Елизавета 1 и феминизм

Рассуждение о цитате Фрэнсиса Бэкона:
«Женское правление было редкостью во все времена; удачное правление — еще большей редкостью; удачное и в то же время долгое правление — это уникальное явление».

Высказывание английского философа и государственного деятеля Фрэнсиса Бэкона интересно тем, что затрагивает гендерный аспект жизни и правления Елизаветы I.  Великий современник королевы даёт нам возможность рассмотреть её личность в истории с необычной стороны - не в качестве активной поборницы абсолютизма, заложившей основы грядущего имперского величия Британии или королевы "Золотого века" английского искусства, но как женщины, добившейся  неверотяного успеха в глубоко патриархальном мире 16 века.
Это особенно актуально для такой, появившейся во второй половине 20 века, исторической дисциплины, как гендерная история, цель которой - рассмотреть формирование отношений между полами в разные эпохи.  Но и в рамках традиционной истории невозможно понять фигуру Елизаветы, не зная, какое влияние принадлежность к женского полу оказала на её восприятие окружением и подданными, на её самопозиционирование и, в конечном счете - политику. Цель этого эссе - осветить историческую фигуру Елизаветы с позиций гендерной истории и доказать, что Бэкон был прав, называя её правление уникальным явлением.

В современном мире слова  Бэкона о женском правлении в значительной степени утратили свою актуальность: на сегодняшний день 18 государств управляются женщинами и хотя в мировом масштабе, в сфере политике сохраняется гендерный дисбаланс, женское правление, особенно в развитых странах, никак нельзя назвать редкостью. История Англии - родины Бэкона  дала ряд примеров продолжительного и удачного женского правления. В современной истории страны таким примером служит Маргарет Тэтчер, чье руководство правительством стало одновременно самым продолжительным и самым выдающимся во второй половине 20 века.

Однако для 16 века слова Бэкона были во многом справедливы. Государственное управление в Европе 16 века было в основном прерогативой мужчин. Так, до Елизаветы, на английском престоле побывали лишь две женщины: императрица Матильда (12 век) и сестра Елизаветы - Мария Тюдор. Коронация первой привела к восемнадцатилетней гражданской войне, опустошившей Англию, а вторая проводила беспощадные репрессии против протестантов и сделала возможным беспрецедентное вмешательство испанского двора во внутренние дела страны. Даже этимологически королева (queen) в английском языке означает не женский аналог короля, но лишь его жену. Не лучше обстояло дело и в соседних государствах. Отношение к женскому правлению в Европе Средневековья и раннего Нового времени лучше всего характеризует так называемый "салический закон", запрещающий передачу французского престола по наследству.
В 16 веке ситуацию усугубила позиция части протестантских богословов, непримиримо относившихся к возможности женского правления. Для них, женщина была дважды подчинена мужчине - по праву сотворения из его ребра и как виновница изгнания из Эдема. Так, шотландский проповедник адресовал Марии Тюдор
Трубный глас против чудовищного правления женщин»", где в частности сказано:
Ставить женщину на любой руководящий пост над любой областью, нацией, городом, отвратительно, противоестественно, богохульно, это наиболее всего противоречит Божьей воле и здравому порядку, и в конечном счете извращает хороший порядок, все добро и справедливость."
Таким образом уже сам прихода Елизаветы к власти был событием неординарным. Неординарным, но не уникальным. Средневековье и новое время давало женщинам возможность участвовать в политике. Но это участие было закулисным и осуществлялось посредством влияния на мужа или сына или в лучшем случае благодаря позиции регента. Такого рода влияние обеспечило например политическую значимость Маргариты Анжуйской - супруги психически нездорового английского короля Генриха 6. Елизавета же показала, что не намерена играть по правилам, установленным обществом и традицией. Самым радикальным её шагом на этом пути стал отказ от замужества. В свое время, вскоре после восшествия на престол, её сестра получила письмо от императора Карла 5, который убеждал её выйти замуж, дабы "обеспечить работу правительства и выполнение обязанностей, не предназначенных для женщин".  Мария прислушалась к совету, но с Елизаветой дело обстояло иначе. Её принципиальное нежелание вступать в брак до сих пор активно дискутируется, но наиболее вероятно будет предположить, что королева опасалась утратить реальную власть. И для этого были веские основания. Общественное представление о женщине, находящейся под мужской опекой обеспечили бы мужу королевы значительное влияние. Свою роль играли и детские воспоминания. Русский историк Ольга Дмитриева пишет об этом так: "Уже детские и юношеские годы принесли ей необычный опыт, убеждавший в том, как опасно женщине оставаться беспомощной и слабой игрушкой в мире, которым правят мужчины. Каждый новый шаг лишь укреплял Елизавету в этой мысли. Душевное смятение, вызванное чередой трагедий женщин, вознесенных и погубленных ее обожаемым и пугающим отцом, и детский страх перед непостижимой жестокостью смерти легли в основу ее опередившего время «феминизма», продиктованного инстинктом самосохранения." Здесь интересно сравнить королеву с Марией Стюарт - чья трагическая судьба неотделима от исторического образа Елизаветы. Соперница английской королевы боролась за престол, но при этом оставалась человеком традиционного мышления. Она и другая Мария - сестра королевы искали мужчину, на которого можно было бы переложить бремя власти. Это - одна из причин, по которым противопоставление Елизаветы Тюдор и  Марии Стюарт в пользу последней стало столь популярным в  литературе 19 века. Консервативному обществу викторианской эпохи (хотя оно само жило под властью королевы) было легче принять образ романтической героини, отвечавшей ожиданиям мужчин, нежели уверенной в себе правительницы, резюмировавшей свою брачную политику одной фразой:
«Здесь будет только одна госпожа и ни одного господина!»
Фигура женщины - самостоятельной правительницы вызывала недовольство и у современников. Так, советники королевы, стремившиеся, в первые годы её правления убедить Елизавету передать им полномочия в "неженских" областях государственной политики и встретив отказ, именно принадлежностью к женскому полу объяснили то, что казалось им нерассудительностью правительницы. Сексисткая критика королевы достигла апогея в последние годы её жизни, когда при дворе говорили, что если бы на троне сидел мужчина, его политика в отношении Испании была бы куда решительнее. Схожие аргументы использовал фаворит и военачальник королевы и её фаворит граф Эссекс, когда саботировал её приказы во время военных кампания и когда предпринял попытку государственного переворота.

