О душе или что я понял из грузинских сказок

Человек - понятие многомерное. Это - и его физическая ипостась во всём многообразии её проявления от формы стопы, объёма груди, размера бицепсов до причёски, от роста, веса, цвета кожи до мощи голосовых связок; это - и космически сложная система поддержания жизни и воспроизведения накопленных эволюцией ценностей в виде обмена веществ, в виде хорошо сбалансированной системы химических процессов,  позволяющей человеку быть живым и рациональным в своём отношении к окружению и к себе; это - и способность и потребность общаться с себе подобными; это - и нечто, трудно определяемое, объединяемое понятием "духовное"... При  общении человека с самим с собой, с природой и с другими людьми очень часто возникает проблема оценки качества этого общения. Например, о человеке говорят, что он честный, духовно богатый, ладно скроенный, красивый, с хорошей наследственностью, обладающий здоровым обменом веществ.

Некоторая часть этих качественных оценок может быть верифицирована с помощью количественных измерений. Например, современный анализ крови демонстрирует наличие нормы по всем анализируемым параметрам, хотя сам по себе этот факт не может полностью гарантировать здоровье человека, но в подавляющем числе случаев по такому анализу можно условно считать человека здоровым. Существует широкий спектр спортивных оценок физического статуса человека. Когда говорят "этот человек выглядит спортивно", то при желании можно осуществить количественную оценку того, с чем конкретно коррелирует спортивный облик человека. Говорят "этот человек весьма коммуникабельный" и этот качественный маркер может быть оценён с количественной стороны - числом друзей, доверием избирателей, способностью не испытывать затруднений при общении с любыми категориями людей, существуют тесты на определение способности коммуницировать.

А вот как оценить духовность со стороны количественной никто практически не знает. Ведь не только диалектика, весь человеческий опыт свидетельствует о том, что качество - функция количества. Можно качественно оценить честность человека, предложив ему на незаконных условиях взятку. Но как оценить количественную сторону его честности? Давать ему различного размера взятки с различной степенью вероятности попасться на этих взятках? Или например, как оценить духовность человека? Тем, как часто он посещает концерты симфонической музыки? Тем, с какой тщательностью он придерживается обрядовых требований религии, которую исповедует, как усердно он стукается лбом об пол в процессе намазов, как вкусно он целует иконы или как хорошо раскачивается в процессе чтения духовных текстов? Как часто он повторяет слова любви? Элоквенцией, которой поражает окружающих? Тем, как он легко и с готовностью идёт навестречу другим людям?.. У меня с женой имеется непримеримое противоречие. Она считает, что винегрет нужно готовить с зелёным горошком, а я всю жизнь был уверен, что в винегрет нужно класть варёную фасоль. Но, придерживаясь принципа "ледиз фёст", я безропотно уступил жене и ем винегрет с горошком. И что? По факту моей уступчивости можно оценить мои духовные способности? Невооруженным глазом видно, что духовность человека количественно оценить невозможно. 

Считается, что душа человека является бессмертной субстанцией, нематериальной сущностью человека, в которой выражена божественная природа его личности, дающая начало жизни и обуславливающая жизнь, душа способствует ощущению, мышлению, сознанию, чувствам и воле, она противопоставляема телу. В религиозных и идеалистических представлениях душа - это нематериальное начало жизни, как правило, противополагаемое телу,  бесплотная сущность, остающаяся после смерти человека. В устаревшей психологической терминологии душа - это совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека. Внутренний, психический мир человека. Разговоры о душе в итоге напоминают известное междометие "бла-бла-бла" (вероятно от греческого "barbarbar”), которое является синонимом бессмысленности. И тем не менее, очень часто в общениях людей друг с другом силу души оценить очень важно. Говорят, что женщины инстинктивно оценивают мужчин с точки зрения их как будущих производителей потомства. Может быть количественная оценка души самцов на первых этапах и не так важна, но подобная оценка, как правило, определяет качество основной части сознательной жизни с этими самыми самцами.

