Потоп

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь её исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *





                .        Убойтесь Бога и воздайте Ему славу,
                .        ибо наступил час суда Его.
                .        .        Откр 14:7
   
                .        Соберутся пред Ним все народы;
                .        и отделит одних от других,
                .        как пастырь отделяет овец от козлов.
                .        .        Мф 25:32





                ПОТОП

                (отрывок из книги "И АЗ ВОЗДАМ")

                По своей сути Всемирный потоп был первым Страшным Судом и вторым актом творения. Как Высший
                Судия, Бог взвесил человеческие деяния и заключил, что люди греховны, а посему заслуживают
                смерти. На всей земле нашлась лишь одна праведная семья, ее Творец отделил от грешников и
                вознаградил спасением. После потопа семья эта, как прежде Адам и Ева, должна была наплодить новое,
                «улучшенное» человечество. Поколение за поколением стали бы наследовать характер, уклад и
                образ мыслей патриарха-праведника и передавать их своим потомкам. В конце концов зло окончательно
                изгладится, и добродетель наполнит земные просторы…
                Такой, видимо, мыслилась цель первого Апокалипсиса, но достичь заветной цели Создателю не
                удалось.

=============================
            Всемирный потоп
       не очистил землю ото зла
=============================

Едва ослаб шок, вызванный вселенской катастрофой, как порча стала разъедать обновленное человечество быстрее прежнего. В этом нетрудно убедиться, сравнив темпы растлевания до и после потопа.

              Согласно библейской хронологии допотопное человечество разлагалось на протяжении 10 поколений.
              Наконец - через 1656 лет после сотворения мира - Бог смыл зло с лица земли и начал заполнять
              ее потомками Ноя.
              Однако пороки несовершенной человеческой натуры вновь заявили о себе. Лишь только новые люди
              расселились по равнине Сеннар, как возжелали славы и начали возводить себе памятник –
              Вавилонскую башню. Конечно, Бог сразу пресек это начинание. Осечка их не вразумила и в дальнейшем
              неприятности сыпались как из рога изобилия.
              Не успел умереть новоиспеченный отец народов Ной*, как Небу пришлось поражать тяжкими
              ударами дом фараона, заключать всякое чрево в доме Авимелеха, изливать потоки раскаленной
              серы на жителей городов Содома и Гоморры, погрязших в разврате. Грешили даже избранники
              Всевышнего – Авраам обманывал фараона, Исаак вводил в заблуждение Авимелеха, Иаков присваивал
              себе первородство, Лаван манипулировал Иаковом, их жены конфликтовали между собой,
              их сыновья уничтожали жителей Сихема….
              Так в войнах, конфликтах, притеснениях миновало еще 400 лет (полжизни среднего патриарха)
              и чаша терпения Высшего Суда вновь переполнилась. На этот раз Небеса обрушили гром, град,
              огонь и всевозможные бедствия, чтобы вразумить жестокосердных египтян. Вслед за Египтом
              раздражение Небес вызвал богоизбранный народ и только заступничество Моисея спасло
              иудеев от тотального истребления**. Взамен Моисей принес в жертву Богу «всего» 3 тысячи
              соплеменников***. Затем огонь от Господа пожрал мятежного Корея и 250 старейшин, а слава Господня
              поразила 14700 взроптавших****. Согрешили и пострадали ближайшие родственники Моисея - Надав,
              Авиуд, Мариам, Аарон и даже сам пророк*****. Когда Моисей и Иисус Навин «приложились к отцам
              своим», народ, лишившийся своих вождей, опять стал делать злое и, разумеется, был наказан******.
              Пролетело еще 700 лет, наполненных злодеяниями, и Господу пришлось насылать на свой народ моровую
              язву, голод и полчища язычников*******. Руками Навуходоносора Бог даже спалил свой дом -
              иерусалимский храм.
              Все было напрасно.
              В конце концов, выждав еще 600 лет, Всевышний пожертвовал собственным сыном, чтобы спасти
              человечество от скверны. Увы, не прошло и 40 лет (полжизни среднего человека), как за новые грехи
              Бог руками римлян уничтожил священный город Иерусалим и свой храм. Затем настала очередь
              разрушителей - римлян, империя которых рухнула под ударами язычников…