В приведенной цитате Ольги Дмитриевой рядом с именем Елизаветы употреблен термин "феминизм".  И это не случайно, ведь в современной Британии королева превратилась в своего рода икону для части феминистического движения. Оправдано ли это? Хотя для противников Елизаветы её пол был дополнительным аргументов против неё, для самой королевы этот вопрос не играл особой роли. Конструируя свой образ, она, напротив стремилась выйти за пределы гендерной парадигмы. Будучи высокообразованным человеком, Елизавета сохраняла традиционное для своей эпохи мышление и не видела ничего дурного в сложившейся иерархии полов. Женщин, жившие под властью одной из величайших правительниц в истории по прежнему не могли учиться в школах или университетах, работали в большинстве своем в домашних хозяйствах и (если они принадлежали к аристократии) не наследовали отцовский титул (исключением были только дочери королей). Елизавета соглашалась с представлением о женщине, как о существе слабом и подчиненным, при этом она была убеждена, что, по Божьей воле являет собой исключение из правил. Коль скоро она - монарх милостью Божьей, значит она - больше чем человек, а для того, кто помазан Богом, пол не играет особенной роли. Подобно тому, как правительницы Египта носили накладные бороды - символ королевской власти, она сделала мужскую роль - своей и чувствовала себя в ней совершенно органично. Представление королевы о собственной роли характеризуют такие её слова: Знаю, что у меня тело слабой и хрупкой женщиной, зато у меня сердце и дух короля, короля Англии. В тех же случаях, когда королева апеллировала к своему полу, она обращалась к его религиозной трактовке. Образ королевы-девственницы, навсегда вошедший в историю, берет свое начало в чрезвычайно распространенном культе Девы Марии (становясь фактически его светским вариантом) и продолжает вереницу средневековых святых мучениц и героинь, подобных Жанне д’Арк. Как отмечает упомянутая Ольга Дмитриева, "среди небесных дев Елизавета была вторая, «но среди земных — первая»". Елизавета прекрасно понимала, что хотя мышление её подданных было гендерным и сословным, оно в первую очередь было религиозным.