В детстве у нас дома была довольно толстая книжка без обложки с пожелтевшими от времени страницами. Это было собрание грузинских сказок. Эта книжка сыграла большую роль в формировании моего восторженного отношения к Грузии и грузинам, которое не смог поколебать даже вопиющий идиотизм неблагодарности грузинов к Саакашвили и выбору в большие грузинские начальники пустоты по имени Шарикашвили с его мечтами производителя шлангов. Моя бабушка очень рано начала читать мне грузинские сказки, а когда я в пять с лишним лет научился читать, то эти сказки стали моей любимой книгой, я каждую из сказок по десятку раз перечитывал и не терял к ним интереса. Где-то к 7-ми годам я прочитал о том, что император Франц Иосиф всю жизнь любил читать сказки и это является явным признаком умственной отсталости. В 7 лет я считал себя взрослым человеком и эта информация о Франце Иосифе в существенной степени мне мешала наслаждаться чтением грузинских сказок. Но я читал их как бы исподтишка от себя самого, считая что старческий маразм - понятие всё же очень сложное и по одной лишь любви к чтению сказок нельзя судить об умственных способностях взрослого человека.

В большей части сказок сюжеты были очень сходными. Царь или царевич - наследник престола - увидел портрет девушки и страстно в неё влюбился. Он оставил вместо себя визиря, которому доверял, закалил свой меч (почему-то в моче), выбрал верного коня и надёжную сбрую, запасся едой на долгий поход и отправился искать по белу свету свою возлюбленную. Иногда царевич отправлялся искать девушку, приснившуюся ему во сне. Как правило, царевич находил свою возлюбленную в плену у дэва. Дэвы - это злые духи, великаны антропоморфного или зооморфного вида, большого роста, сильные и глупые, похищающие женщин с целью принуждения их к сожительству. Царевичи вступали в неравный бой с этими великанами и всегда побеждали. Они привозили возлюбленную в своё царство и жили с ней в полной радости, в достатке и в окружении многочисленного потомства.

У меня состоялся такой разговор с бабушкой:
- Бабушка, почему царевич переставал жить нормальной царевичевской жизнью и отправлялся неизвестно куда за этой девушкой?
- Ну он хотел создать семью. Твой  папа встретил твою маму и создал семью. Мужчина с женщиной создают семью, а потом у них рожаются дети.
- Но ведь в царевичевском царстве полно женщин. Затем ему нужно ездить туда, куда он не знает пути, когда все женщины в его царстве евойные?
- Но его душа требует ту, в которую он влюбился.
- Что все эти царевичи ненормальные? Увидел картинку и влюбился.
- Нет, они нормальные, у них душа требует того, что никто не может понять, кроме самого царевича.
- А что такое душа?
- Это объяснить невозможно. Вырастешь и сам поймёшь, что такое душа!
- А что, у женщин нет души?!
- Почему ты так думаешь?
- А потому, что мужчины бросаются искать возлюбленных, а женщины - нет.
- Ты меня замучил. У женщин намного более тяжелая жизнь, чем у мужчин, они не могут отвлекаться на всякие глупости.
- Получается, что женщины должны мучиться и плакать в одиночестве, если у них душа воспалится к кому-то, а царевичи занимаются всякими глупостями?
- Глупость зависит от того, кто и как смотрит на вещи. Хватит меня мучить вопросами...

В итоге я ничего толком не понял, но вопрос о том, что такое душа, запал мне в душу и в моё сознание очень рано, благодаря грузинским сказкам. По мере взросления и приобретения жизненного опыта я понял, что душа - это нечто иррациональное, неземное, неконвертируемое в земные ценности. Действительно, у царевича пол страны женщин, а ему нужно одну единственную, образ которой, изображенный на портрете, воспламенил его душу до такого состояния, что она уже не помещается в теле и царевич бросается на поиски бальзама для своей души, рискуя жизнью, образно говоря, плюя на то, что для нормального человека, т.е. человека, которым душа не повелевает, дороже всго на свете. И это при том, что душа - это нечто такое, что не имеет материальных измерений.