--------------------------------------------------------
                *Минуло всего 450 лет после потопа (вторая половина жизни Ноя) – небольшой срок в патриархальный
                период.
              **«И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне
                при всех знамениях, которые делал Я среди его? поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя
                народ многочисленнее и сильнее его» (Чис 14 11-12)
            ***«убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины
                по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек» (Исх 32 27-28)
          ****«И когда собралось общество против Моисея и Аарона, они обратились к скинии собрания, и вот, облако
                покрыло ее, и явилась слава Господня… И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек,
                кроме умерших по делу Корееву» (Чис 16 42, 46, 49)
       *****«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили
                в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь
                от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Лев 10:1-2)
                «И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от скинии, и вот, Мариам
                покрылась проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе» (Чис 12:9-10)
                «И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами
                сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис 20:12)
     ******«И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в
                руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими» (Суд 2:14)
  *******«Седекию, царя Иудейского, слуг его и народ, и оставшихся в городе сем
                от моровой язвы, меча и голода, предам в руки Навуходоносора <...> и он поразит их острием меча и не пощадит их... кто останется
                в этом городе, тот умрет от меча и голода и моровой язвы; а кто выйдет и предастся Халдеям,
                осаждающим вас, тот будет жив, и душа его будет ему вместо добычи» (Иер 21:7-9)
                «Третья часть у тебя умрет от язвы и погибнет от голода среди тебя; третья часть падет от меча в
                окрестностях твоих; а третью часть развею по всем ветрам, и обнажу меч вслед за ними» (Иез 5:12) 
--------------------------------------------------------


Невзирая ни на какие предупреждения, угрозы и суровые наказания, обновленная плоть раз за разом упорно извращала стези своя. По недомыслию ли отклонялась она или сознательно выбирала дурные дороги? Трудно сказать. Отца Небесного эти тонкости, впрочем, не интересовали и Он твердо стоял на своем.

Возможно, крайних мер требовала высшая (и непостижимая) мудрость, но справедливыми их не назовешь: ведь юные народы только нащупывали светлый путь и заблудиться было легко. Люди еще не получили всеобъемлющего Закона, чтобы уверенно ориентироваться в сложном мире, поэтому частенько руководствовались не злобой, а недопониманием.

        Всевышний и сам колебался, назначая им Вселенскую кару.
        Сначала, раскаявшись в создании людей, Он порывался истребить все живое на земле [Быт 6:7].
        Затем, приглядевшись к Ною, он скорректировал планы и решил смыть только ныне живущих, а дальше заново
        пересоздать род человеческий и все виды погибших животных от семени избранных [Быт 6:18, 7:1-3, 9:1].
        Наконец, постфактум - уже после водной санации земли -  Бог осознал, что зло исходило от юности,
        незрелости сердца человеческого и следовало не топить людей, а просто дать им повзрослеть [Быт 8:21].

И уж вдвойне несправедливо сметать с земли всю ни в чем не повинную живность (а заодно - и растительность)*. Их-то за что? Такое жестокое наказание не только тотально и неадекватно, но и необъяснимо. Авторы Библии, как видно, не нашли убедительных резонов и потому о вине погубленных говорят туманно и скупо. Вся обвинительная часть приговора умещается в несколько строк и сводится к констатации: люди, дескать, растлевались, творили зло и извращали путь свой на земле. Такую ничего не объясняющую краткость, право же, трудно признать сестрой таланта.

        Крайняя непропорциональность в изложении многих библейских событий бросается в глаза и показывает, что
        следствия занимают авторов гораздо больше, чем причины. Так причинам Всемирного потопа посвящено три-
        четыре строки (к тому же дублирующих друг друга) [Быт 6:5, 11-13], зато описание самого потопа занимает
        3 главы!
        Такие же диспропорции характерны и для других темных мест. Например, о причинах гибели племянников
        Моисея - Надава и Авиуда – глухо упоминается в одной строке, зато их наказанию посвящено 6 строк. При
        этом другие вопросы Писание освещает чрезвычайно подробно. Куда там грехи праотцов! Вот на устройство и
        убранство скинии авторы не пожалели 230 строк**. А как детально описан ковчег завета!...