Конечно, Елизавета всегда оставалась женщиной, во главе глубоко патриархального общества и не пыталась его изменить. Но было бы странно упрекать в этом человека 16 века, жившего за два века до появления первых феминистских идей. Куда важнее другое. Елизавета своим примером показала, что независимая женщина не просто может делать "мужскую" королевскую работу. Она может делать это лучше мужчин. Возглавив Англию в критический период её истории, Елизавета завершила церковную реформу, укрепила власть и престиж монархии, обеспечила обществу десятилетия спокойного развития. Она преуспела и в самой "мужской"  сфере монаршей деятельности - войне. Разгром "Непобедимой армады", основание колоний в Северной Америки и успешная борьба за контроль над над трансокеанской торговлей обусловили закат испанского владычества и превращение Англии во "владычицу морей" и, в будущем - самую большую империю в истории человечества.  Не так много в истории правителей, чьё имя дало название эпохе и Елизавета среди них. "Елизаветинский век" - это Шекспир и Марло, это пираты и Ост-Индская кампания, блестящий двор и плеяда выдающихся государственных деятелей. Так что британские феминистки имеют полное право считать её своей иконой. Изменение отношение к способностям женщины к управлению государством - неотъемлимая часть наследия Елизаветы 1 Тюдор, чьё правление Фрэнсис Бэкон с полным на то основанием назвал уникальным.


Список использованных источников:
• Дмитриева О. Елизавета Тюдор. Москва: Молодая Гвардия, 2012.
• Выпуск передачи "Всё так" радиостанции "Эхо Москвы" от 15.0..2007 " Елизавета I Английская — дева нации".
Ссылка: http://echo.msk.ru/programs/vsetak/53214/
• Chloe H. The Indomitable Female Fortress: Queen Elizabeth I.
Ссылка: • Was Queen Elizabeth I the first feminist?
Ссылка: • Andres S E. Was Queen Elizabeth I a feminist icon?
Ссылка: • Doran S. Elizabeth I Gender, Power & Politics.
Ссылка: • Castor H. Elizabeth I: Exception to the Rule.
Ссылка: • Why did Queen Elizabeth I never marry?
Ссылка: http://www.elizabethi.org/contents/faq/sixteen.htm


Рецензии
"Даже этимологически королева (queen) в английском языке означает не женский аналог короля, но лишь его жену."
В данном случае английский язык, как и три северогерманских языка, воспринял древнегерманскую основу *kwan/kwen/kvaen/kvoen, восходящую к индоевропейскому корню *gwen - женщина, жена (греческое "гинэка" отсюда же). Уже в староанглийском языке слово cwen имело три значения: женщина, жена, правительница страны. В средневековом английском языке cлов quene стало обозначать не только "жена короля", но и королева - "female sovereign, woman ruling in her own right".

"Но это участие было закулисным и осуществлялось посредством влияния на мужа или сына или в лучшем случае благодаря позиции регента."
Не всегда. Во всяком случае правление Изабеллы Кастильской и Фернандо Арагонского было равноправным и фактически первую роль в этом союзе играла скорее Изабелла, чем ее муж.

"использовал фаворит и военачальник королевы и её фаворит граф Эссекс... во время военных кампания... Женщин, жившие под властью... "
Надо отредактировать.

"продолжает вереницу средневековых святых мучениц и героинь, подобных Жанне д’Арк."
Тут надо сказать, что образ девственницы и в Средневековье был красивой условностью, инструментом политической борьбы. Девственница Жанна была провозглашена французскими церковниками, сторонниками бургундцев и англичан, ведьмой (после распада англо-бургундского союза французский король добился реабилитации Девы - но не причисления ее к лику святых; впоследствии Дева - не сожженная на костре - вышла замуж за рыцаря Дезармуаза, но официальная пропаганда при Наполеоне Третьем постаралась уничтожить все материальные свидетельства брака). Ведьмой была Орлеанская девственница и в глазах англичан (кажется, в хронике Шекспира "Генрих 4-й" Жанна и выведена как бесноватая колдунья). В высшем английском обществе хорошо знали, что королева давно не девственница, шептались, что она тайно венчана с Дадли, а испанский посол при английском дворе информировал своего короля об "очередных" тайных родах Елизаветы в замке Уорик, принадлежавшем ее любовнику Дадли; при этом подданным официально сообщалось, что королева больна водянкой.

"это пираты"
В данном случае "каперы" - морские разбойники, имевшие королевскую лицензию на грабеж и уничтожение вражеских кораблей и морских баз (в то время - испанских). Впоследствии, при Иакове и позже, некоторые английские каперы, уличенные в грабеже и уничтожении "не тех" кораблей и баз (капитан Кидд, например), приговаривались к повешению, и приговор приводился в исполнение.

Алексей Аксельрод   08.08.2022 14:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.