О размышлениях Коргамбаева Ж. в свете экзистенциал

Свою философию Коргамбаев Ж сам оценивает как "философию человека" и не плохо отличает себя от других философов, хотя он нигде не раскрывает смысл своей философии в сравнении с другими парадигмами, сложившимиися в 20 веке. В книге "Куда идет человечество: в рай или ад? (опубликована на этом сайте http://proza.kz/work/29808) ", я нигде не встретил анализа ни экзистенциализма и ни других учений о человеке. Он лишь мелком пробегает, упоминает без ссылок (спасает его то, что он не считает себя философом) Несведущему читателю может показаться, что он свою философию строил на голом фундаменте. На самом деле не так. Это глубоко оригинальная философия, которую должен оценить читатель, а не сам автор. Статус, значение, место его философии - это не его дело. В связи с этим я хочу сделать краткий обзор современной философии человека, получившей на Западе названия "экзистенциализм".

Экзистенциализм (от лат. еxsistentia – существование) , или философия существования, играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии ХХ века. Она характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.

Однако философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из ее главных представителей создает как бы свое учение. Каждый из философов-экзистенциалистов концентрирует внимание на какой-то реальной стороне человеческих отношений и дает их убедительный социально-психологический анализ. Однако, обращая внимание на какую-то одну из характеристик этих отношений, он оставляет в стороне другие, считая их производными от нее, и создает при этом довольно сложные философские конструкции.

Предтечей экзистенциализма как философии существования человека по праву называют великого русского писателя-мыслителя Ф. М. Достоевского. Но систематическое упорядочение идей философии существования появляются у немецких философов, прежде всего в книге «Бытие и время» М. Хайдеггера (1927г.) , и в трехтомной «Философии» К. Ясперса (1932г.) , а также у французского философа Ж.-П Сартра в его книге «Бытие и ничто» (1943г.).

Нередко экзистенциализм подразделяют на атеистический и религиозный. Но это деление достаточно условное, так как все представители этого направления сосредотачивают внимание на общих для них экзистенциальных проблемах, прежде всего смысле человеческого бытия в мире, и не просто человека вообще, а каждой личности.

Большое влияние на экзистенциалистов оказал датский мыслитель С. Кьеркегор, который растворил конкретного человека в абсолютной идее, строго логически и диалектически развертывающейся в истории. Философия жизни Ф. Ницше, А. Бергсона, В. Дильтея, З. Фрейда также явилась предшественницей этого философского направления.

Экзистенциалисты используют феноменологический метод Эдмунда Гуссерля (1859 – 1938) , изменяя его в соответствии со своей концепцией. Для Гуссерля важно было найти достоверное основание, исходя из которого, можно было создать философию как строгую науку, которая бы служила фундаментом для всех остальных наук и всей человеческой культуры. Главное в его методе – непосредственное усмотрение сущности вещи в процессе переживания этой вещи.

Этот метод называется еще методом интенционального анализа. Интенция означает направленность сознания на какой-либо предмет. Сознание есть всегда сознание о чем-то. Если я переживаю радость или печаль, то эти радость и печаль будут по поводу какого-то предмета или события. Беспредметных переживаний не существует.

Ученик и последователь Гуссерля, от которого он отходил все дальше, Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) средством описания и толкования бытия берет не категории объективной науки, а субъективные категории – экзистенциалы – эмоционально окрашенные понятия. Основной экзистенциал Хайдеггера «бытие-в-мире» говорит о том, что бытие человека и мир неотделимы друг от друга. Человек всегда в мире и мир – это мир человека.

Философия существования пытается раскрыть социально-этические стороны человеческого бытия. При этом немецкий и французский экзистенциализм часто подчеркивают темные, пессимистические свойства бытия, его абсурдный характер. Тревога, страх, вина, страдание неизменно сопутствуют человеку в его жизни. Хайдеггер различает страх эмпирический, касающийся каждодневного существования человека (Furht) , и страх онтологический, лежащий в сердцевине его бытия (Andst). Это страх перед ничто, смертью в ее подлинном смысле, а также страх из-за неумения найти свой личностный смысл бытия. Проблемы жизни и смерти предстают как наиболее важные для человека.

Пессимистические мотивы, характеризующие человеческое существование (пессимистический экзистенциализм) , преобладают, потому что экзистенциалисты разрабатывали свои учения в эпоху крупных исторических потрясений после Первой мировой войны, а также во время и после Второй мировой войны. Во многом бессмысленная гибель миллионов людей на полях сражений и другие трагедии ХХ века, конечно же, отразились на таком мировоззрении.