Стоит ли удивляться, что буйные потомки утопленных так и не поняли, в чем состояла вина их предков. Составители Библии сделали вид, что зло есть зло и в комментариях не нуждается. Древним племенам, видать, следовало «чуять сердцем», что такое хорошо и что такое плохо. В тех случаях, когда сердце немотствовало, они могли сверяться с теми скупыми ориентирами, которые Бог все же обозначил - надо размножаться, есть растительную пищу, слушаться Бога, и не проливать кровь своих братьев. Только такой путь надлежало считать праведным, а все отклонения являлись его извращением.

--------------------------------------------------------
         *Досталось и неживой природе: почву смыло, действующие вулканы взорвались и вызвали землетрясения….
       **Вот так надлежит сделать покрытие скинии:
          «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой,пурпуровой и червленой шерсти, и
           херувимов сделай на них искусною работою; длина каждого покрывала двадцать восемь локтей, а ширина
           каждого покрывала четыре локтя: мера одна всем покрывалам. Пять покрывал пусть будут соединены одно с
           другим, и другие пять покрывал соединены одно с другим. Сделай [к ним] петли голубого цвета на краю
           первого покрывала, в конце соединяющего обе половины; так сделай и на краю последнего покрывала,
           соединяющего обе половины; пятьдесят петлей сделай у одного покрывала и пятьдесят петлей сделай на
           краю покрывала, которое соединяется с другим; петли должны соответствовать одна другой; и сделай
           пятьдесят крючков золотых и крючками соедини покрывала одно с другим, и будет скиния одно целое…»
           (Исх 26: 1-6) и т.д. и т.п. еще на 10 строк!
           А вот как должна выглядеть одежда священника:
          «И пояс ефода, который поверх его, должен быть одинаковой с ним работы, из [чистого] золота, из
           голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона. И возьми два камня оникса и вырежь на
           них имена сынов Израилевых: шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом камне, по
           порядку рождения их; чрез резчика на камне, который вырезывает печати, вырежь на двух камнях имена
           сынов Израилевых; и вставь их в золотые гнезда и положи два камня сии на нарамники ефода: это камни
           на память сынам Израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для
           памяти. И сделай гнезда из [чистого] золота; и [сделай] две цепочки из чистого золота, витыми сделай
           их работою плетеною, и прикрепи витые цепочки к гнездам [на нарамниках их спереди]…» (Исх 28:8-14) и
           т.д. и т.п. еще на 23 строки!
--------------------------------------------------------



====================================
                Возможно,
   зло принесли на землю «сыны Божии»
====================================

Сейчас тот заповеданный путь кажется прямым и простым, но тогда – на заре человечества - допотопный люд все же круто свернул на обочину. Свернул не по собственной воле, а из-за вторжения неведомых существ, именуемых «сынами Божьими». Незваные гости бесцеремонно забирали женщин, «входили» к ним и производили на свет небывало рослое потомство – «исполинов». С того самого времени земля и стала наполняться злодеяниями.

То ли сыны Божии дурно влияли на людей, то ли дочери человеческие наводили порчу на пришельцев, то ли их дети – исполины – нарушили плавное течение жизни. Бог весть… Библия ответа не дает, но более поздний апокриф, так называемая книга Еноха, безоговорочно возлагает вину на сынов Божьих и их потомков.
Из нее следует, что пришельцы вели себя как захватчики, насаждая произвол и насилие. Они не создавали семей, поэтому на земле стали умножаться внебрачные дети – бастарды. Последние – вероятно, из-за крупных габаритов – чересчур много ели и, в конце концов, уничтожили все запасы землян. За сим, вероятно, последовали голод, раздор, падение нравов и всяческие злодеяния, которые и привели человечество к катастрофе...

Кем же были те, кого Библия уклончиво именует сынами Божьими? В данном контексте это, вероятно, означает обитателей Небес (в книге Еноха их прямо называют ангелами, сынами Неба). Однако, агрессивные ангелы, испытывающие сексуальное влечение к женщинам, оплодотворяющие их, обучающие людей волшебству (по Еноху), плохо вписываются в традиционные представления о светлом небесном воинстве. Скорей уж речь идет о тех небожителях, которые группировались вокруг Вельзевула, могущественного князя тьмы. Если они и вправду посещали земных женщин, то наверняка принимали человеческое обличье, чтобы не напугать своих подруг*. И все же в этих гуманоидах чудилось нечто сверхъестественное – оттого чужаков и называли «сынами Божьими», оттого мужчины и уступали им своих женщин без сопротивления. Но ведь чутье может и подвести. Не обознались ли земляне? Не поторопились ли возвести в ангельский чин хоть необычных, но все-ж-таки людей?

