Человек в рыночном обществе

Из изложенного выше мы уже видим отчетливо, что эта работа целиком посвящена проблеме человека и перспективе его развития в современном обществе. Верить, что у человека есть перспектива, значит верить, что ее имеет и человечество. Ибо только человек воплощает в себе конкретность нашей жизни, а все остальное, и живое и неживое, не обладают такой ценностью, какой обладает сам человек. И если сегодня мы любим только деньги и презрительно относимся к человеку, то это есть не только наше отношение друг к другу, а главным образом к самому себе. Мы, стало быть, не любим еще и себя. И человек вступил в вопиющее противоречие с самим собой и со своей общественной сущностью. И история нас подвела именно к этой черте. Представления же о том, что технический прогресс безграничен, выражает лишь экономическую точку зрения, которая именно потому зашла в тупик, что она исторически развивалась сама по себе, подавляя человека. Но это направление развития общества должно было когда-нибудь закончиться и, так или иначе, перейти на человеческую основу, на которой, напротив, самоцелью становится безграничное осуществление самого человека как саморазвивающегося существа. А этот переход и переживается как кризис.
Поэтому в этом вопросе, в конце концов, свое теоретическое решение находит все мировые вопросы, так как все они, так или иначе, сводятся к нему. Думать же, что существуют какие-то другие проблемы, проблемы экономические, экологические, политические и т. д., которые в то же время не являлись бы человеческими проблемами, значит жить чем-то внешним, абстрактным и не думать как раз о человеке и его жизни на земле. А у нас все так и происходит, и многие до сих пор умудряются спекулировать этими вопросами и благодаря этому порабощать людей, вместо того чтобы его освобождать, занимаясь именно проблемой человека. И если мир изменится, то он изменится ради человека и только с точки зрения человека. И никакой другой отчет здесь уже не работает и не оправдывает такого положения человека, когда он порабощен собственным творением. А рыночное общество как раз формирует человека. И тот факт, что оно происходит неожиданным путем и противоречиво, нас застало врасплох и поэтому просто оглушило. Но только, как думается мне, на время, пока человек не сложился самостоятельной личностью.
Если нас интересует реальное положение вещей, а не просто абстрактное рассуждение, то рассмотрение проблемы человека требует целостного взгляда на мир и определения самого  общества как «человеческого общества». Мир вещей, который стоит над людьми, и люди в этом мире – это не человеческий взгляд. Ибо мир есть мир человека, и как бы его ни интерпретировали и ни осмысливали, он остается миром человека и развивается как такой мир, стремясь осуществить именно человека. Человек у космоса и природы отвоевывает себе пространство и развивает условия своего существования и вместе с тем и осуществляет самого себя как человека. Но только бессознательно. И все это происходит не сразу, а постепенно, в ходе исторического развития, к тому же далеко не так, как представляют его себе люди. Даже если изменилась, преобразилась ее основа, сознание приходит последним.


Рецензии