19. Обет Армаган. Измена Мгера

Мгер  доброхот  и  легковерен,
Но  Армаган  не  провести!
Ложилась  камнем  возле  двери,
Моля  Дехцун,  Тороса-кери
От  чар 
       любимого  спасти.

Меджлис, собравшись  скоротечно,   
Решил,  что  Богом  суждено
Пробить  к  язычникам  окно
И  окрестить  народ,  конечно.

Да  не  пройдёт  удача  мимо! 
Знать,  то – знамение  судьбы:
Владенья  Мсыра  без  борьбы
Принять  под  руку  побратима.

Оган,  Исмил  не  доверяя,
Пытался  брату  объяснить,
Куда  ведёт  тропа  кривая,
В  какие  омуты  ныряя,
Зовёт  злокозненная  нить.

У  Армаган  слова,  как  пламя,
И  взглядом  каменно  тверда:
«Уедешь –  Божья  сила  с  нами -
Не  возвращайся  никогда.

Коли  меня  оставишь  всё  же,
Погасишь  преданности  свет,
Даю  обет  -  на  сорок  лет
Забудь  супружеское  ложе».

«Пойми,  я  клятву  дал  МелИку
И  слово  грамотой  скрепил.
Я  стал  бы  ангельскому  лику
Презрен  и  низок,  поелику
Святую  клятву  преступил.

Не  плачь,  родная,   не  терзайся,
Не  злопечалуй,  не  тужи.
В  моей  любви  не  сомневайся,
Обид  на  сердце  не  держи».

«Ну, с  Богом! Пусть  твою  дорогу
Украсят  листья  и  цветы,
Но  угасить  не  сможешь ты
Мою  сердечную  тревогу».

На  Джалали  хурджин  с  дарами
Закинул  Мгер,  и  только  пыль
Метнулась  в  горной  панораме,
Да  маков  розовое  пламя
Поникло, да  полёг  ковыль.

Тропу  коврами  застелила
К  крыльцу  лукавая  Исмил,
Перед  воротами  настил
Сусальным  золотом  покрыла.

Готовит  гостю  своему 
И  плов,  и  сладкую  хурму,
И  иноземную  долму
Царица  Мсырская….
И  вот -
Мгер  у  распахнутых  ворот.

«Я  здесь,  Исмил.  Ты  позвала.
Слова твои  да  будут  кратки.
Что  за  нужда  во  мне  была,
Какие  в  царстве  непорядки»?

«Зачем  ты,  парень,  на  коне
Сидишь  и  хмуришься  сурово?
Спускайся,  подойди  ко  мне,
Промолви  ласковое  слово».

Мигнув  прислужницам,  она
Ласкает  взглядом  бедолагу
И  семилетнего  вина
Даёт  ведёрную  баклагу.

Мгер  пьёт, и  повод  Джалали
Передаёт  её  конюшим.
Слова  медово  потекли
В  его  доверчивые  уши:

«Князья  уже  не  признают
Меня  владычицей  наследной.
Как  избежать  царице  бедной
Дворцовых  сговоров  и  смут?

Ты  подскажи  мне,   помоги
Принять  омаж  моих  вассалов.
Я  от  нападок  их  устала.
Здесь  даже  родичи – враги».

Играет  доброе  вино,
Горит  в  гранатовом  бокале,
Не  в  гостевой  уже,  не  в  зале - 
На  ложе  плещется  оно.

На  утро  Мгер  проснулся  хмуро:
Вот  влип,  смекает,  так  уж  влип!
Что  натворил  я  ночью  сдуру?
Попался,  словно  кур  в  ощип.

Исмил - хатун  змеёю  вьётся:
«Мгер,  поднимайся,  ждут князья.
Пойди  умойся  у  колодца,
Солью  тебе,  душа  моя».

Он  молча  встал  и - туча  тучей -
Побрёл с Исмил  на  царский  двор.
Там  на  смутьянов  пьяный  взор
Навёл,  тяжёлый  и  колючий.

«Князья,  вы  знаете  меня?»
«Ты - Мгер,
Герой,  львораздиратель.»

«Так  вот:  с  сегодняшнего  дня    
(Храни  ослушников, Создатель!)
Над  вами  властвует  Исмил,
(Дай  Бог  ей  доброго  здоровья).
Служите  ей,  по  мере  сил,
Без  сутяжа  и  суесловья.

Врагами  царства  назову
Несогласившихся  отныне.
Найду,  на  части  разорву
И  прах  развею  по  долине».

«С  тобою,  Мгер, нам  лучше  жить
Как  прежде,  в  мире  и  согласии.
Даём  Исмил  единовластие
И  станем  преданно  служить».

Победу  над  князьями  празднуя,
Исмил, чьи  помыслы  черны,
Находит  вновь  предлоги  разные,
Чтоб  Мгеру  стать  милей  жены.

«А  Джалали, - звучит  приказ  её, –
Пустить  к  кобылам  в  табуны».

Вином  и  лестью  одурманенный,
Мгер  годы  слил  в  единый  миг.
А  у  Исмил  родился  краденый
У  Армаган,  малыш  МелИк.


Рецензии