Думается, здесь древние авторы сплавили воедино мистические представления и глубокие переживания. Они, люди равнины, периодически сталкивались с нашествием воинственных чужеземцев, грабивших, убивавших мирных землепашцев, забиравших их жен. Несчастные видели перед собой только рослых воинов в боевой раскраске и устрашающих одеяниях. Не удивительно, что порой налетчики казались жертвам какими-то сверхъестественными существами. Мистический ореол укрепляло превосходство врага в военной технике (бронзовое или железное оружие вместо медного, использование больших судов, каких-то экзотических животных, сигнальных инструментов). Перед сражением нападавшие нередко употребляли наркотические снадобья, разжигавшие ярость, подавлявшие страх и чувствительность к боли. Такие «берсерки» также производили на противников впечатление сверхчеловеков**.
Дополнительные знания об агрессорах (они же - «сыны Божии») можно почерпнуть из истории Междуречья, поскольку библейское умножение людей начиналось именно в этом регионе.

Считается, что достижения и беды цивилизации (в том числе - сведения о наркотиках) занесли в Месопотамию шумеры. По странному совпадению народ этот появился на юге региона как раз тогда – 5,5 - 6 тыс. лет назад – когда, согласно книге Бытия, на севере Междуречья началось умножение других племен - семитов. Пришельцы-шумеры были этнически, лингвистически и культурно чужды местному населению и значительно превосходили его по уровню развития. Достаточно вспомнить, что шумеров считают изобретателями колеса, письменности, ирригационной системы, сельскохозяйственных орудий, гончарного круга, морских и речных судов и даже пивоварения. Они имели мощную по тем временам военную технику: конные войска, таранные орудия и наплавные мосты из бурдюков. На захваченных землях шумеры возводили неприступные крепости. Например, город Урук с населением в сто тысяч жителей окружала десятикилометровая стена, на которой высились 800 оборонительных башен. Более отсталые, семитские племена, вероятно, со священным ужасом следили за нашествием расы сверхчеловеков.

Не только история региона, но и региональные эпосы наводят на мысль о сожительстве семитов и шумеров. Например, в их рассказах о потопе так много параллелей, словно те и другие были очевидцами одного и того же катаклизма***, причем преодолевали они его совершенно одинаково. И в библейской (семитской), и в шумерско-вавилонской версии спасается лишь избранник богов, который дает начало послепотопному человечеству. 

          В шумерском эпосе мы встречаем Зисудру/Ут-напишти. Уже само имя героя говорит о многом: Ут-напишти в
          переводе с аккадского означает: «тот, кто нашёл дыхание» - то есть нашел способ дышать под водой! Это
          10-й царь Вавилона (а Ной – патриарх в 10-м поколении).
          Подобно библейскому сюжету развиваются и события в шумерском мифе: Бог Энки предупреждает царя о
          потопе, советует построить ковчег и взять с собой семью и животных.
          Как и Ной, Зисудра/Ут-напишти последовательно выпускает из ковчега несколько птиц (голубя, ласточку и
          ворона).
          Шумерский ковчег причаливает в Армении (а в Библии он останавливается на горе Арарат). Там легендарный
          царь тоже поступает как Ной: строит алтарь, приносит жертвы богам и получает благословение верховного
          бога Энлиля.

Если обе истории действительно повествуют об одном и том же событии (и об одном и том же человеке!), то по аналогии с шумерским Зисудрой можно набросать гипотетический портрет героя библейского катаклизма - праведного Ноя.

--------------------------------------------------------
             *В противном случае авторы Бытия непременно упомянули бы такие броские детали, как крылья, ореол
               света и белоснежные одежды пришельцев.
          **Много позднее Тацит так описывал подобного рода воинов: «… они упрямые воины. Им свойственна
               природная дикость. Чёрные щиты, раскрашенные тела, выбирают тёмные ночи для сражения и селят страх
               в противниках. Никто не устоит перед необычным и словно адским обликом их»
        ***Скорее всего, в обоих источниках речь идет о гигантском наводнении, случившемся в Месопотамии
               примерно 4800 лет назад (в библейской датировке Всемирный потоп случился 4300 лет назад).
--------------------------------------------------------



========================
         Ной был царем,
     усугубившим бедствие
========================

Прежде всего, определим его служебное положение. Избранник богов Зисудра/Ут-напишти являлся царем Вавилона, а какой пост занимал Ной? Подготовка к потопу неопровержимо свидетельствует о том, что Ной тоже был властителем какого-то народа. Только могущественному правителю по силам собрать массу людей для постройки громадного судна. Только у царя достанет средств, чтобы купить в других землях и привезти в свой безлесный край груды дорогой корабельной древесины. 

