.
Коль распознаете задатки в нем артиста,
Гурмана, рыболова, игрока,
Не умаляйте красочности «свиста»-
В ней растворится грех наверняка!
***
Когда в разгаре юбилей,
Так трудно распознать друзей:
Все гости, как один, жуют,
Льстят одинаково и пьют!
Но через час один-другой
Приятели уйдут домой,
Друзья ж останутся не пить,
А будут Вам посуду мыть.
***
Когда вам зеркало показывает проседь
И веточки морщинок под глазами,
Так хочется его об землю бросить
И растоптать безжалостно ногами.
Не торопитесь. Посмотрите резче—
Что там, вдали, за вашими плечами.
Там осень тоже долго смотрит в речку,
Но не грустит, а хвастает кудрями!
***
Когда встречаешь Новый год,
Так хочется рвануть вперед.
Но ты за разрешеньем оглянись –
Махнет ли ручкой прожитая жизнь?
Заправлен ею бак или пустой
И прошлый год – не выстрел холостой?
Ни урожая, ни познаний, ни любви?
Коль так, то нечего мешаться на пути!
***
Когда в сравненьи благ ты завистью сжимаешь
Себя в бессильный, но удушливый кулак,
Подумай, может, зря от этого страдаешь,
К примеру, оцени такой пустяк:
На даче душ –бачок и нет квартирной ванны,
И надо экономно воду лить,
Но всякий раз я там в плену нирваны,
Поскольку за собой не надо ванну мыть!
***
Когда мечта уходит, на прощанье
Разочарованно целуя тебя в лоб,
То это означает наказанье
За то, что ты обыкновенный жлоб.
Уж коль мечта куда-то поманила,
То волочись за нею как гусар,
Рассудок, деньги – чтоб ни попросила-
Бросай в её загадочный пожар.
***
Когда на заводском дворе собаки
За подношением ко мне бегут,
То всякий раз устраивают драки,
Друг - другу подойти к кормежке не дают.
Того же пса, который без опаски,
Готовый позабыть про свой паек,
Бежит ко мне, как к другу, ради ласки,
Всегда хватает кто-нибудь за бок!
***
Когда я ёлку украшаю,
Конечно, детство вспоминаю,
Когда охвачен был мечтой
О том, что будет мне женой
Такая ж чудная Снегурка –
Улыбка, муфточка, фигурка…
Всё нынче так, как и мечталось –
Снегурка в жёны мне досталась.
***
Когда вьюжится погода
И мороз стреножил транспорт,
И в сугробах нету брода,
И потерян солнцем паспорт,
Вас утешит лишь мобильник:
Нажимайте на нём кнопку
В непогоду за полтинник
Он проложит к другу тропку!
***
Когда в тебе любовь, как тайну, открывают
Слова, улыбки, жесты, томный взгляд,
Особенно, когда тебя ласкают
Тем, что о твоих достоинствах твердят,
То невозможно запереть ей двери -
Она разрушит стены, своды проломИт.
Так на свободу рвутся только звери
И никакой рассудок их не усмирит!
***
Когда мне вспоминаются деды,
Двина, угоры, шаньги и бехтерь,
Мне кажется: вперёд бегут следы
Туда, где звякнет, раскрываясь, дверь
И заскрипит взволновано крыльцо
И я с котомкой за плечами лет
Вновь расцелую бабкино лицо,
А у неё…морщинок почти нет.
***
Когда я Тютчева читаю -
Как будто на струне играю,
Лишь на одной, одной струне,
Натянутой природой мне.
Ее я к сердцу прижимаю
То по-короче, то длинней,
И этим чувства пробуждаю
То грустные, то веселей.
***
Когда влекут к друг другу лишь слова
И нас пугает острота касанья,
То значит - фильтром служит голова
И в этом есть свое очарованье.
Ведь, наши чувства просто устают
От повторения "включенье - отключенье"
И лишь слова нам создают уют
Душевного без устали влеченья.
***
Когда чаинки кружатся в стакане,
Мне мнится желтолистый хоровод
И я надеюсь, что вот-вот предстанет
В дымке над чаем тот небесный свод
И леса зал в березовых обоях,
И гаснущий заката чайный свет,
И терпкий вальс, кружащий нас обоих
Как две чаинки вот уж сорок лет.
***
Когда творишь желанное тобою,
То с наслажденьем постигай весь путь,
В конце которого незримою чертою
Отрежется вдруг вызревшая суть.
И не спеши отречься от ошибок,
И в прошлое не плюй и не стреляй,
Иначе оно выстрелит в затылок-
Оно живуче, как ни убивай!