Однако надо отметить, что в 60-х годах, в Англии появился и оптимистический вариант экзистенциализма. Один из главных представителей – писатель и философ Колин Уилсон. Он считает философию Хайдеггера нигилистической и пессимистической и поэтому не имеющей будущего для своего развития. Уилсон говорит о новом понимании свободы, которая состоит в расширении и углублении сознания путем различных методов психоанализа, психотерапии и медитации. Уилсон написал шеститомную работу «Аутсайдер». Аутсайдер – прототип нового человека с развитым интеллектом, контактирующего со сферой подсознательного как источником космической энергии. Герой Уилсона занят поиском и осуществлением смысла человеческого бытия. Сам К. Уилсон пишет, что он развивает оптимистический экзистенциализм.

Еще одной важной темой в философии существования является тема человеческой коммуникации, взаимообщения или интерсубъективности. Человек в экзистенциализме изначально выступает как социальное существо. В отчужденном бытии, например в толпе, в массе, каждый поступает так, как поступают остальные, следуя моде, установившимся схемам общения, обычаям, привычкам. Экзистенциалисты не просто описывают факты, но явно выражают протест против массовой, бульварной культуры. Тем не менее, характерно, что, выступая против массовой культуры, сам экзистенциализм стал в последствии модой и элементом той же самой массовой культуры.

Жарасбек подверг резкой критике не отдельных философов, не их воззрения, а философию как сознания определенной эпохи, и отличает умирающее сознание от становящегося. Такое понятие, как "денежная психология", является его заслугой. И внимательный читатель увидит, что в этой психологии растворилось сознание и Запада, и Востока. И он неопровержимо даказал, что перед этой психологией ни "модерн", ни "постмодерн" ничего не стоят как умирающие формы ( не зря сознание современного человека уперлось в конец света и из этого не видит выхода) Тем самым он дает метод понимания сознания (устройства) и Запада, и постсоветского пространства. Он вообще не оперирует философскими категориями и сосредоточен на реальности человека и шаг за шагом вырабатывает свои понятия и пытается раскрывать его сущность. Такое понятие, как "цель" и "смысл жизни", "призвание" и т. д. его не интересуют как предмет исследования философии. Распад системы убивает все это, порождает пессимизм и иррационализм как главного направления эры денег, и искать в них панацею и "спасения" бесполезно. И он стремится обратить внимание читателей на реальную жизнь. Философия, по его мнению, - это представления отдельных людей, пусть даже самых гениальных. Имея в свое время успех, они не выдерживают испытания "мировым кризисом" и становятся просто "бунтом". И Жарасбек нигде не философствует (хотя, не скрою свою симпатию, в нем я вижу превосходного философа) , а анализирует живую реальность: отношения между людьми, социальные связи людей, их общественные отношения, сознания общества и личности и т. д. И ишет их не философскую,  а реальную основу. Как живет современный человек в России, Америке, и т. д. и на чем основывает свое существование в действительности. И ясно , не на безжизненных идеях современности, а на вполне реальных отношениях - на деньгах, а еще точнее - на делании денег как главном принципе "рыночной экономики". Вот во что превратился смысл жизни, цель человеческого существования и на Западе и в Росси. И, в отличие от экзистенциалистов, марксистов, находит и четко формулирует основу бытия человека на современном этапе его исторического развития. Он четко выделяет основу общества от основы личности. Так, основа бытия социума - способ производства, производство прибавочной стоимости, производственные отношения (установленные Марксом). Капиталисты так просто не могли отдать свою собственность, их надо было силой отобрать. И балом правит другой класс, пришедший к власти. Как обстоит этот вопрос у Жарасбека. Все это в рыночной экономике сведено к деньгам, находящимся в руках людей.  Люди - владельцы денег. Если лишить их денег - они никто. И отбирать их не нужно силой, любого крупного денежного мешка можно обонкротить, и все его деньги перейдут к тебе. Отсюда и идея о новом объединении.

 При этом основа бытия здесь имеет чрезвычайно важное значение - и вопрос, который совершенно обходится философами различных мастей. Отсюда он и показывает будущее, перспективу, которая связана не с этими идеями, а манипулированием денег. И на этом фундаменте строится и его парадигма (его мировоззрение, философия). Я еще вернусь к этому вопросу.

Список использованной литературы:

1. «Современная философия: словарь и хрестоматия». Изд. «Феникс». Ростов-на-Дону, 1995 г.
2. Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. «ФИЛОСОФИЯ. Справочник студента». Изд. «АСТ». Москва, 1999 г.
3. «Основы современной философии». Изд. «Лань». Санкт-Петербург, 1997 г.
4. П. В. Алексеев, А. В. Панин, «ФИЛОСОФИЯ. Учебник». Изд. «Проспект». Москва, 2000 г.
Источник:


Рецензии