  Только несметное полчище слуг способно отловить, доставить и прокормить массу животных. Наконец, огромные силы и средства надо потратить на заготовку провианта для всех этих «пассажиров». Ною, вероятно, пришлось мобилизовать все ресурсы своего царства, чтобы решить поставленную Богом задачу. Тысячи рабов трудились на своего господина, не ведая о его цели…

  Необычное сооружение вызывало много вопросов, но царь упорно хранил молчание (иначе спаслись бы и другие). Наверное, нелегко ему было смотреть в глаза подданных, зная, что все они с женами и детьми обречены на мучительную смерть. В конце концов, даже безгрешный правитель обязан нести какую-то ответственность за преступления своего народа, Ной же заставил грешников спасать его, а сам бросил их на произвол судьбы. Нетрудно представить, какие душераздирающие сцены потом разыгрались у неприступного ковчега, когда обезумевшие толпы бились в него, ища спасения.

  Есть в тексте и другие детали, не соответствующие образу праведника, во всем послушного воле Господа. Ной, к примеру, не спешил исполнять заповедь «Плодитесь и размножайтесь» (дети появились у него только в 500 лет, хотя остальные патриархи рожали своих первенцев гораздо раньше - в 70-100-180 лет). После потопа он упился до такой степени, что бросил свою одежду и валялся голым. Его сын Хам посмеялся над «отключившимся» отцом, за что тот, как видно - с похмелья, проклял не наглого Хама, а своего безвинного внука Ханаана и всех его потомков в придачу.    

  Принимая во внимание эти факты, придётся признать, что по сегодняшним меркам для восстановления чистоты людского рода Бог избрал не стопроцентный образчик праведности. Возможно, на тот момент Ной был наилучшим из всех грешных обитателей земли: он хотя бы ходил пред Богом. Про остальных членов его семейства не сказано и этого. Была ли беспорочна его жена, которую Бог наградил спасеньем наравне с Ноем? Благочестиво ли их потомство, также спасенное от гибели? Известно лишь, что один из сыновей – Хам – однажды проявил непочтительность к отцу. (Наверное, этот эпизод не был исключением, раз имя «Хам» превратилось в синоним грубости)

  Еще больше сомнений вызывают прочие «исправители породы» из семейства Ноя. Какими бы ни были Сим, Хам и Иафет, они несли в себе гены весьма благочестивого отца. А вот их жены происходили из чужих, растленных, злобных, достойных уничтожения семейств и, вероятно, что-то позаимствовали от них. Дурную наследственность и привычки они затем передали своим детям. Те - третье поколение ноемитов – тоже внесли свой негативный вклад в генотип «обновленного» человечества, поскольку в их среде вновь, как и в эпоху Адама, расцвел инцест. (Внукам Ноя приходилось брать в жены только родных или двоюродных сестер: другие-то невесты после потопа еще не народились)

  Будь патриарх порасторопней, он бы еще в молодые годы - задолго до потопа - обзавелся сынами и дочками, они произвели бы ему внуков, а те – правнуков (за 600 лет, оставшихся до потопа, семейство запросто могло наплодить 5-6 поколений). Тогда острота инцеста была бы снята. Правда, вместо одного спасательного судна пришлось бы сооружать для них целую флотилию. Это обстоятельство, как видно, и предопределило судьбу Ноя: Всевышний подбирал для спасения не столько праведное, сколько небольшое, компактное семейство.

  Необычно низкая продуктивность Ноя, избранного Богом для восстановления человечества, и вправду бросается в глаза. Выше уже отмечалось, что первого сына он родил чрезвычайно поздно даже по меркам патриархального времени – в 500 лет. Из-за столь позднего старта пожилой Ной не мог соперничать с другими патриархами в плодовитости, ограничившись только 3 сыновьями (в отличие от отца Сим, Хам и Иафет имели соответственно 6, 4 и 8 потомков мужского пола). Дочерей Ной -  единственный из патриархов! - не имел вовсе. Его вялая репродуктивность сохранялась недолго и вскоре угасла окончательно – задолго до потопа*. С тех пор он не увеличил народонаселение ни на йоту, поэтому с прагматической точки зрения в его спасении не было никакой необходимости. После потопа род человеческий возрождал не умеренно праведный Ной, а ноевы сыновья с женами сомнительной наследственности.