Второе, что я понял из области душевного, это то, что душа нечто избирательное. Об этом свидетельствовали мои любимые грузинские сказки, а известно, что сказки представляют собой волшебное преломление реальности, предназначенное в основном для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и целям жизни, необходимости защиты своих по духу моральных устоев, для прививания достойного отношения к другим людям и народам. Сказки несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам. В книжке грузинских сказок было не меньше сотни повествований и почти все из них упорно свидетельствовали о том, что душа обладает высокой степенью селективности.

В моём рассказе "Жертвы вынужденного полигамизма" (http://www.proza.ru/2015/03/15/402) Уббогов очень любил своих двух невест не душой, а неким эрзацем души, поскольку душа - это понятие квантованное. Понятие "малодушие" к душе отношения не имеет, оно имеет отношение к тому, в чём душа обитает. И вообще, любовь ко всем жителям страны, а тем более ко всему человечеству - это опция весьма подозрительная или диктуемая некоторыми моральными установками без непосредственного участия души. В итоге получается, что душу легко имитировать и это весьма печально. Мораль - это совокупность неких ценностей в плане общения людей друг с другом, практически обусловленная и проверенная на примере многих поколений. А душа - это сугубо частное, не мультиплицируемое, неусредняемое, как я уже сказал, сугубо квантованное свойство личности.

В-третьих, я понял, что душа - это сложный продукт, вырабатываемый частично из наследия предков, частично из жизненного опыта, частично в качестве некой квинтэссенции знания, но, главным образом, в качестве некой эманации человеческой индивидуальности. Чтобы мгновенно влюбиться, увидев портрет возлюбленной, нужно, чтобы высокоселективная матрица влюблённости наличествовала в сознании человека на протяжении всей его жизни. Царевичи отправлялись в опасный поход, не сомневаясь, что им придётся вступать в смертельную борьбу с дэвами, вместо того, чтобы дать слугам понравившийся портрет с приказанием отправиться искать в царстве потенциальную невесту, максимально похожую на ту, что изображена на портрете.

Нет, пожалуй, такой сферы человеческой активности, где бы понятие "душа", "духовный" употреблялась бы так часто, как в области проявления религиозных чувств, как по ходу реализации религиозных обрядов, так и по ходу провозглашения тех истин, с помощью которых духовенство зарабатывает себе на хлеб. Не могу себе представить возможность судить об этой стороне человеческой деятельности, не обращаясь к своим любимым грузинским сказкам. Для царевичей, которые, влюбившись в портрет, отправлялись в опасный поход, путеводной звездой вне всяких сомнений служило нечто духовное, нематериальное. Для подавляющего же числа верующих вера, духовное представляет собой совокупность чего-то в высшей степени материального, чтобы всё было хорошо не только на этом, но и на том свете. Царевичи любили своих нарисованных девушек душой, а многие верующие любят Бога за то, что он - раздатчик всего хорошего: "Бог увидит свечку, Бог услышит нас и на поле дождик даст нам в добрый час. Хлеб наш уродится, хлеб мы соберём и сынка накормим сладким пирогом." Так что, сынок, люби Бога! Я уже не говорю о десятках гурий, положенных старательным убийцам из разряда фундаментальных исламистов, уставших от шариатского дефицита в плане лицезрения женских прелестей.   

Трудно, конечно, с высокой точностью соответствия, сформулировать определение поняти "душа". Но можно и очень важно сформулировать ограничения того словесного поноса, в котором душа используется в качестве разменной монеты, а порой и неразменного капитала. Человек всей душой стремится стать академиком или всей душой нацелен на то, чтобы стать миллионером, или вся душа человека направлена на то, чтобы занять место своего нынешнего начальника. Здесь очень важно понимать, что это никакая не душа, а чисто практический расчёт, подкреплённый специфической активностью сознания. Даже если человек хочет стать миллионером, академиком, начальником, чтобы получше материально обеспечить родных и близких, не стоит заблуждаться в том, что речь идёт о сугубо земных, материальной природы целях. Царевич, влюбившийся в девушку, взглянув на её портрет, с материальным никак не соприкасается. Им руководит его душа. Душа в самом чистом виде.

Я мог бы ещё очень много писать на тему о душе, но прекрасно понимаю, что тема эта неисчерпаема. Мой совет тем, кому эта тема интересна: Читайте сказки народов мира! 


Рецензии