***
Когда две стрелки куролесят зря,
Поглаживая циферблат задумок,
Всё жду, что кто-то стеганёт меня
И тем поможет совершить поступок-
Согнуть те стрелки в пару лемехов,
Перепахать раз предоставленное поле,
Заросшее бурьяном из моих стихов...
Мой Критик,знаю: это - в твоей воле!
***
Когда на грязь ложится снег,
Мне кажется, что добрый человек
Грунтует, словно холст, замызганную землю,
И я с надеждой его кисти внемлю.
И жду картин, где все мои мечты
Приобретут реальности черты,
Не надо ждать! Чтоб все мечты сбылись,
Ты сам за кисть и мастихин берись
***
Когда, нацелив телескопов уши,
Земля вселенной ловит голоса,
Мне кажется, что избранные души
Без телескопов слышат небеса.
И эти души – наши музыканты.
У них абстрактный, но доходчивый язык,
Способный в музыке озвучить волны, кванты,
Пришедшие на Землю в этот миг
***
Когда в чём-либо тайна огорошит
И не видна причинно-следственная связь,
Как скользкий лёд под снежною порошей
Или ещё не вымерзшая грязь,
Ты не спеши, не прыгай, не тушуйся,
А по-саперски тайну разгребай,
А ещё лучше – до мозгов разуйся,
На ощупь нервом в истину вникай
***
Когда сомненье под – руку с тобой
Обходит круг твоих друзей надежных
И ты теряешь веру и покой,
Запутавшись в сетях наветов ложных,
Как ни вцепился в локоть поводырь,
Ты дай ему пинка под поясницу
И пятна сплетен ототри до дыр,
Как на иконах вытерают лица.
***
Когда у мудреца спросили,
Что человеку сладостней всего,
И что в надгробии ему б изобразили,
Старик ответил просто: «Ничего.
Богатству, власти символов немало,
Их научились скульпторы ваять,
Меня интересует только слава,
Но ей, однако, в воздухе витать…»
***
Когда вдруг наступает отклоненье
От хлопотливых долгих лет любви
И возникает исподволь влеченье
К другой или другому, то лови
Не губы, не объятья, не признанья
Из вечно повторяющихся фраз,
А зацепи себя за крюк распознаванья –
Что нового схлопочешь в этот раз?
***
Когда, играя в покер на конфеты,
Мой внук ладошкой выигрыш загребал,
Мне душу растревожили приметы
И весь остаток ночи я не спал …
Когда ж из-под чужой застрявшей «Хонды»
Его ладошка выгребла песок,
Мой внук сказал презрительно и гордо:
«Не надо денег! Я вам так помог».
***
Когда мечтаешь, каждый раз
Подумай: воплощенье бренно,
Сама мечта надёжней нас,
Переживёт нас непременно.
Дай, Бог, нам вволю помечтать,
Не тратить время по-пустому
И бескорыстно отдавать
Всё то, что по рукам другому.
***
Когда считают что-то инженеры
Или рецепт изобретают повара,
Над ними властвует безмерно чувство меры,
Хотя воображение – игра.
Во всём бы следовать вот этому примеру,
На все б желания накинуть удила –
На блажь, стяжательство, на славу иль на веру –
Лишь бы любовь безмерною была.
***
Когда уперся лоб
В познания забор,
Где прочный толстый столб
С той стороны в упор,
Не бейся напролом,
А перелезь забор
И разберись с замком.
Не бойся, что ты вор!
***
Когда новую тетрадь
Открывает снег,
Не спеши её марать,
Грешный человек.
Перед тем, как настрочить,
Посмотри на лист:
Стоит ли на нём следить-
Он так свеж и чист!
***
Когда два яблока под кружевом листвы
Как грудь нащупал и раздел нахальный ветер,
Из ревности, как символ красоты,
Я их сорвал в нетерпеливый вечер.
Но ночью два невидимых соска
Уткнулись в грудь мою невызревшей любовью…
Недаром два задиристых сучка
В саду в ладонь вонзились острой болью.
***
Когда мои друзья заводят речь о тёще,
Перебирая все её грехи,
Я говорю им: будьте с тёщей проще,
Не спорьте, а пишите ей стихи.
И пусть они нескладно, но сердечно
Подчёркивают вашу мысль одну –
Как благодарны вы ей бесконечно
За то, что подарила вам жену.
***
Когда шибко безбедно живется
И проблемы тебя не колышат,
И душа твоя в стойле пасется,
Знай, что Бог тебя больше не слышит.