  Рассуждая подобным образом, мы приходим к странному выводу: для восстановления чистоты рода человеческого Бог выбрал не совсем праведное семейство и совсем не плодовитого патриарха (долгое время казавшегося вообще бесплодным)**. Такой выбор отнюдь не гарантировал успешного обновления жизни на земле, что вскоре и подтвердили «обновленцы». Новые поколения людей вновь принялись творить зло, грешить и развращаться, словно в их жилах текла кровь не богоугодника, а растленных праотцов. Грандиозная геополитическая катастрофа не принесла задуманного очищения, да и не могла его принести: целенаправленная селекция требует терпения и кропотливого труда, а не грубого насилия. Между тем, при желании, внимательно наблюдая за умножением людей и своевременно устраняя различные дефекты, Бог мог осуществить свою селекцию менее разрушительно и куда более эффективно.

--------------------------------------------------------
             *Бог приказал Ною готовиться к плаванию за много лет до потопа, но уже тогда все его сыновья были
               взрослыми семейными людьми. («Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья
               твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» Бытие 6:18).
               Значит, младшего сына Ной родил не позднее 550-560 лет.
          **Если Бог действительно замыслил уничтожить людей за 120 лет до потопа, то в те времена Ной вообще
              не имел детей, а его почтенный возраст наводил на мысль об окончательной бездетности.
              Почему же Бог не произвел, к примеру, новых, послушных Адама и Еву из ребра праведного Ноя?
--------------------------------------------------------


              Строительство ковчега и собирание животных со всего света потребовали, конечно, немалого времени,
               поэтому первые инструкции Ной получил задолго до потопа, когда многие его родственники были
               еще живы.
               Отец Ноя Ламех умер за 5 лет до катастрофы, дед Мафусаил – накануне. Помимо деда и отца у Ноя были
               братья и сестры, а они, вероятно, наплодили детей – ноевых племянников и племянниц… Тем не менее,
               никого из них Бог не пожалел, а Ной не спас, поскольку они не были угодны Богу, то есть даже ближайшие
               родственники патриарха считались закоренелыми грешниками. Значит, праведность Ноя не была им
               унаследована от родителей и не сложилась в результате воспитания. Какая-то мутация, случайное стечение
               обстоятельств сформировали личность, уникальную по тем временам. Все остальные допотопные
               индивидуумы настойчиво и единодушно извращали пути свои.
               Возникает естественный вопрос: кто же несет ответственность за столь явное несовершенство людской
               породы? Конечно, тот, кто ее создал.
               Всесильный «инженер человеческих душ» должен был заметить и устранить дефекты своего проекта
               еще на ранних этапах тиражирования «изделия».
               Тогда землю наполняли бы не бракованные, а усовершенствованные творения. Чтобы ускорить этот
               процесс, Бог «заключал» бы чрево неугодных, а праведников награждал небывалой
               плодовитостью…. Такой «неестественный» отбор живо навел бы порядок на земле, ничего не разрушая
               и никого не заставляя страдать.
 
  Какой-то мониторинг деградации людей Бог все же осуществлял. Об этом свидетельствует странная фраза, которую он однажды произнес: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт 6:3). Ее смысл, на первый взгляд такой понятный, на поверку оказывается загадочным. Проще всего предположить, что Бог решил урезать жизнь человеческую с тогдашних 800-900 до 120 годов. Однако минуют столетия и многочисленные поколения, прежде чем людской век действительно войдет в эти границы. Поскольку Высочайшее повеление не могло претворяться в жизнь так неспешно, интерпретировать Божье повеление стали иначе: Творец, мол, возвестил грядущий конец этого человечества через 120 лет. Такое объяснение ничуть не лучше предыдущего. Бог, дескать, 1500 лет пассивно наблюдал за распространением зла по земле и, когда терпение его вконец истощилось, решил положить предел безобразию.

  Почему же Он не вмешался раньше, пока болезнь не поразила весь организм и еще допускала лечение? Почему, приняв решение о потопе, отложил его на 120 лет? Добавлять 120 лет после 1500 не имело смысла, давать грешникам последний шанс, не предупредив об этом, - нелепо. В чем же заключался смысл той странной фразы?

  Разгадка, возможно, кроется в неприметном словечке «сими». Оно как будто указывает на какую-то определенную категорию человеков. Какую же? Если от загадочной фразы не отрывать следующую за ней («В то время были на земле исполины…» Быт 6:4), то сими человеками Бог называл исполинов. Книга Еноха эту догадку подтверждает – там Бог лишает долголетия именно исполинов («ибо они не должны иметь долгой жизни»). Оба источника сходны и в другом – в них фигурируют дети, но отсутствуют внуки сынов Божиих, то есть дети исполинов. Их словно не было вообще. То ли гиганты рано умирали, не успев достичь половой зрелости, то ли совсем не могли иметь потомства…. Так исподволь складывается портрет загадочных великанов - крупных, прожорливых, непродуктивных и нежизнеспособных. Зачинали их дочери человеческие от иноплеменников, причем обе стороны находились в состоянии стресса: воины были разгорячены боем, кровью и возбуждающими средствами, а женщины дрожали от страха перед насильниками. Стоит ли удивляться, что так называемый «союз сынов Божиих с дочерьми человеческими» производил на свет неполноценное потомство?

  Книга Еноха позволяет дополнить эту картину новыми штрихами. Там в частности упоминается, что ангелы, сыны Неба, научили людей колдовству и срезыванию корней* . Волшебством, заклятиями и заклинаниями монотеист Енох, конечно, называл магические ритуалы древних, но что в этом контексте означало «срезывание корней»?

--------------------------------------------------------
                *«они начали входить к ним и смешиваться с ними, и научили их волшебству и заклятиям, и открыли
                им срезывания корней и деревьев» (Енох 2 8)
                «Амезарак научил всяким заклинаниям и срезыванию корней» (Енох 2 16)
--------------------------------------------------------


  Очевидно, автор придавал этому умению огромное значение, коли особо выделил его и поставил в один ряд с магией. Он, конечно, не имел в виду банальное добывание кореньев, свойственное даже животным. Не подразумевал он и технологию срезания, поскольку создавать и применять режущие орудия люди научились задолго до вторжения сынов Божиих: уже Авель приносил Богу тук (сало) своих овец, Каин обрабатывал поле, а позднее строил целый город. Стало быть, в апокрифе речь шла о срезании определенных корней, применявшихся в магических обрядах.

  Такого рода растение – мандрагора - уже упоминалось в главе о грехопадении. Там обсуждалась гипотеза, что Адаму и Еве пришлись по вкусу новые ощущения, пробуждаемые этим галлюциногеном, и Бог был вынужден изолировать место произрастания мандрагоры от прародителей и их потомков. В главе о братоубийстве мы обнаружили следы других народов по соседству с адамитами. В той же главе постулировалось и кое-что другое: высказывания Евы и особые привилегии Каина указывали на его родство с самим Богом (или вождем, жрецом, названным впоследствии Богом). В свете этих предположений сквозь смутную предысторию потопа начинают проступать черты реальной истории, объединившей судьбы народов и их героев.

  Во-первых, не приходится сомневаться, что описанные события происходили в Месопотамии. На это указывают и географические приметы Эдема (реки Тигр и Евфрат, Ассирия), и причаливание ковчега к Араратским горам, и обживание Вавилона, Аккада, Ниневии внуками Ноя, и рождение Авраама в Уре Халдейском.

  Во-вторых, Тигр и Евфрат в 3-ем тысячелетии до н.э. неоднократно затопляли Междуречье, причем одно из наводнений было особенно сильным. Об этом свидетельствуют археологические раскопки Л.Вулли, Сафара, Ллойда, С.Лангдона, В.Кэмпбела-Томпсона, М.Маллоуэна и др., обнаруживших в Уре, Эриду, Ниневии и Шуррупаке многометровый слой ила, под которым и над которым располагались культурные слои. Иначе говоря, повседневная жизнь Двуречья была нарушена мощным природным катаклизмом, но затем она вновь возобновилась.