Не тебя встретит он в дверях рая,
Забронировал место другому –
Вон тому, кто в жизни страдая,
Тщетно просит у Бога подмогу.
***
Когда в любви настанет откровенье
Для плотского слиянья ваших душ,
Как перед храмом встаньте на колени,
И с неба боги вам сыграют туш
За то, что ей или ему желанье
Отдать себя в подарок поднесли.
В зачёт берите только отдаванье
И не считайте, что приобрели.
***
Когда окурки, мусор исчезают
И вновь курилка блещет чистотой,
Курильщики вдруг это замечают,
Когда приходит в марте день восьмой.
Тогда, усердно женщин поздравляя,
Они вдруг с удивленьем узнают,
Что где-то рядом женщина такая,
С которой будет и в аду уют.
***
Когда работа хмурится и хнычет,
Вообразите, что она –дитя,
Которое сосок у мамки ищет,
Фасонистую кофту теребя.
Не облачайтесь в платье осложнений,
С работой будьте проще, нараспах,
И разольется море достижений
Из тех молочных капель на губах.
***
Когда ты знаешь, что ответить про любовь,
То это значит, что она прошла
И ты, как флешку, вставив в сердце боль,
Качаешь лишь забытые слова.
Любовь - как время, только может течь
Влечением к костру из жгучих тайн.
А их в душе спокойной не поджечь,
Познать их можно только лишь в онлайн!
***
Когда у Вас я изредка бываю
По долгу службы, а не просто так,
Я всякий раз про дело забываю,
Выкидываю спорам белый флаг.
Я принимаю жёсткий ультиматум
Капризных губ, лукавых, острых глаз,
Я становлюсь мальчишкой, младшим братом,
Учеником, влюблённым вдоску в Вас….
***
Когда дятел включает дрель,
Будто пломбы вставляет в грушу,
Мне все кажется: скрипнула дверь-
Кто- то вспомнил забытую душу
И сейчас прозвучит:"Вставай!
Пиво - в воду со дна колодца!
Шампуры! Мангал разжигай
И подкинь в него больше солнца!"
***
Когда,  вооружившись недомолвкой,
Стараемся всю правду рассказать,
Мы верим, что такой уловкой
Удастся без греха соврать.
Но мстит потом за это полуправда,
Как женщина,  не снявшая наряд
И говорящая: "Быть может,  будем завтра,
Когда лишь я одна заполоню твой взгляд?"
***
Когда приходит бисер слов,
 Нанизанных на радугу улыбки,
 В ответ на всплеск моих стихов,
 Или на кочки моей прозы зыбкой,
 Так хочется погладить их рукой
 И успокоить рой к себе вопросов-
 Какого черта ворошишь чужой покой!?
 "Я-твое эхо!"- бисер отвечает просто...
 ***
Когда необходим вдруг стал баланс,
Чтоб по канату из любви идти,
То, значит, вера закачалась в вас,
Иль затянулась в узел на пути.
Сомненья бросьте, коль любовь зовет,
Баланс заменят два романтики крыла
И смело отправляйтесь к ней в полет -
Она поступка этого ждала!
***
Когда мамуля задала мне тот вопрос,
А я соврал в ответ напропалую,
Она хозяйской тряпкой вытерла мой нос
Смеясь, сказала:"Я ее целую!
Ты помнишь папу, как он ревновал?
Твоя - как я, а дети-наша правда.
Какой прекрасный был у нас скандал...
Мы с ним тебя затеяли назавтра."
***
Когда тебе вдруг стало тесно
 От самого себя в квартирной пустоте
 И через край, как дрожжевое тесто,
 Ты позволяешь выползти судьбе
 Из липких стен сплошного одиночества
 И ищешь, кому дать её запечь,
 То знай: ты сам! Лишь собственное творчество
  От одиночества способно уберечь!
 ***
Когда заводим речь про добродетель,
Чтоб подчеркнуть ее вселенский смысл,
Мы о пороке говорим, как дети -
Мол, горький он, вонючий и прокис.
Вот так же Александр Сергеич Пушкин
Строками не по-детски мудрого письма,
Чтоб "ушки всегда были на макушке",
Братишке дал попробовать дерьма.
***
Когда со стороны, как скрепкой,
Твои достоинства суммирует любовь,
Себя осматриваешь взглядом цепко
И по-листку оцениваешь вновь.
О сколько неожиданных открытий!
Не важно - пустяковых иль больших,
Плодов анализа или простых наитей,
Но для тебя бесценно дорогих!