  В-третьих, население этого региона состояло в основном из двух этносов с разным уровнем культуры. Семитские племена в тот период находились на довольно низкой ступени развития, тогда как шумеры значительно превосходили их. Двигаясь с севера и юга навстречу друг другу, они вступали в контакты и столкновения.

  Со временем семиты начали смешиваться с шумерами и перенимать их обычаи и представления. Особенно много идей, заимствованных из шумерской космогонии, вошло, вероятно, в первые главы Бытия (о сотворении мира, человека и человечества). Так, успешная карьера Каина в земле Нод наводит на мысль, что адамиты были шумерами, а изгнанный ими Каин нашел пристанище в племени семитов. Последние уже слышали о «сынах Божиих» и боялись их, поэтому странник, носивший отличительные знаки шумеров, вызвал у них уважение и трепет. Он научил их обрабатывать металлы и минералы, строить большие сооружения и крепостные стены. В полном согласии с книгой Еноха он посвятил их в тайны священной мандрагоры и научил пользоваться ее чудодейственным корнем. Наряду с магией и врачеванием это привело к распространению наркомании, падению нравов, росту числа патологий и насилия.
 
  В какой-то степени переселение Каина в землю Нод отражало общие процессы ассимиляции шумеров и семитов – крушение привычных укладов, смену мировоззрений, верований, технологий. Эпоха перемен несла с собой и элементы дезорганизации, регресса, которые пугали людей, рождали мысль о конце света. Масштабное переселение народов, передел земли и собственности на время приводили в упадок общественное хозяйство и, в частности, разветвленную ирригационную систему с ее каналами, дамбами и т.п. В этих условиях очередной паводок грозил жителям более серьезными последствиями, чем обычно.
 
  Тем не менее, жизнь продолжалась, а местами даже шла вперед. Один из местных царей, именуемый в разных эпосах Ноем/Зиусудрой/Ут-напишти/Атрахасисом, затеял строительство огромного дворца из дерева (что было необычно для этой безлесной местности). Множество рабов день и ночь занимались возведением дворца вместо чистки каналов и укрепления плотин. Как и все жилые постройки того времени, царский дом имел мало окон, да и те представляли собой узкие щели. На крыше были традиционные отверстия для освещения верхнего этажа. Чтобы уберечь здание от сырости, его установили на каменной платформе. Когда очередное наводнение, на этот раз усиленное землетрясением, смело дамбы и обрушилось на страну, деревянный дворец сорвало с места, и он закачался на волнах, подобно судну. Его обитатели спаслись, положив начало красивому мифу о всемирном потопе, Ут-напишти/Ное и его ковчеге.

(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history)


Рецензии
Хорошо написано, доходчиво и доказательно. Почитал с удовольствием.

Но ведь все здравомыслящие люди считают Ветхий завет сборником мифов и легенд, или просто сборником сказок. А это значит, что в этих текстах может быть абсолютно любой сюжет, который не претендует ни на логику ни на хронологичность, ни на что прочее. Конечно церковники цепляются за любую возможность, чтобы доказать правдивость, и даже святость этих книг, но их усилия малоэффективны...

А вы лишний раз, и обстоятельно, доказываете то, что Ветхий завет это сборник сказок.

И да, сказка про "Потоп" наверно самая глупая, в Ветхом завете, как впрочем и "Исход" и я тоже написал об этом пару статей, хотя весьма поверхностно...

С уважением.

Виктор Гаврилов Степ   03.01.2023 13:33     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, но я вовсе не считают Ветхий завет сборником сказок. Если Вы почитаете исследования знаменитых учёных-мифологов В. Проппа, К. Леви-Стросса, Д. Фрэзере, то увидите, что мифы имеют историческую основу. Разумеется, не надо принимать всё буквально, однако не стоит и полностью отвергать писания древних.
В том же "Потопе", возможно, отразились сложные процессы колонизации Месопотамии шумерами и семитами, а так же природные катаклизмы вроде серии больших наводнений, следы которых обнаружили археологи.
С уважением,

Томас Твин   03.01.2023 18:41   Заявить о нарушении
Конечно, (наверно) все эти истории имеют какую-то подоплёку, ведь придумать столько мифов одному человеку очень трудно. А в результате получился сборник сказок на основе, каких-то событий или преданий. Но это ведь не делает описанные истории правдивыми.

Нет, лично я считаю что это сказки и без всяких допущений и без претензий на истину.

Виктор Гаврилов Степ   03.01.2023 20:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.