***
Когда природа выставляет красоту,
Будь то гора, или излучена реки,
Иль галька на пустынном берегу,
Она ждет ласку глаз или руки.
Вот так же человеку надо мало-
Заметным, но свободным, быть
И он на интернете, как пред залом
Пытается красивое творить.
***
Когда является искусство,
Тогда рождает разум чувство.
Но то - работа для других.
А для себя - внезапный стих,
Как бедствие, как ураган,
Как безысходности аркан...
А разум душу тормозит
И помогать ей не спешит!
***
Когда листва мурлычет под ногами
 И тенькает синица на стволе,
 И журавли шуршат под небесами,
 И суетится рой опят в листве,
 Я ощущаю вовсе не ушами,
 А всей душой вот эту тишину
 И, бережно перевязав стихами,
 Ее в подарок Музе подношу.
 * * *
Когда просить не надо ничего,
Когда нас ублажает хлебом-солью стойло,
Когда в неведомое страсть нас не влечёт
И думаем, что нам всего довольно,
На нас с презрением смотрит только Бог -
Зачем рассудком одарил нам души?
За тем, чоб жизни подводя итог,
Её отдать тому, кто мыслить будет лучше.
***
Когда творишь ты что-то сдуру -
Враз пишешь что ни попадя,
И надуваешься в "фигуру"
Себя в кумиры возводя,
То знай:твоё стихотворение,
Рассказ,сценарий или холст,
Дай Бог, сочтут за удобрение,
А проще - выбросят в компост.
***
Когда нас звери ублажают красотой
Задумайтесь над истиной простой:
Мужская особь более красива,
А самочка скромна и молчалива.
Лишь у людей совсем наоборот -
Понятью "красота" присвоен женский род.
Недаром люди женский образ прилагают
Когда о прелести какой-то рассуждают.
***
Когда украсилось окно морозом,
Я из отдела будто в театр попал:
У Герды с Каем распустились розы
И птица счастья залетела в зал.
И вспомнилось: "Идем за синей птицей",
Как хрипло Хлеб с Огнём заговорил...
А в зале оэабоченные лица -
Никто их в детстве в театры не водил.
***

Когда один без дров и пламени,
Микроволнушкой грею  из киоска борщ,
Его, посыпав перцем памяти,
Прошу попробовать подружку ночь.
Да, как всегда, обед после работы,
К беседе пробуждает вкус.
Так, обсудив с подружкой все заботы,
Включив будильник, смело спать ложусь.
***
Когда на прянике мобильника узоры
И бисер букв манят твоим письмом,
Я раздвигаю политеса шоры
И становлюсь  бедовым сорванцом-
Влезаю, как в буфет , в твои конверты,
И наслаждаюсь ото всех тайком,
Хоть сладость - лишь подушечки-конфеты,
Но каждая с ликером иль вином!.
***
Когда один без дров и пламени,
Микроволнушкой грею  из киоска борщ,
Его, посыпав перцем памяти,
Прошу попробовать подружку ночь.
Да, как всегда, обед после работы,
К беседе пробуждает вкус.
Так, обсудив с подружкой все заботы,
Включив будильник, смело спать ложусь.
***
Когда без дна попойки вечерок
И в тостах утопает именинник,
Тогда один старинный мой дружок
Провозглашает этот панегирик;
"За то, чтоб повторялся беспредел,
Как у вот этой именинник вечеринки!
За то,чтоб именинник был бы цел
Т мог бы зашнурорывать ботинки!
***
Когда бы не было примет,
Я б от  того не отличился,
Каким я был на взлёте лет,
Когда любил и волочился .
Я не растрачен!  Я  смогу!
Готов, как в первый раз, влюбиться,
Но по приметам -весь в долгу ,
БАНКРОТ  и нечем расплатиться.....
***

© Copyright: Владимир Фирсович Шишигин, 201


Рецензии
Что ж тут добавить к сказанному? Целое жемчужное ожерелье в несколько рядов! Хочется пожелать, чтобы в Вашей жизни, Владимир Фирсович, было ещё много-много "когда-тушек"... самых разных чудесных образов, прекрасных картин природы, погоды, настроения... поэтических замыслов, творческого вдохновения. Спасибо Вам за удовольствие читать такие замечательные стихи!
С уважением и самыми сердечными пожеланиями,
Вера.

Вера Июньская   08.07.2021 19:52     Заявить о нарушении
Верочка! Спасибо.Растрогали... С нежностью Владимир

Владимир Фирсович Шишигин   09.07.2021 00:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.